Основы духовно-нравственной культуры народов России 5-6 класс
Аннотация к рабочей
программе курса
«Основы
духовно-нравственной культуры народов России» 5-6 класс
Программа по предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР)
для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
·
требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г .
№ 287);
·
требованиями
к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
·
основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а
также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на
ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных
связей . Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Цели изучения учебного курса «Основы
духоно-нравственной культуры народов Россиии»:
Целями изучения
учебного курса являются:
·
формирование
общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры
(единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
·
создание
условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
·
формирование
и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
·
идентификация
собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного
развития страны.
Цели курса определяют
следующие задачи:
·
овладение
предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования
гражданской идентичности обучающегося;
·
приобретение
и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
·
развитие
представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
·
становление
компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
·
формирование
основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства, музыки;
·
обучение
рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
·
воспитание
уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному
наследию народов России;
·
содействие
осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
·
формирование
патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в
истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в
достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
·
расширению и
систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении
основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного
чтения и других предметов начальной школы;
·
углублению
представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в
развитии современного общества;
·
формированию
основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с
нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и
государством;
·
воспитанию
патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них
общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
·
пробуждению
интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе 66поиска общих культурных стратегий и
идеалов;
·
осознанию
приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над
потребительскими и эгоистическими; 66раскрытию природы духовно-нравственных
ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
·
формирование
ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в
целом;
·
получению
научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и
изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном
обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
·
развитию
информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в 5—6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне
основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее
1 учебного часа в неделю.
В соответствии с п.1
ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО создаются необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями
(далее – ОВЗ), для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов, методов и способов общения. В ОО обучающимся с ОВЗ созданы условия
для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния
здоровья, в т.ч. посредством реализации рабочих программ учебных предметов,
адаптированных для обучения детей с ОВЗ с учетом вида ОВЗ, индивидуальных
особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных
возможностей.
Программа может быть адаптирована для обучения детей, имеющих задержку
психического развития (далее – ЗПР) конституционального, соматогенного,
психогенного, церебрально- органического генеза с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития обучающихся с ЗПР, а также
индивидуальных возможностей освоения Программы.
Адаптированный вариант Программы
предназначен для обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в ОО уровня
психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить
начальное общее образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям
к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможности здоровья, в те же сроки (1-4 классы).
Специальные (адаптированные) условия реализации Программы могут включать: особую форму организации текущего контроля и промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор:
наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование учителем инструкции к выполнению заданий на уроке и дома с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа является приложением к
основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ №2.
Текст Программы и аннотация к ней
размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет https://2gor.uralschool.ru/