Рабочая программа элективного курса "Комплексный анализ текста" 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Комплексный анализ текста»
11 КЛАСС
ФГОС СОО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ русский язык
КЛАСС 11
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа Н.М.Божко (Русский язык. Удивительное рядом… и др.:
сборник элективных курсов /авт. – сост. Н.М.Божко. – Волгоград: Учитель,
2007.)

с. Южаково
2021

1. Результаты освоения элективного курса
Программа курса «Комплексный анализ текста » предназначен для подготовки
обучающихся 11-го класса к сдаче единого государственного экзамена по русскому
языку по одному из главных его аспектов – речеведению. Эта форма аттестационной
работы предусматривает многоаспектный языковой анализ текста, выполнение
тестовых заданий и выполнение задания с развернутым ответом (создание сочинениярассуждения). В задании «С» ученику необходимо проявить умение анализировать
содержание исходного текста, выразить свое отношение к проблеме, затронутой
автором, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие
грамматических форм и лексическое богатство русского языка.
Цель данного курса - развитие коммуникативной компетенции обучающихся, т.
е. владение разными видами речевой деятельности, что способствует росту речевой
культуры школьника.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и
заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте, сравнивать синтаксикостилистические явления; подготовить обучающихся к редактированию и составлению
связных текстов;
- развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи;
восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять,
сопоставлять;
- определять структурно-семантические значения предложений; выявлять причины
использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой
направленности, устранять стилистические и речевые ошибки;
- выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов
предложения, слов разных частей речи, их стилистическую роль.
В предлагаемой системе заданий намечается достижение следующих задач:
- обобщить и систематизировать теоретические знания по русскому языку по разделу
«Стилистика»;
- вырабатывать навыки поэтапной работы с текстом, давать характеристику тексту как
продукту речевой деятельности;
- развивать творческие способности учеников, создавать письменное высказывание в
форме сочинения-рассуждения.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
- структуру и композицию текста; средства связи предложений и виды информаций в
тексте;
- типы речи и их признаки; стилевые особенности текста;
- изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором текста.
Должны уметь:
- определять тему, основную мысль, идею текста;
- определять стиль, тип речи, средства связи предложений в тексте;
- находить изобразительно-выразительные средства языка, характерные для
определенного стиля и типа речи;
- создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в форме
сочинения-рассуждения.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только
расширить, но и углубить знания обучающихся о тексте как продукте речевой
деятельности, особенностях стилистического употребления основных стилистических
категорий в речи, предоставляет возможность обогащать свою речь и не переставать
учиться языку у мастеров культуры
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с
творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов.
2

Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель выберет из
лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной –
иллюстративный материал.
Контроль подготовки обучающихся определяется по результатам устных
высказываний, выполнения тестовых заданий, письменных работ (сочиненийрассуждений).
Программа данного спецкурса позволяет подготовить одиннадцатиклассников к
ЕГЭ, а также восполнить пробелы в знаниях.
Важнейшими результатами освоения курса «Комплексный анализ текста»
являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
• российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству,
его защите;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу:
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
• признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
3

нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
• приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
• принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
• способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
• формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
4

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация (перевод действий из внешнего плана во внутренний) традиционных
семейных ценностей. В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем; • потребность трудиться, уважение к труду и людям
труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение
к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей. В сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся
в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные УУД:
- выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том
числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; - спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
5

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так
и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами),
подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Комплексный анализ текста» на уровне среднего
общего образования выпускник научится:
• использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
• использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов; • создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
• выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; •
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
• правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
• создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
• сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
• использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
• анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
• извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в
текстовый формат;
• преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
• выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; •
соблюдать культуру публичной речи;
• соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;

6

• оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; •
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
• анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
• комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
• отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
• использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
• иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
• выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
• проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
• сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
• владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов;
• создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
• соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
• соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; • совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного
языка;
• использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
• оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).

7

2. Содержание элективного курса по русскому языку
Знакомство с элективным курсом.
Раздел 1. Текст как единица речи
Признаки текста. Особенности его строения. Виды связи предложений в
тексте. Порядок предложений. Тема и основная мысль. Проблемы,
поднимаемые автором. План -схема комплексного анализа текста.
Раздел 2. Функционально-смысловые типы речи.
Описание, повествование, рассуждение. Их языковые и стилистические
признаки. Работа с текстом. Умение определять тип речи.
Раздел 3. Стили речи. Художественный стиль.
Языковые и стилистические особенности текстов художественного стиля.
Стилистический анализ текста.
Раздел 4. Публицистический стиль.
Языковые и стилистические особенности текстов публицистического
стиля. Стилистический анализ текста.
Раздел 5. Изобразительно-выразительные средства языка.
Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха,
гипербола.
Стилистические фигуры речи: антитеза, градация, оксюморон, анафора,
эпифора, инверсия, синтаксический параллелизм.
Раздел 6. Комплексный анализ текста.
План-схема комплексного анализа текста.
Раздел 7. Создание письменного высказывания в форме
сочинения-рассуждения.
Критерии и нормативы оценки сочинения-рассуждения (задание «С» ЕГЭ).
План сочинения-рассуждения. Комментарий основных мыслей автора
предложенного текста. Выражение позиции автора. Формулировка и
аргументация собственной позиции.

8

3. Тематическое планирование
№

1.

Тема урока

Дата
(сроки)
план
факт

Примеч
а
ние

Знакомство с элективным курсом. (1 час)
1 неделя
Цели и задачи изучаемого курса.

Раздел 1. Текст как единица речи. (5 ч.)
2. Строение текста, виды и средства связи предложений в
2 неделя
тексте.
3. Тема текста, основная мысль, проблемы.
3 неделя
4. Тема текста, основная мысль, проблемы.
4 неделя
5. Анализ рассказа «Темные аллеи».
5 неделя
6. Анализ рассказа «Темные аллеи».
6 неделя
Раздел 2. Функционально-смысловые типы речи (3 ч.)
7. Типы текста. Особенности текста-повествования.
7 неделя
8. Типы текста. Особенности текста-описания.
8 неделя
9. Типы текста. Особенности текста-рассуждения.
9 неделя
Раздел 3. Изобразительно-выразительные средства языка (9 ч.)
10. Тропы.
10 неделя
11. Тропы.
11 неделя
12. Стилистические фигуры речи.
12 неделя
13. Стилистические фигуры речи.
13 неделя
14. Практикум по теме «Изобразительно-выразительные
14 неделя
средства».
15. Практикум по теме «Изобразительно-выразительные
15 неделя
средства».
16. Выполнение заданий ЕГЭ.
16 неделя
17. Выполнение заданий ЕГЭ.
17 неделя
18. Выполнение заданий ЕГЭ.
18 неделя
Раздел 4. Стили речи (7 ч.)
19. Научный, официально-деловой, разговорный стили
19 неделя
речи.
20. Художественный стиль, его особенности.
20 неделя
21. Комплексный анализ текста художественного стиля.
21 неделя
22. Комплексный анализ текста художественного стиля.
22 неделя
23. Публицистический стиль, его языковые особенности.
23 неделя
24. Комплексный анализ текста публицистического стиля.
24 неделя
25. Комплексный анализ текста публицистического стиля.
25 неделя
Раздел 4. Создание письменного высказывания в форме сочинения-рассуждения (9 ч.)
26. Критерии и нормативы оценки сочинения-рассуждения.
26 неделя
27. Формулировка проблемы текста. Комментарий
27 неделя
основных мыслей автора.
28. Выражение собственной позиции на поднятую автором
28 неделя
проблему текста.
29. Аргументация собственной позиции.
29 неделя
9

30.
31.
32.
33.
34.

Написание сочинения-рассуждения.
Анализ работ. Редактирование.
Написание сочинений-рассуждений.
Анализ работ. Редактирование текста.
Резервный урок.
Всего:

10

30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».