Рабочая программа по литературе на родном языке (русском) 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
11 КЛАСС
ФГОС СОО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ литература на родном языке (русском)
КЛАСС 11
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по литературе к учебнику для 11 класса общеобразовательной
школы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. (М.,
«Просвещение», 2016 г.) ГОС
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Русская литература ХХ века. 11 класс, автор Журавлёв В.П. Учебник для
общеобразовательных учреждений.
– М., «Просвещение», 2021.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (400 стр.+ 446 стр.)
с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего
эпохи и поколения в «русский мир».
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
2

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;

понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к ней;

оценивать
собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского
народа;

определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;

осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности
семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;

основам прогнозирования;

отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой
социализированной и внутренней речи.

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

использовать знаково-символические средства, в том числе. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения
для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов
своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие
проблемный характер и требующие анализа;
в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя
произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге
раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;
- обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой
выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного
мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его
развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости.
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет
структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор зачина и концовки произведения, открытого или закрытого финала,
противопоставлений в системе образов
персонажей и пр.);
- анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки
зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что
действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:


3

- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его
уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и
так далее).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется
исходный текст;
узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
- узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой;
анализировать произведения современной литературы;
- рассматривать книгу как нравственный ориентир;
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы,
предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и
драма), жанры всех трёх родов, литературные направления.

4

2.

Содержание учебного предмета. 11 КЛАСС (34 ч.)

Проблемно-тематические блоки
Личность – 7 часов (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человекдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство,
отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир,
личность и Высшие начала).
А.К.Толстой. Общая характеристика произведений. Публицистика
Нравственная основа романа «Князь Серебряный».
А. Н. Толстой. «Рассказы Ивана Сударева» «Русский характер».
В.А.Титов. «Всем смертям назло».
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи».
М. Горький. Рассказ «Карамора».
Ю.П.Казаков. «Во сне ты горько плакал».
Личность и семья – 11 часов (место человека в семье и обществе, семейные и
родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в
жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Особенности драматургии А.Н.Островского. Доходное место» Семейные и родственные
отношения в комедии
Место человека в семье и обществе. А. Н. Островский «Бесприданница»
Истинные и ложные ценности в пьесе Л.Н.Толстого «Живой труп»
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П.Чехова.
А. И. Куприн. «Поединок», «Суламифь».
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда».
В.В. Набоков. «Машенька».
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры».
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры».
Личность – общество – государство – 8 часов (влияние социальной среды на личность
человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы
личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
В.А.Гиляровский. Книга «Москва и москвичи».
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь».
А.И.Солженицын. «Захар – Калита».
И.С.Шмелёв. «Лето Господне».
В.Г.Распутин. «Байкал».
Э. Веркин. «Облачный полк».
Личность – природа – цивилизация – 5 часов (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в поэзии К.Д.Бальмонта,
Н.С.Гумилёва, С.А.Есенина.
В.П.Астафьев. «Царь – рыба».
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне».
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны».
Личность – история – современность – 3 часа (время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре;
свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
5

А.А.Фадеев. «Молодая гвардия».
С.А.Алексиевич. «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики».
В.Ф. Тендряков. Рассказ «Пара гнедых».

6

3.
№

Тематическое планирование. 11 класс
Тема урока

Дата (сроки)
план

1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.

Личность (7 ч.)
1 неделя
А. К. Толстой – человек-мыслитель и человек-деятель.
2 неделя
Нравственная основа романа «Князь Серебряный».
3 неделя
А. Н. Толстой «Рассказы Ивана Сударева». «Русский
характер».
4 неделя
В.А. Титов. «Всем смертям назло».
5 неделя
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как
нравственное воззвание к читателю.
6 неделя
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя
о природе человека, об опасности саморазрушения
личности.
7 неделя
Осознание трагического одиночества человека перед
неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П.
Казакова «Во сне ты горько плакал».
Личность и семья (11 ч.)
8 неделя
Особенности драматургии А.Н.Островского.
«Доходное место». Семейные и родственные отношения в
комедии.
9 неделя
Место человека в семье и обществе. А. Н. Островский.
«Бесприданница».
10 неделя
Истинные и ложные ценности в пьесе Л.Н. Толстого
«Живой труп».
11 неделя
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека
в прозе А.П. Чехова.
12 неделя
А. И. Куприн «Поединок», «Суламифь».
13 неделя
Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н. Зайцева
«Голубая звезда».
Своеобразие конфликта в повести В.В. Набокова
14 неделя
«Машенька». Образ Машеньки как символ далёкой
родины.
Душевная красота членов нескольких семейств в романе
15 неделя
Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры».
16 неделя
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная
проблематика. Ответственность людей за тех, кто рядом.
17 неделя
Сочинение «Нравственные и духовные семейные
ценности».
18 неделя
Резервный урок.
Личность – общество – государство (8 ч.)
19 неделя
В. А. Гиляровский. Книга «Москва и москвичи».
20 неделя
Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе
А.Н. Островского «Как закалялась сталь».
21 неделя
Особенности художественного метода социалистического
реализма на примере романа А.Н. Островского «Как
закалялась сталь».
22 неделя
А. И. Солженицын. «Захар – Калита».
7

факт

Приме
ча
ние

23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.

30.
31.

32.
33.
34.

23 неделя
И. С. Шмелёв. «Лето Господне».
24 неделя
В. Г. Распутин. «Байкал».
25 неделя
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести.
26 неделя
Гражданственность и патриотизм как национальные
ценности в повести.
Личность – природа – цивилизация (5 ч.)
27 неделя
Человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы в поэзии К. Д. Бальмонта, Н.С. Гумилёва, С. А.
Есенина.
28 неделя
В. П. Астафьев. «Царь – рыба».
29 неделя
Проблемы современной цивилизации в романе А. и Б.
Стругацких «Улитка на склоне».
30 неделя
Современная цивилизация в рассказе Л.С. Петрушевской
«Новые робинзоны». Опасность для человечества
«падения вниз» по эволюционной лестнице.
31 неделя
Сочинение «Человек в мире цивилизации».
Личность – история – современность (3 ч.)
32 неделя
А. А. Фадеев. «Молодая гвардия». С. А..Алексиевич. «У
войны не женское лицо», «Цинковые мальчики» (обзор).
33 неделя
В.Ф. Тендряков. Рассказ «Пара гнедых».
34 неделя
Резервный урок.
34 часа
ИТОГО:

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».