История 10-11 класс
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета «История»
10- 11 классы
Рабочая программа учебного предмета «История»
разработана для обучающихся 10-11-х классов, изучающих данный учебный предмет,
включённый в обязательную часть учебного плана среднего общего образования.
Программа разработана на основании и с учётом
следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и
дополнениями (далее –ФЗ-273);
2. Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку,
утверждённый приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с
изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29»
июня 2017 г.
3. Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.№ 1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях с
изменениями (далее - СП 2.4.3648-20);
5. Федеральный перечень
учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования» и Приказ № 766 Министерства просвещения Российской Федерации от
23.12.2020 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая
2020 г. № 254". (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)
6. Историко-культурный стандарт,
разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории. Режим доступа:
http://histrf.ru/biblioteka/book/istorikokul-turnyi-standart
7. Основная общеобразовательная
программа основного общего образования МБОУ СОШ № 2 (далее – ООП ООО);
8. История. Всеобщая история.
Новейшая история. Поурочные рекомендации. 10 класс.: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций : базовый и углублённый уровни / М. Л. Несмелова, Е.
Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М.: Просвещение, 2017. — 357 с. — ISBN
978-5-09-047900-4.
Рабочая программа и тематическое
планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е.
Барыкина. — М.: Просвещение, 2016. — 77 с. — ISBN
978-5-09-036087-6.
9. История. История России. С древнейших времён до
1914 года. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций: углубл. уровень / Т. В. Коваль, Н. С. Борисов, А. А. Левандовский.
— М.: Просвещение, 2021. — 240 с. — (МГУ – школе) - ISBN 978-5-09-078308-8.
Программа учитывает:
- требования к планируемым
результатам освоения учебного предмета;
- требования к содержанию
учебного предмета;
- принцип преемственности
образовательных программ (основное общее образование);
- количество часов,
выделенных на изучение предмета учебным планом МБОУ СОШ №2 на 2021-
2022 учебный
год;
- цели и задачи Образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ №2;
- выбор комплекта
учебно-методического обеспечения в соответствии с Федеральным перечнем
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего
образования.
Предмет
История входит по ФГОС в образовательную область «Общественно-научные предметы»
и состоит из двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».
История в
10 – 11 классах может изучаться на базовом или на углубленном уровне.
В
примерной ООП СОО содержание курсов истории (Всеобщая история, История России)
не разделено на базовый и углубленный уровни.
Изучение
учебного предмета «История» в 10 – 11 классе МБОУ СОШ №2 происходит по
следующему варианту:
В 10 классе
– согласно примерной программе учащиеся завершают изучение предмета «История»
по линейной системе периодом 1914–2019 гг. Учебный предмет «История» включает в
себя расширенное содержание базового уровня в рамках хронологического периода 1914
–2019 гг. Распределение
часов между курсами «Всеобщая история» и «История России» определяется из
сложившейся практики преподавания (примерное соотношение 1 к 3, так как
«История России» занимает приоритетное место по объему учебного времени).
В 11 классе
– согласно примерной программе учащиеся изучают только повторительно-обобщающий
курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к
государственной итоговой аттестации и вступительным испытаниям в организации
высшего образования.
Предмет «История» на ступени среднего общего
образования изучается в качестве обязательного предмета в 10-11 классах по 2
часа в неделю, всего 136 часов.
В
примерной ООП СОО предметные результаты изучения истории на базовом уровне,
относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют
предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне.
Важность изучения в школе предмета «История»
обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения
предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об
особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о
многообразии окружающего мира и о месте в нём России.
Научной основой содержания школьного исторического образования является
Историко-культурный стандарт, который входит в «Концепцию преподавания учебного
курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации.
Курс «История России» дает представление об
основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется
целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох – от
прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания
поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая
задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и
неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой
истории. В рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на
изучение региональной и истории. Это способствует решению приоритетных
образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к
прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной
идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные
составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма,
гражданственности.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются
характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках
цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и
преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и
культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании
школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира,
создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
В соответствии с требованиями Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного
исторического образования является формирование у обучающегося целостной
картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов,
их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность
вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития российского
государства и общества, а также современного образа России.
Основными задачами реализации примерной программы
учебного предмета «История» (базовый уровень) в старшей школе являются:
1) формирование представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития России в глобальном мире;
2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) формирование умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
4) овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.
В соответствии с Концепцией нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории Российского
исторического общества базовыми принципами школьного исторического
образования являются:
·
идея
преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления
и развития российской государственности, формирования государственной
территории и единого многонационального российского народа, а также его
основных символов и ценностей;
·
рассмотрение
истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса,
понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в
современном мире;
·
ценности
гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность,
свобода и ответственность;
·
воспитательный
потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании
российской гражданской идентичности и патриотизма;
·
общественное
согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов
в Новейшей истории.
·
познавательное
значение российской, региональной и мировой истории;
·
формирование
требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на
протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и
воспитательных приоритетах:
·
принцип
научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам
научных исследований;
·
многоуровневое
представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и
мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий
многих поколений, народов и государств;
·
многофакторный
подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
·
исторический
подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде
всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
·
историко-культурологический
подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и
бережному отношению к культурному наследию.
Структура Программы соответствует п.19.5 ФГОС СОО и
включает в себя следующие разделы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Описание места
учебного предмета «История» в учебном плане:
10
кл. |
11
кл. |
Всего часов на уровне СОО |
2 (68) |
2 (68) |
4 (136) |
УМК по предмету «История»:
1.
История. Всеобщая история. Новейшая история. 10
класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый и углуб. Уровни / О.С.
Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А.Искандерова. – 2-е изд.–М.:
Просвещение, 2020. – 351с.: ил. – ISBN 978-5-09-074209-2.
История России. 10 класс.Учеб.для общеобразоват.
организаций. Базовый и углуб. Уровни. В 3 ч. Ч.1 / М.М.Горинов и др.; под ред.
А.В.Торкунова– 6-е изд.– М.: Просвещение, 2020. – 175с.: ил, карт. – ISBN
978-5-09-073928-3.
История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.
организаций. Базовый и углуб. Уровни. В 3 ч. Ч.2 / М.М.Горинов и др.; под ред.
А.В.Торкунова. – 6-е изд.– М.: Просвещение, 2020. – 176с.: ил, карт. – ISBN
978-5-09-073930-6.
История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.
организаций. Базовый и углуб. Уровни. В 3 ч. Ч.3 / М.М.Горинов и др.; под ред.
А.В.Торкунова. – 6-е изд, – М.: Просвещение, 2020. – 159с.: ил, карт. – ISBN
978-5-09-073931-3.
2.
История. 11 класс. Учебное пособие. Углублённый
уровень. В 2-х частях. Ч. 1 / Н.С.Борисов, А.А.Левандовский/ Под ред. Карпова
С. П. – М.: Просвещение, 2021. – 304с. - ISBN: 978-5-09-072101-3
История. 11 класс. Учебное пособие. Углублённый
уровень. В 2-х частях. Ч. 1 / Н.С.Борисов, А.А.Левандовский/ Под ред. Карпова
С. П. – М.: Просвещение, 2021. – 304с. - ISBN: 978-5-09-072103-5
В соответствии с п.1 ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО создаются
необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования
лицами с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ), для коррекции нарушений
развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе
специальных педагогических подходов, методов и способов общения. В ОО
обучающимся с ОВЗ созданы условия для обучения с учётом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. посредством реализации
рабочих программ учебных предметов, адаптированных для обучения детей с ОВЗ с
учётом вида ОВЗ, индивидуальных особенностей психофизического развития, обучающихся
с ОВЗ, их индивидуальных возможностей.
Программа может быть адаптирована для обучения
детей, имеющих задержку психического развития (далее – ЗПР)
конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического
генеза с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных возможностей освоения Программы.
Адаптированный вариант Программы предназначен для
обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в ОО уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить основное общее
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможности здоровья, в те же сроки (5 - 9 классы).
Специальные (адаптированные) условия реализации
Программы могут включать: особую форму организации текущего контроля и
промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учётом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор:
наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале
работы этапа общей организации деятельности; адаптирование учителем инструкции
к выполнению заданий на уроке и дома с учётом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»,
представленные в Программе: личностные, метапредметные, а также предметные
результаты, отражают требования ФГОС СОО, уточняют и конкретизируют общее
понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, представленных в
ФГОС СОО, передают специфику целей и задач изучения учебного предмета. В
адаптированном варианте Программы для обучающихся с ЗПР в системе планируемых
результатов оценивается только блок «Ученик научится».
Рабочая программа является
приложением к основной образовательной программе основного общего образования
МБОУ СОШ №2.
Текст Программы и аннотация к ней
размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет https://2gor.uralschool.ru/