Рабочая программа по обществознанию 10 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
В соответствии с ключевыми задачами основного общего образования требования
к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с
основными направлениями личностного развития и включают в себя предметные,
метапредметные и личностные результаты.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ИОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного,
дифференцированного, проблемного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения
программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами
деятельности и умениями, их реализующими.

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются
следующие умения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются
следующие умения:

2

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Предметными результатами освоения выпускниками средний школы содержания
программы по обществознанию являются:
1) относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с
опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых
в современном российском обществе социальных ценностей;
5) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
8) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
3

регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения
трудовой деятельности для личности и для общества;
9) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;
10) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной информации;
11) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном
общении;
12) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с
отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

4

1.
Содержание учебного предмета
«Обществознание (включая экономику и право)»
10 класс
Глава I. Человек в обществе.
Что такое общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество
и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Общество как сложная система. Особенности социальной системы. Социальные
институты.
Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития.
Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса.
Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке.
Социальные качества личности. Самосознание и самореализация.
Деятельность - способ существования людей. Деятельность человека: основные
характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности.
Сознание и деятельность.
Познавательная и коммуникативная деятельность. Познаваем ли мир? Познание
чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания.
Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и
коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность.
Признание и уважение прав других. Проблема выбора. Свободное общество.
Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное
информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социальнополитическое измерение информационного общества.
Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и
признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и
международный терроризм. Противодействие международному терроризму.
Глава II. Общество как мир культуры.
Духовная культура общества. Понятие духовная культура. Культурные ценности и
нормы. Институты культуры. Многообразие культур.
Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры
личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных
норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра.
Наука и образование. Наука и ее функции в обществе. Современная наука. Этика
науки.
Образование в современном обществе. Образование как система.
Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия
как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России.
Проблема поддержания межрелигиозного мира.
Искусство. Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства.
Современное искусство.
Массовая культура. Характерные черты массовой культуры. Что привело к
появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура.
Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
Глава III. Правовое регулирование общественных отношений.
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву.
Естественно-правовой подход к пониманию права. От идеи к юридической реальности.
Взаимосвязь естественного и позитивного права.
Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль.
Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права.
Источники права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права.
5

Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов Российской
Федерации.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношение. Что такое
правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав
человека.
Развитие права в современной России.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Правомерное поведение.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская
служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные
неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности.
Наследование.
Защита гражданских прав.
Семейное право. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение
брака.
Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание
детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения.
Порядок приема на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное
обеспечение. Профессиональное образование.
Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Право человека
на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав.
Экологические правонарушения.
Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс.
Уголовный процесс. Административная юрисдикция.
Конституционное судопроизводство. Судьи конституционного суда. Принципы
конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного
судопроизводства.
Международная защита прав человека. Защита прав и свобод человека средствами
ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.
Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного
уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и
свобод человека.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие
политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.
Заключение. Человек в XXI в. Человек и глобальные вызовы современного
общества.
Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.

6

2.
№

Тематическое планирование
Тема урока

Дата
план

1

2
3
4
5
6

7
8
9
10

11
12

13
14

15

16
17

18

19

Курс обществознания: цели, задачи, формы работы.
Краткая характеристика изучаемого курса. Как
подготовить проект
Что такое общество. Общество как совместная
жизнедеятельность людей. Общество и природа.
Что такое общество. Общество и культура. Науки об
обществе.
Общество как сложная система. Особенности социальной
системы.
Общество как сложная система. Социальные институты.
Динамика общественного развития. Многовариантность
общественного развития. Целостность и
противоречивость современного мира.
Динамика общественного развития. Проблема
общественного прогресса.
Социальная сущность человека. Биологическое и
социальное в человеке.
Социальная сущность человека. Социальные качества
личности. Самосознание и самореализация.
Деятельность - способ существования людей.
Деятельность человека: основные характеристики.
Структура деятельности и ее мотивация.
Деятельность - способ существования людей.
Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познавательная и коммуникативная деятельность.
Познаваем ли мир? Познание чувственное и
рациональное.
Познавательная и коммуникативная деятельность. Истина
и ее критерии. Особенности научного познания.
Познавательная и коммуникативная деятельность.
Социальные и гуманитарные знания. Многообразие
человеческого знания. Познание и коммуникативная
деятельность.
Свобода и необходимость в деятельности человека.
Свобода и ответственность. Признание и уважение прав
других.
Свобода и необходимость в деятельности человека.
Проблема выбора. Свободное общество.
Современное общество. Глобализация как явление
современности. Современное информационное
пространство.
Современное общество. Глобальная информационная
экономика. Социально-политическое измерение
информационного общества.
Глобальная угроза международного терроризма.
Международный терроризм: понятие и признаки.
Глобализация и международный терроризм.

Примеча
ние

факт

1
неделя
1
неделя
2
неделя
2
неделя
3
неделя
3
неделя

&1

4
неделя
4
неделя
5
неделя
5
неделя

&3

6
неделя
6
неделя

&5

7
неделя
7
неделя

&6

8
неделя

&7

8
неделя
9
неделя

&7

9
неделя

&8

10
неделя

&9

&1
&2
&2
&3

&4
&4
&5

&6

&6

&8

7

20

21
22
23
24
25
26
27
28

Глобальная угроза международного терроризма.
Идеология насилия и международный терроризм.
Противодействие международному терроризму.
Человек в обществе. Закрепление и углубление знаний,
умений и навыков, полученных при изучении темы.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в
обществе».
Духовная культура общества. Понятие духовная культура.
Культурные ценности и нормы.
Духовная культура общества. Институты культуры.
Многообразие культур.
Духовный мир личности. Человек как духовное существо.
Духовные ориентиры личности.
Духовный мир личности. Мировоззрение и его роль в
жизни человека.
Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и
изменчивость моральных норм.
Мораль. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра.

33

Наука и образование. Наука и ее функции в обществе.
Современная наука. Этика науки.
Наука и образование. Образование в современном
обществе. Образование как система.
Религия и религиозные организации. Особенности
религиозного сознания. Религия как общественный
институт.
Религия и религиозные организации. Религия и
религиозные организации в современной России.
Проблема поддержания межрелигиозного мира.
Искусство. Что такое искусство. Функции искусства.

34

Искусство. Структура искусства. Современное искусство.

35

Массовая культура. Характерные черты массовой
культуры. Что привело к появлению массовой культуры.
Массовая культура. Средства массовой информации и
массовая культура. Симптом вырождения общества или
условие его здоровья?
Общество как мир культуры. Закрепление и углубление
знаний, умений и навыков, полученных при изучении
темы.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество
как мир культуры».
Современные подходы к пониманию права. Нормативный
подход к праву. Естественно-правовой подход к
пониманию права.
Современные подходы к пониманию права. От идеи к
юридической реальности. Взаимосвязь естественного и
позитивного права.
Право в системе социальных норм. Основные признаки
права. Право и мораль.
Право в системе социальных норм. Система права. Норма
права.

29
30
31

32

36

37

38
39

40

41
42

10
неделя
11
неделя
11
неделя
112
неделя
12
неделя
13
неделя
13
неделя
14
неделя
14
неделя
15
неделя
15
неделя
16
неделя

&9

&10
&10
&11
&11
&12
&12
&13
&13
&14

16
неделя

&14

17
неделя
17
неделя
18
неделя
18
неделя

&15
&15
&16
&16

19
неделя
19
неделя
20
неделя

&17

20
неделя

&17

21
неделя
21
неделя

&18
&18
8

43
44
45
46
47

48

49
50
51

52

53
54
55
56

57
58

59

60
61
62
63
64

Право в системе социальных норм. Отрасль права.
Институт права.
Источники права. Что такое источник права. Основные
источники (формы) права.
Источники права. Виды нормативных актов. Федеральные
законы и законы субъектов Российской Федерации.
Источники права. Законотворческий процесс в
Российской Федерации.
Правоотношения и правонарушения. Что такое
правоотношение. Что такое правонарушение.
Юридическая ответственность.
Правоотношения и правонарушения. Система судебной
защиты прав человека. Развитие права в современной
России.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание.
Предпосылки правомерного поведения. Правовая
культура. Правомерное поведение.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство
Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
России.
Гражданин Российской Федерации. Воинская
обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права
и обязанности налогоплательщика.
Гражданское право. Гражданские правоотношения.
Имущественные права. Личные неимущественные права.
Гражданское право. Право на результат интеллектуальной
деятельности. Наследование. Защита гражданских прав.
Семейное право. Правовая связь членов семьи.
Вступление в брак и расторжение брака.
Семейное право. Права и обязанности супругов. Права и
обязанности детей и родителей. Воспитание детей,
оставшихся без попечения родителей.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Занятость населения. Социальная защита и социальное
обеспечение. Профессиональное образование.
Экологическое право. Общая характеристика
экологического права. Право человека на благоприятную
окружающую среду.
Экологическое право. Способы защиты экологических
прав. Экологические правонарушения.
Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс.
Арбитражный процесс.
Процессуальные отрасли права. Уголовный процесс.
Административная юрисдикция.
Конституционное судопроизводство. Судьи
конституционного суда.
Конституционное судопроизводство. Принципы
конституционного судопроизводства. Основные стадии
конституционного судопроизводства.

22
неделя
22
неделя
23
неделя
23
неделя
24
неделя

&18

24
неделя

&20

25
неделя
25
неделя
26
неделя

&21

26
неделя

&22

27
неделя
27
неделя
28
неделя
28
неделя

&23

29
неделя
29
неделя

&25

30
неделя

&26

30
неделя
31
неделя
31
неделя
32
неделя
32
неделя

&26

&19
&19
&19
&20

&21
&22

&23
&24
&24

&25

&27
&27
&28
&28

9

65
66

67

68

Международная защита прав человека. Защита прав и
свобод человека средствами ООН. Европейская система
защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.
Международная защита прав человека. Международные
преступления и правонарушения. Полномочия
международного уголовного суда. Перспективы развития
механизмов международной защиты прав и свобод
человека.
Правовые основы антитеррористической политики
Российского государства. Правовая база противодействия
терроризму в России. Органы власти, проводящие
политику противодействия терроризму. Роль СМИ и
гражданского общества в противодействии терроризму.
Правовое регулирование общественных отношений.
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков,
полученных при изучении темы.
Итого за год
к.р. _2

33
неделя

&29

33
неделя

&29

34
неделя

&30

34
неделя

&30

68 часов

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».