Литература 5-9 классы
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета «Литература»
5 - 9 классы
Рабочая
программа учебного предмета «Литература» разработана для обучающихся 5 - 9-х
классов, изучающих данный учебный предмет, включённый в обязательную часть
учебного плана основного общего образования в течение пяти лет обучения.
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Цели изучения предмета «Литература» в
основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном
чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и
создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам,
аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов,
воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей
возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9
классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как
одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения
к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной
идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта
человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей;
формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости
чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с
формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества,
ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что
способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в
том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе,
чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием
квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных
знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных
произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте,
сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских
умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на
развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение
к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве
формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках
достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные
произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с
произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе;
развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных
источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися
коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры,
направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов
художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных
высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том
числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном
диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая
свою.
Программа может быть адаптирована для обучения детей, имеющих задержку психического развития (далее – ЗПР) конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического генеза с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных возможностей освоения Программы.
Адаптированный вариант Программы предназначен для
обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в ОО уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить основное общее
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможности здоровья, в те же сроки (5 - 9 классы).
Специальные (адаптированные) условия реализации Программы могут включать: особую форму организации текущего контроля и промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор:
наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование учителем инструкции к выполнению заданий на уроке и дома с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Планируемые
результаты освоения учебного предмета «Литература», представленные в Программе:
личностные, метапредметные, а также предметные результаты, отражают требования
ФГОС ООО, уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных
и предметных результатов, представленных в ФГОС ООО, передают специфику целей и
задач изучения учебного предмета. В адаптированном варианте Программы для
обучающихся с ЗПР в системе планируемых результатов оценивается только блок
«Ученик научится».
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
Рабочая
программа является приложением к основной образовательной программе основного
общего образования МБОУ СОШ №2.
Текст
Программы и аннотация к ней размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет https://2gor.uralschool.ru/