Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ для детей с ЗПР 4 КЛАСС ФГОС НОО НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: Основы религиозных культур и светской этики КЛАСС: 4 Модуль Основы светской этики КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю – 1ч ; всего за год – 34; УЧИТЕЛЬ: ШМО учителей начальных классов КАТЕГОРИЯ: СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ: в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 года), с изменениями и дополнениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Рабочая программа по «ОРКСЭ» составлена на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.И.Шемшуриной, для общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Министерством образования и науки РФ 2014г ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК А. И. Шемшурина «Основы духовно-нравственной культуры народов России» «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс : Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2021 г с. Южаково 2021 I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА 1. Личностные результаты У выпускника будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к оценке своей учебной деятельности; - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 2. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, 2 цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приемов решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; 3. Предметные результаты Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России; на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; 3 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Разделы 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих разделов проводятся для всего класса (если обучающиеся изучают разные модули) вместе. Разделы 2 и 3 имеют отличия в содержании материала в зависимости от выбранного модуля и посвящены раскрытию вопросов религиозных культур и этики, которую необходимо соблюдать при исполнении обрядов. Раздел 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу обучающихся. Содержание учебного предмета Модуль «Основы светской этики» Этика общения (4 часа) Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил- добрые слова и поступки. Каждый интересен. Этикет (4 часа) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи. Этика человеческих отношений (4 часа)В развитии добрых чувств - творение души Природа - волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Этика отношений в коллективе(4 часа) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня Мой класс - мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Простые нравственные истины(4 часа) Жизнь священна. Человек рожден для добра Милосердие - закон жизни. Жить во благо себе и другим. Душа обязана трудиться(4 часа) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков Посеешь поступок - пожнешь характер(4 часа) Общение и источники преодоления обид 5 Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-» Судьба и Родина едины(6 часов) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек- чело века. Слово, обращенное к себе Обобщение пройденного. 6 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ № Название темы (раздела) п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 23 24 25 26 27 28 29 30 Россия — наша Родина. Этика- наука о нравственной жизни человека. Этика общения (4 Ч.) Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил - добрые слова и поступки. Каждый интересен. Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Этика человеческих отношений (4 ч.) В развитии добрых чувств - творение души. Природа - волшебные двери к добру и доверию.. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Этика отношений в коллективе. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс мои друзья. Творческие работы учащихся. Мой класс мои друзья. Творческие работы учащихся. Простые нравственные истины (7 часа) Ежели душевны ва и к этике не глухи Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие - закон жизни. Жизнь во благо себе и другим. Жизнь во благо себе и другим. Жизнь во благо себе и другим. Душа обязана трудиться (4 часа) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. С чего начинается Родина. В тебе рождается Количество часов на изучение Сроки по РП По факту 1 нед. 4ч 2 нед 4ч 3 нед 4 нед 5 нед 6 нед 7 нед 8 нед 4ч 9 нед 10 нед 11 нед 4ч 12 нед 13 нед 14 нед 15 нед 16 нед 17 нед 7ч 18 нед 4ч 19 нед 20 нед 21 нед 22 нед 23 нед 24 нед 25 нед 26 нед 27 нед 28 нед 29 нед 30 нед 31 нед 7 30 32-33 34 ИТОГО патриот и гражданин. Человек - чело века. 32 нед 33 нед Слово, обращённое к себе Презентация творческих проектов на тему село. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». Презентация проектов 34 нед 34 8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)