Рабочая программа элективного курса "Секреты русской орфографии" 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Секреты русской орфографии»
9 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ русский язык
КЛАСС 11
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по русскому языку для общеобразовательной школы авторов М. Т.
Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., «Просвещение»,
2016 г.)

с. Южаково
2021

1. Планируемые результаты освоения элективного курса
«Секреты русской орфографии»
Программа элективного курса «Секреты русской орфографии» предназначена для
учащихся 9-го класса общеобразовательной школы и состоит из 3-х модулей,
соответствующих трём частям экзаменационной работы.
Модуль 1. Работа над частью № 1. Изложение исходного текста.
1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
2. Речеведческий анализ текста.
3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
Модуль 2. Работа над частью 2 Обобщение и систематизация знаний по русскому
языку. Работа с тестами.
1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
2. Повторение морфологии.
4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Модуль 3. Работа над частью 3. Сочинение-рассуждение
1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
3. Реализация коммуникативного замысла.
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет
углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить
дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому
языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

Требования к уровню подготовки
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/понимать/уметь
Знать трудные случаи правописания.
Понимать их роль в общекультурном развитии человека.
Объяснять языковое явление.
Уметь применять знания при тестировании.
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала.
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приёмами:
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические
компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений
многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами
синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать
её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
2

выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.

Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование
специальных умений и навыков работы с текстом:
 оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;
 определять стиль речи;
 сокращать текст разными способами;
 использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
 отобрать в исходном тексте главное;
 сохранить последовательность и логичность предложенного текста;
 составить план и писать по плану;
 правильно и точно излагать свои мысли;
 составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный
вопрос в части С;
 при аргументации использовать ссылки на исходный текст;
 анализировать речевые средства, использованные в тексте;
 соблюдать речевые и грамматические нормы.

3

2. Содержание элективного курса
«Секреты русской орфографии»
Модуль 1. Работа над заданием № 1. Изложение исходного текста (7 часов)
1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов. Государственная итоговая
аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности
экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их
дифференциация по уровням сложности. Задания типа 1 и 3. Тестовый характер заданий.
Демоверсия по русскому языку. Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ.
Правила заполнения бланков ОГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с
развернутым ответом.
2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста. Текст, его строение.
Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль
исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить
главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить
содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
3.Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова,
несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается
разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это
вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны
учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся поразному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых
членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором
заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего
менее существенное значение); б) обобщение однородных явлений (например: замена
однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части
указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в)
сочетание исключения и обобщения (например: слияние простых предложений в сложное,
повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и
разные обособления).
4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста,
данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя
(чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов
компрессии).
5. Контроль знаний (задание 1). Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.
Модуль 2. Работа над заданиями 2 – 8. Обобщение и систематизация знаний по
русскому языку. Работа с тестами (21 час)
Задания этой части связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания, с
грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).
1. Фонетика. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые
звуки, двойная роль букв е, ё, я, ю.
2. Орфография. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме;
правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с
чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное
написание.
3.
Способы
словообразования (приставочный,
суффиксальный,
приставочносуффиксальный).
4. Морфология. Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы
употребления частей речи.
4

Блок 1. Морфологических признаки существительных, глаголов, прилагательных, причастий
и деепричастий.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.
5. Лексика и фразеология. Анализ текста. Лексическое значение слова.
Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и
переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения,
олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов
синонимами. Нормы сочетаемости.
6. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.
7. Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения. Соблюдение композиции
сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
8. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование,
управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.
9.
Простое
предложение,
его
грамматическая
основа. Способы
выражения подлежащего (существительное,
субстантивированное
прилагательное
и
причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное
(составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и
двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены,
вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения,
обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами
связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные,
неопределённо-личные, безличные. Построение предложений с обособленным определением
или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
10. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное.
Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с
несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).
11. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть В)
Модуль 3. Работа над заданием 9.1, 9.2 и 9.3. Сочинение-рассуждение (6 часов)
1. Работа над сочинением-рассуждением.
Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание
исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через
толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два
примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение (либо
обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение
ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с
текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в
основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь,
умение сокращать цитирование.
2. Контроль знаний (задание 9.1, 9.2, 9.3). Написание сочинения-рассуждения в формате
ОГЭ.
3. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.

5

3. Тематическое планирование элективного курса
«Секреты русской орфографии»
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Тема урока

Дата
(сроки)
план
факт

Примеча
ние

Модуль 1. Работа над заданием № 1. Изложение исходного текста (7 часов)
1 неделя
Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
2 неделя
Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий
анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль
исходного текста.
Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие 3 неделя
информацию.
4 неделя
Приёмы компрессии текста.
5 неделя
Черновой вариант переработки информации текста,
данного для изложения.
6 неделя
Контроль знаний. Написание сжатого изложения.
7 неделя
Контроль знаний. Написание сжатого изложения.
Модуль 2. Работа над заданиями 2 – 8. Обобщение и систематизация знаний
по русскому языку. Работа с тестами (21 час)
8 неделя
Фонетика. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ.
Словообразование. Способы словообразования.
9 неделя
Орфография. Орфограммыв корне, приставках, слитное,
дефисное, раздельное написание.
10 неделя
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Морфологические признаки самостоятельных и служебных 11 неделя
частей речи.
12 неделя
Правописание личных окончаний глаголов, гласных в
суффиксах глагольных форм.
13 неделя
Трудные случаи написания Н и НН в различных частях
речи.
14 неделя
Слитное и раздельное написание НЕ с различными
частями речи.
15 неделя
Лексика. Лексическое значение слова. Выразительные
средства лексики.
16 неделя
Фразеология. Фразеологизм и его признаки. Замена
фразеологических оборотов синонимами. Нормы
сочетаемости.
Работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства 17 неделя
языка.
18 неделя
Написание сочинения о роли изобразительновыразительных средств в тексте.
19 неделя
Синтаксис. Словосочетание. Виды подчинительной связи:
согласование, управление, примыкание.
20 неделя
Синонимичные словосочетания.
21 неделя
Виды простых предложений. Способы выражения
подлежащего и сказуемого.
22 неделя
Простое (односоставное и двусоставное), простое
осложнённое. Виды простого односоставного
предложения.
6

23. Построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания при обособлении.
24. Виды сложного предложения: сложносочиненное,
сложноподчинённое, бессоюзное.
25. Знаки препинания в сложных предложениях.
26. Знаки препинания в сложных предложениях.
27. СПП с несколькими придаточными. Сложные
конструкции.
28. Тест в формате ОГЭ.

23неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя

Модуль 3. Работа над заданием 9.1, 9.2 и 9.3. Сочинение-рассуждение (6 часов)
29 неделя
29. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки
сочинения.
30 неделя
30. Лингвистический анализ текста по заданному вопросу
(цитате) с опорой на содержание исходного текста. Тема,
идея, проблема исходного текста.
31. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. 31 неделя
Речевые клише.
32. Композиционные элементы сочинения, виды вступлений и 32 неделя
заключений.
33 неделя
33. Написание сочинения-рассуждения на одну из
предложенных тем (9.1, 9.2, 9.3).
34 неделя
34. Резервный урок.

ИТОГО:

7

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».