Второй иностранный язык (немецкий) 10-11 класс
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета
«Второй иностранный язык (немецкий)» 10- 11 классы
Рабочая программа учебного предмета «Второй
иностранный язык (немецкий)» разработана для обучающихся 10-11-х классов,
изучающих данный учебный предмет, включённый в обязательную часть учебного
плана среднего общего образования.
Программа разработана на основании и с учётом
следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и
дополнениями (далее –ФЗ-273);
2. Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку,
утверждённый приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с
изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29»
июня 2017 г.
3. Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.№ 1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях с
изменениями (далее - СП 2.4.3648-20);
5. Федеральный перечень
учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования» и Приказ № 766 Министерства просвещения Российской Федерации от
23.12.2020 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая
2020 г. № 254". (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)
6. Основная общеобразовательная
программа основного общего образования МБОУ СОШ № 2 (далее – ООП ООО);
7. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Сборник примерных рабочих
программ. Предметные линии «Горизонты». 5—11 классы. Предметная линия учебников
«Горизонты». 5—9 классы. Предметная линия учебных пособий «Горизонты». 10—11
классы. Базовый и углублённый уровни: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / [М. М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченко, М. А. Лытаева]. —
2-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — 176 с. — ISBN 978-5-09-075074-5.
Программа учитывает:
- требования к планируемым
результатам освоения учебного предмета;
- требования к содержанию
учебного предмета;
- принцип преемственности
образовательных программ (основное общее образование);
- количество часов,
выделенных на изучение предмета учебным планом МБОУ СОШ №2 на 2021-
2022 учебный
год;
- цели и задачи Образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ №2;
- выбор комплекта
учебно-методического обеспечения в соответствии с Федеральным перечнем
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего
образования.
В МБОУ СОШ
№2 предмет «Второй иностранный язык (немецкий)» на базовом уровне изучается на
ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета в 10-11
классах по 1 часу в неделю, всего 68 часов.
Данный учебный предмет является обязательным для
изучения всеми обучающимися при получении основного общего образования и входит
согласно ФГОС СОО в обязательную предметную область «Иностранный язык».
Немецкий язык относится к разряду международных
языков и занимает в реестре изучаемых вторых иностранных языков одно из ведущих
мест, что определяет особую актуальность в его изучении.
Немецкий язык как учебный предмет характеризуется:
• межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть
сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории,
географии, математики и др.);
• многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными
языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим,
грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой
деятельности);
• полифункциональностью (может
выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых
различных областях знания).
Изучение иностранного языка (немецкого) направлено
на достижение следующих целей:
1. расширение и систематизация
знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса,
2. дальнейшее овладение общей
речевой культурой формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
компетенции;
(речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,
учебно-познавательной):
• речевая компетенция –
совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое
речевое и неречевое поведение;
• языковая компетенция –
систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми
средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение
объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми
единицами в коммуникативных целях;
• социокультурная компетенция
– увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого
языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение
адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в
культуре родной страны и страны изучаемого языка; компенсаторная компетенция –
дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых
средств при получении и передаче иноязычной информации;
• учебно-познавательная
компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих
совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком,
удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
• развитие и воспитание
способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению
иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию
иностранного языка в других областях знаний;
• способности к самооценке
через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;
личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их
социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
3. формирование дружелюбного и
толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной
личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на
основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной
литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной
компетентности;
4. достижение допорогового
уровня иноязычной коммуникативной компетенции; создание основы для формирования
интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным
языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению
второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как
средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других
предметных областях.
Главной задачей обучения иностранному языку
является развитие у учащихся способности и готовности к межкультурному общению.
Структура Программы соответствует п.19.5 ФГОС СОО и
включает в себя следующие разделы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Описание места учебного предмета
«Второй иностранный язык (немецкий)» в учебном плане:
10 кл. |
11 кл. |
Всего
часов на уровне СОО |
1 (34) |
1 (34) |
2 (68) |
Третий год
обучения |
Третий год
обучения |
|
УМК по предмету «Второй
иностранный язык (немецкий)»:
Немецкий язык. Второй иностранный язык. 7 класс: учеб.
для общеобразоват. организаций/ М.М.Аверин, Ф.Джин, Л.Рорман – 8-е изд. – М.:
Просвещение: Cornelsen, 2019. – 96с. : ил. (Горизонты). — ISBN
978-5-09-071589-8.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.5 ФЗ-273, в ОО
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ), для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения. В ОО
обучающимся с ОВЗ созданы условия для обучения с учётом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. посредством реализации
рабочих программ учебных предметов, адаптированных для обучения детей с ОВЗ с
учётом вида ОВЗ, индивидуальных особенностей психофизического развития, обучающихся
с ОВЗ, их индивидуальных возможностей.
Программа может быть адаптирована для обучения
детей, имеющих задержку психического развития (далее – ЗПР)
конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического
генеза с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных возможностей освоения Программы.
Адаптированный вариант Программы предназначен для
обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в ОО уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить основное общее
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможности здоровья, в те же сроки (5 - 9 классы).
Специальные (адаптированные) условия реализации
Программы могут включать: особую форму организации текущего контроля и
промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учётом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор:
наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале
работы этапа общей организации деятельности; адаптирование учителем инструкции
к выполнению заданий на уроке и дома с учётом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Второй
иностранный язык (немецкий)», представленные в Программе: личностные,
метапредметные, а также предметные результаты, отражают требования ФГОС СОО,
уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных
результатов, представленных в ФГОС СОО, передают специфику целей и задач
изучения учебного предмета. В адаптированном варианте Программы для обучающихся
с ЗПР в системе планируемых результатов оценивается только блок «Ученик
научится».
Рабочая программа является
приложением к основной образовательной программе основного общего образования
МБОУ СОШ №2.
Текст Программы и аннотация к ней размещаются на официальном сайте ОО в сети Интернет https://2gor.uralschool.ru/