Литература на родном (русском) языке 8-9 классы
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета
«Литература на родном языке (русском)»
8-9 классы
Рабочая
программа учебного предмета «Литература на родном языке (русском)» разработана для обучающихся 5 -
9 классов, изучающих данный учебный предмет, включённый в обязательную часть
учебного плана основного общего образования в течение пяти лет обучения.
Программа
разработана на основании и с учётом следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями (далее –ФЗ-273);
2. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования по русскому языку, утверждённый приказом
Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями
от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29» июня 2017 г.
3.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях с изменениями (далее - СП 2.4.3648-20);
4.
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №
2 (далее – ООП ООО);
5. Программы по литературе к учебникам для 5 – 9 классов
общеобразовательной школы. Предметная линия учебников под
редакцией В.Я.Коровиной.
Программа
учитывает:
- требования к планируемым
результатам освоения учебного предмета;
- требования к содержанию
учебного предмета;
- принцип преемственности
образовательных программ (основное общее образование);
- количество часов,
выделенных на изучение предмета учебным планом МБОУ СОШ №2 на 2021-
2022 учебный
год;
- цели и задачи Образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ №2;
- выбор комплекта
учебно-методического обеспечения в соответствии с Федеральным перечнем
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего
образования.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к
родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности
русского народа.
Задачи:
1) формирование способности понимать и эстетически воспринимать
произведения родной литературы;
2) обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным её произведениям;
3)
приобщение к литературному наследию своего народа;
4) формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
5) формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический,
историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного литературного произведения;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или
фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её
непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. В программе представлены следующие разделы: «Устное
народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XVIII в.», «Русская
литература XIX в.», «Русская литература XX в.»
Родная (русская) литература, как и словесное
творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в
российской школе, который содействует формированию разносторонне развитой
личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным ценностям,
изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие
становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого,
креативно мыслящего и конкурентоспособного.
Знакомство с произведениями словесного искусства
народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.
Изучая художественную картину жизни, изображенную
в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и
культурологические ценности народов России.
Рабочая программа родной (русской) литературы в 9
классе выполняет две основные функции: информационно-методическую и
организационно-планирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем
участникам образовательного процесса получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает
выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе
для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Объект изучения в учебном процессе − литературное
произведение в его жанровородовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе
системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про
себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма,
последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как
часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с
предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных
источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими
стилистически окрашенной родной речью.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ), для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения. В ОО
обучающимся с ОВЗ созданы условия для обучения с учётом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. посредством реализации
рабочих программ учебных предметов, адаптированных для обучения детей с ОВЗ с
учётом вида ОВЗ, индивидуальных особенностей психофизического развития
обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных возможностей.
Программа может быть адаптирована для обучения
детей, имеющих задержку психического развития (далее – ЗПР)
конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического
генеза с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных возможностей освоения Программы.
Адаптированный вариант Программы предназначен для
обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в ОО уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить основное общее
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможности здоровья, в те же сроки (5 - 9 классы).
Специальные (адаптированные) условия реализации
Программы могут включать: особую форму организации текущего контроля и
промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учётом особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную
обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор:
наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале
работы этапа общей организации деятельности; адаптирование учителем инструкции
к выполнению заданий на уроке и дома с учётом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Структура Программы соответствует п.19.5 ФГОС ООО и
включает в себя следующие разделы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Описание места
учебного предмета «Литература на родном языке (русском)» в
учебном плане:
5
кл. |
6
кл. |
7
кл. |
8
кл. |
9
кл. |
Всего
часов на уровне ООО |
0,5 ч. (17) |
0,5 ч. (17) |
0,5 ч. (17) |
0,5 ч. (17) |
0,5 ч. (17) |
85 часов |
Планируемые
результаты освоения учебного предмета «Литература на родном языке (русском)», представленные
в Программе: личностные, метапредметные, а также предметные результаты,
отражают требования ФГОС ООО, уточняют и конкретизируют общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов, представленных в ФГОС ООО,
передают специфику целей и задач изучения учебного предмета. В адаптированном
варианте Программы для обучающихся с ЗПР в системе планируемых результатов
оценивается только блок «Ученик научится».
Рабочая
программа является приложением к основной образовательной программе основного
общего образования МБОУ СОШ №2.
Текст
Программы и аннотация к ней размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет https://2gor.uralschool.ru/