Литература 10-11 класс
Аннотация к
курсу «Литература»
для 10-11
классов
Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в
становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности
литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения
являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а
богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах,
которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят: в сформированности чувства причастности к отечественным культурным
традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических
идеалов; в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и
устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому
литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры,
базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в
литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка
художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной
речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение указанных
целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих
перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО. Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным
традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в
языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении старшеклассников
к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения литературы
духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих,
социально-бытовых, культурных традиций и ценностей. Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как
средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к
ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры,
ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных
произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений
русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур
народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение
составлять программы собственной читательской деятельности, участвовать во
внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению,
образованию, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными читательскими
практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие
умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного
целого с учётом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и
связей с современностью с использованием теоретико-литературных знаний и
представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи связаны
с развитием представления о специфике литературы как вида искусства и умением
сопоставлять произведения русской и мировой литературы и сравнивать их с
художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения,
а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной
картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской
позиции. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей
жизни, направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка в литературных текстах, овладение разными способами
информационной переработки текстов с использованием важнейших литературных
ресурсов, в том числе в сети Интернет.
На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования на
базовом уровне в учебном плане отводится 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3
часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая
программа является приложением к основной образовательной программе среднего
общего образования МБОУ СОШ №2.
Текст
Программы и аннотация к ней размещаются на официальном сайте ОО в сети
Интернет https://2gor.uralschool.ru/