Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с умственной отсталостью 9 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
9 КЛАСС (ОВЗ УО)
ФГОС ООО
на 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
КЛАСС: 9
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю - 4 часа; всего за год: 136 часов
УЧИТЕЛЬ: МОРОЗОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
КАТЕГОРИЯ: ПЕРВАЯ
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по литературному чтению к учебнику для 9 класса
общеобразовательной школы автора-составителя З.Ф.Малышевой (М.,
«Просвещение», 2018 г.)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Чтение. ФГОС ОВЗ. 9 класс, автор-составитель З.Ф. Малышева: учебник для
образовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы.
М., «Просвещение», 2018 г.
Рекомендовано Министерством просвещения РФ (270 стр.)
с. Южаково
2021

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные результаты:
*воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
*формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых
познавательных интересов;
*формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
*формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другим и людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
*освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
*развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
*формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
*формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;

2

*осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
*развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
*умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
*умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
*умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
*умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
*смысловое чтение;
*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
*умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;
*формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по чтению и развитию
речи.
Базовый уровень. Учащиеся должны уметь:
3

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения
доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений
русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств;
- пересказывать содержание прочитанного.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Минимальный уровень. Учащиеся должны уметь:
- читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам,
соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в
зависимости от знаков препинания;
- читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные
задания;
- участвовать в обсуждении темы и текста;
- оценивать поступки героев с помощью учителя;
- отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию
тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

4

2. Содержание учебного предмета «Чтение» 9 класс
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений
классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и
творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины,
баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и
нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А.
Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, А.П. Чехова.
Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А.
Фадеева, М.А. Шолохова, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, А.А. Суркова, Ю.М. Нагибина,
А.Г. Алексина, Л.И. Ошанина, С.В. Михалкова, А. Рыбакова.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью
учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование
своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений
самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков
значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из
текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для
обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с
малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».
Беляев А.Р. «Золотая гора», «Прыжок в ничто».
Бондарев Ю.В. «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».
Ваншенкин К.Я. Стихотворения.
Гайдар А.П. «Школа».
Есенин С.А. Стихотворения.
Искандер Ф.А. «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».
Каверин В А. «Два капитана».
Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» (отрывки).
Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».
Рубцов Н.М. Стихотворения.
Симонов К.М. Стихотворения.
Сурков А А. Стихотворения.
Чехов А.П. «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».
Шукшин В.М. «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».
Систематизация и обобщение изученного за год.

5

3. Тематическое планирование
№

Тема урока

Дата (сроки)
План
Факт

Устное народное творчество (12 ч.)
1.

Удивительный мир устного народного творчества.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

1 неделя
Удивительный мир устного народного творчества.
1 неделя
Русские народные песни. Колыбельная
1 неделя
«За морем синичка не пышно жила…»
2 неделя
Былины. «На заставе богатырской».
2 неделя
Былины. «На заставе богатырской».
2 неделя
Сочинение по картине В.М. Васнецова.
2 неделя
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую».
3 неделя
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую».
3 неделя
Русская народная сказка «Лиса и Тетерев».
3 неделя
Внеклассное чтение. Сказки народов мира.
3 неделя
Резервный урок.
Из произведений русской литературы XIX века (61 ч.)
4 неделя
В.А. Жуковский. Творчество и биография.
4 неделя
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса».
4 неделя
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса».
4 неделя
Внеклассное чтение. Литературные сказки.
5 неделя
Отзыв на выбранную сказку.
5 неделя
И.А. Крылов. Творчество и биография.
5 неделя
Басня «Кот и Повар» (в сокращении).
5 неделя
Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова.
6 неделя
А.С. Пушкин. Творчество и биография.
6 неделя
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь 1.
6 неделя
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь 1.
6 неделя
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь 2.
7 неделя
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь 2.
7 неделя
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь 2.
7 неделя
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» Песнь 3.
7 неделя
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь 3.
8 неделя
А.С. Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка».
8 неделя
А.С. Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка».
8 неделя
А.С. Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка».
8 неделя
А.С. Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка».
9 неделя
Сочинение по повести А.С. Пушкина « Барышнякрестьянка».
9 неделя
Внеклассное чтение. Сказки А. С. Пушкина.
9 неделя
Вспоминаем прочитанное. Викторина по творчеству
А.С. Пушкина.
9 неделя
Резервный урок.
10 неделя
М.Ю. Лермонтов. Творчество и биография.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

6

1 неделя

Приме
чание

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.

10 неделя
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи».
10 неделя
М.Ю. Лермонтов. «Баллада»
10 неделя
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Морская царевна».
11 неделя
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Морская царевна».
11 неделя
Обобщение творчества М. Ю. Лермонтова.
Вспоминаем прочитанное.
11 неделя
Н.В. Гоголь. Творчество и биография.
11 неделя
Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
Глава 1.
12 неделя
Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
Глава 1.
12 неделя
Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
Глава 5.
12 неделя
Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
Глава 5.
12 неделя
Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
Глава 6.
13 неделя
Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
Глава 6.
13 неделя
Работа по картине А.И. Куинджи «Украинская ночь».
13 неделя
Обобщение творчества Н.В. Гоголя. Вспоминаем
прочитанное.
13 неделя
Н.А. Некрасов. Творчество и биография.
14 неделя
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час».
14 неделя
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час».
14 неделя
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Саша» (отрывок).
14 неделя
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Саша» (отрывок).
15 неделя
Внеклассное чтение по произведениям Н. А.
Некрасова
15 неделя
Обобщение творчества Н. А. Некрасова. Вспоминаем
прочитанное.
15 неделя
А. А. Фет. Творчество и биография.
15 неделя
А. А. Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди…»
16 неделя
А. А. Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди…»
16 неделя
А. А. Фет. Стихотворение «Помню я…»
16 неделя
А. А. Фет. Стихотворение «Помню я…»
А. А. Фет. Стихотворение «Это утро, радость света…» 16 неделя
17 неделя
Обобщение творчества. Вспоминаем прочитанное.
17 неделя
А. П. Чехов. Творчество и биография.
17 неделя
А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».
17 неделя
А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».
18 неделя
А. П. Чехов. Рассказ «Пересолил».
18 неделя
А. П. Чехов. Рассказ «Пересолил».
18 неделя
Внеклассное чтение по рассказам А. П. Чехова.
18 неделя
Обобщение творчества. Вспоминаем прочитанное.
19 неделя
Резервный урок.
Из произведений русской литературы XX века (45 ч.)

7

74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.

А.М. Горький. Творчество и биография.
А.М. Горький. «Песня о Соколе».
А.М. Горький. «Песня о Соколе».
Обобщение творчества. Вспоминаем прочитанное.
В.В. Маяковский. Творчество и биография.
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение…»
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение…»
Обобщение творчества. Вспоминаем прочитанное.
М.И. Цветаева. Творчество и биография.
М.И. Цветаева. «Красной кистью…»
М.И. Цветаева. «Вчера ещё в глаза глядел…»
Внеклассное чтение. «Час поэзии».
Резервный урок.
К.Г. Паустовский. Творчество и биография.
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер».
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер».
Обобщение творчества. Вспоминаем прочитанное.
С.А. Есенин. Творчество и биография.
С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи…»
С.А. Есенин. «Собаке Качалова».
Обобщение творчества С. А. Есенина.
М.А. Шолохов. Творчество и биография.
М.А. Шолохов. «Судьба человека» (в сокращении).
М.А. Шолохов. «Судьба человека» (в сокращении).
М.А. Шолохов. «Судьба человека» (в сокращении).
М.А. Шолохов. «Судьба человека» (в сокращении).
Отзыв о прочитанном произведении
Обобщение творчества писателя. Вспоминаем
прочитанное
Резервный урок.
Е.И. Носов. Творчество и биография.
Е.И. Носов. «Трудный хлеб».
Е.И. Носов. «Трудный хлеб».
Обобщение творчества писателя. Вспоминаем
прочитанное.
Н.М.Рубцов. Творчество и биография.
Н.М.Рубцов. «Тихая моя Родина»
Н.М.Рубцов. «Русский огонёк»
Н.М.Рубцов. «Зимняя песня».
Творчество русских поэтов.
Ю. И. Коваль. Творчество и биография
Ю. И. Коваль. Рассказ «Приключения Васи
Куролесова». Глава 1,2.
Ю. И. Коваль. Рассказ «Приключения Васи
Куролесова». Глава 3, 4.
8

19 неделя
19 неделя
19 неделя
20 неделя
20 неделя
20 неделя
20 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
23 неделя
23 неделя
23 неделя
23 неделя
24 неделя
24 неделя
24 неделя
24 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
26 неделя
26 неделя
26 неделя
26 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
28 неделя
28 неделя
28 неделя
28 неделя
29 неделя
29 неделя

115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.

130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

29 неделя
Ю. И. Коваль. Рассказ «Приключения Васи
Куролесова» глава 5,6
29 неделя
Ю. И. Коваль. Рассказ «Приключения Васи
Куролесова». Глава 7.
30 неделя
Обобщение по творчеству писателя. Вспоминаем
прочитанное.
30 неделя
Резервный урок.
Из произведений зарубежной литературы (11 ч.)
30 неделя
Р. Л. Стивенсон. Творчество и биография.
30 неделя
Р. Л. Стивенсон. Стихотворение «Вересковый мёд».
31 неделя
Р. Л. Стивенсон. Стихотворение «Вересковый мёд».
31 неделя
Э. Сетон – Томпсон. Творчество и биография.
31 неделя
Э. Сетон – Томпсон. Рассказ «Снап». История
бультерьера
31 неделя
Э. Сетон – Томпсон. Рассказ «Снап». История
бультерьера
32 неделя
Э. Сетон – Томпсон. Рассказ «Снап». История
бультерьера
32 неделя
Д. Даррелл. Творчество и биография.
32 неделя
Д. Даррелл. Рассказ «Живописный жираф» (отрывок в
сокращении).
32 неделя
Д. Даррелл. Рассказ «Живописный жираф» (отрывок в
сокращении).
33 неделя
Обобщение по творчеству зарубежных писателей.
Вспоминаем прочитанное.
Систематизация и обобщение изученного в 9 классе (7 ч.)
33 неделя
Обобщение изученного по разделу «Произведения
русской литературы XIX века».
33 неделя
Обобщение изученного по разделу «Произведения
русской литературы XX века».
33 неделя
Обобщение изученного по разделу «Произведения
зарубежной литературы».
34 неделя
Викторина по произведениям, изученным за год.
34 неделя
Обсуждение списка литературы для чтения летом.
34 неделя
Резервный урок.
34 неделя
Резервный урок.
Итого:

9

136 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».