Основы безопасности жизнедеятельности
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа учебного курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5-7 классов разработана
в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.01.2021 № 2;
- учебного плана основного общего образования;
- рабочей программы воспитания.
Программа в методическом плане
позволяет построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов
опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия
человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний
и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Настоящая программа обеспечивает:
- ясное понимание обучающимися
современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового
уровня культуры безопасного поведения;
- прочное усвоение обучающимися
основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной
безопасности личности на следующем уровне образования;
- возможность выработки и закрепления
у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;
- выработку практико-ориентированных
компетенций, соответствующих потребностям современности;
- реализацию оптимального баланса
межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию
практических умений и навыков.
Содержание учебного курса представлено следующими
модулями:
- модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности
в современном обществе»;
- модуль № 2 «Здоровье и как его сохранить»;
- модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
- модуль № 4 «Безопасность в быту»;
- модуль № 5 «Безопасность в социуме;
- модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму
и терроризму»;
- модуль № 7 «Безопасность в информационном пространстве»;
- модуль № 8 «Безопасность в природной среде»;
- модуль № 9 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях
природного характера»
- модуль № 10 «Основы медицинских знаний»;
Программой предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ в 5-7 классах является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства.
Задачи курса предполагают формирование
у обучающихся:
- способности построения модели
индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения
здорового образа жизни, причин,
механизмов возникновения и возможных
последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять
необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
- активной жизненной позиции,
осознанного понимания значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности
личности, общества и государства;
- знаний о безопасном поведении человека в
чрезвычайных ситуациях различного характера;
- умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, навыков безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной
и коллективной защиты.
Изучение учебного предмета ОБЖ
предусматривается в течение трех лет, в 5–7 классах по 1 часу в неделю. Всего на
изучение предмета ОБЖ отводится 102 часа, из них по 34 часа в каждом классе.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО создаются
необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования
лицами с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ), для коррекции нарушений
развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе
специальных педагогических подходов, методов и способов общения. В ОО
обучающимся с ОВЗ созданы условия для обучения с учётом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. посредством реализации
рабочих программ учебных предметов, адаптированных для обучения детей с ОВЗ с
учётом вида ОВЗ, индивидуальных особенностей психофизического развития, обучающихся
с ОВЗ, их индивидуальных возможностей.
Программа может быть адаптирована для обучения
детей, имеющих задержку психического развития (далее – ЗПР)
конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического
генеза с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных возможностей освоения Программы.
Адаптированный вариант Программы предназначен для
обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в ОО уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить основное общее
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможности здоровья, в те же сроки (5 - 9 классы).
Специальные (адаптированные) условия реализации Программы могут включать: особую форму организации текущего контроля и промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор:
наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование учителем инструкции к выполнению заданий на уроке и дома с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности», представленные в Программе: личностные,
метапредметные, а также предметные результаты, отражают требования ФГОС ООО,
уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов, представленных в ФГОС ООО, передают специфику целей и
задач изучения учебного предмета. В адаптированном варианте Программы для
обучающихся с ЗПР в системе планируемых результатов оценивается только блок
«Ученик научится».
Рабочая программа является
приложением к основной образовательной программе основного общего образования
МБОУ СОШ №2.
Текст Программы и аннотация к ней
размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет https://2gor.uralschool.ru/