Рабочая программа элективный курс "Компьютерное проектирование. Черчение" для обучающихся 11 класс

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Содержание элективного курса «Компьютерное проектирование. Черчение» .... 8
Планируемые результаты освоения элективного курса
«Компьютерное проектирование. Черчение» ......................................................... 10
Личностные результаты ......................................................................................... 10
Метапредметные результаты................................................................................. 16
Тематическое планирование..................................................................................... 19
Учебно-методическое обеспечение курса ............................................................... 35

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Черчение является основой инженерной и конструкторской деятельности.
Его изучение служит фундаментом для дальнейшего профессионального
образования,
мышления

обеспечивает
и

технической

базу

для

формирования

грамотности

при

пространственного

современном

ускоренном

технологическом развитии.
Новизна и актуальность курса
Элективный курс «Компьютерное проектирование. Черчение» направлен
на:
– овладение приемами 3D-моделирования деталей и сборочных единиц;
создания, чтения и оформления сборочных чертежей;
– развитие навыков создания творческих и учебных инженерных проектов
с применением ручных и автоматизированных способов подготовки чертежей,
эскизов и технических рисунков деталей;
– развитие

навыков

работы

с

чертежами

и

другими

видами

конструкторской документации и графическими моделями;
– развитие навыков проведения расчетов по чертежам.
Новизна курса состоит в том, что она основывается на применении
современного программного

обеспечения,

позволяет

изменить

подход к

проектной деятельности обучающихся в области инженерного проектирования
при использовании конструкторской документации.
Системы

автоматизированного

проектирования

(САПР)

обладают

возможностями, недоступными в ручном черчении:
– наглядного представления 3D-моделей объектов, в том числе сборок;
– автоматического создания ассоциативных чертежей по их 3D-моделям;
– имитации технологических процессов при создании деталей, изделий
и сборочных единиц.

3

При

этом

возможно

применение

аналоговых,

параметрических

и координатных методов создания 3D-моделей объектов и чертежей.
Для

формирования

необходимых

компетенций

проектирования

инженерных объектов, черчения и моделирования предлагается использовать
программное обеспечение КОМПАС-3D (версия КОМПАС-3D v.21 российской
группы компаний АСКОН, разработанная специально для учебных целей).
Актуальность курса состоит в том, что он позволяет раскрыть таланты
обучающихся в проектной деятельности, развить их интеллектуальные
возможности,

научить

не отрываясь при

молодых

людей

творчески

мыслить,

этом от реальности, ограниченной применяемыми

технологиями, инструментами и материалами.
Цели и задачи элективного курса «Компьютерное проектирование.
Черчение»
Цели курса:
– формирование

конструкторского

мышления

как

фундамента

технического, инженерного образования с целью обеспечения технологического
суверенитета страны;
– воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить
перед собой задачи и решать их.
Задачи курса:
– знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их
классификации и инженерными качествами объектов;
– освоение приемов проектирования, создания и редактирования моделей
объектов и чертежей в САПР на примере КОМПАС-3D;
– подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием,
производством, эксплуатацией и реконструкцией инженерных объектов
и оборудования;

4

– изучение норм государственных стандартов на оформление и создание
конструкторских документов;
– овладение практикой работы с конструкторскими документами чтения
чертежей;
– развитие пространственного воображения при работе с 3D-моделями;
– расширение технического кругозора для обеспечения безопасности
жизнедеятельности в современном мире со сложной развитой инженерной
инфраструктурой.
Общая
характеристика
проектирование. Черчение»

элективного

курса

«Компьютерное

Курс знакомит обучающихся с увлекательным миром инженерного
проектирования с использованием САПР на примере российского программного
продукта КОМПАС-3D, который применяется в вузах, на производстве,
при этом:
– осваиваются

метод

проектов

и

информационно-технологические

средства поиска в Интернете для знакомства с инженерными объектами
по заданным темам и параметрам;
– развиваются инженерные компетенции обучающихся;
– накапливается

опыт

постановки

инженерных

задач

и

заданий

по компьютерному черчению и моделированию, а также опыт выбора средств
для решения этих задач;
– введено изучение тем: определение и классификация инженерных
объектов,

функциональные,

инженерные

и

технологические

качества

инженерных объектов;
– изучается технологическая практика освоения последовательности
сборочных операций и моделирования в программе КОМПАС-3D;
– форма организации

уроков

способствует повышению мотивации

и активизации внимания обучающихся на основе здоровьесберегающих

5

технологий организации учебного процесса; предусмотрены коллективные
формы работы;
– курс позволяет подготовить обучающихся к состязаниям школьников
в конкурсах по различным номинациям, включая компьютерное черчение
в

КОМПАС-3D,

конструирование,

прототипирование,

промышленный

и инженерный дизайн.
Формы подведения итогов реализации программы курса
Текущий контроль качества обучения включает контролирующую,
обучающую, воспитывающую и развивающую функции и осуществляется
фронтально по качеству и количеству выполненной графической работы
на

компьютере.

Для

оценивания

компетенций

обучающихся

работать

с графической системой КОМПАС-3D проводятся тестирование, устные опросы,
даются самостоятельные работы.
По итогам освоения программы курса обучающиеся представляют
проекты, содержащие компьютерные рисунки, модели в КОМПАС-3D, чертежи
и другие конструкторские документы, выполненные в соответствии с правилами
оформления конструкторской документации.
Выполненные

творческие

проектные

работы

обучающиеся

демонстрируют перед классом и рассказывают, как они достигли такого
результата. Творческие работы в программном обеспечении КОМПАС-3D
сохраняются в специальной электронной папке.
Проверка теоретических знаний и практических навыков в ходе
выполнения графических работ производится индивидуально.
Итоги освоения программы курса подводятся по результатам участия
обучающихся

в

различных

конкурсах

и

олимпиадах

по

черчению,

конструированию и моделированию. Навыки, приобретенные обучающимися
при изучении курса «Компьютерное проектирование. Черчение», могут быть
применены для реализации индивидуального проекта соответствующей
6

тематики. По результатам выполненных проектов проводится ученическая
конференция, на которой происходит обсуждение и оценка проделанной работы.
Особенность методики проведения занятий
Форма проведения занятий может быть как индивидуальная, так
и

групповая

в

зависимости

от

уровня

подготовки

обучающихся.

Разноуровневость предварительной подготовки обучающихся, сложность
и большой объем материала преодолеваются приемами дифференциального
подхода к обучению в сочетании с коллективной работой в малых группах.
Например, в группе из трех обучающихся по одной учебной теме каждый
участник может выполнять на уроке отдельное упражнение или задачу, а в конце
урока обучающиеся обмениваются опытом.
В проектах модели отдельных деталей выполняют разные обучающиеся,
для сборок ученики используют общий банк комплектующих, что позволяет
существенно активизировать работу над сборками и проектами.

7

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ЧЕРЧЕНИЕ»

Выполнение чертежей в САПР на примере КОМПАС-3D
Государственные

стандарты

Единой

системы

конструкторской

документации. Знакомство с САПР на примере КОМПАС-3D. Основные
понятия компьютерной графики и ее роль в профессиях, связанных
с выполнением чертежных и графических работ.
Интерфейс программы КОМПАС-3D. Основные элементы рабочего окна
и

возможности

инструментальной

панели

программы

КОМПАС-3D.

Графические примитивы. Создание графических примитивов с определенными
параметрами. Изучение и применение параметров инструментов. Создание
изображений. Использование привязок. Нанесение размеров. Проекционное
черчение. Создание чертежей деталей в пакете КОМПАС-График. Выполнение
заданий творческого характера.
Создание 3D-моделей и ассоциативных чертежей в КОМПАС-3D
Изделия и моделирование. Интерфейс окна «Деталь». Знакомство с окном
документа «Деталь». Геометрические примитивы. Операции и инструменты
формообразования. Операция выдавливания, требования к эскизу. Элемент
«Вырезать выдавливанием». Размеры в эскизах. Определение параметров
модели. Создание деталей сложных форм выдавливанием. Сложные элементы
формообразования: вращения, кинематического и по сечениям.
Ассоциативные чертежи. Инструменты создания ассоциативного чертежа
средствами КОМПАС-3D. Редактирование чертежа с помощью «Дерева
чертежа». Разрезы и сечения на чертеже. Построение разрезов на ассоциативном
чертеже. Задания для самостоятельной работы по моделированию.

8

Сборочные операции и чертежи
Соединения деталей. Создание сборных конструкций по координатам.
Задачи на применение инструментов сопряжения. Применение инструментов
перемещения. Моделирование сборок с крепежными соединениями. Документы
конструкторские. Применение стандартных крепежных элементов. Соединение
валов с сопряженными деталями. Штифтовые соединения. Проектирование
сборочной единицы. Создание проекта по заданной теме. Подготовка к защите
проекта и конференция обучающихся.

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
ЧЕРЧЕНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта
обучающихся и опыта деятельности в процессе реализации средствами курса
следующих основных направлений воспитательной деятельности:
гражданское воспитание:
– осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного
права и информационной безопасности;
– готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,

дискриминации

по

социальным,

религиозным,

расовым,

национальным признакам в виртуальном пространстве;
патриотическое воспитание:
– ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях;
духовно-нравственное воспитание:
– сформированность нравственного сознания, этического поведения;
– способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети
Интернет;
эстетическое воспитание:
– эстетическое

отношение

к

миру,

включая

эстетику

научного,

технического и инженерного творчества;
10

– способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанные на использовании информационных технологий;
физическое воспитание:
– сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью, том числе за счет соблюдения
требований

безопасной

эксплуатации

средств

информационных

и коммуникационных технологий;
трудовое воспитание:
– готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
– интерес

к

сферам

профессиональной

деятельности,

связанным

с инженерными специальностями;
– умение

совершать

осознанный

выбор

будущей

профессии

и реализовывать собственные жизненные планы;
– готовность

и

способность

к

образованию

и

самообразованию

на протяжении всей жизни;
экологическое воспитание:
– осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учетом возможностей ИКТ;
ценности научного познания:
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития технологий черчения, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счет понимания роли информационных
ресурсов,

информационных

процессов

и

информационных

технологий

в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
– осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
11

В процессе достижения личностных результатов освоения программы
элективного курса «Компьютерная
совершенствуется

графика.

эмоциональный

Черчение» у обучающихся

интеллект,

предполагающий

сформированность:
– саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность

за

свое

поведение,

способность

адаптироваться

к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
– внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
– эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
– социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные
проектированию
универсальными

и

результаты
черчению

учебными

освоения
отражают
действиями

курса

по

компьютерному

овладение

обучающимися

—

познавательными,

коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
– самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему,

рассматривать ее всесторонне;
– устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
– определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
12

– выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
– разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
– вносить

коррективы

в

деятельность,

оценивать

соответствие

результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
– координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
– владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками

разрешения

проблем,

способностью

и

готовностью

к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
– владеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
– формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
– анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
– давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
– осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
13

– уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
– уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
– выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
выявлять проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
– владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
– создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;
– оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
– использовать

средства

информационных

и

коммуникационных

технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
– владеть

навыками

распознавания

и

защиты

информации,

информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
– осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
– распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и уметь смягчать
конфликты;
14

– владеть

различными

способами

общения

и

взаимодействия;

аргументированно вести диалог;
– развернуто и логично излагать свою точку зрения.
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
– выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
– принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
– оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
– предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
– осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– самостоятельно

составлять

план

решения

проблемы

с

учетом

имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
– давать оценку новым ситуациям;
– расширять рамки учебного курса на основе личных предпочтений;
– делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
15

– оценивать приобретенный опыт;
– способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции
в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
– уметь выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать
собственные намерения, мысли и поступки;
– уметь строить образовательные траектории и планы в области
профессионального самоопределения.
Самоконтроль:
– вносить

коррективы

в

деятельность,

оценивать

соответствие

результатов целям;
– владеть

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
– уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению.
Принятие себя и других:
– принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
– принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
– признавать свое право и право других на ошибки;
– развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в графической
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
программы курса:
– формирование основ графической культуры обучающихся как части их
общей

технической

культуры;

развитие

технологического

видения
16

окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления,
пространственного и творческого воображения;
– развитие

визуально-пространственного

мышления

как

формы

эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
– приобретение

опыта

создания

опыта

работы

образцов

техники,

архитектуры

и дизайна;
– приобретение

с

различными

изобразительными

материалами, в том числе базирующимися на ИКТ (цифровая фотография,
компьютерная графика и др.);
– развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
– развитие

компетенций

работы

с

чертежными

инструментами

и приборами;
– приобретение опыта анализа и исследования технических конструкций;
– освоение

основных

приемов

черчения,

моделирования,

конструирования и элементов компьютерной графики.
– следовать правилам построения чертежа и нормам Государственных
стандартов Единой системы конструкторской документации, в том числе
в

процессе

создания

субъективно

нового

графического

продукта

при моделировании в КОМПАС-3D;
– читать чертежи и оценивать условия применимости графических
технологий с позиции практической целесообразности;
– освоить способы формообразования в САПР на примере КОМПАС-3D;
– описывать конкретные технологические решения с помощью чертежей,
текста, рисунков, графических изображений;
– проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных
проектов, модификацию графического продукта по технической документации;

17

– читать

чертежи

и

анализировать конструирование механизмов,

позволяющих решать конкретные задачи.
– читать чертежи с целью выявления и формулирования проблемы,
требующей технологического решения;
– модифицировать имеющиеся конструкции способом преобразования
чертежа

в

соответствии

с

ситуацией/заказом/потребностью/задачей

деятельности и в соответствии с требуемыми характеристиками.

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Наименование

Количество

п/п

разделов и тем

часов

Программное содержание

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

элективного курса
Раздел 1. Основы черчения. Знакомство с системой проектирования изделий КОМПАС-3D
1.1

Правила

Правила гигиены и безопасности при работе

Приводить примеры правильного

безопасности.

с чертежным инструментом

и неправильного обращения с чертежным

Понятие о чертежах

и на компьютере. Стандарты ЕСКД.

инструментом, соблюдения и несоблюдения

и стандартах

Основные требования к чертежам

гигиенических требований при работе

1

с компьютером.
Приводить примеры требований, которые
регламентируются ЕСКД.
Называть основные элементы оформления
чертежа
1.2

Графические

Знакомство с системой проектирования

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

примитивы.

изделий КОМПАС-3D. Освоение начальных

Осуществлять построение примитивов

Создание графических

приемов работы и команд в документе

по числовым и нечисловым параметрам

примитивов

«Чертеж».

2

19

с определенными

Практическая работа

параметрами

«Изучение и применение параметров
инструментов»

1.3

Построение чертежа

Создание графических примитивов

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

по координатам.

с определенными параметрами. Построение

Осуществлять построение чертежа

Аналоговые способы

чертежа по координатам

по координатам

Локальные и глобальные привязки

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

2

и инструменты
построения
изображений
1.4

Использование

1

привязок

Применять глобальную и локальную
привязки.
Осуществлять анализ и синтез изображения

1.5

Нанесение размеров

1

на чертежах

Итого по разделу

Габаритные и сопрягающиеся размеры.

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Правила нанесения размеров.

Различать габаритные и сопрягающиеся

Практическая работа

размеры.

«Нанесение размеров в программе

Применять правила нанесения размеров

КОМПАС-3D»

на чертежах в программе КОМПАС-3D

Изделия и моделирование. Создание

Различать виды изделий: деталь, сборочная

и сохранение документа «Деталь»

единица, комплект, комплекс.

7

Раздел 2. Создание 3D-моделей
2.1

Изделие и модель.
Создание 3D-моделей.

2

20

Интерфейс окна

Описывать жизненный цикл инженерных

«Деталь»

объектов.
Понимать значение моделей
в проектировании.
Применять алгоритм работы с интерфейсом
окна «Деталь»

2.2

Геометрические

1

примитивы

Геометрические примитивы. Порядок

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

моделирования

Применять алгоритм работы
при моделировании

2.3

Операции

Технологии формообразования. Средства

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

и инструменты

моделирования КОМПАС-3D. Инструменты

Применять технологии формообразования

формообразования.

группы «Элемент выдавливания». Алгоритм

и алгоритм создания элемента

Элемент

создания элемента выдавливанием.

выдавливанием.

выдавливания.

Требования к эскизу

Создавать элемент выдавливания

Правила построения и требования,

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Применение

предъявляемые к эскизам.

Применять правила построения

фиксированного

Два вида размеров в эскизах:

и требования, предъявляемые к эскизам.

размера

фиксированные и информационные.

Применять фиксированный размер

для изменения

Практическая работа

для изменения контура эскиза

контура эскиза

«Применение фиксированного размера

2

Инструмент «Вырезать
выдавливанием»
2.4

Размеры в эскизах.

1

для изменения контура эскиза»
21

2.5

Определение

1

параметров модели

Геометрические и расчетные параметры

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

модели.

Различать геометрические и расчетные

Практическая работа

параметры модели.

«Геометрические и расчетные параметры

Применять алгоритм определения

модели»

параметров.
Определять геометрические и расчетные
параметры модели

2.6

Создание деталей

1

сложных форм

Сложные элементы формообразования,

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

операции формообразования

Применять алгоритм проектирования

«Выдавливанием»

детали: анализ формы и синтез модели.
Создавать детали сложных форм
«Выдавливанием»

2.7

Сложные элементы

1

формообразования

Операции формообразования:

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

«Выдавливание», «Вращение»,

Соблюдать требования к эскизу.

«По траектории» и «По сечениям»

Проводить операции со сложными
элементами формообразования

Итого по разделу

9

Раздел 3. Проекционное черчение и создание объектов по чертежам
3.1

Проекционное
черчение

1

Образование проекционного чертежа.

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Прямоугольное проецирование. Чтение

Применять правила изображения предметов

чертежа

на чертежах согласно ГОСТ 2.305-2008
«Единая система конструкторской
22

документации. Изображения – виды,
разрезы, сечения».
Осуществлять чтение чертежа
3.2

Создание

Алгоритм создания ассоциативного чертежа

Раскрывать смысл изучаемых понятий

ассоциативного

объекта. Перемещение чертежа в формате.

и операций.

чертежа средствами

Проверка соответствия.

Применять алгоритм создания

программы

Практическая работа

ассоциативного чертежа объекта.

КОМПАС-3D

«Параметры вставки ассоциативного

Создавать ассоциативный чертеж

2

чертежа»
3.3

3.4

Редактирование

Настройка параметров видов.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

чертежа с помощью

Практическая работа

и операций.

«Дерева чертежа»

«Вставка чертежа, нанесение размеров,

Применять настройки параметров видов

осевых и центровых линий»

и изменять их

Простые и сложные разрезы. Изображение

Раскрывать смысл изучаемых понятий

и обозначение сечений

и операций.

Применение разрезов

1

1

и сечений на чертеже

Различать фронтальные, горизонтальные,
профильные и сложные разрезы.
Объяснять изображение и обозначение
сечений
3.5

Построение разрезов
на ассоциативном
чертеже

1

Построение разреза модели. Алгоритм

Раскрывать смысл изучаемых понятий

вставки разреза

и операций.
Применять инструменты для построения
23

разреза модели и алгоритм вставки
разреза
Итого по разделу

6

Раздел 4. Сборочные операции и чертежи
4.1

Соединения деталей

1

Соединения деталей: подвижные

Раскрывать смысл изучаемых понятий

и неподвижные. Виды неподвижных

и операций.

соединений. Комплект документации

Различать подвижные и неподвижные

на изготовление сборочной конструкции

соединения деталей.
Объяснять спецификацию сборочного
чертежа

4.2

Создание сборных

Инструменты позиционирования.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

конструкций

Интерфейс документа «Сборка».

и операций.

по координатам

Создание сборки по координатам

Работать с интерфейсом документа

в программе КОМПАС-3D

«Сборка».

1

Выполнять сборку по координатам
в программе КОМПАС-3D по плану
4.3

Применение

Виды сопряжений: совпадение граней,

Раскрывать смысл изучаемых понятий

инструментов

соосность, взаимная параллельность

и операций.

сопряжения

или перпендикулярность, касание и др.

Применять инструменты сопряжения

и перемещения

Команды для изменения положения

и перемещения

компонентов

компонента

1

24

4.4

Моделирование

Понятие о стандартных изделиях.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

сборок с крепежными

Размеры элементов крепежа в зависимости

и операций.

соединениями

от проектных нагрузок

Применять инструменты группы

1

«Совпадение»: «Параллельность»,
«Перпендикулярность»
4.5

Документы

1

конструкторские

4.6

Применение

1

стандартных

Основные конструкторские документы:

Раскрывать смысл изучаемых понятий

для сборочных единиц – спецификация

и операций.

и сборочный чертеж; для деталей – чертежи

Объяснять содержание основных

деталей и электронные модели. Создание

конструкторских документов.

конструкторских документов в программе

Применять основные приемы

КОМПАС-3D

создания конструкторских документов

Библиотека стандартных изделий. Основные

Раскрывать смысл изучаемых понятий

приемы работы со стандартными изделиями

и операций.

крепежных элементов

Применять основные приемы работы
с Библиотекой стандартных изделий

4.7

Соединения валов

Вал и ось, их назначение. Элементы

Раскрывать смысл изучаемых понятий

с сопряженными

конструкции вала. Крепление деталей

и операций.

деталями. Штифтовые

на валах

Определять разницу между валом и осью.

соединения

1

Объяснять назначение элементов
конструкции вала.
Применять алгоритм построения чертежа
соединения деталей
25

4.8

Проектирование

1

сборочной единицы

Этапы создания проекта сборочной

Реализовать проект по созданию сборочной

единицы. Реализация проекта

единицы.
Создать спецификацию чертежа

Итого по разделу

8

Резерв времени. Обобщение

4

по темам, контрольные
работы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

26

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу
КОМПАС-3D.
2. Технология. Компьютерная графика, черчение. 8 класс : учебник /
В.А. Уханёва, Е.Б. Животова. – Москва : Просвещение, 2022. – 128 с.: ил.
3. Технология. Компьютерная графика, черчение. 9 класс : учебник /
В.А. Уханёва, Е.Б. Животова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. –
160 с.: ил.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».