СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Содержание элективного курса «Компьютерное проектирование. Черчение» .... 8
Планируемые результаты освоения элективного курса
«Компьютерное проектирование. Черчение» ......................................................... 10
Личностные результаты ......................................................................................... 10
Метапредметные результаты................................................................................. 16
Тематическое планирование..................................................................................... 19
Учебно-методическое обеспечение курса ............................................................... 35
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Черчение является основой инженерной и конструкторской деятельности.
Его изучение служит фундаментом для дальнейшего профессионального
образования,
мышления
обеспечивает
и
технической
базу
для
формирования
грамотности
при
пространственного
современном
ускоренном
технологическом развитии.
Новизна и актуальность курса
Элективный курс «Компьютерное проектирование. Черчение» направлен
на:
– овладение приемами 3D-моделирования деталей и сборочных единиц;
создания, чтения и оформления сборочных чертежей;
– развитие навыков создания творческих и учебных инженерных проектов
с применением ручных и автоматизированных способов подготовки чертежей,
эскизов и технических рисунков деталей;
– развитие
навыков
работы
с
чертежами
и
другими
видами
конструкторской документации и графическими моделями;
– развитие навыков проведения расчетов по чертежам.
Новизна курса состоит в том, что она основывается на применении
современного программного
обеспечения,
позволяет
изменить
подход к
проектной деятельности обучающихся в области инженерного проектирования
при использовании конструкторской документации.
Системы
автоматизированного
проектирования
(САПР)
обладают
возможностями, недоступными в ручном черчении:
– наглядного представления 3D-моделей объектов, в том числе сборок;
– автоматического создания ассоциативных чертежей по их 3D-моделям;
– имитации технологических процессов при создании деталей, изделий
и сборочных единиц.
3
При
этом
возможно
применение
аналоговых,
параметрических
и координатных методов создания 3D-моделей объектов и чертежей.
Для
формирования
необходимых
компетенций
проектирования
инженерных объектов, черчения и моделирования предлагается использовать
программное обеспечение КОМПАС-3D (версия КОМПАС-3D v.21 российской
группы компаний АСКОН, разработанная специально для учебных целей).
Актуальность курса состоит в том, что он позволяет раскрыть таланты
обучающихся в проектной деятельности, развить их интеллектуальные
возможности,
научить
не отрываясь при
молодых
людей
творчески
мыслить,
этом от реальности, ограниченной применяемыми
технологиями, инструментами и материалами.
Цели и задачи элективного курса «Компьютерное проектирование.
Черчение»
Цели курса:
– формирование
конструкторского
мышления
как
фундамента
технического, инженерного образования с целью обеспечения технологического
суверенитета страны;
– воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить
перед собой задачи и решать их.
Задачи курса:
– знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их
классификации и инженерными качествами объектов;
– освоение приемов проектирования, создания и редактирования моделей
объектов и чертежей в САПР на примере КОМПАС-3D;
– подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием,
производством, эксплуатацией и реконструкцией инженерных объектов
и оборудования;
4
– изучение норм государственных стандартов на оформление и создание
конструкторских документов;
– овладение практикой работы с конструкторскими документами чтения
чертежей;
– развитие пространственного воображения при работе с 3D-моделями;
– расширение технического кругозора для обеспечения безопасности
жизнедеятельности в современном мире со сложной развитой инженерной
инфраструктурой.
Общая
характеристика
проектирование. Черчение»
элективного
курса
«Компьютерное
Курс знакомит обучающихся с увлекательным миром инженерного
проектирования с использованием САПР на примере российского программного
продукта КОМПАС-3D, который применяется в вузах, на производстве,
при этом:
– осваиваются
метод
проектов
и
информационно-технологические
средства поиска в Интернете для знакомства с инженерными объектами
по заданным темам и параметрам;
– развиваются инженерные компетенции обучающихся;
– накапливается
опыт
постановки
инженерных
задач
и
заданий
по компьютерному черчению и моделированию, а также опыт выбора средств
для решения этих задач;
– введено изучение тем: определение и классификация инженерных
объектов,
функциональные,
инженерные
и
технологические
качества
инженерных объектов;
– изучается технологическая практика освоения последовательности
сборочных операций и моделирования в программе КОМПАС-3D;
– форма организации
уроков
способствует повышению мотивации
и активизации внимания обучающихся на основе здоровьесберегающих
5
технологий организации учебного процесса; предусмотрены коллективные
формы работы;
– курс позволяет подготовить обучающихся к состязаниям школьников
в конкурсах по различным номинациям, включая компьютерное черчение
в
КОМПАС-3D,
конструирование,
прототипирование,
промышленный
и инженерный дизайн.
Формы подведения итогов реализации программы курса
Текущий контроль качества обучения включает контролирующую,
обучающую, воспитывающую и развивающую функции и осуществляется
фронтально по качеству и количеству выполненной графической работы
на
компьютере.
Для
оценивания
компетенций
обучающихся
работать
с графической системой КОМПАС-3D проводятся тестирование, устные опросы,
даются самостоятельные работы.
По итогам освоения программы курса обучающиеся представляют
проекты, содержащие компьютерные рисунки, модели в КОМПАС-3D, чертежи
и другие конструкторские документы, выполненные в соответствии с правилами
оформления конструкторской документации.
Выполненные
творческие
проектные
работы
обучающиеся
демонстрируют перед классом и рассказывают, как они достигли такого
результата. Творческие работы в программном обеспечении КОМПАС-3D
сохраняются в специальной электронной папке.
Проверка теоретических знаний и практических навыков в ходе
выполнения графических работ производится индивидуально.
Итоги освоения программы курса подводятся по результатам участия
обучающихся
в
различных
конкурсах
и
олимпиадах
по
черчению,
конструированию и моделированию. Навыки, приобретенные обучающимися
при изучении курса «Компьютерное проектирование. Черчение», могут быть
применены для реализации индивидуального проекта соответствующей
6
тематики. По результатам выполненных проектов проводится ученическая
конференция, на которой происходит обсуждение и оценка проделанной работы.
Особенность методики проведения занятий
Форма проведения занятий может быть как индивидуальная, так
и
групповая
в
зависимости
от
уровня
подготовки
обучающихся.
Разноуровневость предварительной подготовки обучающихся, сложность
и большой объем материала преодолеваются приемами дифференциального
подхода к обучению в сочетании с коллективной работой в малых группах.
Например, в группе из трех обучающихся по одной учебной теме каждый
участник может выполнять на уроке отдельное упражнение или задачу, а в конце
урока обучающиеся обмениваются опытом.
В проектах модели отдельных деталей выполняют разные обучающиеся,
для сборок ученики используют общий банк комплектующих, что позволяет
существенно активизировать работу над сборками и проектами.
7
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ЧЕРЧЕНИЕ»
Выполнение чертежей в САПР на примере КОМПАС-3D
Государственные
стандарты
Единой
системы
конструкторской
документации. Знакомство с САПР на примере КОМПАС-3D. Основные
понятия компьютерной графики и ее роль в профессиях, связанных
с выполнением чертежных и графических работ.
Интерфейс программы КОМПАС-3D. Основные элементы рабочего окна
и
возможности
инструментальной
панели
программы
КОМПАС-3D.
Графические примитивы. Создание графических примитивов с определенными
параметрами. Изучение и применение параметров инструментов. Создание
изображений. Использование привязок. Нанесение размеров. Проекционное
черчение. Создание чертежей деталей в пакете КОМПАС-График. Выполнение
заданий творческого характера.
Создание 3D-моделей и ассоциативных чертежей в КОМПАС-3D
Изделия и моделирование. Интерфейс окна «Деталь». Знакомство с окном
документа «Деталь». Геометрические примитивы. Операции и инструменты
формообразования. Операция выдавливания, требования к эскизу. Элемент
«Вырезать выдавливанием». Размеры в эскизах. Определение параметров
модели. Создание деталей сложных форм выдавливанием. Сложные элементы
формообразования: вращения, кинематического и по сечениям.
Ассоциативные чертежи. Инструменты создания ассоциативного чертежа
средствами КОМПАС-3D. Редактирование чертежа с помощью «Дерева
чертежа». Разрезы и сечения на чертеже. Построение разрезов на ассоциативном
чертеже. Задания для самостоятельной работы по моделированию.
8
Сборочные операции и чертежи
Соединения деталей. Создание сборных конструкций по координатам.
Задачи на применение инструментов сопряжения. Применение инструментов
перемещения. Моделирование сборок с крепежными соединениями. Документы
конструкторские. Применение стандартных крепежных элементов. Соединение
валов с сопряженными деталями. Штифтовые соединения. Проектирование
сборочной единицы. Создание проекта по заданной теме. Подготовка к защите
проекта и конференция обучающихся.
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
ЧЕРЧЕНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта
обучающихся и опыта деятельности в процессе реализации средствами курса
следующих основных направлений воспитательной деятельности:
гражданское воспитание:
– осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного
права и информационной безопасности;
– готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
патриотическое воспитание:
– ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях;
духовно-нравственное воспитание:
– сформированность нравственного сознания, этического поведения;
– способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети
Интернет;
эстетическое воспитание:
– эстетическое
отношение
к
миру,
включая
эстетику
научного,
технического и инженерного творчества;
10
– способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанные на использовании информационных технологий;
физическое воспитание:
– сформированность
здорового
и
безопасного
образа
жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, том числе за счет соблюдения
требований
безопасной
эксплуатации
средств
информационных
и коммуникационных технологий;
трудовое воспитание:
– готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
– интерес
к
сферам
профессиональной
деятельности,
связанным
с инженерными специальностями;
– умение
совершать
осознанный
выбор
будущей
профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;
– готовность
и
способность
к
образованию
и
самообразованию
на протяжении всей жизни;
экологическое воспитание:
– осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учетом возможностей ИКТ;
ценности научного познания:
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития технологий черчения, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счет понимания роли информационных
ресурсов,
информационных
процессов
и
информационных
технологий
в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
– осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
11
В процессе достижения личностных результатов освоения программы
элективного курса «Компьютерная
совершенствуется
графика.
эмоциональный
Черчение» у обучающихся
интеллект,
предполагающий
сформированность:
– саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность
за
свое
поведение,
способность
адаптироваться
к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
– внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
– эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
– социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные
проектированию
универсальными
и
результаты
черчению
учебными
освоения
отражают
действиями
курса
по
компьютерному
овладение
обучающимися
—
познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
– самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
– устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
– определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
12
– выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
– разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
– вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
– координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
– владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками
разрешения
проблем,
способностью
и
готовностью
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
– владеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
– формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
– анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
– давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
– осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
13
– уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
– уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
– выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
выявлять проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
– владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
– создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;
– оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
– использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
– владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
– осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
– распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и уметь смягчать
конфликты;
14
– владеть
различными
способами
общения
и
взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
– развернуто и логично излагать свою точку зрения.
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
– выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
– принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
– оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
– предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
– осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– самостоятельно
составлять
план
решения
проблемы
с
учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
– давать оценку новым ситуациям;
– расширять рамки учебного курса на основе личных предпочтений;
– делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
15
– оценивать приобретенный опыт;
– способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции
в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
– уметь выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать
собственные намерения, мысли и поступки;
– уметь строить образовательные траектории и планы в области
профессионального самоопределения.
Самоконтроль:
– вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие
результатов целям;
– владеть
навыками
познавательной
рефлексии
как
осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
– уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению.
Принятие себя и других:
– принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
– принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
– признавать свое право и право других на ошибки;
– развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в графической
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
программы курса:
– формирование основ графической культуры обучающихся как части их
общей
технической
культуры;
развитие
технологического
видения
16
окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления,
пространственного и творческого воображения;
– развитие
визуально-пространственного
мышления
как
формы
эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
– приобретение
опыта
создания
опыта
работы
образцов
техники,
архитектуры
и дизайна;
– приобретение
с
различными
изобразительными
материалами, в том числе базирующимися на ИКТ (цифровая фотография,
компьютерная графика и др.);
– развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
– развитие
компетенций
работы
с
чертежными
инструментами
и приборами;
– приобретение опыта анализа и исследования технических конструкций;
– освоение
основных
приемов
черчения,
моделирования,
конструирования и элементов компьютерной графики.
– следовать правилам построения чертежа и нормам Государственных
стандартов Единой системы конструкторской документации, в том числе
в
процессе
создания
субъективно
нового
графического
продукта
при моделировании в КОМПАС-3D;
– читать чертежи и оценивать условия применимости графических
технологий с позиции практической целесообразности;
– освоить способы формообразования в САПР на примере КОМПАС-3D;
– описывать конкретные технологические решения с помощью чертежей,
текста, рисунков, графических изображений;
– проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных
проектов, модификацию графического продукта по технической документации;
17
– читать
чертежи
и
анализировать конструирование механизмов,
позволяющих решать конкретные задачи.
– читать чертежи с целью выявления и формулирования проблемы,
требующей технологического решения;
– модифицировать имеющиеся конструкции способом преобразования
чертежа
в
соответствии
с
ситуацией/заказом/потребностью/задачей
деятельности и в соответствии с требуемыми характеристиками.
18
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование
Количество
п/п
разделов и тем
часов
Программное содержание
Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся
элективного курса
Раздел 1. Основы черчения. Знакомство с системой проектирования изделий КОМПАС-3D
1.1
Правила
Правила гигиены и безопасности при работе
Приводить примеры правильного
безопасности.
с чертежным инструментом
и неправильного обращения с чертежным
Понятие о чертежах
и на компьютере. Стандарты ЕСКД.
инструментом, соблюдения и несоблюдения
и стандартах
Основные требования к чертежам
гигиенических требований при работе
1
с компьютером.
Приводить примеры требований, которые
регламентируются ЕСКД.
Называть основные элементы оформления
чертежа
1.2
Графические
Знакомство с системой проектирования
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
примитивы.
изделий КОМПАС-3D. Освоение начальных
Осуществлять построение примитивов
Создание графических
приемов работы и команд в документе
по числовым и нечисловым параметрам
примитивов
«Чертеж».
2
19
с определенными
Практическая работа
параметрами
«Изучение и применение параметров
инструментов»
1.3
Построение чертежа
Создание графических примитивов
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
по координатам.
с определенными параметрами. Построение
Осуществлять построение чертежа
Аналоговые способы
чертежа по координатам
по координатам
Локальные и глобальные привязки
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
2
и инструменты
построения
изображений
1.4
Использование
1
привязок
Применять глобальную и локальную
привязки.
Осуществлять анализ и синтез изображения
1.5
Нанесение размеров
1
на чертежах
Итого по разделу
Габаритные и сопрягающиеся размеры.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Правила нанесения размеров.
Различать габаритные и сопрягающиеся
Практическая работа
размеры.
«Нанесение размеров в программе
Применять правила нанесения размеров
КОМПАС-3D»
на чертежах в программе КОМПАС-3D
Изделия и моделирование. Создание
Различать виды изделий: деталь, сборочная
и сохранение документа «Деталь»
единица, комплект, комплекс.
7
Раздел 2. Создание 3D-моделей
2.1
Изделие и модель.
Создание 3D-моделей.
2
20
Интерфейс окна
Описывать жизненный цикл инженерных
«Деталь»
объектов.
Понимать значение моделей
в проектировании.
Применять алгоритм работы с интерфейсом
окна «Деталь»
2.2
Геометрические
1
примитивы
Геометрические примитивы. Порядок
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
моделирования
Применять алгоритм работы
при моделировании
2.3
Операции
Технологии формообразования. Средства
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
и инструменты
моделирования КОМПАС-3D. Инструменты
Применять технологии формообразования
формообразования.
группы «Элемент выдавливания». Алгоритм
и алгоритм создания элемента
Элемент
создания элемента выдавливанием.
выдавливанием.
выдавливания.
Требования к эскизу
Создавать элемент выдавливания
Правила построения и требования,
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Применение
предъявляемые к эскизам.
Применять правила построения
фиксированного
Два вида размеров в эскизах:
и требования, предъявляемые к эскизам.
размера
фиксированные и информационные.
Применять фиксированный размер
для изменения
Практическая работа
для изменения контура эскиза
контура эскиза
«Применение фиксированного размера
2
Инструмент «Вырезать
выдавливанием»
2.4
Размеры в эскизах.
1
для изменения контура эскиза»
21
2.5
Определение
1
параметров модели
Геометрические и расчетные параметры
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
модели.
Различать геометрические и расчетные
Практическая работа
параметры модели.
«Геометрические и расчетные параметры
Применять алгоритм определения
модели»
параметров.
Определять геометрические и расчетные
параметры модели
2.6
Создание деталей
1
сложных форм
Сложные элементы формообразования,
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
операции формообразования
Применять алгоритм проектирования
«Выдавливанием»
детали: анализ формы и синтез модели.
Создавать детали сложных форм
«Выдавливанием»
2.7
Сложные элементы
1
формообразования
Операции формообразования:
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
«Выдавливание», «Вращение»,
Соблюдать требования к эскизу.
«По траектории» и «По сечениям»
Проводить операции со сложными
элементами формообразования
Итого по разделу
9
Раздел 3. Проекционное черчение и создание объектов по чертежам
3.1
Проекционное
черчение
1
Образование проекционного чертежа.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Прямоугольное проецирование. Чтение
Применять правила изображения предметов
чертежа
на чертежах согласно ГОСТ 2.305-2008
«Единая система конструкторской
22
документации. Изображения – виды,
разрезы, сечения».
Осуществлять чтение чертежа
3.2
Создание
Алгоритм создания ассоциативного чертежа
Раскрывать смысл изучаемых понятий
ассоциативного
объекта. Перемещение чертежа в формате.
и операций.
чертежа средствами
Проверка соответствия.
Применять алгоритм создания
программы
Практическая работа
ассоциативного чертежа объекта.
КОМПАС-3D
«Параметры вставки ассоциативного
Создавать ассоциативный чертеж
2
чертежа»
3.3
3.4
Редактирование
Настройка параметров видов.
Раскрывать смысл изучаемых понятий
чертежа с помощью
Практическая работа
и операций.
«Дерева чертежа»
«Вставка чертежа, нанесение размеров,
Применять настройки параметров видов
осевых и центровых линий»
и изменять их
Простые и сложные разрезы. Изображение
Раскрывать смысл изучаемых понятий
и обозначение сечений
и операций.
Применение разрезов
1
1
и сечений на чертеже
Различать фронтальные, горизонтальные,
профильные и сложные разрезы.
Объяснять изображение и обозначение
сечений
3.5
Построение разрезов
на ассоциативном
чертеже
1
Построение разреза модели. Алгоритм
Раскрывать смысл изучаемых понятий
вставки разреза
и операций.
Применять инструменты для построения
23
разреза модели и алгоритм вставки
разреза
Итого по разделу
6
Раздел 4. Сборочные операции и чертежи
4.1
Соединения деталей
1
Соединения деталей: подвижные
Раскрывать смысл изучаемых понятий
и неподвижные. Виды неподвижных
и операций.
соединений. Комплект документации
Различать подвижные и неподвижные
на изготовление сборочной конструкции
соединения деталей.
Объяснять спецификацию сборочного
чертежа
4.2
Создание сборных
Инструменты позиционирования.
Раскрывать смысл изучаемых понятий
конструкций
Интерфейс документа «Сборка».
и операций.
по координатам
Создание сборки по координатам
Работать с интерфейсом документа
в программе КОМПАС-3D
«Сборка».
1
Выполнять сборку по координатам
в программе КОМПАС-3D по плану
4.3
Применение
Виды сопряжений: совпадение граней,
Раскрывать смысл изучаемых понятий
инструментов
соосность, взаимная параллельность
и операций.
сопряжения
или перпендикулярность, касание и др.
Применять инструменты сопряжения
и перемещения
Команды для изменения положения
и перемещения
компонентов
компонента
1
24
4.4
Моделирование
Понятие о стандартных изделиях.
Раскрывать смысл изучаемых понятий
сборок с крепежными
Размеры элементов крепежа в зависимости
и операций.
соединениями
от проектных нагрузок
Применять инструменты группы
1
«Совпадение»: «Параллельность»,
«Перпендикулярность»
4.5
Документы
1
конструкторские
4.6
Применение
1
стандартных
Основные конструкторские документы:
Раскрывать смысл изучаемых понятий
для сборочных единиц – спецификация
и операций.
и сборочный чертеж; для деталей – чертежи
Объяснять содержание основных
деталей и электронные модели. Создание
конструкторских документов.
конструкторских документов в программе
Применять основные приемы
КОМПАС-3D
создания конструкторских документов
Библиотека стандартных изделий. Основные
Раскрывать смысл изучаемых понятий
приемы работы со стандартными изделиями
и операций.
крепежных элементов
Применять основные приемы работы
с Библиотекой стандартных изделий
4.7
Соединения валов
Вал и ось, их назначение. Элементы
Раскрывать смысл изучаемых понятий
с сопряженными
конструкции вала. Крепление деталей
и операций.
деталями. Штифтовые
на валах
Определять разницу между валом и осью.
соединения
1
Объяснять назначение элементов
конструкции вала.
Применять алгоритм построения чертежа
соединения деталей
25
4.8
Проектирование
1
сборочной единицы
Этапы создания проекта сборочной
Реализовать проект по созданию сборочной
единицы. Реализация проекта
единицы.
Создать спецификацию чертежа
Итого по разделу
8
Резерв времени. Обобщение
4
по темам, контрольные
работы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
26
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу
КОМПАС-3D.
2. Технология. Компьютерная графика, черчение. 8 класс : учебник /
В.А. Уханёва, Е.Б. Животова. – Москва : Просвещение, 2022. – 128 с.: ил.
3. Технология. Компьютерная графика, черчение. 9 класс : учебник /
В.А. Уханёва, Е.Б. Животова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. –
160 с.: ил.
35