Родной язык (русский) 8-9 классы
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета «Родной язык (русский)»
8 - 9 классы
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык
(русский)» разработана для обучающихся 5 - 9 классов, изучающих данный учебный
предмет, включённый в обязательную часть учебного плана основного общего
образования в течение пяти лет обучения.
Программа разработана на основании
и с учётом следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с изменениями и дополнениями (далее –ФЗ-273);
2. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования по русскому языку, утверждённый приказом
Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями
от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29» июня 2017 г.
3.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях с изменениями (далее - СП 2.4.3648-20);
4.
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №
2 (далее – ООП ООО);
5. Программы по родному
языку (русскому) к учебникам для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Александровой
О.М., Загоровской О.В., Богданова С.И. и др. – М.,
«Просвещение», 2018, 2019
Программа
учитывает:
- требования к планируемым
результатам освоения учебного предмета;
- требования к содержанию
учебного предмета;
- принцип преемственности
образовательных программ (основное общее образование);
- количество часов,
выделенных на изучение предмета учебным планом МБОУ СОШ №2 на 2021-
2022 учебный
год;
- цели и задачи Образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ №2;
- выбор комплекта
учебно-методического обеспечения в соответствии с Федеральным перечнем
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего
образования.
Родной язык (русский) является важным источником
обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных
навыков. Изучение родного языка способствует пониманию учащимися эстетической
функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью, пониманию
языка и смысла художественных произведений. Программа по родному русскому языку
составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной
образовательной программы, представленной в ФГОС ООО, и предусматривает
обязательное изучение языка на этапе основного общего образования.
Целями и задачами изучения родного языка (русского) являются:
- воспитание гражданина и патриота;
- формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и
развитию родного языка,
- формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России;
- овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры
речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о
таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах
и ситуациях общения: о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и
языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления,
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ), для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения. В ОО
обучающимся с ОВЗ созданы условия для обучения с учётом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. посредством реализации
рабочих программ учебных предметов, адаптированных для обучения детей с ОВЗ с
учётом вида ОВЗ, индивидуальных особенностей психофизического развития
обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных возможностей.
Программа может быть адаптирована для обучения
детей, имеющих задержку психического развития (далее – ЗПР)
конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического
генеза с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных возможностей освоения Программы.
Адаптированный вариант Программы предназначен для
обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в ОО уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить основное общее
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможности здоровья, в те же сроки (5 - 9 классы).
Специальные (адаптированные) условия реализации
Программы могут включать: особую форму организации текущего контроля и промежуточной
аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учётом особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную
обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор:
наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале
работы этапа общей организации деятельности; адаптирование учителем инструкции
к выполнению заданий на уроке и дома с учётом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Структура Программы соответствует п.19.5 ФГОС ООО и
включает в себя следующие разделы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Описание места
учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане:
5
кл. |
6
кл. |
7
кл. |
8
кл. |
9
кл. |
Всего часов на уровне ООО |
0,5 (17) |
0,5 (17) |
0,5 (17) |
0,5 (17) |
0,5 (17) |
85 часов |
Учебно-методический комплекс:
1. Русский родной
язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.
Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: «Просвещение»,
2018.
2. Русский родной
язык: 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.
Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: «Просвещение»,
2018.
3. Русский родной
язык: 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.
Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: «Просвещение»,
2019.
4. Русский родной
язык: 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.
Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: «Просвещение»,
2019.
5. Русский родной
язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.
Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: «Просвещение»,
2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык», представленные в Программе: личностные, метапредметные, а также
предметные результаты, отражают требования ФГОС ООО, уточняют и конкретизируют
общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов,
представленных в ФГОС ООО, передают специфику целей и задач изучения учебного
предмета. В адаптированном варианте Программы для обучающихся с ЗПР в системе
планируемых результатов оценивается только блок «Ученик научится».
Рабочая
программа является приложением к основной образовательной программе основного
общего образования МБОУ СОШ №2.
Текст
Программы и аннотация к ней размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет https://2gor.uralschool.ru/