Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с ЗПР 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для
обучающихся с задержкой психического развития
5 КЛАСС ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ
КЛАСС 5
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

в неделю 1;

всего за год 34

УЧИТЕЛЬ Евдошенко Людмила Андреевна
КАТЕГОРИЯ Первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
авторской программы по биологии: В. В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г. С. Калиновой,
З.Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни» 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Москва «Просвещение», 2013).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Биология. 5 – 6 классы.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник,
С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – 4-е изд. Москва.: Просвещение, 2015.

с. Южаково
2021

1. Планируемые результаты освоения учебного курса Биология
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у
обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Содержание курса
направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
развитие познавательных и коммуникативных качеств личности:


Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий,
структурировать материал и др.
 Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих
личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
2

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
3

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения курса «Живые организмы» выпускник научится:
 характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
 применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и
процессы;
 владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,
выявлять взаимосвязи);
 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности
человека в природе.

4

2. Содержание учебного предмета биология
5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности
людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных
царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение,
эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии,
правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с
микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение:
оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление
веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки.
Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
П/Р 1 Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения
растения с помощью лупы.
П/Р 2 Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
Л/Р 1 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под
микроскопом.
Л/Р 2 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках
листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Многообразие организмов (17 часов)
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в
круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их
распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и
их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений,
одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания
растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение
одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни
человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение
лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные
5

особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение
в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в
природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и
многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных
животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни
человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных
животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных
животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина,
головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах),
спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Л/Р 3 Особенности строения мукора и дрожжей.
Л/Р 4Внешнее строение цветкового растения.
Экскурсии
Весенние явления в жизни растений и животных.
Резервное время — 2 часа. Использование резервного времени для проведения уроков
обобщения и закрепления знаний позволяет не только закрепить полученные учащимися
знания, но и осуществить их итоговый контроль.

6

3. Календарно-тематическое планирование по биологии
5 класс (34часа, 1 час в неделю)
№
п/п

Тема урока

Дата
План

Примечания
Факт

Биология как наука (5 часов)
1

Биология — наука о живой природе.

1
нед
сен
2
Методы изучения биологии. Правила 2
работы в кабинете биологии.
недсент
3
Разнообразие живой природы.
3
недсент
4
Среды обитания живых организмов.
4
недсент
5
Экскурсия
«Разнообразие
живых 1
организмов. Осенние явления в жизни недокт
растений и животных»
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
6

Устройство увеличительных приборов.

7

11

Химический состав клетки. Неорганические
вещества.
Химический состав клетки. Органические
вещества.
Строение клетки (оболочка, цитоплазма,
ядро, вакуоли).
Приготовление микропрепарата кожицы
чешуи лука.
Особенности строения клеток. Пластиды.

12

Процессы жизнедеятельности в клетке.

13

Деление и рост клеток.

8
9
10

14

Единство живого. Сравнение строения
клеток различных организмов.
15
Контрольно-обобщающий урок по теме
«Клетка
–
основа
строения
и
жизнедеятельности»
Многообразие организмов (17 часов)
16

Классификация организмов.

2
недокт
3
недокт
4
недокт
1
неднояб
2
неднояб
3
неднояб
4
неднояб
1
нед
дек
2
нед
дек
3
нед
дек

4
нед
дек
7

17

Строение и многообразие бактерий.

3
недянв
18
Роль бактерий в природе и жизни человека.
4
недянв
19
Строение грибов. Грибы съедобные и 1
несъедобные.
недфев
20
Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в 2
природе и жизни человека.
недфев
21
Характеристика царства Растения.
3
недфев
22
Водоросли.
4
недфев
23
Лишайники.
1
нед
мар
24
Высшие споровые растения.
2
нед
мар
25
Голосемянные растения.
3
нед
мар
26
Покрытосемянные растения.
4
нед
мар
27
Общая характеристика царства Животные.
1
недапр
28
Подцарство Одноклеточные.
2
недапр
29
Подцарство Многоклеточные.
3
Беспозвоночные животные.
недапр
30
Подцарство Многоклеточные.
4
Холоднокровные позвоночные животные.
недапр
31
Подцарство Многоклеточные.
1
нед
Теплокровные позвоночные животные.
мая
32
Обобщающий урок-проект «Многообразие 2
нед
живой природы. Охрана природы»
мая
Обобщение и закрепление знаний (2 часа)
33

Многообразие и роль растений и животных в
природе.
Экскурсия «Весенние явления в жизни
природы».

34

Итого за год

к.р. – 1, л.р. – 4, пр.р. – 2.

8

3
нед
мая
4
нед
мая
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».