Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для обучающихся с задержкой психического развития 5 КЛАСС ФГОС ООО НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ КЛАСС 5 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34 УЧИТЕЛЬ Евдошенко Людмила Андреевна КАТЕГОРИЯ Первая СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы) авторской программы по биологии: В. В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З.Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2013). ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные) Биология. 5 – 6 классы.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – 4-е изд. Москва.: Просвещение, 2015. с. Южаково 2021 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Биология Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности: Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2 8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 3 1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. В результате изучения курса «Живые организмы» выпускник научится: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. 4 2. Содержание учебного предмета биология 5 класс (34 часа, 1 час в неделю) Биология как наука (5 часов) Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов) Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей. Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. Лабораторные и практические работы П/Р 1 Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы. П/Р 2 Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним. Л/Р 1 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Л/Р 2 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Многообразие организмов (17 часов) Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений. Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование. Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников. Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные 5 особенности, многообразие и распространение. Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком. Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека. Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Многообразие и охрана живой природы. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Л/Р 3 Особенности строения мукора и дрожжей. Л/Р 4Внешнее строение цветкового растения. Экскурсии Весенние явления в жизни растений и животных. Резервное время — 2 часа. Использование резервного времени для проведения уроков обобщения и закрепления знаний позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить их итоговый контроль. 6 3. Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс (34часа, 1 час в неделю) № п/п Тема урока Дата План Примечания Факт Биология как наука (5 часов) 1 Биология — наука о живой природе. 1 нед сен 2 Методы изучения биологии. Правила 2 работы в кабинете биологии. недсент 3 Разнообразие живой природы. 3 недсент 4 Среды обитания живых организмов. 4 недсент 5 Экскурсия «Разнообразие живых 1 организмов. Осенние явления в жизни недокт растений и животных» Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов) 6 Устройство увеличительных приборов. 7 11 Химический состав клетки. Неорганические вещества. Химический состав клетки. Органические вещества. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Особенности строения клеток. Пластиды. 12 Процессы жизнедеятельности в клетке. 13 Деление и рост клеток. 8 9 10 14 Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. 15 Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности» Многообразие организмов (17 часов) 16 Классификация организмов. 2 недокт 3 недокт 4 недокт 1 неднояб 2 неднояб 3 неднояб 4 неднояб 1 нед дек 2 нед дек 3 нед дек 4 нед дек 7 17 Строение и многообразие бактерий. 3 недянв 18 Роль бактерий в природе и жизни человека. 4 недянв 19 Строение грибов. Грибы съедобные и 1 несъедобные. недфев 20 Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в 2 природе и жизни человека. недфев 21 Характеристика царства Растения. 3 недфев 22 Водоросли. 4 недфев 23 Лишайники. 1 нед мар 24 Высшие споровые растения. 2 нед мар 25 Голосемянные растения. 3 нед мар 26 Покрытосемянные растения. 4 нед мар 27 Общая характеристика царства Животные. 1 недапр 28 Подцарство Одноклеточные. 2 недапр 29 Подцарство Многоклеточные. 3 Беспозвоночные животные. недапр 30 Подцарство Многоклеточные. 4 Холоднокровные позвоночные животные. недапр 31 Подцарство Многоклеточные. 1 нед Теплокровные позвоночные животные. мая 32 Обобщающий урок-проект «Многообразие 2 нед живой природы. Охрана природы» мая Обобщение и закрепление знаний (2 часа) 33 Многообразие и роль растений и животных в природе. Экскурсия «Весенние явления в жизни природы». 34 Итого за год к.р. – 1, л.р. – 4, пр.р. – 2. 8 3 нед мая 4 нед мая 34 часа