Обществознание 10-11 класс
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета «Обществознание»
10- 11 классы
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»
разработана для обучающихся 10-11 классов, изучающих данный учебный предмет,
включённый в обязательную часть учебного плана среднего общего образования.
Программа разработана на основании и с учётом
следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и
дополнениями (далее –ФЗ-273);
2. Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку,
утверждённый приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с
изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29»
июня 2017 г.
3. Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.№ 1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях с
изменениями (далее - СП 2.4.3648-20);
5. Федеральный перечень
учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» и Приказ
№ 766 Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 "О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254".
(Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)
6. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание»
7. Основная общеобразовательная
программа основного общего образования МБОУ СОШ № 2 (далее – ООП ООО);
8. Обществознание. Примерные
рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 10
– 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень /
А.Ю. Лазебникова, Н.И.Городецкая, Л.Е. Рутковская. – М.: Просвещение, 2018./ Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 63 с. -
ISBN
978-5-09-032925-5.
Программа учитывает:
- требования к планируемым
результатам освоения учебного предмета;
- требования к содержанию
учебного предмета;
- принцип преемственности
образовательных программ (основное общее образование);
- количество часов,
выделенных на изучение предмета учебным планом МБОУ СОШ №2 на 2021-
2022 учебный
год;
- цели и задачи Образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ №2;
- выбор комплекта
учебно-методического обеспечения в соответствии с Федеральным перечнем
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего
образования.
В 10-11
классах обучающиеся осваивают второй концентр предмета. В него входят
разделы «Человек и общество», «Духовная сфера жизни общества», «Политическая
сфера жизни общества», «Право», «Экономическая жизнь общества», «Социальная
сфера жизни общества».
В
Концепции преподавания обществознания предлагается в 10-11 классах изучение
этого предмета на базовом и углубленном уровнях, а в ФГОС СОО изучение
обществознания только на базовом уровне. Однако приоритетом в данном случае
обладают ФГОС СОО и изучение обществознания в старшей школе может
осуществляться только на базовом уровне.
В МБОУ СОШ
№2 предмет «Обществознание» на
ступени среднего общего образования изучается в качестве обязательного предмета
в 10-11 классах на базовом уровне по 2 часа в неделю, всего 136 часов.
Обществознание является одним из
социально-гуманитарных предметов в системе общего образования, который призван
формировать способность правильно действовать при решении вопросов социального
характера. Обществознание выполняет функцию интеграции знаний о человеке и
обществе, получаемых в рамках изучения курсов истории, географии и литературы,
устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной
направленности и с реализуемой в общеобразовательных организациях программой
воспитания и социализации обучающихся.
Целью преподавания обществознания является формирование
гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности,
гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания,
уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям,
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, создание условий для освоения обучающимися
способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном обществе.
Задачами преподавания обществознания является:
1) формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую),
политической, медиа- и информационной культуры, культуры межнационального
общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества,
общероссийской гражданской идентичности;
2) создание условий для формирования гармонично развитой личности, успешной
социализации обучающихся, их созидательной гражданской активности, усиление
взаимосвязи преподавания обществознания с реализацией программы воспитания и
социализации обучающихся, воспитание неприятия национальной и религиозной
розни, общественно опасного, коррупционного и неправомерного поведения.
Методологической основой ФГОС СОО является
системно-деятельностный подход,
который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,
возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья
обучающихся.
Структура Программы соответствует п.19.5 ФГОС СОО и
включает в себя следующие разделы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Описание места учебного предмета
«Обществознание» в учебном плане:
10
кл. |
11
кл. |
Всего часов на уровне СОО |
2 (68) |
2 (68) |
4 (136) |
УМК по предмету «Обществознание»:
1.
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова,
А.Ю.Лазебниковой . – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2020. – 319 с. - ISBN 978-5-09-073926-9.
2.
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова,
А.Ю.Лазебниковой . – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 334 с.
- ISBN 978-5-09-077943-2.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ), для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения. В ОО
обучающимся с ОВЗ созданы условия для обучения с учётом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. посредством реализации
рабочих программ учебных предметов, адаптированных для обучения детей с ОВЗ с
учётом вида ОВЗ, индивидуальных особенностей психофизического развития, обучающихся
с ОВЗ, их индивидуальных возможностей.
Программа может быть адаптирована для обучения
детей, имеющих задержку психического развития (далее – ЗПР) конституционального,
соматогенного, психогенного, церебрально-органического генеза с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся с ЗПР, а
также индивидуальных возможностей освоения Программы.
Адаптированный вариант Программы предназначен для
обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в ОО уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить основное общее
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможности здоровья, в те же сроки (5 - 9 классы).
Специальные (адаптированные) условия реализации
Программы могут включать: особую форму организации текущего контроля и
промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учётом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор:
наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале
работы этапа общей организации деятельности; адаптирование учителем инструкции
к выполнению заданий на уроке и дома с учётом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»,
представленные в Программе: личностные, метапредметные, а также предметные
результаты, отражают требования ФГОС СОО, уточняют и конкретизируют общее
понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, представленных в
ФГОС СОО, передают специфику целей и задач изучения учебного предмета. В
адаптированном варианте Программы для обучающихся с ЗПР в системе планируемых
результатов оценивается только блок «Ученик научится».
Рабочая программа является
приложением к основной образовательной программе основного общего образования
МБОУ СОШ №2.
Текст Программы и аннотация к ней
размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет https://2gor.uralschool.ru/