Физическая культура 5-9 классы
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета «Физическая культура»
5-9 классы
Программа по
физической культуре представляет собой методически оформленную конкретизацию
требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное
содержание.
Основной целью
программы по физической культуре является формирование разносторонне физически
развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры
для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической
культуре данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых
мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом
использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа
жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Содержание
программы по физической культуре представлено по годам обучения, для каждого
класса предусмотрен раздел «Универсальные учебные действия», в котором
раскрывается вклад предмета в формирование познавательных, коммуникативных и
регулятивных действий, соответствующих возможностям и особенностям обучающихся
данного возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с конкретным
содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия.
Физкультурное образование является
обязательной и неотъемлемой частью основного общего образования на всех уровнях
образования. Содержание физкультурного образования на уровне основного общего
образования формируется на основе фундаментального ядра школьного
физкультурного образования. Оно в основном общем образовании включает следующие
разделы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры (баскетбол, волейбол,
футбол), лыжная подготовка.
При этом, в ней предусмотрен резерв
свободного учебного времени, предназначенный учителям образовательных
учреждений для реализации их собственных подходов по структурированию и
дополнительному насыщению учебного материала, использованию разнообразных форм
организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и
педагогических технологий.
В соответствии со структурой
двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется
по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности),
физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент
деятельности) и способы двигательной деятельности (операциональный компонент
деятельности).
В примерной программе для основного
общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена
двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и
спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет
соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование,
способы деятельности).
Первая содержательная линия
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на
укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему
отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой
и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом
разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о
правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха
средствами физической культуры, раскрываются представления о современных
оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках
физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое
совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы
упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих
коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и
кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные
учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или
хронические заболевания). В третьем разделе «Способы
физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по
самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий
физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок,
самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия
«Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами
учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение
оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности
учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности»
приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр,
раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические
качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и
специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе
«Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся
физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих
относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у
учащихся. Отличительными особенностями этого раздела является то, что по
решению Совета школы, учащимся может быть предложено углубленное освоение
одного из видов спорта с соответствующим увеличением объема часов (до 25%) на
его освоение. При этом предусматривается, что увеличение часов осуществляется
за счет уменьшения их по другим разделам и темам раздела
«Спортивно-оздоровительная деятельность». В третьем разделе «Способы
физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности,
необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий
спортивной подготовки.
Целью предмета «Физическая культура» в
основной школе является формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности
и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование
устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учебный предмет «Физическая культура» в
основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
Укрепление здоровья, развитие основных
физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта, формировании здорового образа жизни;
Обучение навыкам и умениям в
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности,
самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
Воспитание положительных качеств
личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности.
Курс физической культуры направлен на
достижение следующих целей и задач в направлении личностного развития:
- воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества;
- знание истории физической культуры
своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества
- участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей владение знаниями об
индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности,
о соответствии их возрастно-половым нормативам;
-владение знаниями об индивидуальных
особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии
их возрастно-половым нормативам;
- владение умением формулировать цель и
задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью,
излагать их содержание;
-владеть правилами поведения на занятиях
физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила
безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю;
поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность;
проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
в метапредметном направлении:
- умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
-умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей физкультурной
деятельностью деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной,
спортивной и познавательной деятельности;
-владение способами наблюдения за
показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической
подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей
в организации и проведении самостоятельных форм занятий
в предметном направлении:
-понимание роли и значения физической
культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый
образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
-способность отбирать физические
упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с
их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы
для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих
процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
-способность составлять планы занятий с
использованием физических упражнений разной педагогической направленности,
регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и
индивидуальных особенностей организма;
- умение проводить самостоятельные
занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных
действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных)
способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя
дневник самонаблюдения.
В соответствии с п.1
ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО создаются необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями
(далее – ОВЗ), для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов, методов и способов общения. В ОО обучающимся с ОВЗ созданы условия
для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния
здоровья, в т.ч. посредством реализации рабочих программ учебных предметов,
адаптированных для обучения детей с ОВЗ с учетом вида ОВЗ, индивидуальных
особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных
возможностей.
Программа может быть
адаптирована для обучения детей, имеющих задержку психического развития (далее
– ЗПР) конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-
органического генеза с учетом индивидуальных особенностей психофизического
развития обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных возможностей освоения
Программы.
Адаптированный вариант
Программы предназначен для обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в
ОО уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего
получить начальное общее образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможности здоровья, в те же сроки (1-4 классы).
Реализация адаптированной для обучающихся с ЗПР
Программы также способствует решению следующих коррекционных задач: коррекция
недостатков физического и психического развития посредством специальных
упражнений; формирование у обучающихся первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры; овладение обучающимися основными
представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических
функций, возможностях компенсации; формирование у обучающихся понимания связи
телесного самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью; овладение умениями включаться в занятия,
дозировать физическую нагрузку. Физическая культура в классах для детей с ЗПР
ориентирована на создание благоприятных двигательно-игровых условий для
самопроизвольной реализации детьми их естественного двигательного потенциала.
Свободная двигательная активность позволяет ребенку испытывать радость от
физических упражнений; трансформирует их из чисто механических в
реабилитационно - лечебные, освобождая от чувства тревожности, зажатости,
страха.
Для усиления коррекционной направленности на
двигательную сферу и повышение роли процесса физического воспитания в
равностороннем, гармоничном развитии детей ЗПР в Программе могут использоваться
на различных уроках: корригирующие упражнения (пальчиковая, дыхательная
гимнастики; гимнастика для глаз; ритмические; использование фитболов);
коррекционные игры (музыкально – двигательные дидактические; познавательные;
коммуникативные; игры с речевым сопровождением); нестандартные приемы
(музыкотерапия, релаксация, психогимнастика, игротерапия).
Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Физическая культура», представленные в Программе:
личностные, метапредметные, а также предметные результаты, отражают требования
ФГОС ООО, уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных
и предметных результатов, представленных в ФГОС ООО, передают специфику целей и
задач изучения учебного предмета. В адаптированном варианте Программы для
обучающихся с ЗПР в системе планируемых результатов оценивается только блок
«Ученик научится».
Рабочая программа
является приложением к основной образовательной программе начального общего
образования МБОУ СОШ №2.
Текст Программы и
аннотация к ней размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет https://2gor.uralschool.ru/