Рабочая программа по литературе на родном языке (русском) 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
8 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ литература на родном языке (русском)
КЛАСС 8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ в неделю 0,5 ч.; всего за год 17 ч.
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по литературе к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы.
Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. (М.,
«Просвещение», 2016 г.) ФГОС
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Литература. ФГОС. 8 класс, авторы Коровина В.Я. и др. Учебник для
общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение», 2016. Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ (288 стр.)
с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностные результаты изучения предмета литература на родном языке (русском)
являются:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Учащийся научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать.

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учётом.
Метапредметными результатами изучения курса родная литература (русская) является
формирование УУД.
Регулятивные УУД:

формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей;

анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность под руководством учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:

планированию пути достижения цели;

установлению целевых приоритетов;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).

учитывать условия выполнения учебной задачи;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
2

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения;

извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);

перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по
схеме, по таблице составлять сплошной текст);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы;
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:

строить сообщение в устной форме;

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
3


аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребёнка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;

развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:

владеть различными видами пересказа,

пересказывать сюжет;

выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.

Устное народное творчество
Учащийся научится:

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

4


пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные
средства;

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература
Учащийся научится:

характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;

характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;

характеризовать нравственную позицию героев;

формулировать художественную идею произведения;

формулировать вопросы для размышления;

участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах
искусства, аргументировано оценивать их;

выразительно читать произведения лирики;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

5

2.

Содержание учебного предмета 8 класс (17 часов)

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе
Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Из устного народного творчества
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской
литературы. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая
дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский»,
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия
идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить
хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).
Древнерусская литература
А.Никитин. «Хождение за три моря» – памятник литературы в форме путевых записей,
сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское
государство Бахмани в1468 гг.
Литература XVIII века
Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как
оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.
Литература XIX века
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании
произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического
планов, значение образа Петербурга.
Н.П.Вагнер «Христова детка» или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские
рассказы. Мотив «божественного дитя».
Поэзия XIX века
А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом
поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
Литература XX века
А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и
юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.
Проза о Великой Отечественной войне
Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время
Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе,
смелости и стойкости.
Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». (По выбору). Героизм жителей осажденного
фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.
Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних
Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.
Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос» – повесть о том, как побороть страхи. Жизнь
современных подростков в жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты) – повесть о мальчишках,
которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им
играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.
6

3.
№

1.

Тематическое планирование. 8 класс
Тема урока

Дата (сроки)
план
факт

Своеобразие курса литературы на родном языке (русском) в 8 классе (1 ч.)
1
Значение художественного произведения в культурном
неделя
наследии страны.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 ч.)

Из устного народного творчества.
2.
3.

Народные песни в произведениях русской литературы.
Роль народных песен.

2
неделя
3
неделя

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

4.

А.Никитин. «Хождение за три моря» – памятник
литературы в форме путевых записей, сделанных купцом
из Твери А.Никитиным во время его путешествия в
индийское государство Бахмани в1468 гг.
Особенности жанра «житие».

5.

4
неделя

5
неделя

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (1 ч.)

6.

Произведение Н.М.Карамзина «Евгений и Юлия» как
оригинальная «русская истинная повесть». Система
образов.

6
неделя

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (4 ч.)

7.
8.

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и
судьба» в идейном содержании произведения.
Система образов-персонажей, сочетание в них реального
и символического планов, значение образа Петербурга.
Н.П.Вагнер «Христова детка». Рождественский рассказ.

9.
Мотив "божественного дитя".
10.

7
неделя
8
неделя
9
неделя
10
неделя

ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА (1 ч.)

11.

А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".
Исторический рассказ о героическом поступке князя М.
Репнина в эпоху Ивана Грозного.

11 неделя

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (2 ч.)

12.
13.

А.Т. Аверченко «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех
писателя.
Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение
жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны.

12
неделя
13
неделя

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ч.)

Проза о подростках и для подростков последних десятилетий
14.
15.
16.
17.

Примеча
ние

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос» – повесть о том, как
побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком
мире взрослых.
Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин. «Мандариновые острова» (фрагменты) – повесть
о мальчишках-фантазёрах.
Резервный урок.

ИТОГО:

7

14 неделя

15 неделя
16
неделя
17 неделя

17 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».