Рабочая программа по родному языку (русскому) 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
10 КЛАСС
ФГОС СОО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ родной язык (русский)
КЛАСС 10
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа курса Русский язык для 10 – 11 классов общеобразовательной
школы автора Гольцовой Н.Г. Допущено Министерством образования РФ
(М., «Русское слово», 2016 г.)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Русский язык. ФГОС. 10-11 классы, авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,
Мищерина М.А.: Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый
уровень – М., «Русское слово», 2019. Рекомендовано Министерством
просвещения РФ (376 стр. + 392 стр.)
с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностные результаты:
 формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов;
 формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
 формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач;
 готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:
 осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития
языка с историей общества;
 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка;
 распознавание,
характеристика
понимание
и
истолкование
значения
фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное
2

употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и
истолкование значения крылатых слов и выражений;
 понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия
национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном
русском языке;
 общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение
значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное
употребление иноязычных слов;
 осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных
процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого
этикета;
 понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с
речевым этикетом других народов.
Учащиеся научатся:
 осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни
человека;
 объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и
комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
 понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи;
 понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным
компонентом;
комментировать
историю
происхождения
фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях
речевого общения;
 распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
 владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее
соответствия основным нормам современного литературного языка;
 использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения
этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета;
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;•
Учащиеся получат возможность научиться:
 понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке;
распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и
мира;
 определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
 правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба,
принесение извинений и др.;
 использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие
противостоять речевой агрессии.

3

2.

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
10 класс (34 ч.)

Язык и культура (12 ч.)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых
слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Образ
человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир
русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов,
песен, рекламных текстов и т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники
фразеологизмов. Развитие языка как объективный процесс. Основные тенденции развития
современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском
языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.
Переосмысление значений слов в современном русском языке.
Культура речи (12 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как
художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о
книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления
причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные
ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических словарях и справочниках
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии,
Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и
дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.

4

3.
№

Тематическое планирование (10 класс)
Тема урока

Дата
план

1.
2.

Язык и культура (12 ч.)
Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа.
Ключевые слова (концепты) русской культуры, их
национально-историческая значимость.
Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа».

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.

Ключевые слова, обозначающие мир русской природы;
религиозные представления.
Крылатые слова и выражения в русском языке.
О происхождении фразеологизмов. Источники
фразеологизмов.
Развитие русского языка как объективный процесс.
Основные тенденции развития современного русского
языка.
Новые иноязычные заимствования в современном
русском языке.
Словообразовательные неологизмы в современном
русском языке.
Переосмысление значений слов в современном русском
языке.
Проверочная работа. Представление проектов,
результатов исследовательской работы.
Культура речи (12 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения.
Современные орфоэпические словари.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Современные толковые словари.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.

19.

Правильное построение словосочетаний по типу
управления. Нормы употребления предлогов.

20.

Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.

21.

Типичные ошибки в построении сложных предложений.

22.

Речевой этикет. Этикетное речевое поведение в ситуациях
5

1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
5
неделя
6
неделя
7
неделя
8
неделя
9
неделя
10
неделя

11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя
20
неделя
21
неделя
22

факт

Примеч
а
ние

23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

делового общения.
Этика и этикет в электронной среде общения.

неделя
23
неделя
Проверочная работа. Представление проектов,
24
результатов исследовательской работы.
неделя
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч.)
Русский язык в Интернете. Правила информационной
25
безопасности при общении в социальных сетях.
неделя
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
26
неделя
Использование графиков, диаграмм, схем для
27
представления информации.
неделя
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
28
Анекдот, шутка.
неделя
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его
29
структурные элементы и языковые особенности.
неделя
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.
30
неделя
Промежуточная аттестация. Представление проектов,
31
результатов исследовательской работы.
неделя
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
32
неделя
Язык художественной литературы. Диалогичность в
33
художественном произведении.
неделя
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
34
неделя
ИТОГО:
34 часа

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».