Программа воспитания МБОУ СОШ №2 на 2021 - 2022 учебный год

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
622926, Свердловская обл., Пригородный р-н, с. Южаково, ул. Советская, 10а, E-mail: school2gao@mail.ru тел. 47-85-77

Рассмотрена
на заседании педагогического со
Протокол № 10 от 30.06.2021 г.

БОУ СОШ№2
И.С. Паныпина
72-Д от 05.07.2021г.

ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МБОУ СОШ №2 И ФИЛИАЛОВ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

2021 год

Содержание
1.
2.
3.

4.
5.
6.

Особенности воспитательного процесса в школе
Цель и задачи воспитания
Виды, формы и содержание деятельности
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
3.2. Модуль «Классное руководство»
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
3.4. Модуль «Школьный урок»
3.5. Модуль «Самоуправление»
3.6. Модуль «РДШ»
3.7. Модуль «Экскурсии, походы»
3.8. Модуль «Профориентация»
3.9. Модуль «Школьные медиа»
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Основные направления самоанализа воспитательной работы
План воспитательной работы школы на 2021 -2022 учебный год
Календарный план воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный
год

3
4
7
7
9
16
17
17
18
18
16
19
21
21
22
28
24
29

2

1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ШКОЛЕ
МБОУ СОШ №2 является средней общеобразовательной школой, имеет четыре
филиала Кайгородская СОШ, Башкарская СОШ, детский сад «Капелька», детский сад
«Рябинушка». Общая численность обучающихся на 1 сентября 2021 года составляет 238
человек, численность педагогического коллектива - 45 человек,
численность
административного и прочего персонала - 60 человек. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по
трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование,
среднее общее образование.
МБОУ СОШ № 2 (включая филиалы) - это сельские школы и сады, удаленные друг
от друга на 10 и 14 км, и на 80 км от культурных и научных центров, спортивных школ и
школ искусств. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный
процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны.
Социокультурная среда сел более консервативна и традиционна, чем в городе,
сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе.
Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник
воспринимает природу как естественную среду собственного обитания.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но
и культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным
знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда,
взаимопомощь. Практически все педагоги школы имеют 25 летний стаж работы и давно
живут в селе. Многие педагоги являются учениками нашей школы и филиалов. Педагоги
хорошо знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в
семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений
между педагогами, школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных
контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду,
что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и
учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности
сельской школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с Домами культуры каждого села,
территориальными администрациями, библиотеками, Советами ветеранов. Обучающиеся
наших школ принимают участие в муниципальных проектах, конкурсах и мероприятиях. В
течение прошлого учебного года начали принимать участие в проектах Российского
движения школьников.
В наших школах функционируют отряды ДЮП, ЮИД, волонтерские отряды.
Работает школьный историко-краеведческий музей. Функционируют Совет обучающихся,
Совет родителей, Совет профилактики.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и
педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями,
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его
роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего
по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье,
человек), общая цель воспитания в школе - личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие
трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста {уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
4

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы,
леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего
образовании) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завешана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения
и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
5

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с
их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных
взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентации. Подростковый
возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в
школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других
составляющих
общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять
первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение
следующих основных задач
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевы
х дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, про
ведения и анализа в школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школь
ников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объед
мнения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализ
овывать их воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, под
держивать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися,
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на у
6

ровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детски
х общественных объединений и организаций;
7)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и pea
лизовывать их воспитательный потенциал;
8)
организовывать профориентационную работ)' со школьниками;
9)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитатель
ный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее в
оспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или закон
ными представителями, направленную на совместное решение проблем личности
ого развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитан™ осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
ЗЛ. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их
вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
•
социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума:
• патриотическая акция «Бессмертный полк».
Педагоги школы являются основоположниками этой акции в наших селах, Они
активно принимали участие в изготовлении портретов односельчан-участников Великой
Отечественной войны, организовали первое шествие «Бессмертного полка» и являются
бессменными организаторами проведения ежегодных митингов у сельских обелисков,
посвященных годовщинам Победы и дню Памяти и скорби.
• участие в экологических акциях «Чистая Россия», "Чистое село".
• общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся
регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы.
• Единые Дни профилактики правонарушений в школе проходят в форме
профилактических мероприятий с обучающимися, приглашаются родители,
представителями полиции, ПДН);
• проводимые для жителей сел и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих:

•

спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу,
"Лыжня России", "Кросс наций", «Веселые старты» и т.п. с участием родителей
в командах;
• досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные
программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием
родителей, бабушек и дедушек;
• концерты в сельских Домах культуры с вокальными, танцевальными
выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты детей, на
Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.
На школьном уровне:
-общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
- День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная
обучающимися, проводимая при полном составе учеников и учителей школы);
- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный
процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);
- праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние
праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы,
выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
- Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики,
физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных
классов),
- торжественные традиции посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Посвящение в пятиклассники»;
- «Первый звонок»;
- «Последний звонок»
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
-еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и
благодарностей;
-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного
года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших
в конкурсе «Лучший класс».
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных мероприятий;
- участие школьных классов в реализации общешкольных мероприятий;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных мероприятий,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы
и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми,
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем мероприятии
на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу сучащимися вверенного ему класса; работу
с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных мероприятиях,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них,
а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные вечера, дающие
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Классные часы:
- тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным
датам, Дням воинской славы, событию в классе, в селе), способствующие расширению
кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и
полюбить свою Родину;
- игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения,
предупреждающие стрессовые ситуации;
- проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе,
позволяющие решать спорные вопросы;
- организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу;
- здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в
социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
9

отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных
бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года
- вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять
на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по
ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов
между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
-создание и организация работы Советов родителей (родительских комитетов)
классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса,
- анкетирование и тестирование родителей (законных представителей) по вопросам
воспитания;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Школьное методическое объединение классных руководителей
Методическая тема: «Повышение педагогического мастерства в воспитательном
процессе путем освоения современных технологий через инновационные методы
работы с учащимися по повышению качества образования и воспитания в условиях
реализации ФГОС».
Цель работы МО классных руководителей: совершенствование и повышение
эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении, создание
благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического
развития обучающихся в условиях реализации ФГОС. Организация методической
10

поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста и
самореализации классных руководителей для повышения качества обучения и
воспитания.
Основные задачи МО классных руководителей:
активно включать классных руководителей
в научно-методическую,
инновационную, опытно-педагогическую деятельность;
- организация информационно-методической помощи классным руководителям в
совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
- совершенствование методики проведения классных воспитательных мероприятий
классными руководителями, создать информационно-педагогический банк собственных
достижений, популяризации и обмена собственным опытом;
- повышение педагогического мастерства классных руководителей и развитие
творческих способностей классного руководителя.
- формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для
моделирования современной системы воспитания в классе.
- стимулирование развития передового педагогического опыта, творчества и
инициативы классных руководителей.
Приоритетные направления методической работы:
- повышение теоретического, методического уровня подготовки классных
руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
- информирование о нормативно-правовой и методической базе, регулирующей
работу классных руководителей.
- обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта,
вооружение
классных
руководителей
современными
воспитательными
технологиями и знаниями современных форм и методов работы.
Формы методической работы: совещания, семинары, круглые столы, творческие
отчёты классных руководителей; открытые классные часы и мероприятия, доклады,
сообщения, презентации; изучение и обсуждение документов и передового
педагогического опыта, тренинги; обзор идей личностного развития ребенка; деловые
игры; практикумы, семинары; методические конференции; мастер-класс; «мозговой
штурм».
Школьное методическое объединение классных руководителей - структурное
подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом,
координирующее
научно-методическую
и организационную
работу
классных
руководителей классов, в которых учатся и воспитываются обучающиеся определенной
возрастной группы. Воспитание - процесс комплексный. Это единство целей, задач,
содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности
формирования личности.
Заседания ШМО классных руководителей проводятся не реже
1 раза в четверть. Консультации для классных руководителей проводятся по мере
необходимости и личного запроса. В течение учебного года осуществляется работа
классных руководителей над темами самообразования. Инновационная деятельность
классных руководителей и обмен опытом воспитательной работы. Включение
информационных технологий в воспитательный процесс.
Функции МО классных руководителей:
организует
коллективное
планирование
и
коллективный
анализ
жизнедеятельности классных коллективов;
- координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует
их взаимодействие в педагогическом процессе;
- вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации
учащихся;
- организует изучение и освоение классными руководителями современных
технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы;
11

- принимает меры по внедрению передового педагогического опыта работы
классного руководителя,
- оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы
о поощрении лучших классных руководителей.
МО классных руководителей ведет следующую документацию: список членов МО;
годовой план работы МО; протоколы заседаний МО; аналитические материалы по
итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля;
инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в
классных коллективах и деятельности классных руководителей; материалы
«Методической копилки» классных руководителей.
Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, заместителем
директора школы по воспитательной работе, в соответствии с планом внутришкольного
контроля по воспитательной работе.
Предполагаемый результат:
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая
деятельность, строящаяся на основе плана воспитательной работы МБОУ СОШ №2, с
учетом анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим и классным коллективом предполагает
результат: повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие,
повышение воспитательного потенциала обучающихся.
Циклограмма деятельности классного руководителя
В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель
осуществляет следующие функции: изучение личности учащихся, анализ координации и
коррекции образовательного процесса и взаимоотношений в классе (обучающихся между
собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей...), организация
планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности
классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и
общения, КТД, огоньков, конкурсов и т.д., социальная защита учащихся, работа с
родителями учащихся, педагогическое обеспечение деятельности
ученического
самоуправления в классе, организация, ведение классного журнала и дневников учащихся
осуществляется свои функции, классное руководство.
В начале учебного года:
- составляет список класса и оформляет классный журнал.
- изучает условия семейного воспитания.
- уточняет или составляет социальный портрет класса.
- собирает полную информацию об участии учащихся класса в конкурсах.
- проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность,
организует коллективное планирование.
- составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем
МО классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по BP.
Ежедневно:
- отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся.
- осуществляет педагогическую помощь активу класса
- осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной
обуви.
- осуществляет контроль за дежурством по классу.
Еженедельно:
- проверяет дневники учащихся.
- осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями —
предметниками.
- проводит классный час.
12

Ежемесячно:
- организует коллектив класса на участие в школьных делах.
- помогает активу организовывать подведение итогов жизнедеятельности классных
коллективов.
- проводит занятия по ПДД и плановый инструктаж по ТБ.
- дежурит по школе.
- контролирует участие в кружках, секциях, клубач, других объединениях учащихся
своего класса, требующих особой педагогической заботы.
В течение четверти:
- организует выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья
учащихся.
- помогает активу в организации жизнедеятельности класса планирование,
организация дел, коллективный анализ).
- организовывает дежурство класса (по графику) по школе.
- оперативно информирует заместителя директора по BP или директора школы о
девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащихся класса
устава школы.
- проводит родительское собрание.
- организует работу Совета родителей обучающихся класса.
- посещает МО классных руководителей, семинары, совещания по вопросам
воспитательной работы.
В конце четверти:
- организует подведение итогов учебы обучающихся и жизнедеятельности класса в
прошедшей четверти.
- сдает заместителю директора по воспитательной работе отчет об успеваемости
класса и оформленный классный журнал.
Во время каникул:
- участвует в работе МО классных руководителей.
- совместно с ученическим активом, родителями организует каникулярные
мероприятия своего класса.
В конце учебного года организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса
в учебном году:
- проводит педагогический анализ учебно-воспитательного процесса в классе и
сдает его заместителю директора по воспитательной работе, планирует воспитательную
работу в классе на следующий учебный год

13

План проведения заседаний ШМО классных руководителей на 2021-2022 учебный год
Сроки
Содержание работы
Ответственные
1 заседание
Август

2 заседание
Октябрь

3 заседание
Декабрь

Тема: «Аспекты реализации воспитательного работы в условиях
ФГОС»
Цель: обеспечение
нормативно-методического
сопровождения
воспитательного процесса.
Форма проведения: круглый стол
1.
Анализ работы МО классных руководителей за 2020-2021
учебный год.
2.
Обсуждение и утверждение плана работы методического
объединения на 2021 -2022 учебный год.
3.
Современные требования к планированию воспитательной
работы классных руководителей в соответствии с ФГОС.
4.
Целевые установки по организации воспитательной работы
на новый учебный год.
5.
Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в
школе в 2021-2022 учебном году.
6.
Утверждение
тем
по
самообразованию
классных
руководителей.
7. Составление социального паспорта школы.
8. Анкетирование: «Современный классный руководитель»
Тема: «Школа - территория безопасности»
Цель: формировать v классных руководителей установку на
необходимость педагогической поддержки в работе с детьми по
формированию ЗОЖ.
Форма проведения: семинар-практикум
1.
Роль
классного
руководителя
в
профилактике
безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике
семейного неблагополучия и фактов жесткого обращения с детьми;
2.
«Формы и методы работы классного руководителя с
обучающимися и родителями по безопасному использования сети
Интернет, направленные на блокировку опасного контента
(информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей);
3.
Здоровьесберегающие технологии, их применение в работе
классного руководителя. Активизация деятельности классных
руководителей в сфере проведения обучения детей гигиеническим
навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек;
4.
«Работа классного руководителя по предотвращению
детского дорожно-транспортного травматизма и безопасное
поведение на объектах железнодорожного транспорта;
5.
Формы и методы профилактики суицидального поведения в
работе классного руководителя с обучающимися и их родителями.
Тема: «Современные методики воспитания обучающихся в
соответствии с ФГОС. Методы психологической коррекции
детско-родителъских отношений»
Цель: повышение компетентности классного руководителя с
помощью использовании новых технологий воспитания по ФГОС
овз.
Форма проведения: практикум
1.
Воспитание в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ:
содержание, модели, методики.
2. Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с
ОВЗ на воспитательных мероприятиях.

Руководитель
МО
Классные
руководители

Руководитель
МО
Классные
руководители

Руководитель
МО
Классные
руководители
Педагогпсихолог

14

4 заседание
Март

5 заседание
Июнь

В течение
года

3.Психолого-педагогическая поддержка родителей как условие
социализации детей с ОВЗ.
4.Педагогические приемы создания ситуации успеха для детей с
ОВЗ.
Тема: «Воспитание толерантного личности в образовательного
организации»
Цель: создание условий, способствующих осмыслению и внедрению
в практику работы классного руководителя современных форм по
формированию толерантности в классном коллективе.
Форма проведения: круглый стол.
1.
Конфликтная и толерантная личность: понятие, критерии и
сравнительная характеристика.
2.
Формирование
межэтнической
(межнациональной)
толерантности личности обучающихся в воспитательной среде
образовательной организации;
3.
Развитие коммуникативной компетентности учащихся через
воспитательную работу в классе;
4.
Влияние современных информационно-коммуникационных
технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление
подрастающего поколения.
5.
Использование возможностей РДШ для организация
профориентационной
работы
и гражданско-патриотического
воспитания.
Тема: «Мониторинг эффективности воспитательного процесса,
воспитательного системы школы в условиях реализации ФГОС»
Цель: определение эффективности деятельности классного
руководителя за год. Определение проблемного поля в работе.
Форма проведения: Обмен опытом
1.
Итоги работы классных коллективов за 2021-2022 учебный
год;
2.
Результаты диагностических исследований в классных
коллективах;
3.
Анализ
работы МО классных руководителей за 20212022 учебного года;
4.
Составление перспективного плана работы МО классных
руководителей на 2022-2023 учебный год.
5.
Рассмотрение
и утверждение
Рабочей
программы
воспитания.
1. Создание банка интересных педагогических идей.
2. Создание банка данных по изучению уровня воспитанности
учащихся.
3. Обзор методической литературы по проблемам организации
воспитательной деятельности.
4. Проведение
классными
руководителями
открытых
мероприятий.

Руководитель
МО
Классные
руководители
Педагогпсихолог

Руководитель
МО
Классные
руководители

Руководитель
МО
Классные
руководители

15

3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

№
п/п

Направления внеурочной
деятельности

1.

Спортивное

2.

Общеинтеллектуальное

Социальное

4.

Общекультурное

5.

Духовно-нравственное

Формы реализации
Подвижные игры
Юный волейболист
Школа здоровья
Спортивные игры
Я - исследователь
Учимся работать с информацией
Финансовая грамотность
Математический практикум
Методы решения творческих задач
Литературная гостиная
Проектная деятельность
Шахматы
Секреты русской орфографии
Первые шаги в мире информатики
Азбука безопасности
Волшебный карандаш
Самоопределение
Я и моя профессия
Я в мире и мир во мне
Юный эколог
Школа безопасности
Умелые ручки
Юный краевед
Информационно-коммуникативные технологии
Истоки

16

3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее.- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога,
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам
возможность
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
3.5, Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов
не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление
иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета обучающихся школы, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность творческих советов классов, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
17

- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров
(президентов), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой Совета обучающихся школы и классных
руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления
работы в классе.
3.6. Модуль «РДШ»
- Школьные отделения региональной общественно-государственной детско-юношеской
организации «Российское движение школьников»
Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего
поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию
досуга и занятости школьников.
Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8
лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ.
- РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает
школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат
для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении.
- Воспитание в РДШ осуществляется через направления:
Личностное развитие
участие в муниципальных или российских творческих
конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию
профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни
прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО;
Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных
Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты;
оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с
учреждениями
социальной
сферы
(проведение
культурно-просветительских
и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в
благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения.
Военно-патриотическое направление - деятельность отрядов ДЮП, ЮИД.
Информационно-медийное
направление - объединяет ребят, участвующих в
работе, создании и поддержке интернет-странички школы и РДШ в соцсетях, в рамках
Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести
блоги и сообщества в соцсетях
Основными формами деятельности членов РДШ являются:
-участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях;
- коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
- информационно-просветительские мероприятия;
- разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
- организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
3.7. Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого

поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживания, преодоления ИХ инфантильных и
эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
- регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их
классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны»
и т.п.),
• выездные экскурсии в музеи, на предприятия, на представления в кинотеатры,
драмтеатр, цирк.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
школьников
по
направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка
подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.
Создавая
профориентационно
значимые
проблемные
ситуации,
формирующие
готовность
школьника
к выбору,
педагог
актуализирует
его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
-посещение дней открытых дверей в средне- специальных учебных заведениях и
вузах;
-совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
-участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет;
-освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности.
Система профориентаиионной деятельности
МБОУ СОШ №2 и филиалах
В системе профориентационной деятельности МБОУ СОШ №2 и филиалов
выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая. Они проходят через
п я т ь этапов профориентационной деятельности:
1 этап. «Профессии моей семьи». Уровень начального общего образования
Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Профориентационные минутки на уроках.
Экскурсии на предприятия села (1 в полугодие).
Встречи с родителями - представителями различных профессий.
Конкурсы творческих работ: «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Мониторинг профориентационной работы.
2 этап. «Я и профессии вокруг меня». Уровень основного общего образования.
Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной
деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
Профориентационный курс «Кем быть в селе»».
Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Интеллектуально-практический марафон «Всё обо всём» в рамках предметных недель
Конкурсы (школьный, муниципальный, областной уровни).
Экскурсии на предприятия и организации села (1 раз в полугодие).
Встречи с представителями различных профессий
Знакомство с рынком труда села, города и области.
День профориентации.
Мониторинг профориентационной работы.
3 этап. «Мир профессий». 9 класс
Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой
деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.
Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Интеллектуально-практический марафон «Всё обо всём» в рамках предметных недель
Экскурсии на предприятия и организации села (1 раз в полугодие).
Встречи с представителями различных профессий
Знакомство с рынком труда села, города и области.
Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, курсы по
выбору).
Трудоустройство подростков.
Дополнительные образовательные курсы Дни открытых дверей в средних специальных
учебных заведениях.
Мониторинг поступления учащихся в средне-специальные учебные заведения.
Мониторинг профориентационной работы.
4 этап. «Я в мире профессий». Уровень среднего общего образования
Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой
деятельностям,
социальной
сфере,
мотивов
саморазвития,
профессиональной
направленности.
Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Интеллектуально-практический марафон «Всё обо всём» в рамках предметных недель
Экскурсии на предприятия и организации села (1 раз в полугодие).
Встречи с представителями различных профессий
Знакомство с рынком труда села, города и области, страны.
Трудоустройство подростков.
Дополнительные образовательные курсы (Основы финансовой грамотности)
Дистанционное и профессиональное обучение.
Открытые дни, встречи с представителями, экскурсии в ВУЗы и Сузы.
День профориентации.
Встречи с выпускниками школы, успешными в своих профессиях.
Мониторинг профориентационной работы.
5 этап. «Моя профессия»
20

Мониторинг поступления учащихся в ВУЗы, Сузы, ПУ колледжи, устройство на работу,
служба в армии и т.п.
Мониторинг трудоустройства выпускников после получения
профессионального
образования.
Мониторинг успешности профессионального роста.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа - развитие коммуникативной культуры школьников,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
- разновозрастный редакционный совет старшеклассников и консультирующих их
взрослых, целью которого является освещение (через школьный сайт, Пригородную
газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных
ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического
самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей;
ЗЛО. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию
у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (фойе, коридоров, актового зала, окна
и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим
средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные
занятия,
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе;
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои
фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения
классного руководителя со своими детьми;
- событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и
т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты
жизни образовательной организации - во время праздников, торжественных
церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы
знаковых событий;
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы,
ее традициях, правилах.
21

3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
На групповом уровне:
- Общешкольный Совет родителей, участвующий в управлении школой и решении
вопросов воспитания и социализации их детей,
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого родители получают рекомендации
классных руководителей и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания
детей;
взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуал ьном уровне:
-обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
-индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников - это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду
с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
22

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с администрацией с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень
воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

23

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа JV? 2
622926, Свердловская обл., Пригородный р-н, с. Южаково, ул. СоветскаяДОа, E-mail: school2ggoM>mail.ru тел. 47-85-77

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и
личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ педагогами-организаторами, классными руководителями, педагогом-психологом, Советом обучающихся и
родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть
беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости - их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Для осуществления самоанализа воспитательной работы могут быть использованы следующие виды диагностик:
Результаты
реализации
Программы
воспитания
учащихся
Продуктивная
деятельность

Критерии
оценки

анализа

1. Уровень развития
ребёнка
2. Уровень развития
коллектива

и Показатели анализа и Используемые методики изучения и анализа
оценки

1.1 .Ценностные
ориентации
ребёнка

1.1 .Проективный тест «Домики» (автор О.А.Орехова) - 1 класс, по
итогам адаптационного периода
1.2.Методика
«Направленность
личности»
(С.Ф.Спичак,
A.Г.Синицына) 7-9 классы
1.3. Методика изучения ценностных ориентаций (М.Рокич) 7-11
классы
1.4.Методика «Пословицы» (по С.М.Петровой) 6-11 классы
1.5.Методика изучения нравственной воспитанности учащихся
«Размышляем о жизненном опыте» (по Н.Е. Щурковой) 5-11
классы
1.6. Методика изучения нравственной воспитанности учащихся
«Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (по
B.М.Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степанову)
1.7. Методика «Цветик-семицветик» для младших школьников

1.2.Степень
социализированное™
личности

1.3. Степень развития
социальных качеств

1.4. Отношения между
обучающимися

1.5 Уровень развития
самоуправления

2. Чувство
удовлетворения
детей и взрослых
процессом и
результатами
воспитания и

Удовлетворенност
ь детей и взрослых
процессом и
результатами
воспитания и
жизнедеятельность

2.1 Удовлетворенност
ь обучающихся
школьной жизнью

1.2.1 Методика изучения социальной направленности обучающегося
(по В.М.Миниярову) 6-11 классы
1.2.2. Методика изучения социализированности личности (по
М.И.Рожкову) 3-9 класс
1.2.3. Методика
выявления коммуникативных
склонностей
учащихся (по Р.В. Овчаровой) 9-11 класс
1 2.4. Методика определения общественной активности учащихся
(по Е.Н.Степанову) 8-11 класс
1.3.1 Методика оценки развития социальных качеств школьника
(Н.И.Монахов) 1-11 классы
1.3.2. Методика для выявления готовности учащихся к выбору
профессии (по В.Б. Успенскому) 9-11 класс
1.3.3. Методика «Карта профессиональных интересов» (по Т.Е.
Макаровой) 9-11 класс
1 3.4. Определение предпочтительного типа профессий (по
Е.И.Климову) 9-11 класс
1.4.1. Методика «Исследование взаимоотношений в классе»
(Е В Гурова, Н.Ф.Шляхты) 7-11 класс
1.4.2. Методика изучения сплоченности ученического коллектива
(Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И А Каплунович) 5-11 класс
1.4.3. Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин)
1.4.4. Методика «Игра «Магазин» для младших школьников,
учеников 5-6 классов (О.В.Соловьев)
1.5.1. Методика выявления уровня развития самоуправления в
ученическом коллективе (Л.И.Гриценко)
1.5.2. Методика определения уровня развития ученического
самоуправления (М.И.Рожков)
2.1.1. Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной
жизнью (А.А.Андреев)
2.1.2. Методика оценки социально-психологической комфортности
(А.А.Андреев)
2.1.3. Методика Г.А.Карповой «Классный руководитель глазами
учащегося»
25

жизнедеятельностью
в образовательном
учреждении

юв
образовательном
учреждении

2.2.
Удовлетворенность
родителей работой
образовательного
учреждения

2.3.
Удовлетворен н
ость педагогов
жизнедеятельностью в
образовательном
учреждении и
результатами
процесса воспитания
детей
3. Охват внеурочной
деятельностью
4. Профилактика
правонарушений и
преступлений

5. Результативность
участия в
мероприятиях и
конкурсах
различного уровня
(муниципальный,
региональный,
Всероссийский,
Международный)

Занятость
обучающихся во
внеурочное время
Отсутствие
правонарушений и
преступлений
среди
обучающихся

2.2.1. Методика
изучения
удовлетворённости
родителей
жизнедеятельностью
образовательного
учреждения
(А.А.Андреев)
2.2.2. Методика изучения удовлетворённости родителей работой
образовательного учреждения (Е.Н.Степанов)
2.2.3. Методика
«Анализ
воспитательной
работы
глазами
родителей обучающихся» (Нечаев М П.)
2.3.1. Методика
изучения
удовлетворенности
педагогов
жизнедеятельностью
в
образовательном
учреждении
(Е.Н.Степанов)
2.3.2. Анкета «Ваше мнение» (И.А.Забуслаева)

3.1.1 Сводная таблица (по классам, по школе)
3.1.2. Справка ВШК
4.1.1. Количество обучающихся, состоящих на всех видах учёта
(ВШУ, ПДН, ТКДН и ЗП)
4.1.2. Количество проведённых мероприятий профилактической
направленности (классные часы, беседы, круглые столы,
заседания Совета профилактики и т.п.)
5.1.1. Сводная таблица
5.1.2. Справка ВШК (1 раз в четверть, за учебный год)

26

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
622926, Свердловская обл., Пригородный р-н, с. Южаково, ул. СоветскаяДОа, E-mail: school2ggoM>mail.ru тел. 47-85-77

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
№

Критерии
классы

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Знаю хорошо
1-4

5-8

9-11

Есть затруднения
1-4

5-8

9-11

Нуждаюсь в помощи
1-4

5-8

9-11

Знание возрастных особенностей
ребёнка
Изучение уровня развития личности
и коллектива
Самоанализ
Коррекция взаимоотношений
ученика и учителя
Составление психологопедагогической характеристики
Создание коллектива в классе
Организация самоуправления в
классе
Здоровье сберегающие технологии
Методы поощрения и наказания
учащихся
Составления плана воспитательной
работы
Проведение классного часа
Анкетирование, тестирование
учащихся
Организация КТД
Знание содержания форм и методов
воспитательной работы
Взаимодействие с родителями
Работа с активом
Анализ деятельности классного
коллектива
Работа с детьми «группы риска» и с
неблагополучными семьями
Взаимодействие с учителями,
работающими в классе
Какие- либо другие затруднения

При при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных мероприятий;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.

План воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный год
Цель воспитательной работы на 2021-2022 учебный год - развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Задачи:
- повысить эффективность воспитательной деятельности и уровень психологопедагогической поддержки социализации детей;
создать условия для повышения ресурсного, организационного, методического
обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
формировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной
социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных,
культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
- создать условия для повышения эффективности воспитательной деятельности в МБОУ
СОШ №2 и филиалах;
- повысить эффективность комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с
ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся
в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и
полноценной интеграции в общество;
-обеспечить поддержку семейного воспитания, содействовать
формированию
ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
- обеспечить условия для повышения социальной, коммуникативной и педагогической
компетентности родителей.
здоровья, самоорганизация на уровне здорового образа жизни.
Планируемые результаты:
- развитие общественно-государственной системы воспитания в МБОУ СОШ №2 и
филиалах;
- доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их
индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности;
- повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей;
- повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников,
принимающих активное участие в воспитании детей;
- укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
- создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей, в
том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных
целевых программ;
- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие
эмпатии;
- снижение уровня негативных социальных явлений;
- развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских
инициатив, деятельности детских общественных объединений,
- повышение уровня информационной безопасности детей,
- снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
-укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
- повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление
традиционных семейных ценностей;
- создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
- формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы
воспитания в МБОУ СОШ №2 и филиалах.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».