01.08.2022
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.
В связи с этим перед педагогами ДОУ поставлены следующие задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Деятельность педагогов ДОУ по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.
Большое значение в работе по развитию социально- коммуникативных умений дошкольников имеет совместная деятельность детей и взрослых.
Основные формы деятельности по социально–коммуникативному развитию дошкольников: групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в организованной образовательной деятельности (ООД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:
- развитие игровой деятельности;
- патриотическое воспитание;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей
Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги ДОУ используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры.
Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности.
Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время.
Патриотическое воспитание
Задачи патриотического воспитания.
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать уважение к труду;
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представления о городах России;
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Формирование основ безопасного поведения
Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Безопасность в помещении», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми», проведение месячников безопасности (в сентябре и апреле-мае учебного года, тренировочных эвакуаций и др.).
Основная цель мероприятий - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
Трудовое воспитание
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Задачи трудового воспитания
• Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать помощь;
• Развивать трудовые навыки, совершенствовать их, и постепенно увеличивать содержание трудовой деятельности;
• Формировать у детей положительные личные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
• Развивать навыки организации работы;
• Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной образовательной области способствует социально–коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.