06.09.2024
Аннотации к дополнительным общеобразовательным программам естественно-научной направленности:
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "Биотехнологии"
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков. «Биотехнологии» – это интегративный курс, объединяющий несколько отраслей знания – биологию, химию, инженерию – и демонстрирующий применение фундаментальных научных открытий в повседневной жизни человека. Речь идет о современных технологиях производства продуктов питания, медицинских препаратов, парфюмерной продукции и др.
Цель программы – познакомить учащихся с современными способами решения глобальных проблем современности: продовольственной, энергетической, охраны здоровья человека.
Курс преследует не только образовательные, но и воспитательные цели, поскольку он способствует формированию экологического мышления у подрастающего поколения.
Задачи:
1. Создать системное представление о биотехнологии, ее возможностях и о связях с другими науками биологического профиля.
2. Познакомить с основными разделами, понятиями и методами биотехнологии.
3. Расширить кругозор учащихся, познакомив их с современными биологическими технологиями, а также с учеными, которые стояли у истоков этой науки.
4. Показать важность и актуальность исследований, связанных с биотехнологией.
5. Заинтересовать учащихся проблемами биотехнологии и других биологических наук.
6. Развить чувство ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения на примере негативных экспериментов в области биотехнологии.
7. Развить исследовательские умения.
Реализация программы проходит в течение 1 года обучения, 1 часа в неделю.
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "Мои научные исследования"
Цель программы: расширение биологических знаний, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Программа построена так, что ребенок может научиться исследовать, непосредственно участвовать в подборе темы и выполнении исследовательской работы, самостоятельно изучить основные понятия и этапы исследовательской работы, через поисково-познавательную деятельность, а также приобрести навыки по оформлению и презентации исследовательской работы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: Обучающие:
- усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов микробиологии, цитологии и других биологических наук;
- изучение методов научно-исследовательской деятельности;
- изучение закономерностей микроорганизмов.
Развивающие:
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками работы с микроскопом, микропрепарирования;
- развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы обучающихся;
Воспитывающие:-
-воспитание ответственного отношения к природе родного края, ориентированного на практическую деятельность по защите окружающей среды;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Исследовательские:
- умение проектировать и проводить эксперименты;
- осуществлять исследования жизнедеятельности микроорганизмов;
- раскрывать роль исследовательской деятельности в познании науки;
- находить и выделять научную информацию о существующих современных данных науки о микромире.
Реализация программы проходит в течение 2-х лет обучения, 4 часа в неделю.
Дополнительная общеобразовательная программа технологической направленности "В мире информатики"
В содержании программы курса «В мире информатики» целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого учебного предмета.
Цель программы: формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижений поставленных целей, решаются следующие задачи:
- формировать у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций, составление целого из частей и самостоятельное достраивание
компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
- создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;
-воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Срок реализации дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Количество часов в неделю -2 часа.
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "В глубинах физики"
Цель программы: приобретение знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, воспитание личности, готовой к решению задач, которые ставит научно-технический прогресс.
Задачи Программы:
Обучающие:
- овладение методами и формирование умений решать физические и экспериментальные задачи, в том числе и повышенного уровня сложности на основе глубоких знаний математики и физических закономерностей;
- расширение и углубление представлений о возможностях физического мировоззрения при описании явлений и процессов окружающего мира;
- формирование умений представлять информацию в виде таблиц, графиков, схем, используя при этом компьютерные программы и средства сети Интернет;
- формирование навыков публичного выступления.
Развивающие:
- формирование физического и математического мышления, направленного на анализ и описание природных процессов и явлений; - развитие способностей самостоятельно приобретать и применять знания, умения и навыки;
- развитие способностей эффективной работы в условиях ограничений (время, отводимое на решение задач олимпиады, ресурсы лаборатории при выполнении эксперимента);
- развитие умений эффективного использования физических законов в учебной и повседневной деятельности;
- формирование способностей выдвигать и доказывать гипотезы экспериментальным путем, разрабатывать стратегию решения задач, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные способы решения задачи путем детализации созданной математической и физической модели;
- формирование навыка рефлексивной деятельности за счёт системной работы по поиску и устранению ошибок в решении задач, в том числе повышенного уровня сложности, а также по расчету погрешностей поставленного эксперимента.
Воспитательные:
- формирование способности к самоанализу и критическому мышлению;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
- необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания;
- готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
Реализация программы проходит в течение 2-х лет обучения, 4 часа в неделю.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности «3D-моделирование»
Цель программы: развитие
абстрактного и пространственного мышления ребенка путем реализации программы
«3D-моделирование».
Задачи
образовательной программы:
Обучающие
- знакомство учащихся с комплексом базовых технологий,
применяемых при моделировании;
- приобретение навыков и умений в области
конструирования и инженерного черчения;
- приобретение опыта создания трехмерных
объектов.
Развивающие
- развитие творческого потенциала обучающихся,
пространственного воображения и изобретательности;
- развитие мелкой моторики, внимательности,
аккуратности и изобретательности;
- развитие логического, креативного мышления и
пространственного воображения обучающихся.
Воспитательные
- способствовать развитию ответственности
за начатое дело;
- сформировать у обучающихся стремления к получению
качественного законченного результата;
- сформировать навыки самостоятельной и
коллективной работы - сформировать навыки самоорганизации и планирования
времени и ресурсов.
Реализация программы проходит
в течение 1 года обучения, 2 часа в неделю.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный программист»
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в данном курсе направлено на достижение следующей цели: естественно-научное обучение, воспитание и развитие учащихся в области алгоритмизации и программирования.
Задачи программы:
- быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
- получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
- принимать
обоснованные решения и решать жизненные
проблемы на основе
полученных знаний, умений и навыков;
- освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах, построению алгоритмов и компьютерных программ в средах Pascal, Del- phi;
- овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию;
- использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд
пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования;
- развитие алгоритмического
мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе;
чувства ответственности за результаты своего
труда, используемые другими
людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном
обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые
и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; решения сложных задач и олимпиадных задач программирования.
Реализация программы проходит в течение 1 года обучения, 2 часа в неделю.