Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 6 КЛАСС (ОВЗ ЗПР) ФГОС ООО НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: Технология КЛАСС: 6 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю -2; всего за год - 68 УЧИТЕЛЬ: Южакова Лариса Владимировна КАТЕГОРИЯ: 1 СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ: Технология, Н.В. Синица, П.С. Самородский, М: Вентана-Граф, 2016 ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК: Технология 6 класс, В.Д. Симоненко, М: Вентана-Граф, 2015 с. Южаково 2021 Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучение в основной школе является второй ступенью технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате, обучающиеся должны научиться, самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; планирование образовательной и профессиональной карьеры; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; согласование и координация совместной познавательно -трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно –трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; 2 соблюдение норм и правил безопасности познавательно –трудовой деятельности и созидательного труда. Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются: В познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владения кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологического процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности. В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов. В мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно–трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; 3 оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги. В физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. 4 Содержание предмета Изучение предмета построено по модульному принципу с учётом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона. № п/п 1 Название темы Кол-во часов по классам по по авторской тематическому программе планированию 3 3 Технологии домашнего хозяйства Кулинария 14 14 Создание изделий из текстильных материалов 22 22 Художественные ремёсла 8 8 Технологии творческой и опытнической 21 21 деятельности Итого 68 68 В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырех разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла», а к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. -Содержание учебно-методического комплекса Примерная программа по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). Технология: программа. 5–8 классы /. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: ВентанаГраф, 2015. 2 3 4 5 -Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение технологии в 5 классах отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю. Всего уроков 68 Из них Уроков практических работ 26 Уроков лабораторных работ 5 - Формы организации учебного процесса Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Программой предусмотрено выполнение творческих проектов. Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации. Для достижения образовательных результатов, используются дидактические средства обучения: учебник технологии, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, материалы ЭОР, иллюстративный материал, примеры творческих проектов пятиклассников. В связи с тем, что в школе отсутствует кабинет для приготовления пищи, практические занятия по теме «Кулинария» приготовление блюд, задаются в виде домашнего задания. 5 Календарно-тематическое планирование 6 класс № Тема урока Кол-во Неделя часов План Примечание Факт «Технологии домашнего хозяйства» - 4ч. 1 2 Инструктаж по Т.Б. на уроках технологии. Вводное занятие Интерьер жилого дома. Комнатные растения в интерьере 2 1 2 2 «Технологии обработки конструкционных материалов» - 20ч. Заготовка древесины, ее пороки и 2 3 выбор для изготовления изделий Производство и применение 2 4 4 пиломатериалов для изготовления изделий Конструирование и моделирование 2 5 5 изделий из древесины Устройство и работа токарного 2 6 6 станка для обработки древесины Технология точения древесины на 2 7 7 токарном станке Металлический прокат и его 2 8 8 свойства для изготовления изделий Проектирование изделий из 2 9 9 металлического проката Разрезание металлического проката 2 10 10 слесарной ножовкой Рубка металлический заготовок 2 11 11 зубилом Отпиливание металлических 2 12 12 заготовок напильниками и надфилями «Создание швейных изделий». «Технологии творческой и опытнической деятельности» - 20ч. 3 2 13 14 Текстильные материалы из химических волокон и их свойства Конструирование швейных изделий 2 14 15 Моделирование плечевой одежды 2 15 16 Технология изготовления швейных изделий. Раскрой 2 16 17 Ручные работы 2 17 18 Швейные машинные работы. 2 18 13 6 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Подготовка и проведение примерки изделия Технология изготовления швейных изделий 2 19 2 20 Вязание крючком 2 21 Творческий проект по разделу 2 22 «Создание швейных изделий» «Кулинария», «Технологии творческой и опытнической деятельности» - 16ч Блюда из круп и макаронных изделий Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря Технология приготовления блюд из мяса и птицы Технология приготовления первых блюд (супов) Приготовление обеда. Предметы для сервировки стола. Творческий проект по разделу «Кулинария» Подготовка к защите творческого проекта Защита творческого проекта 2 23 2 24 2 25 2 26 2 27 2 28 2 29 2 30 «Весенние работы на пришкольном участке» - 8 ч 31 Работа на пришкольном участке 2 31 32 Обрезка деревьев 2 32 33 Обработка клумб 2 33 34 Посадка цветов в клумбы 2 34 7