Рабочая программа по истории 10 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
(курса)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История. Всеобщая история. Новейшая
история» по итогам обучения в 10 классе
Целью изучения всеобщей истории в 10 классе является базовая историческая подготовка и
социализация учащихся на основе осмысления исторического опыта человечества эпохи
Новейшего времени. Изучаемый исторический период является чрезвычайно важным в
процессе становления современной мировой цивилизации. В этот период формируются и
развиваются политические, экономические, социальные и духовные ценности, присущие
современному миру. Изучение данного исторического периода будет способствовать
самоидентификации учащихся, определению ими своих ценностных ориентиров и
приоритетов, активному применению исторических знаний в учебной и социальной
деятельности.
Личностные результаты изучения курса включают:
- осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина
страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи
Новейшей истории;
- освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей
европейских государств и США в ХХ в., процессами развития и трансформации
политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма,
социал-демократии, социализма, национализма), особенностями демократического и
тоталитарного политических режимов;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём
создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и
обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и
распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;
- развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
- понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения,
истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе
изучения различных стилевых направлений культуры ХХ в.;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху;
- становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и её мотивом;
Метапредметные результаты изучения курса включают формирование универсальных
учебных действий:
- формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников
информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного
поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей
достижения цели;
- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками,
2

определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
- работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и
продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение
продуктивноговзаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
- формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями
партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием
решения;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного
высказывания;
- владение основами коммуникативной рефлексии;
- реализация проектно-исследовательской деятельности;
- выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проведение исследование её объективности (под руководством учителя);
- формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и
преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из
графического представления в текстовое и наоборот;
- определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от
видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
- построение логического рассуждения и установление причинно-следственных связей;
- сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев
для указанных логических операций; классификация на основе дихотомического
(раздвоенного) деления;
- объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования;
- структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и
второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения курса включают:
- целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее
время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного)
общества;
- исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на
протяжении ХХ в., использование исторической карты для анализа и описания
исторических процессов;
- знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в ХХ в.;
- знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты,
коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в
политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения,
урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и
Африки в ХХ в.;
- представления о достижениях в культуре европейских стран и США в ХХ в., понимание
многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой
культуры;
- уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания
для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
- установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с
историей России;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического
3

анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с
современностью;

- владение умениями получать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную
принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности
личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей
истории ХХ в.;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм,
всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории ХХ в., аргументация своей
позиции.

4

1.

Содержание учебного предмета «История» 10 класс
Базовый уровень

Курс «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ»
18 часов
Новейшая история как историческая эпоха. Период завершения индустриального общества и
начало формирования постиндустриального информационного общества. Модернизация. Проблема
сочетания модернизации и сохранения традиций. Способы решения исторических задач. Движущие
силы истории.

Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны. (2 часа)
Тема 1. Мир накануне Первой мировой войны. Мир в начале XX в. — предпосылки глобальных
конфликтов. Вторая промышленно-технологическая революция как основа перемен. Индустриальное
общество: главные векторы исторического развития, лидеры и догоняющие, особенности
модернизации. Формирование единого мирового хозяйства. Новое соотношение сил и обострение
конкуренции между индустриальными державами. Социальные реформы и милитаризация как два
альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала.
Демократизация политической жизни. Партии и главные линии политической борьбы. Основные
политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм. Эволюция социал-демократии в
сторону социал-реформизма. Появление леворадикального крыла в социал-демократии. Рост
националистических настроений.
Тема 2. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. Суть
«нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными
колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание
противоречий. Раскол великих держав на два противоборствующих блока: Антанта и Тройственный
союз. Гаагские конвенции и декларации Локальные конфликты как предвестники «Великой войны».
Тема 3. Первая мировая война. 1914—1918 гг. Июльский (1914) кризис, повод и причины Первой
мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения
Первой мировой войны. Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и
поражение под Танненбергом. Наступление российских войск в Галиции. Изменение состава
участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта.. Битва при Вердене.
Сражение на Сомме. Геноцид в Османской империи. Брусиловский прорыв. Вступление в войну
США. Великая российская революция 1917 г. и выход Советской России из войны. Сражение под
Амьеном. Капитуляция государств Четверного союза. Итоги войны. Масштабы человеческих потерь,
социальных потрясений и разрушений. Политические и морально- психологические последствия
войны.

Глава II. Межвоенный период (1918-1939) (5 часов)
Тема 4. Последствия войны: революции и распад империй.
Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. «Восстание
масс» — вовлечение широких масс в политику и общественную жизнь. Изменения в расстановке
политических сил. Рост влияния социал-демократов, вставших на путь реформ. Образование
представителями леворадикального крыла в социал-демократии коммунистических партий.
Создание Коммунистического Интернационала (Коминтерна) в 1919 г. и его роль в мировой
политике. Активизация праворадикальных сил - образование и расширение влияния фашистских
партий.
Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат
Первой мировой войны. Международная роль Великой российской революции 1917 г.
Революция в Германии 1918-1919 гг.. Венгерская советская республика 1919 г. Распад
Российской империи. Революция в Турции 1918-1923 гг. и кемализм.
5

Тема 5. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.
Парижская мирная конференция 1919 г.: надежды и планы участников. Программа «14
пунктов» В. Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования. Новая карта Европы
по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира.
Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. Оформление Версальско-- Вашингтонской
системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими
державами. Неустойчивость новой системы международных отношений. Развитие
международных отношений в 1920-е гг. Генуэзская конференция 1922 г. Советско-германское
соглашение в Рапалло 1922 г. Начало признания Советской России. Планы Дауэса и Юнга. Эра
пацифизма в 1920-е гг. Локарнские договоры 1925 г.
Тема 6. Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия.
Противоречия послевоенной стабилизации. Экономический бум (эра «просперити»),
торжество консерватизма и охранительная реакция на «красную угрозу» в США.
Перемещение экономического центра капиталистического мира в Соединенные Штаты.
Эпоха зрелого индустриального общества. Политическая нестабильность и трудности
послевоенного восстановления в Европе. Коалиционные правительства в Великобритании,
участие лейбористской (рабочей) партии в управлении страной. Кризис Веймарской
республики в Германии, фашистский «пивной путч» в Мюнхене 1923 г.
Тема 7. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Великая депрессия.
Пути выхода.
Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Социально- политические
последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и
государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация
в странах Европы и США. Либерально- демократическая модель - обеспечение прав граждан,
социальные реформы и государственное регулирование. Кейнсианство как идеология и
практика государственного регулирования экономики: массовому производству должно
соответствовать массовое потребление (спрос). Тоталитарные и авторитарные режимы свертывание демократии, государственный контроль, использование насилия и внешняя
экспансия. Типы политических режимов, главные черты и особенности. Причины наступления
тоталитаризма и авторитаризма в 1920 - 1930-е гг.
Тема 8. Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Великобритания: «национальное правительство».
Основные экономические и социальные реформы «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта: закон о
восстановлении промышленности, закон о регулировании сельского хозяйства, Закон Вагнера о
трудовых отношениях, закон о социальном страховании и др. Начало социальноориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный
исторический итог «Нового курса». Особенности экономического кризиса 1929 - 1933 г. в
Великобритании.
Тема 9. Нарастание агрессии в мире. Установление нацисткой диктатуры вГермании.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение
социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути
к власти.
Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда.
Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления
фашистского режима (1933—1939). Поджег Рейхстага и принятие чрезвычайного
законодательства. Роспуск партий, профсоюзов, закон о единстве партии и государства 1933 г.
«Ночь длинных ножей». «Хрустальная ночь». Нюренбергские законы. Роль нацистской партии
и фашистского корпоративного государства в экономической, общественно-политической и
культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского
фашизма как террористической тоталитарной нацистской диктатуры. Внешняя политика
6

Германии в 1930-е гг.
Тема 10. Борьба с фашизмом. «Народный фрон»т во Франции и Испании.
Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму.
Политическая неустойчивость во Франции в годы мирового экономического кризиса в начале
1930-х гг. Фашистский путч 1934 г. Формирование единого антифашистского фронта. VII
Конгресс Коминтерна о Едином фронте в борьбе с фашизмом. Победа на выборах коалиции
«Народного фронта» (социалистов, коммунистов, либералов) во Франции в 1936 г. Политика
«Народного фронта» в 1936 - 1939 гг.: запрет военизированных фашистских организаций и
прогрессивное социальное законодательство. Снятие угрозы фашизма и обеспечение
социальной стабильности.
Революция 1931 г. в Испании и свержение монархии. Раскол в испанском обществе: левый и
правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Победа
«Народного фронта» в Испании в 1936 г. Мятеж Франко и начало Гражданской войны (1936 1939). Поддержка мятежников фашисткой Италией и нацисткой Германией. Политика
«невмешательства» западных держав. Испанская республика и советский опыт.
Интернациональные бригады добровольцев. Советская помощь Испании. Поражение
Испанской республики.
Тема 11. Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора.
Конец эры пацифизма и крах ВерсальскоВашингтонской системы. Односторонний пересмотр
Версальского договора нацисткой Германией в 1933—1936 гг. Агрессивные действия
Германии, Италии и Японии. Несостоятельность Лиги Наций. Политика «умиротворения»
агрессоров со стороны ведущих стран Европы и нейтралитет США. Создание оси Берлин —
Рим — Токио (1937). Мюнхенский сговор (1938) и присоединение Судетской области
Чехословакии к Германии. Ликвидация независимости чехословацкого государства. Провал
идеи коллективной безопасности в Европе. Англо- франко-советские переговоры весной-летом
1939 г. Советско-германские договоры (1939),секретные соглашения к ним и их последствия.
Тема 12. Восток в первой половине XX в.
Положение в странах Востока в первой половине XX в. Проблема модернизации и сохранения
традиций. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание».
Реформы и революции в Китае в первой половине XX в. Синьхайская революция 1911 - 1912
гг. Национальная революция 1925—1927 гг. «Северный поход» Чан Кайши и объединение
Китая. Реформы Чан Кайши - капиталистическая модернизация и восстановление роли
конфуцианства. Гражданская война Чан Кайши с коммунистами в 1928—1937 гг. Советское
движение и причины его поражения («Великий поход» коммунистов). Агрессия Японии в
Северном Китае. Японокитайская война 1937-1945 гг.
Колониальные порядки и развитие демократического самоуправления в Индии. Индийский
национальный конгресс. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и
их роль в ликвидации колониального режима.

Глава III. Вторая мировая война. (3 часа)
Тема 13—14. Вторая мировая война. 1939—1945 гг.
Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты, участники. Начало
войны. Вторжение гитлеровских войск в Польшу. «Странная война» на Западном фронте.
Политика СССР на начальном этапе Второй мировой. Захват гитлеровской Германией Дании и
Норвегии. Поражение Франции в июне 1940 г. Битва за Британию.
Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война - составная часть
Второй мировой войны. Восточный фронт - главный фронт в победе над фашизмом. Провал
молниеносной войны на советско-германском фронте. Начало контрнаступления под Москвой
в декабре 1941 г. Первое поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне.
Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Сталинградская Битва. Курская битва.
7

Переход летом 1943 г. стратегической инициативы в войне к Красной Армии.
Начало войны на Тихом океане. Нападение Японии на США. Пёрл- Харбор 1 декабря 1941 г.
Захват Японией Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. Бой у о. Мидуэй в июне 1942.
Перелом в войне на Тихом океане в 1943 г. Военный действия в Северной Африке. Битва при
Эль-Аламейне в октябре-ноябре 1942 г. Освобождение от германо-итальянских войск Северной
Африки летом 1943. Высадка англо-американских войск в Сицилии. Свержение режима
Муссолини в сентябре 1943 г.
Антигитлеровская коалиция. Атлантическая хартия. Ленд-лиз. Тегеранская конференция
«большой тройки» 2 ноября — 1 декабря1943 г. Вопрос об открытии Второго фронта во
Франции.
Нацистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Геноцид. Холокост.
Концентрационные лагеря. Вывоз населения для принудительных работ. Насильственное
переселение. Массовое уничтожение военнопленных и гражданских лиц. Движение
Сопротивления. Освободительные армии в Греции и Югославии.
Завершающий период Второй мировой войны. Фронтальное наступление Красной Армии в
1944 г. Операция «Багратион». Начало освобождения Европы. Открытие Второго фронта во
Франции 6 июня 1944 г. Кризис нацистского режима, заговор и покушение на Гитлера 20 июля
1944 г.
Провал контрнаступления немецко-фашистских войск в Арденнах в январе 1945 г. ВислоОдерская операция Красной Армии в январе-феврале 1945 г. Освобождение Польши. Крымская
(Ялтинская) конференция трех держав 4 - 11 февраля 1945 г. Берлинская операция Красной
Армии в апреле мае 1945 г. и взятие Берлина. Безоговорочная капитуляция Германии 8 мая
1945. Решающая роль СССР в освобождении Европы. Берлинская (Потсдамская) конференция
трех держав 17 июля - 2 августа 1945 г.
Наступление союзников против Японии. Разгром японского флота у о. Лейте в октябре 1944 г.
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Вступление СССР в войну
против Японии 8 августа 1945 г. и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии 2
сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны.
Жертвы. Потери. Цена Победы для человечества. Решающей вклад СССР в победу.
Тема 15. Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование.
Главный итог Второй мировой войны - разгром нацисткой Германии, фашисткой Италии и
империалистической
Японии.
Победила
Антигитлеровская
коалиция
государств,
объединившаяся на демократической основе. Решающая роль СССР в Победе над фашизмом.
Последствия Второй мировой войны. Введение в практику понятия преступления против
человечности. Мирное урегулирование. Оккупация, демилитаризация, денацификация,
демократизация и декартелизация Германии. Распад Антигитлеровской коалиции. СанФранцистская конференция и проблема мирного договора с Японией. Образование ООН.
Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. Токийский процесс над
главными японскими военными преступниками.

Глава IV. Соревнование социальных систем. (5 часов)
Тема 16. Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 - первой половине
1950-х гг.
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсной (биполярный). Причины и
главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Маккартизм - «охота на
ведьм» в США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две
противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание
военно-политических блоков как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и
США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного
столкновения. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР.
Берлинский кризис 1948—1949 гг. Образование НАТО. Установление коммунистических
режимов в Восточной Европе. Страны народной демократии. Создание Комиинформа, Совета
8

экономической взаимопомощи, Организации Варшавского договора. Раскол мира и Европы как
главный признак «холодной войны».
Тема 17. Международные отношения в 1950 - 1980-е гг.
Международные отношения в условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две тенденции в
развитии международных отношений: противостояние и стремление к разрядке
международной напряжённости. Ослабление международной напряжённости после смерти И.
Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Принцип
«мирного сосуществования». Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Возобновление
противостояния двух сверхдержав. Берлинский кризис 1958—1961 гг. Карибский кризис 1962
г. Война во Вьетнаме. Гонка вооружений и проблема разоружения. Договор о запрещении
ядерных испытаний в трех средах. Достижение Советским Союзом паритета - равенства в
ядерных боезарядах с США. Начало разрядки международной напряженности в начале 1970-х
гг. Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и
Договор о противоракетной обороне (ПРО). «Новая восточная политика» ФРГ.
Хельсинкский акт 1975 г. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан.
Обострение международной обстановки в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Перестройка и
гласность в СССР. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева. Возобновление
советско- американского диалога. Соглашение о ликвидации ракет меньшей и меньшей
дальности 1987 г.
Тема
18. Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970-е гг.
«Общество потребления».
Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1950-1970-е гг.
Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли.
Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Смешанная экономика как сочетание
государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской
инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. «Общество
потребления». Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого
индустриального общества, ее атрибуты и символы. Особенности государства благосостояния в
развитых странах мира.
Тема
19. Кризисы 1970-1980-х гг. Становление постиндустриального
информационного общества.
Причины и сущность экономических кризисов 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Предпосылки
перехода к постиндустриальному информационному обществу. Перегруженность государства
социальными обязательствами. Кризис растущего вширь и требовавшего все новых ресурсов
индустриального типа развития. Третья промышленно- технологическая революция. Главные
черты постиндустриального общества. Изменения в структуре занятости. Информация и знания
как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе.
Общество знаний. Экономика инноваций. Переход к демократическим формам правления как
вектор исторического развития постиндустриального общества. Волна демократизации в мире
с 1970-х гг. Переход к демократии Португалии, Греции, Испании. Уход с политической сцены
диктаторов в Латинской Америке. Свободные выборы в ряде стран Азии и Африки.
Переход к демократии бывших социалистических стран в результат краха социализма как
общественно-политической системы в результате революций 1989-1991 гг.
Тема 20. Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот.
Политика «третьего пути».
Три этапа в экономической и социальной политике стран Запада после Второй мировой войны:
9

формирование государства благосостояния с широкими социальными гарантиями и
вмешательством государства в экономику, неоконсервативный поворот с опорой на развитие
частной инициативы рынка, политика «третьего пути» с отказом от крайностей первых двух
подходов.
Главные направления политики неоконсерваторов: приватизация, сокращение госрасходов,
снижение налогов, поощрение предпринимательства, открытие экономки мировому рынку.
Итоги неконсервативного поворота: бурное развитие новейших технологий информационного
общества, формирование постиндустриальной экономики, ускорение процесса глобализации.
Главные направления политики «третьего пути»: вложения в человеческий капитал
(социальное обеспечение, образование, здравоохранение, наука). Итоги политики
«третьего пути»: улучшение качества жизни, рост гражданской активности, сглаживание
неравенства и контрастов богатства-бедности.
Тема 21. Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения.
Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX
- начале XXI вв. Появление в лагере консервативных сил христианско- демократических
партий. Увеличение влияния социал-демократов и переход их на платформу умеренного
реформизма. Социалистический интернационал. Прогрессивный альянс. Политический спектр.
Мировоззренческие основы основных политических идеологий: консерватизма, либерализма,
социализма. Подъем и крах коммунистических партий. Праворадикальные и экстремистские
организации. Национализм.
Гражданское общество в период индустриального развития. Рабочее движение. Антивоенное
движение. Феминистское движение. Движение за права человека. Всеобщая декларация прав
человека (1948). Причины появления новых социальных движений и расширения влияния
гражданского общества во второй половине XX - начале XXI вв. Изменение роли гражданского
общества в 1960-е гг. Новые левые. Движение за гражданские права. Май 1968 г. Движения
гражданских инициатив. Группы взаимопомощи. Волонтёры. Экологическое движение.
Национальные, культурные, этнические и лингвистические движения.
Тема 22. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.
Общее и особенное в строительстве социализма. Утверждение основ тоталитарного
социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические
кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше (1956), народное восстание в Венгрии в 1956,
«Пражская весна» в Чехословакии в 1968 г. Неудавшиеся попытки реформ. Революции 19891991 гг. «Шоковая терапия». Основные направления преобразований в бывших странах
социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX-XXI вв. Вступление в НАТО и Европейский
союз.
Тема 23. Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития.
Этапы деколонизации. Культурно-цивилизационные особенности развития конфуцианскобуддистского региона, индо-буддийско-мусульманского региона и арабо- мусульманского
региона. Проблема сочетания модернизации и традиций. Азиатско- Тихоокеанской регион.
Восточноазиатские «тигры» и «драконы». «Конфуцианский капитализм». Индокитай.
Мусульманский мир. Классификация групп государств. Политическое развитие стран
Тропической и Южной Африки.
Тема 24. Китай. Индия.
Гражданская война в Китае 1946—1949 гг. и её итоги. Выбор путей развития.
«Большой скачок» 1958—1962 гг. Реализация коммунистической утопии и её результаты. Мао
Цзэдун. Культурная революция 1966—1976 гг. Начало реформ Дэн Сяопина в Китае в 1978 г.
Подавление выступлений на Тяньаньмэнь в 1989 г. Особенности китайской модели. Китай —
первая экономика мира. Традиции и модернизация Китая.
Проблемы индустриального развития Индии в послевоенные десятилетия. Дж. Неру.
«Политический маятник». Модернизация и роль традиций в Индии.
10

Глава V. Современный мир. (2 часа)
Тема 25. Глобализация и новые вызовы XXI в.
Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой
торговли, ее последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование
глобального информационного и культурного пространства. Новые вызовы XXI в.: культурноцивилизационные противоречия, фундаментализм и международный терроризм, проблема
самоидентификации человека, регионализация, угроза нарастания разрыва между богатыми и
бедными. Начало четвертой промышленно- технологической революции: новые возможности и
новые угрозы.
Тема 26. Международные отношения в конце XX - начале XXI в.
Окончание «холодной войны». США - единственная сверхдержава мира. Две тенденции в
мировой политике: стремление США к утверждению своего лидерства и процессы
формирования многополюсного мира. Роль ООН в современном мире. Региональная
интеграция в мире. Формирование Европейского союза. Транстихоокеанское партнерство.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). БРИКС. Организация по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширение и трансформация НАТО. Международные и
региональные конфликты. Ближневосточный конфликт. Ирак в центре международных
конфликтов. Международный терроризм. Талибан. Аль-Каида и ИГИЛ (запрещены в России и
других странах). Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах. Американороссийские отношения.
Тема 27. Культура и искусство в XX – нач. XXI в.
Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма,
интерес к проблемам бессознательного и иррационального (философияжизни, психоанализ).
Формирование новой художественной системы периода модернизма (1880—1960-е гг.).
Рождение искусства авангарда, провозглашающего полную свободу творческого
самовыражения (абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, фовизм и др.).
Завершение эпохи модернизма. Антифашистская литература. Философская литература.
Литература экзистенциализма, авангарда, магического реализма. Художественные направления
(поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.).
Информационная революция. Интернет и становление глобального информационного
пространства. На пути к новому объяснению мира: теории саморазвития и глобальной
эволюции. Формирование новых ценностей постиндустриального информационного общества.
Постмодернизм и сотворчество читателя, зрителя. Главные черты эпохи постмодернизма в
архитектуре, искусстве, кинематографе, литературе.
Повторительно-обобщающий урок по курсу «Всеобщая история». (1 час)

Курс «ИСТОРИЯ РОССИИ»
50 часов
Глава I. Россия в годы «великих потрясений». (7 часов) Россия в Первой
мировой войне
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические
и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и
Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его
значение. Массовый героизм воинов. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и
изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть,
экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военнопромышленных комитетов.Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Введение
11

государством карточной системы снабжения в городе и развёрстки в деревне. Нарастание
экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъёма к
усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной
и исполнительной
ветвей
власти.
«Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти.
Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние
большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.
Великая российская революция 1917 г.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и
субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как
революционизирующий фактор. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры
накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль - март:
восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Формирование
Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и
солдатскихдепутатов и его декреты. Весна - лето: «зыбкое равновесие» политических сил при
росте влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский кризис и конец
«двоевластия». Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.:
провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение
Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»).
Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В. И. Ленин как
политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые
мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о
мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств
Российской империи. Национализация промышленности.
«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землёй. Отделение церкви от государства и
школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания
Слом старого и создание нового госаппарата. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с
контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и
территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Гражданская война и ее последствия
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 гг.: Центр,
Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя
Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Восстание
чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие
потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция.
Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Комуч, Директория,
правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Повстанчество в Гражданской
войне. Будни села:
«красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма».
Продразвёрстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчётов и
административное распределение товаров и услуг. Разработка плана ГОЭЛРО. Создание
регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор
«красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Польско- советская война.
Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Декларация прав
народов России и её значение. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце
1921-1922 гг.
Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»
Ликвидация сословных привилегий. Проблема массовой детской беспризорности.
Влияние военной обстановки на психологию населения.
Наш край в годы революции и гражданской войны.
12

Глава II. Советский союз в 1920–1930-е гг. (9 часов) СССР в годы нэпа.
1921–1928 гг.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая
ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 г. и его преодоление.
Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование
священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др.
Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой
экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных
отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразвёрстки в деревне
единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая
реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов
развития народного хозяйства.
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий
и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба
за власть. В. И. Ленин в оценках современников и историков. Социальная политика
большевиков. Положение рабочих и крестьян.
Советский Союз в 1929–1941 гг.
«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования.
Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих
и инженерных кадров. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис
снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и её
трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление
колхозного строя.
Создание МТС. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие
стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Создание новых отраслей
промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрноиндустриальную державу. Ликвидация безработицы. Утверждение «культа личности» Сталина.
Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание
«Краткого курса» истории ВКП(б) и усиление идеологического контроля над обществом.
Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. Результаты
репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против
священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его
контингента. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и
реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.
Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и
общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Наступление на
религию. «Союз воинствующих безбожников».
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью.
Культура и идеология. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток.
Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней
школе. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф
1930-х годов. Повседневность 1930-х годов.
Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Жизнь в деревне. Личные подсобные
хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую
революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Попытки организовать
систему коллективной безопасности в Европе. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке
Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и
освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Мюнхенский договор 1938
г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР
13

и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии,
Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Зимняя война» с
Финляндией.
Наш край в 1920-1930-е гг.
Повторительно-обобщающий урок по главам I и II. (1 час)

Глава III. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (6 часов) Первый период
войны (июнь 1941 – осень 1942 гг.). Вторжение. План «Барбаросса».
Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Вторжение Германии и её сателлитов на
территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР.
Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры
руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И. В. Сталин –
Верховный главнокомандующий. Смоленское сражение. Начало блокады Ленинграда. Оборона
Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7
ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки
под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой-весной 1942 г. Итоги
Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения.
Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад.
Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления
гитлеровцев против советских граждан. Начало массового сопротивления врагу.
Развёртывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943
гг.). Сталинградская битва. Германское наступление весной-летом 1942 г. Поражение
советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Окружение неприятельской
группировки под Сталинградом. Разгром окружённых под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и
значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение
сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью.
Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр.
Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги
наступления Красной армии летом - осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления
Ленинграда. Развёртывание массового партизанского движения. Человек и война: единство
фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!». Трудовой подвиг народа. Повседневность
военного времени. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы
снабжения в городах. Положение в деревне. Культурное пространство войны. Песня
«Священная война» — призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы,
художники, учёные в условиях войны. Выступления фронтовых концертных бригад.
Государство и церковь в годы войны. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз.
Тегеранская конференция 1943 г.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (1944 –
сентябрь 1945 гг.). Завершение освобождения территории СССР. Освобождение
правобережной Украины и Крыма. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. ВислоОдерская операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Война и общество. Военноэкономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства
в освобождённых районах. Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ.
Депортации «репрессированных народов». Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго
фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии.
Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации,
демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы
репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Нюрнбергский и
Токийский судебные процессы. Осуждение главных военныхпреступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу
антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения политической карты
14

Европы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Повторительно-обобщающий урок по главам III (Всеобщая история) и III(История
России). (1 час)

Глава IV. Апогей и кризис советской системы в 1945–1991 гг. (16 часов)
«Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и
настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Ресурсы и
приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск
гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское
хозяйство и положение деревни. Советский «атомный проект», его успехи и его значение.
Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный
рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и
отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административнокомандной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического
контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом».
«Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Рост влияния СССР на
международной арене. Первые шаги ООН. Начало
«холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного
мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами
«народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с
Югославией. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации
Варшавского договора. Война в Корее.
И. В. Сталин в оценках современников и историков.
«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в
советском руководстве. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущёву. Первые признаки
наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики
сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Частичная
десталинизация: содержание и противоречия. Особенности национальной политики. Попытка
отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение
единоличной власти Хрущёва.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.
«Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Начало
Московских кинофестивалей. Стиляги. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании.
Гонения на церковь. Диссиденты.
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать
Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель.
Научно-техническая революция в СССР. Военный и гражданский
секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск
первого спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщиныкосмонавта В. В. Терешковой. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам.
Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре
советского общества к началу 1960-х гг.
ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание
«нового человека». Массовое жилищное строительство. «Хрущёвки». Рост доходов населения
и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней
политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР
и страны Запада. Международные военно- политические кризисы, позиция СССР и стратегия
ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис
1962 г.).
15

СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных
систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных
тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Смещение Н. С. Хрущёва и приход квласти Л.
И. Брежнева.
Наш край в 1953-1964 гг.
Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски
идеологических ориентиров. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной
политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого
социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и
проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой
экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала
экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост
масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские
научные и технические приоритеты. Замедление научно-технического прогресса в СССР.
Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в
математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост
социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема
«неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных
социальных слоёв.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР.
Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское
кино. Авангардное искусство. Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией.
Возрастание международной напряжённости. «Холодная война» и мировые конфликты.
«Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем.
Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с
США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
(СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Л. И. Брежнев в оценках современников и
историков.
Наш край в 1964-1985 гг.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политических сферах.
Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики.
М. С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее
противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и
государственной сферах. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем
гражданской активности населения.
Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии
в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. История страны как фактор политической
жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое
мышление» Горбачёва. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение
руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом.
Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и
организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск
из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М. С.
Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация
советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные
выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной
власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Последний этап
«перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли
КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии
16

РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения.
Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б. Н.
Ельцина президентом РСФСР. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и
республиканского законодательства). Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости
Литвой, Эстонией и Латвией. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии
о путях обновлении Союза ССР. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового
Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении
поста Президента РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий
политический фактор.
Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике.
Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в
государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа
Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация
союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Оформление
фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма- Атинские соглашения).
Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в
общественном сознании.
М. С. Горбачёв в оценках современников и историков.
Наш край в 1985 - 1991 гг.

Глава V. Российская Федерация. (8 часов) Становление новой
России (1992–1999 гг.)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей
власти на первом этапе преобразований. Правительство реформаторов во главе с Е.Т.
Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая
терапия». Ваучерная приватизация.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993
гг. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической
ситуации. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Трагические
события осени 1993 г. в Москве. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту
Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы
государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и её значение.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и
отдельных соглашений центра с республиками. Взаимоотношения Центра и субъектов
Федерации. Восстановление конституционного порядка в Чеченской
Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Ситуация в
российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия.
Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Проблемы
формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской
деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис
образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным
государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения
Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание
Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных
настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на
постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество
в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская
17

многопартийность и строительство гражданского общества. Кризис центральной власти.
Президентские выборы 1996 г.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Обострение ситуации на Северном
Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в
Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Наш край в 1992-1999 гг.
Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В. В. Путина.
Президентство Д. А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В. В. Путина
президентом. Государственная Дума.. Восстановление единого правового пространства страны.
Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение
вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое
развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии.
Экономический подъем 1999-2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль
нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в
системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI вв.
Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная
структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и
направления государственной социальной политики. Олимпийские и паралимпийские зимние
игры 2014 г. в Сочи. Модернизация бытовой сферы. Внешняя политика в конце XX – начале
XXI вв. Внешнеполитический курс В. В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих
позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней
политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и
в урегулировании локальных конфликтов. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление
России в Совет Европы.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI вв. Повышение общественной роли СМИ
как «четвёртой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии
образования и науки. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны.
Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства,
театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура. Наш край в
2000 - 2012 гг.
Повторительно-обобщающий урок по главам IV и V. (1 час)
Итоговое обобщение по учебному предмету «История». (1 час)

18

2.
№

Тематическое планирование

Тема урока

Дата
план

1
2

3
4

5

6

7

8
9
10
11
12

13

Примеч
ание
факт

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Мир накануне Первой мировой войны. «Новый
1
неделя
империализм». Происхождение Первой мировой войны.
Первая мировая война. 1914-1918 гг.

1
неделя

Глава II. Межвоенный период (1918-1939)
Последствия войны: революции и распад империй.
2
неделя
Версальско-Вашингтонская система. Международные
2
неделя
отношения в 1920-е гг.
Страны Запада в 1920-е гг.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Великая
3
неделя
депрессия. Пути выхода.
Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д.
Рузвельта. Великобритания: «национальное
правительство».
Нарастание агрессии в мире. Установление нацисткой
3
неделя
диктатуры в Германии.
Борьба с фашизмом. «Народный фронт» во Франции.
Гражданская война в Испании.
Международные отношения в 1930-е гг. Политика
4
«умиротворения» агрессора.
неделя
Восток в первой половине XX в.
Глава III. Вторая мировая война
Вторая мировая война. 1939-1945 гг.
4
неделя
Вторая мировая война. 1939-1945 гг.
5
неделя
Итоги Второй мировой войны. Послевоенное
5
урегулирование.
неделя
Глава IV.Соревнование социальных систем
6
Начало «холодной войны». Международные отношения в
неделя
1945- первой половине 1950-х гг.
Международные отношения в1950-1980-е гг.
6
неделя
От «разрядки» к возвращению политики «холодной
войны».
Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970-е
7
неделя
гг.
Кризисы 1970-1980-х гг. Становление
постиндустриального информационного общества.
Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути».

19

§ 1-2
§3

&4
&5–6

&7-8

&9-10

&11-12

&13-14
&13-14
&15

&16
&17

&18-20

14

15

16
17
18

19

Политическая борьба, гражданское общество и
социальные движения.
Преобразования и революции в странах Центральной и
Восточной Европы.
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей
развития.
Индия, Китай, Япония.
Глава V. Современный мир
Глобализация и новые вызовы XXI в.
Международные отношения в конце XX - начале XXI в.
Культура и искусство в XX – начале XXI в.

7
неделя

&21-22

8
неделя

&23-24

8
неделя
9
неделя
9
неделя

&25-26

Повторительно-обобщающий урок по курсу «Всеобщая
история».
ИСТОРИЯ РОССИИ
Глава I. Россия в годы «великих потрясений»
Россия и мир накануне Первой мировой войны.
10
неделя

20

Российская империя в Первой мировой войне.

10
неделя

21

Великая российская революция: Февраль 1917 г.

11
неделя

22

Великая российская революция: Октябрь 1917 г.

23

Первые революционные преобразования большевиков.
Экономическая политика советской власти. Военный
коммунизм.
Гражданская война.

11
неделя
12
неделя

24
25

26
27
28

29
30

12
неделя
Идеология и культура периода Гражданской войны.
13
неделя
Глава II. Советский Союз в 1920-1930 –х гг.
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.
13
Переход к нэпу. Экономика нэпа.
неделя
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
14
Политическое развитие в 1920-е гг.
неделя
Международное положение и внешняя политика СССР в
14
неделя
1920-е гг.
Культурное пространство советского общества в 1920-е
гг.
«Великий перелом». Индустриализация.
20

15
неделя
15
неделя

Повторение

&1
Повторен
ие&1-2
(всеобща
я
история)
&2
Повторение
&3
(всеобщая
история)
&3
Повторение
&4
(всеобщая
история)
&4
&5-6

&7
&8

&9-10
&11-12
&13
Повторение
&5
(всеобщая
история)
&14
&15

31

Коллективизация сельского хозяйства.

32

Политическая система СССР в 1930-е гг.

33

Культурное пространство советского общества в 1930-е
гг.
СССР и мирное сообщество в 1929-1939 гг.

34

35

36

37
38
39
40
41

42
43

44

16
неделя
16
неделя
17
неделя
17
неделя

Повторительно-обобщающий урок по теме «Советский
18
союз в 1920-30-е гг»
неделя
Глава III. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны.
18
неделя

Начало Великой Отечественной войны Первый период
войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.).
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного
перелома.
Человек и война: единство фронта и тыла.
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной
перелом (ноябрь 1942-1943 г.).
Третий период войны. Победа СССР в Великой
Отечественной войне. Окончание Второй мировой
войны.

19
неделя
19
неделя
20
неделя
20
неделя
21
неделя

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая
21
Отечественная война 1941 – 1945 гг»
неделя
Глава IV. Апогей и кризис советской системы 1945-1991гг.
Место и роль СССР в послевоенном мире.
22
неделя

Восстановление и развитие экономики.
Изменения в политической системе в послевоенные годы.
Идеология, наука и культура в послевоенные годы.

46

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной
войны».

22
неделя
23
неделя
23
неделя

47

Смена политического курса. Экономическое и
социальное развитие 1950-х – середине 1960-х гг..
Культурное пространство и повседневная жизнь в
середине 1950-х – середине 1960-х гг..

24
неделя
24
неделя

45

48

21

&16
&17
&18
&19
Повторен
ие&11-12
(всеобща
я
история)

&20
Повторен
ие&13-14
(всеобща
я
история)
&21
&22
&23
&24
&25
Повторен
ие&15
(всеобща
я
история)
Повторение

&26
Повторение
&16(всеоб
ща
я история)
&27-28
&29
&30
Повторение
&16(всеоб
щая
история)
&31-32
&33

49

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой
половине 1960-х гг..

25
неделя

50

25
неделя

52

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг..
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х –
середине 1980-х гг..
Культурное пространство и повседневная жизнь во
второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг..
Политика разрядки международной напряженности.

53

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.

27
неделя

54

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.

55

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки.

56

Реформа политической системы.

57

Новое политическое мышление и перемены во внешней
политике.
Национальная политика и подъем национальных
движений. Распад СССР.

27
неделя
28
неделя
28
неделя
29
неделя
29
неделя

51

58

59
60
61

Глава V. Российская Федерация
Российская экономика на пути к рынку.
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е
гг..
Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

62

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е
гг.

63
64

Политическая жизнь России в начале XXI в.
Экономика России в начале XXI в.
Повседневная и духовная жизнь.

65

Внешняя политика России в начале XXI в.

66

Россия в 2008-2014 гг.

26
неделя
26
неделя

30
неделя
30
неделя
31
неделя
31
неделя

32
неделя
32
неделя
33
неделя

33
неделя
22

&34
Повторен
ие&17
(всеобща
я
история)
&35-36

&37
&38
Повторение
&17(всеоб
щая
история)
&39
Повторение
&17(всеоб
щая
история)
&40
&41
&42
&43
&44
Повторен
ие&22
(всеобщая
история)
&45
&46
&47
&48
Повторение
&26(всеоб
ща
я история)
&49-50
&51
&52
Повторение
&26(всеоб
щая
история)
&53

67

Повторительно-обобщающий урок

68

Итоговое обобщение по учебному предмету «История».
Итого за год

к.р. _2

23

34
неделя
34
неделя
68 часов

Повторение
Повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».