Рабочая программа по литературе 11 класс

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
11 КЛАСС
ФГОС СОО
НА 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ литература
КЛАСС 11
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 3; всего за год 102
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по литературе к учебнику для 11 класса общеобразовательной
школы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. (М.,
«Просвещение», 2016 г.) ФГОС
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Русская литература ХХ века. 11 класс, автор Журавлёв В.П. Учебник для
общеобразовательных учреждений.
– М., «Просвещение», 2021.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (400 стр.+ 446 стр.)

с. Южаково
2023

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные результаты освоения ООП
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения ООП (УУД)
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
2

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты освоения ООП
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
3

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. П.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
4

2. Содержание тем учебного курса (11 класс)
Литература ХХ века
Русская литература ХХ века в контексте мировой художественной культуры. Основные
темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема
исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к
народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной,
русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных»
проблем бытия.
ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической
литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха –
основная проблема искусства. Развитие реалистической литературы, её основные темы и
герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический
реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических
событий. Проблема «художник и власть».
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Вечер», «Ночь», «Собака», «Одиночество»
(возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита,
сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции
русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание»,
цикл «Тёмные аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе И.А.Бунина.
Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного
крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским
обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и
особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя.
Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе.
Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ
(углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок»,
«Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору).
Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира
героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции
в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл
названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях
«Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый
браслет». Трагическая истории любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной.
Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в
повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве
А.И.Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление
представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов
М.Горького. народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя
в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности
композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера
духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления
5

унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три
правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горькогодраматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные
представления).
Серебряный век русской поэзии
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии
русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне
литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на
творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа
символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель
нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой
легенды». Музыкальность стиха.
«Старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. «Младосимволисты»:
А.Белый, А.Блок.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Сонет к форме», «Грядущие гунны».
Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в
русской поэзии. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы
поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения
по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К.Бальмонта: «Будем как
солнце», «Только любовь», «Семицветик». Поэзия как выразительница «говора стихий».
Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору
(«Злые чары», «Жар птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б.Н.Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения: «Раздумье», «Русь»,
«Родине». Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А.Белого. Тема родины,
боль и тревога за судьбу России. Ликующее мироощущение мира художником (сборник
«Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В
ресторане», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле
Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Фабрика», «О, я
хочу безумно жить…», «Скифы».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета,
Полонского, философии Вл.Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о
Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока,
ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и
действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока.
Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и её восприятие современниками.
Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретнореалистическое в поэме. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы
её выражения в поэме. Образ Христа и многозначность финала. Неутихающая полемика
вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих).
Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Акмеизм
6

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.Гумилева «Наследие символизма и
акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной
ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная
скрипка», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики Гумилева. Яркость,
праздничность восприятия мира. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии
Н.Гумилёва. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и
ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отрицание литературных традиций,
абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян.
Лексические, звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов:
эгофутуристы (Игорь Северянин), кубофутуристы (В.Маяковский, В.Хлебников),
«Центрифуга» (Б.Пастернак).
Игорь Северянин (И.В.Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском»,
«Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия
автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина.
Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные
средства
художественной
литературы:
тропы,
синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
В.Хлебников. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Заклятие смехом»,
«Бобэоби пелись губы…», «Ещё раз, ещё раз…». Слово в художественном мире поэзии
Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,
«Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о
поэзии», «Нате!» «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о
сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и
футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая
масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы,
гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики,
графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве
Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Широта
жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Поэма «Облако в штанах. Черты избранничества лирического героя. Материализация
метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение
(углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная),
рифма ассонансная.
Новокрестьянская поэзия
(Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от
народа…». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор,
древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к
художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин.
Полемика новокрестьянских и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
7

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Собаке Качалова»,
«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…».
Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема
всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические
истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова,
влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность
стихотворных посланий родным и любимым людям.
«Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ
лирического героя.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина.
Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки
традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы
быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские
мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм.
Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа
литературного произведения (углубление понятия).
ЛИТЕРАТУРА 20-х ГОДОВ
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность
периодизациирусской литературы послереволюционных лет. «Серапионовы братья».
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего
поколения (А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич, И.Бунин, Д.Мережковский,
А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В.Хлебников, поэтыобэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения
(«Конармия» И.Бабеля, «Россия, кровью умытая» А.Веселого, «Разгром» А.Фадеева).
Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи»
А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых»
И.Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.Пильняка, «Ветер»
Б.Лавренева, «Чапаев» Д.Фурманова).
Русская эмигрантская литература. Сатира, её направленность. (А.Аверченко.
«Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
ЛИТЕРАТУРА 30-х ГОДОВ
(Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его
призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значение поэзии в творчестве
А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, О.Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П.Васильева,
М.Исаковского, А.Прокофьева, Я.Смелякова, Б.Ручьева, М.Светлова и др.; поэма
А.Твардовского, И.Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А.Толстой. «Петр Первый»,
Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм.Кедрина, К.Симонова,
Л.Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве
М.Шолохова, Н.Островского, В.Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
8

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов – по выбору.) История создания романа «Белая гвардия».
Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе.
Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты.
Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных
потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений
повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и
композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования:
от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового).
Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и
идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита». (И.-В.Гете, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и
новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип
платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания,
аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа
сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и
стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е.СалтыковЩедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские
неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреева Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…»,
«Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная
земля». (Указанные стихотворения обязательны для изучения.)
«Я научилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет». Искренность интонаций и
глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное,
всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как
тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность
темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и
судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой
Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Нераздельность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия
поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и
сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема».
Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление
понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую
доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
(Перечисленные произведения обязательны для изучения.) «Silentium», «Мы живём, под
собою не чуя страны…».
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике
Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях
поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама.
Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и
«век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX – начале XXI века.
9

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма,
способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя
твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по
родине! Давно…».
(Перечисленные стихотворения являются обязательными для
изучения.)
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину», «Мне нравится, что
вы больны не мной…».
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монологаисповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема
Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой,
определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная
эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в
противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы
Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции
Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм
литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон»
- роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта
эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в
романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей
казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека.
Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в
произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких
нравственных ценностей в романе. Традиции Л.Н.Толстого в прозе М.А.Шолохова.
Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и
художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX
века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и
художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в
художественном творчестве (развитие представлений).
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся
войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание
потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова,
М.Исаковского, А.Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Дм.Кедрина и
др.; песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц,
«Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского. Органическое сочетание
высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями
лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в
лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви
к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки,
рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова,
В.Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров,
чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова.
Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».
10

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии,
драматургии второй половины XX века.
ЛИТЕРАТУРА 50-90-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова,
Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина,
Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко и др.). Особенности языка,
стихосложения молодых поэтов–шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле
традиций русской классики: В.Соколов, В.Федоров, Н.Рубцов, А.Прасолов, Н.Глазков,
С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, С.Старшинов, Ю.Друнина,
Б.Слуцкий, С.Орлов и др.
«Городская» проза: Д.Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трифонов, В.Маканин и др.
Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного
мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С.Залыгина, В.Белова,
В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина («Пять вечеров»),
А.Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В.Розова («В добрый час!»,
«Гнездо глухаря»), А.Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и
произведения (В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, Б.Зайцев, М. Алданов,
М.Осоргин, И.Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры
страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство,
современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора,
В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.)
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я
знаю, никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны», «В этот
день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти
Гагарина». (Возможен выбор двух-трёх других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и
будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких
нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа.
Искренность исповедальной интонации поэта.
Поэма «За далью – даль». Поэтическое и философское осмысление трагических событий
прошлого. Пафос труда. Некрасовская традиция в поэзии А.Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия).
Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии
(закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется
дойти…»,»Иней», «Снег идёт», «Гамлет», «Зимняя ночь».
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…». (Возможен выбор двух других
стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта.
Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути»
явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака.
Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Жанровое
своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и
11

лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя –
Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его
органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической
литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть
«Один день Ивана Денисовича», роман "Архипелаг ГУЛАГ" (главы).
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в произведениях. Образ Ивана Денисовича
Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Тема
трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а
также его руководителей за настоящее и будущее страны.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как
литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов).
Автобиографический характер прозы В.Т.Шаламова. Жизненная достоверность, почти
документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем.
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования. Образ повествователя.
Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной
литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной
литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей»,
«В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова – Родина-Русь, ее природа и история, судьба
народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и
смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями
его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев.
«Царь - рыба», «Печальный детектив». (Одно
произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи
и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний
срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем
повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На
смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). (Возможен
выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и
органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературнопоэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый,
живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную
стихотворную форму» (В.А.Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве
И.Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.
Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное
название…», «Когда мне невмочь переселить беду…». (возможен выбор других
стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество
Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в
12

поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных
поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие
представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести
Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях
городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств.
Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции
А.П.Чехова в прозе Ю.В.Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия).
Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор
другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее
композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая
раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)
Стихотворения: «подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая,
уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других
стихотворений.)
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих
нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости
предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство – самый тяжкий грех как для
отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий
психологизм лирики Мустая Карима.
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе
(развитие представлений).
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В.Белов, А.Битов, В.Маканин, А.Ким, Е.Носов, В.Куприн, С.Каледин,
В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков и др.
Поэзия: Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ю.Друнина, Л.Васильева,
Ю.Мориц, Н.Тряпкин, А.Кушнер, О.Чухонцев, Б.Чичибабин, Ю.Кузнецов,
И.Шкляревский, О.Фокина, Д.Пригов, Т.Кибиров, И.Жданов, О.Седакова и др.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное
изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А.П.Чехова на драматургию Д.Б.Шоу.
«Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании
индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема
духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы.
Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда
Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой
мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической
поэзии (Данте, Шекспира, Дж.Донна и др.).
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э.М.Ремарк как
наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в
романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на
13

гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь.
Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних
монологов, психологический подтекст).
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И
восходит солнце», «Прощай, оружие!».
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ
главного героя – старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила
духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

14

3. Тематическое планирование (11 класс)
№

1.

2.

3.

4.

5.
6.

7.
8.
9.

10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Тема урока

Дата
(сроки)
План
Факт

Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и 1 неделя
проблемы русской литературы ХХ века. Характеристика
литературного процесса начала ХХ века. Многообразие
литературных направлений, стилей, школ, групп.
1 неделя
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина.
Ее философичность, лаконизм и изысканность.
«Крещенская ночь». «Собака», «Одиночество» или другие
стихотворения.
1 неделя
И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение
писателя к широчайшим социально-философским
обобщениям. Поэтика рассказа.
2 неделя
Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый
понедельник». Своеобразие лирического повествования в
прозе писателя.
2 неделя
Психологизм и особенности «внешней
изобразительности» бунинской прозы.
2 неделя
А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема
самопознания личности в повести «Поединок».
Автобиографический и гуманистический характер
повести.
3 неделя
Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
3 неделя
РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству
И. А. Бунина и А. И Куприна.
3 неделя
М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические
рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и
особенности композиции рассказа.
«На дне» как социально-философская драма. Новаторство 4 неделя
Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
4 неделя
Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и
нравственно-философская проблематика. Смысл названия
пьесы.
4 неделя
Три правды в пьесе «На дне», её социальная и
нравственно-философская проблематика. Смысл названия
пьесы.
5 неделя
Письменная работа по творчеству М. Горького.
5 неделя
Русский символизм и его истоки.
5 неделя
В.Я. Брюсов как основоположник символизма.
Проблематика и стиль произведений В.Я. Брюсова.
6 неделя
Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт, А. Белый и
др.
6 неделя
А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы
и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».
6 неделя
Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане»,
«Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.
15

Примеча
ние

19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.
31.

32.

33.

34.

35.
36.
37.

Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «Река
раскинулась…», «По железной дороге».
Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного
мира.
Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного
мира.
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.
Н.С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика
лирики Н.С. Гумилева.
Футуризм как литературное направление. Русские
футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.
Северянина. РР Домашнее сочинение по поэзии
Серебряного века.
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный
мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?»,
«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос
революционного переустройства мира.
Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.
Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского.
«Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии»,
«Сергею Есенину».
Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского.
«Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о
сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»
В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах». Черты
избранничества лирического героя. Материализация
метафоры. В.Маяковский – драматург. Сатирическое
изображение современности.
Художественные и идейно-нравственные аспекты
новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и
творчество (обзор).
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой
ты, Русь, моя родная!..», «Письмо матери».
Тема России в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый
дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…», «Возвращение на родину» и др.
Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не
мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ
ты моя, Шаганэ…» и др.
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.
Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни.
«Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим
понемногу…», «Сорокоуст».
Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».
«Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.
Биографические мотивы.
РР Домашнее сочинение по лирике А.А. Блока, С.А.
Есенина, В.В. Маяковского.
Литературный процесс 20-х годов.
Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и
Гражданской войны в прозе 20-х годов. Поэзия 20-х
16

7 неделя
7 неделя
7 неделя
8 неделя
8 неделя
8 неделя

9 неделя

9 неделя

9 неделя

10 неделя

10 неделя

10 неделя
11 неделя

11 неделя

11 неделя

12 неделя

12 неделя
12 неделя
13 неделя

38.
39.
40
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

48.

49.
50.
51.

52.

53.

54.

55.
56.
57.
58.
59.

годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская
эмигрантская сатира.
Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих
поисков и писательских судеб в 30-е годы.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество (обзор).
М.А.Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в
романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».
История создания романа М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита».
Проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита».
Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».
Анализ эпизода из романа (по выбору учителя).
Домашнее сочинение по творчеству М.А. Булгакова.
Контрольная работа за первое полугодие.
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А.П.
Платонова «Котлован»: обзор.
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное
своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики
А.А.Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью…»
Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой.
«Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он
звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» и
другие стихотворения.
Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии
народа и поэта.
Тема суда времени и исторической памяти. Особенности
жанра и композиции поэмы.
О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество.
Культурологические истоки и музыкальная природа
эстетического переживания в лирике поэта.
Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame»,
«Бессонница». Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую
доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город,
знакомый до слез…» и другие стихотворения.
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества,
поэта и поэзии в лирике М.И.Цветаевой. «Моим стихам,
написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое –
птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из
глины…», «Стихи к Пушкину».
Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о
Москве». Своеобразие поэтического стиля.
РР Домашнее сочинение по лирике А.А. Ахматовой, М.И.
Цветаевой или О.Э. Мандельштама.
М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»
Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон».
Проблемы и герои романа «Тихий Дон».
Трагедия народа в романе «Тихий Дон».
Судьба Григория Мелехова.
17

13 неделя
13 неделя
14 неделя
14 неделя
14 неделя
15 неделя
15 неделя
15 неделя
16 неделя
16 неделя

16 неделя

17 неделя
17 неделя
17 неделя

18 неделя

18 неделя

18 неделя

19 неделя
19 неделя
19 неделя
20 неделя
20 неделя

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

67.

68.

69.

70.
71.

72.
73.
74.
75.
76.
77.

78.

79.

80.
81.

82.

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».
Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова.
Литература периода Великой Отечественной войны:
поэзия, проза, драматургия.
Литература периода Великой Отечественной войны:
поэзия, проза, драматургия.
Литература второй половины XX века (обзор). Поэзия 60х годов.
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х
годов. Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В.
Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев.
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х
годов. Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В.
Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев.
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Т.
Твардовского. Размышление о настоящем и будущем
Родины.
Осмысление темы войны. «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю,
никакой моей вины…» и другие стихотворения.
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский
характер лирики поэта.
Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем
мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя
ночь» и другие стихотворения.
Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».
Проблематика и художественное своеобразие романа
«Доктор Живаго».
Главные герои романа «Доктор Живаго».
А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие
раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя.
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
А. И. Солженицын. Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (главы).
Сюжет, композиция, роль изобразительно-выразительных
средств.
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и
поэтика «Колымских рассказов» (произведения по выбору
учителя).
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы
лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения
на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по полям
задремавшей Отчизны…»
«Деревенская» проза в современной литературе. В. П.
Астафьев.
Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царьрыба». Нравственные проблемы романа «Печальный
детектив» (обзор).
В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений
18

20 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя

23 неделя

23 неделя

23 неделя

24 неделя
24 неделя

24 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
26 неделя
26 неделя

26 неделя

27 неделя

27 неделя
27 неделя

28 неделя

83.

84.

85.

86.
87.

88.

89.

90.

91.

92.
93.

94.

95.

96.
97.
98.
99.

«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и
помни» (по выбору учителя).
«Городская» проза в современной литературе. Ю. В.
Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в
повести «Обмен».
Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин,
А. Арбузов, В. Розов). А. В. Вампилов. Слово о писателе.
«Утиная охота». Проблематика, конфликт, система
образов, композиция пьесы.
И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический
диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На
смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало
для меня…») или другие стихотворения.
Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю.
Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима и др.
Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в
лирике поэта. «До свидания, мальчики». Стихи о Москве.
«Ты течешь, как река. Странное название…».
Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда
мне невмочь пересилить беду…»
Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и
творчество. «Подует ветер – все больше листьев…»,
«Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…».
«Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения
жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков.
Психологизм лирики башкирского поэта.
Основные направления и тенденции развития
современной литературы: проза реализма и «нереализма»,
поэзия, литература Русского зарубежья последних лет.
Основные направления и тенденции развития
современной литературы: проза реализма и «нереализма»,
поэзия, литература Русского зарубежья последних лет.
Зарубежная литература. Д. Б. Шоу. «Дом, где
разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы
одной из пьес (обзор).
Д. Б. Шоу. «Пигмалион». Духовно-нравственные
проблемы одной из пьес (обзор).
Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж.
Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и
настроений стихотворения. Средства создания
комического.
Э. М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм
повествования. Своеобразие художественного стиля
писателя.
Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И
восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовнонравственные проблемы повести «Старик и море».
Проблемы и уроки литературы ХХ века.
Проблемы и уроки литературы ХХ века.
Контрольная работа за 2 полугодие.
Консультации по подготовке к экзаменам.
19

28 неделя

28 неделя

29 неделя

29 неделя
29 неделя

30 неделя

30 неделя

30 неделя

31 неделя

31 неделя
31 неделя

32 неделя

32 неделя

32 неделя
33 неделя
33 неделя
33 неделя

100. Консультации по подготовке к экзаменам.
101. Резервный урок.
102. Резервный урок.

34 неделя
34 неделя
34 неделя

Итого:

20

102 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».