Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Обучение служением. Первые" для обучающихся 10-11 классов

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................................................................... 3
Общая характеристика ..................................................................................................................3
Актуальность программы .............................................................................................................4
Цель программы ............................................................................................................................5
Задачи программы .........................................................................................................................5
Особенности реализации программы ..........................................................................................6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ .................................................. 8
Личностные результаты ................................................................................................................8
Метапредметные результаты......................................................................................................10
Предметные результаты ..............................................................................................................14
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ..................................................................................................... 17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ......................................................................................... 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................................ 32
Приложение 1. Шаблон паспорта проекта обучения служением ...........................................32
Приложение 2. Регламент балльно-рейтинговой системы мотивации в рамках
программы «Обучение служением. Первые» ...........................................................................33

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Рабочая

программа

курса

внеурочной

деятельности

«Обучение

служением. Первые» для среднего общего образования (далее – программа)
составлена на основе:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
• Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
• Федеральной образовательной программы среднего общего образования
(ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 371.
Программа ориентирована на внедрение в образовательных организациях
практики вовлечения обучающихся в решение социально значимых задач,
имеющей как образовательные, так и социальные результаты – «обучения
служением». Программа рассчитана на обучающихся 10–11 классов. В ее основе
лежит опора на навыки проектной деятельности обучающихся по разработке
и практической реализации социально значимых проектов.
Программа

предусматривает

взаимодействие

образовательных

организаций с социальными партнерами – представителями некоммерческих
организаций (НКО), органов государственной власти, местного самоуправления
и их подведомственных организаций, которые являются постановщиками задач
для разработки и реализации социально значимых проектов обучающихся.

3

Актуальность программы
Программа вносит вклад в достижение национальной цели развития
Российской Федерации по реализации потенциала каждого человека, развитие
его талантов, воспитания патриотичной и социально ответственной личности
(утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309)
и направлена на достижение следующих целевых показателей:
• увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах
и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие
и патриотическое воспитание, не менее чем до 75 процентов;
• увеличение

к

2030

году

доли

молодых

людей,

вовлеченных

в добровольческую и общественную деятельность, не менее чем до 45 процентов.
Обучение служением – программа, предусматривающая вовлечение
обучающихся в решение социально значимых задач, сформулированных
институтами гражданского общества и/или государственными (муниципальными)
организациями

в

сфере

культуры,

образования,

социальной

защиты

населения, физкультуры и спорта. Обучение служением предусматривает
разработку и реализацию обучающимися проектов, которые требуют не только
знаний о проектной деятельности, но и дают возможность применения
полученных в рамках общеобразовательной программы знаний и навыков
на практике.
Вовлечение обучающихся в решение социально значимых задач
обеспечивает:
1. Развитие

гражданского

самосознания

через

активное

участие

обучающихся в социально значимых инициативах на уровне города или региона,
осознание

результатов

этой

деятельности,

формирование

социально

ориентированной деятельностной жизненной позиции.
2. Повышение мотивации обучающихся к изучению учебных предметов,
повышение значимости научных знаний и практических навыков.

4

3. Поддержку профессионального самоопределения обучающихся путем
знакомства их с экономикой и социальной сферой муниципалитета, региона,
участие в проектах совместно с организациями территорий, взаимодействие
с сотрудниками этих организаций в процессе проектной деятельности. Проекты
организаций становятся площадками для ранних профессиональных проб
обучающихся, поскольку позволяют им включиться в реальную деятельность
социальных партнеров.
4. Развитие проектных умений и навыков в результате разработки
и практической реализации социально значимых проектов, приобретение опыта
командной работы, развитие лидерских качеств.
Программа «Обучение служением. Первые» вносит вклад в гражданское,
патриотическое и трудовое воспитание личности, а также в организацию
профориентации обучающихся в образовательных организациях.
Цель программы
Формирование активной гражданской позиции обучающихся путем
прохождения социальной практики по решению реальных социальноэкономических задач в своем муниципальном образовании в процессе проектной
деятельности совместно с социальными партнерами – заказчиками проектных
инициатив.
Задачи программы
• Формирование у обучающихся гражданского самосознания и активной
гражданской позиции, ответственного и бережного отношения к природе,
окружающей

действительности,

толерантного

отношения

к

людям

с особенностями здоровья и людям в трудной жизненной ситуации, людям
других национальностей.
• Расширение знаний обучающихся о социально-экономической сфере
территории их проживания, включая деятельность социально ориентированных
организаций, социальных предприятий, организаций культуры, образования,
социальной защиты населения, физкультуры и спорта.
5

• Содействие

профессиональному

самоопределению

обучающихся,

включение в перечень рассматриваемых сфер профессиональной деятельности
организаций социальной сферы и органов власти.
• Содействие развитию проектных умений и навыков, необходимых
для самостоятельной реализации проектов, готовности к принятию на себя
ответственности, самостоятельного участия в социально значимой деятельности
на уровне населенного пункта и/или региона.
• Создание условий для конструктивного взаимодействия предприятий
и организаций города/региона с общеобразовательными организациями с целью
вовлечения обучающихся в проектную деятельность, организации эффективной
профориентации и создания площадок для профессиональных проб.
• Формирование

у

обучающихся

интереса

к

обучению

по общеобразовательным предметам путем демонстрации их значимости
для практической деятельности.
Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 34 (тридцать четыре) академических часа
в течение одного учебного года.
Программа

реализуется

в

виде

курса

внеурочной

деятельности

и предназначена для проведения занятий с обучающимися в 10–11 классах.
Школа по своему выбору может проводить программу во всех параллелях
или в одной из параллелей среднего общего образования (10 или 11 классах).
Занятия проводятся 1 (один) раз в неделю в объеме 2 (двух) академических
часов. Программу рекомендуется проводить в период с сентября по декабрь.
Основная идея «Обучения служением» – это работа участников
программы над задачами «социальных партнеров» – организаций, которые
профессионально занимаются решением социальных проблем.
Программа содержит региональный вариативный компонент, который
включает

знакомство

обучающихся

с

социальной

сферой

региона

или населенного пункта, а также с деятельностью социально ориентированных
организаций

территории

(некоммерческих

организаций,

социальных
6

предприятий,

учреждений

образования,

культуры,

социальной

защиты,

физкультуры и спорта), органов власти, подразделений корпоративной
социальной ответственности среднего и крупного бизнеса.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Обучение служением. Первые» направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
– сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
– готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в социально значимой деятельности на уровне школы
и/или населенного пункта, региона;
– умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
– готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
В сфере патриотического воспитания:
– сформированность

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свою страну, свой край (город, поселок, сельский
населенный пункт);
– ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
– осознание духовных ценностей российского народа;
– сформированность нравственного сознания, этического поведения;
– способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
– осознание личного вклада в построение устойчивого будущего.
8

В сфере эстетического воспитания:
– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
– способность воспринимать различные виды искусства, традиции
и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
– готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности.
В сфере экологического воспитания:
– повышение уровня экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
– расширение

опыта

деятельности

экологической

направленности

(стремление внести вклад в сохранение экологии в своем населенном пункте
и/или

регионе,

осознание

значимости

экологической

повестки

для производственных и социальных организаций).
В сфере трудового воспитания:
– готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
– готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
– интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы (включая социальную сферу).
В сфере ценности научного познания:
– совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
– готовность осуществлять проектную деятельность индивидуально
и в группе.
9

Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями:
Базовые логические действия:
– самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему,

рассматривать ее всесторонне;
– устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
– определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
– выявлять

закономерности

и

противоречия

в

рассматриваемых

явлениях;
– вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
– развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские и проектные действия:
– владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
– овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
– владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
10

– анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
– давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
– разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
– осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
– уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
– уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
– выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
– ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
– владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
– создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;
– оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
– использовать

средства

информационных

и

коммуникационных

технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
– владеть

навыками

распознавания

и

защиты

информации,

информационной безопасности личности.
11

В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями:
Общение:
– осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных

знаков,

распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций

и смягчать конфликты;
– владеть различными способами общения и взаимодействия;
– аргументированно

вести

диалог,

уметь

смягчать

конфликтные

ситуации;
– развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
– выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
– принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
– оценивать качество своего вклада и каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
– предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
– осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
12

В

сфере

овладения

регулятивными

универсальными

учебными

действиями:
Самоорганизация:
– самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– самостоятельно

составлять

план

решения

проблемы

с

учетом

имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
– давать оценку новым ситуациям;
– расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
– делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
– оценивать приобретенный опыт;
– способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции
в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
Самоконтроль:
– давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
– владеть
совершаемых

навыками
действий

и

познавательной

рефлексии

как

мыслительных

процессов,

их

осознания
результатов

и оснований;
– использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
– уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению.
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
– самосознания,
эмоциональное

включающего

состояние,

видеть

способность

направления

понимать

развития

свое

собственной

эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
13

– саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
– внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
– эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
– социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Принятие себя и других людей:
– принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
– принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
– признавать свое право и право других людей на ошибки;
– развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты
– освоение и применение системы знаний: о социальном служении,
о практике обучения служением, о социально значимых задачах страны, региона,
муниципалитета,

о

системе

национальных

и

региональных

проектов,

об организации социальной сферы муниципалитета, региона, включая
организацию предоставления услуг в сфере образования, культуры, социальной
защиты населения, физкультуры и спорта, о типах организаций, оказывающих
социальные услуги, об организациях, вовлеченных в решение социальных задач
территорий, включая некоммерческие организации и социальные предприятия;
о системе поддержки социально значимой деятельности на федеральном
и региональном уровнях, организациях инфраструктуры поддержки социально
значимой деятельности;
14

– осознание значимости участия для жителей региона, муниципального
образования и негосударственных организаций в решении социально значимых
задач территории, преимуществ, которые получают люди разных возрастов
от

участия

в

социально

значимых

инициативах,

личной

социальной

ответственности;
– формирование понимания различий между служением обществом
и службой (государственной, военной и пр.) и работой в организациях
социальной сферы;
– формирование понимания различий между социальными проектами,
волонтерской деятельностью и обучением служением;
– умение отличать проект обучения служением от других типов проектов,
направленных на решение социально значимых задач;
– умение использовать полученные знания при разработке и реализации
проектов обучения служением, умение взаимодействовать с общественными
институтами и организациями социальной сферы в рамках разработки
и реализации проектов обучения служением; умение аргументировать идею
проекта обучения служением для решения поставленной социально значимой
задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
– умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
и критически оценивать социальную информацию из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ;
– овладение приемами поиска информации в единой информационной
системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) «ДОБРО.РФ» с целью
получения социальных задач для проектов обучения служением;
15

– умение разрабатывать и описывать проекты в контекте обучения
служением, работать в группе (команде) с выполнением различных социальных
и проектных ролей для решения социально значимых задач; умение презентовать
результаты реализованных проектов перед представителями организаций,
вовлеченных в решение социально значимых задач территорий;
– умение разрабатывать концепции продвижения результатов проектов
для

популяризации

служения,

привлечения

внимания

к

социальной

проблематике территорий.

16

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Обучение служением как педагогическая технология
Национальные и региональные приоритеты в социальном развитии.
Система

национальных

и

региональных

проектов.

Участие

жителей

и организаций в достижении целей и задач социального развития.
Понятие «обучение служением» как технология, которая позволяет
применять полученные в школе знания и навыки на практике, приобретать
значимые компетенции в рамках общественно полезной деятельности. Вклад
обучения служением в развитие города, региона, школы, а также в развитие
подростков. Ключевые составные обучения служением: работа над задачами
социальных партнеров, разработка проекта для решения поставленной
социально значимой задачи, реализация проекта, обсуждение результатов
проекта.
Различие проектов обучения служением, волонтерской деятельности
и социального проектирования.
Примеры проектов обучения служением. Единая информационная система
в сфере развития добровольчества (волонтерства) «ДОБРО.РФ» как площадка
для поиска задач социальных партнеров.
Понятие «социальный партнер», типы организаций, которые вносят вклад
в развитие общества: бюджетные учреждения, социальные предприятия,
некоммерческие организации, государственные (муниципальные) органы
власти, программы корпоративной социальной ответственности крупного
и среднего бизнеса, особенности разных типов организаций, понятие «карта
социальных партнеров» города (поселка, сельского населенного пункта),
источники информации о социальных партнерах.
Раздел 2. Разработка и реализация проектов обучения служением
Понятие «проект», понятие «проект обучения служением», основные
характеристики проектов, этапы разработки проектов, примеры социально
17

значимых

проектов,

реализованных

обучающимися

разных

возрастных

категорий, социальное проектирование как возможная карьерная траектория.
Жизненный цикл проекта. Риски проектов, управление рисками.
Постановка задач социальными партнерами для организации проекта:
информация о деятельности организации, постановка задачи для решения
обучающимися.
Разработка и обсуждение проектных идей для решения задач социальных
партнеров, в том числе знакомство с существующими решениями социально
значимых задач в российской и международной практике, разработка
и

обсуждение

идей

проектов

«обучения

служением».

Обсуждение

с представителями социальных партнеров предлагаемых проектных решений.
Ресурсы проекта, источники для привлечения ресурсов в проект. Риски
проекта и мероприятия по управлению рисками. Описание проектов обучения
служением: цели, задачи, целевые показатели, мероприятия проекта, дорожная
карта реализации мероприятий проекта, целевая аудитория, ресурсы проектов,
риски проектов. Примеры описания проектов.
Реализация проектов проектными командами в соответствии с дорожными
картами. Рефлексия по итогам реализации этапов проектов. Консультации
с социальными партнерами.
Раздел 3. Личная эффективность и организация проектной команды
Формирование проектной команды, цели формирования команды,
критерии сплоченности команды, правила и традиции в команде, лидерство.
Самоанализ роли в команде.
Проектное управление: жизненный цикл проекта, мониторинг и оценка
результатов проекта, управление рисками проекта.
Основы публичных выступлений: понятие «эффективная презентация»,
принципы эффективной презентации (увлекательность, содержательность,
интерактивность, сбалансированность), понятие «невербальное общение»,
правила и ошибки в оформлении презентаций, подготовка публичных
18

выступлений, подготовка презентаций для реализованных обучающимися
проектов, проведение предзащиты проектов. Тренинг публичного выступления.
Личная социальная ответственность как осознанное желание участвовать
в общественно полезных инициативах, направленных на позитивное изменение
окружающей

среды.

Самоанализ:

понимание и

осознание

значимости

собственной роли в проекте.
Раздел 4. Защита проектов и подведение итогов
Публичная защита проектов перед социальными партнерами, партнерами
школы.
Подведение итогов программы, рефлексия по итогам работы и публичных
выступлений.

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

Количество
часов

Форма проведения
занятия

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Раздел 1. Обучение служением как педагогическая технология
1.1

Вводное
занятие.
Обучение
служением

2

Комбинированная
(лекция, практика)

Национальные и региональные
приоритеты в социальном развитии.
Система национальных
и региональных проектов.
Участие жителей и организаций
в достижении целей и задач
социального развития.

Знакомятся со стратегическими
целями развития России, системой
национальных проектов и ее
декомпозиции на отдельные
территории: регионы,
муниципалитеты.
Обсуждают существующие

Понятие «обучение служением»
как технология, которая позволяет
применять полученные в школе
знания и навыки на практике,
приобретать значимые компетенции
в рамках общественно полезной

проблемы их территории
и пути их решения.
Обсуждают термин «служение», его
применение в повседневной жизни,
роль подростков в жизни общества.
Приводят примеры.

деятельности.
Вклад обучения служением
в развитие города, региона, школы,
а также в развитие подростков.
Ключевые составные обучения
служением: работа над задачами
социальных партнеров, разработка

Знакомятся с видеоинтервью
подростков – активных участников
проектной деятельности, которые
обсуждают понятие «служение»
и вклад проектной деятельности
в их развитие, достижение личных
целей.
20

проекта для решения поставленной
социально значимой задачи,
реализация проекта, обсуждение
результатов проекта.
Различие проектов обучения
служением, волонтерской

Изучают понятие «обучение
служением», его значимость
для региона, города, школы,
подростков, отличия обучения
служением от волонтерства
и социального проектирования.

деятельности и социального
проектирования.
Примеры проектов обучения
служением.
Добро.РФ как площадка для поиска
задач социальных партнеров

Обсуждают примеры проектов.
В процессе практического занятия
определяют, относятся ли они
к проектам обучения служением.
Знакомятся с функционалом единой
информационной системы в сфере
развития добровольчества
(волонтерства) «ДОБРО.РФ»

1.2

Социальные
партнеры

2

Комбинированная
(лекция, практика,
мозговой штурм)

Понятие «социальный партнер»,
типы организаций, которые вносят
вклад в развитие общества:
бюджетные учреждения,
социальные предприятия,
некоммерческие организации,
государственные (муниципальные)
органы власти, программы
корпоративной социальной
ответственности крупного
и среднего бизнеса, особенности

Изучают понятие «социальный
партнер» и типы организаций,
которые могут стать социальными
партнерами проектов обучения
служением.
Знакомятся с видеоинтервью
представителей НКО и социальных
предпринимателей, которые
рассказывают о своей деятельности.
Различают разные типы
организаций на основе данных

21

разных типов организаций, понятие
«карта социальных партнеров»
города (поселка, сельского
населенного пункта), источники
информации о социальных
партнерах

об их деятельности и источниках
финансирования.
Разрабатывают перечень источников
информации о потенциальных
социальных партнерах проектов
«обучения служением».
Формируют перечень
потенциальных социальных
партнеров своей территории
(«карту социальных партнеров»).
Обсуждают мероприятие
по презентации задач социальными
партнерами: знакомятся
с материалами, предоставленными
социальными партнерами, готовят
перечень вопросов по задачам,
обсуждают формат проведения
мероприятия

Итого по разделу

4

Раздел 2. Разработка и реализация проектов обучения служением
2.1

Постановка
задач
социальными
партнерами

1

Презентация задач
социальных
партнеров,
обсуждение

Понятие «проект», понятие «проект
обучения служением», основные
характеристики проектов, этапы
разработки проектов, примеры
социально значимых проектов,

Знакомятся с деятельностью
организаций социальной сферы
и/или органами власти.
Знакомятся с задачами,
сформулированными социальными

22

реализованных обучающимися
разных возрастных категорий,
социальное проектирование как
возможная карьерная траектория.
Жизненный цикл проекта.
Риски проектов, управление

партнёрами.
Задают уточняющие вопросы.
Выбирают задачи для дальнейшего
решения.
Делятся на команды

рисками.
Постановка задач социальными
партнерами для организации
проекта: информация
о деятельности организации,
постановка задачи для решения
обучающимися
2.2

Разработка
решения
поставленной
задачи

4

Проектная сессия,
обсуждение

Разработка и обсуждение проектных
идей для решения задач социальных
партнеров, в том числе знакомство
с существующими решениями
социально значимых задач
в российской и международной
практике, разработка и обсуждение
идей проектов «обучения
служением».
Обсуждение с представителями
социальных партнеров
предлагаемых проектных решений

Ищут в открытых источниках
информацию о решениях
поставленной задачи из российского
и международного опыта, проводят
сравнение, обсуждают
применимость к поставленной
задаче.
Разрабатывают предложения
по решению поставленной задачи
по установленному шаблону.
Готовят презентации
о предлагаемом решении.

23

Презентуют решения перед
обучающимися и педагогом.
Дорабатывают решения
по результатам обратной связи.
Презентуют решения
представителям социальных
партнеров.
Отвечают на уточняющие вопросы.
Обсуждают предлагаемые решения
с представителями социальных
партнеров, их преимущества
и недостатки, планируемые
результаты.
Фиксируют обратную связь.
Дорабатывают решения
по результатам обратной связи
2.3

Проект обучения
служением и его
ключевые
характеристики.
Описание
проекта

4

Проектная сессия

Ресурсы проекта, источники
для привлечения ресурсов в проект.
Риски проекта и мероприятия
по управлению рисками.
Описание проектов обучения
служением: цели, задачи, целевые
показатели, мероприятия проекта,
дорожная карта реализации
мероприятий проекта, целевая

Изучают понятие «проект», понятие
«проект обучения служением»,
этапы разработка проекта, паспорт
проекта обучения служением.
Ключевые параметры проекта: цели,
задачи, мероприятия, показатели
результатов, ресурсы, риски
и управление рисками.
Работают в малых группах

24

аудитория, ресурсы проектов, риски
проектов.
Примеры описания проектов

и разрабатывают цели, задачи,
мероприятия своих проектов
обучения служением, оценивают
потребность в ресурсах
для реализации проекта, выдвигают
гипотезы о том, где и каким образом
можно привлечь недостающие
ресурсы, оценивают риски проектов
и возможности учета рисков.
Обсуждают дорожную карту
проекта обучения служением.
Выполняют упражнение «Хочу
и могу». Упражнение заключается
в том, что все члены команды строят
матрицу, состоящую из 4 клеток.
В верхнем правом квадрате матрицы
каждый участник этого упражнения
пишет все, что он хочет и может
делать. Например, я хочу и могу
делать презентации, я хочу и могу
писать тексты.
В правом нижнем квадрате нужно
выписать все, что участник может,
но не хочет делать. Например,
я могу выступать и защищать

25

проект, но я не хочу это делать.
Я могу проводить переговоры,
но не хочу. Я могу вести группу
в социальной сети, но не хочу.
Верхний левый квадрат заполняется
тем, что участник хочет, но не
может делать. Это зоны роста,
которые участник команды хочет
развить, в том числе в рамках
проекта, и для этого готов
обучаться. Например, я хочу,
но не умею рисовать красивые
иллюстрации. Я хочу, но не могу
писать пресс-релизы.
Левый нижний квадрат включает то,
что участник не хочет и не может
делать. Например, я не хочу
и не могу проводить занятия
с малышами, танцевать, быть
конферансье, продавать что-то
на выставке-ярмарке. Это то, что
участнику точно не нужно поручать
в рамках проекта.
Обсуждают результаты выполнения
упражнения «Хочу и могу»

26

и разграничивают ответственность
по проекту обучения служением
между всеми членами команды.
Дорабатывают дорожную карту
с указанием ответственных
за каждое мероприятие проекта.
Описывают проект по шаблону
2.4.

Реализация
проектов

Итого по разделу

11

Практическая
работа.
Рефлексия

Реализация проектов проектными
командами в соответствии
с дорожными картами.
Рефлексия по итогам реализации
этапов проектов.
Консультации с социальными
партнерами

Реализуют мероприятия проектов
в соответствии с дорожными картами.
Обсуждают с командой и педагогом
полученные результаты, успехи,
неудачи, приобретенные знания
и опыт.
Корректируют дорожные карты
по итогам рефлексии

20

Раздел 3. Личная эффективность и организация проектной команды
3.1

Управление
командой

1

Комбинированная
(лекция, практика).

Формирование проектной команды,
цели формирования команды,

Изучают основы формирования
и управления команды, критерии

Саморефлексия

критерии сплоченности команды,
правила и традиции в команде,
лидерство.
Самоанализ роли в команде

сплоченности, правила и традиции
в команде.
Выполняют задания
на командообразование.
Придумывают правила и традиции
команды

27

3.2

Проектное
управление

1

Комбинированная
(лекция, практика)

Проектное управление: жизненный
цикл проекта, мониторинг и оценка
результатов проекта, управление
рисками проекта

Обсуждают жизненный цикл
проекта, оценивают этап, на котором
находится их проект обучения
служением.
Разрабатывают систему
мониторинга и оценки результатов.
Оценивают результаты своей работы
по управлению рисками проекта.
Корректируют дорожные карты

3.3

Навыки
публичной
презентации.
Предзащиты
проектов

4

Тренинг

Основы публичных выступлений:
понятие «эффективная
презентация», принципы
эффективной презентации
(увлекательность,
содержательность, интерактивность,
сбалансированность), понятие
«невербальное общение», правила
и ошибки в оформлении
презентаций, подготовка публичных
выступлений, подготовка
презентаций, реализованных
обучающимися проектов,
проведение предзащиты проектов.
Тренинг публичного выступления

Изучают критерии эффективности
презентаций, правила и ошибки
в оформлении презентаций.
Изучают шаблон презентации
для проектов обучения служением.
Готовят презентации по результатам
реализации проектов обучения
служением.
В процессе тренинга выступают
перед педагогом и обучающимися
с целью отработки публичного
выступления перед социальными
партнерами.
Дорабатывают презентации
и выступления на основе обратной
связи

28

3.4

Личная
социальная
ответственность

1

Обсуждение.
Саморефлексия

Личная социальная ответственность
как осознанное желание участвовать
в общественно полезных
инициативах, направленных
на позитивное изменение
окружающей среды.

Обсуждают роль подростков
в преобразовании окружающего
мира.
Анализируют и приводят примеры
личной социальной ответственности

Самоанализ: понимание и осознание
значимости собственной роли
в проекте
Итого по разделу

7

Раздел 4. Защита проектов и подведение итогов
4.1

Публичная
защита проектов

2

Публичная защита

Публичная защита проектов
перед социальными партнерами,
партнерами школы

Выступают перед педагогом,
обучающимися, представителями
социальных партнеров.
Отвечают на вопросы о ходе
реализации и результатах проекта

4.2

Оценка
результатов
программы

1

Рефлексия

Подведение итогов участия
в программе, достигнутых
результатов, полученных знаний

Обсуждают с педагогом результаты
своего участия в программе,
достигнутые результаты,

и навыков.
Анализ общественного мнения,
социальных эффектов от реализации
проектов

полученные знания и навыки,
возникшие на этапах разработки
и реализации проектов трудности
и способы их преодоления.
Анализируют общественное/

29

экспертное мнение о реализации
проектов.
Обсуждают с педагогом готовность
своего участия в социально
значимой деятельности,
влияние обучения служением
на профессиональное
самоопределение
Итого по разделу

3

Общее количество
часов по программе

34

30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методические рекомендации по реализации модуля «Обучение
служением» образовательных организациях высшего образования Российской
Федерации / А.П. Метелев, Д.И. Земцов, В. С. Никольский [и др.]. – Москва :
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023.
2. Голубев С.В. Детский форсайт: проектная деятельность школьников
по развитию городов / С.В. Голубев, М.Ю. Славгородская, В.А. Смирнов. – М. :
Грифон, 2019.
3. Голубев С.В. Детский форсайт: технология вовлечения школьников
в проектирование будущего городов: [12+] / С.В. Голубев, М.Ю. Славгородская,
В.А. Смирнов. – М. : Грифон, 2017.
4. Голубев С.В. Социальный квест: технология развития местных
сообществ: [16+] / С.В. Голубев, М.Ю. Славгородская. – М. : Грифон, 2017.
5. Дирксен Д. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным
и эффективным. – М., 2013.
6. Ильяхов М. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст / М. Ильяхов,
Л. Сарычева. – 2-е изд.– М. : АП, 2017.
7. Обучение служением : методическое пособие / под ред. О.В. Решетникова,
С.В. Тетерского. – М. : АВЦ, 2020. – 216 с.
8. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя /
К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
9. Рабочая тетрадь «Обучение служением» / М.А. Гаете Сепулведа,
В.С. Никольский, А.Н. Зленко [и др.]. – Москва : Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики», 2023. – 36 с.
10. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Суржиков М.А. Обучение служением :
учебник. – М. : Кнорус, 2024.
11. Хелдман К. Управление проектами. Быстрый старт. – М. : ДМК Пресс,
2017.
12. Шевчук Е.А. Проектная кухня: только проверенные рецепты – М. :
ЛитРес, 2018.
31

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Шаблон паспорта проекта обучения служением
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ОБУЧЕНИЯ СЛУЖЕНИЕМ
1. Общая информация
Название проекта
Социальный партнер
Команда проекта
Кураторы проекта

Яркое креативное название
Название организации, задачу которой решает проект
Ф.И.О. всех участников команды
Ф.И.О. педагога программы и Ф.И.О. куратора проекта
от социального партнера

2. Цели, задачи проекта
Постановка проблемы

Описание проблемы, сформулированной
социальным партнером

Цель проекта
Задачи проекта

1.
2.
3.

3. Дорожная карта проекта
№

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный
участник команды

4. Ресурсы проекта
№

Тип
ресурса

Количество
(если применимо)

Источник привлечения
Название организации или имя
человека, который может предоставить
ресурс, контактные данные
Мероприятие, проведение которого
позволит привлечь ресурсы

5. Показатели результативности проекта
№

Наименование показателя

Значение показателя

6. Риски проекта
№

Риск

Действия в случае наступления
неблагоприятного события

32

Приложение 2. Регламент балльно-рейтинговой системы мотивации
в рамках программы «Обучение служением. Первые»
1. Основные смыслы:
Программа «Обучение служением. Первые» направлена на развитие
навыков служения, командной работы и личной ответственности у участников.
В рамках программы вводится балльно-рейтинговая система мотивации, которая
будет способствовать активному вовлечению участников в процесс обучения
и выполнения задач.
2. Цели
2.1. Стимулирование активного участия в проектной деятельности.
2.2. Повышение уровня вовлеченности и ответственности за выполнение
задач.
2.3. Создание позитивной атмосферы и духа командной работы.
3. Структура игровой системы мотивации
3.1. Каждое задание в рамках программы «Обучение служением. Первые»
будет оцениваться в звездочках (баллах), которые участники могут накапливать.
Ниже приведен примерный список заданий с соответствующей оценкой.
Тема занятия

Пример задания

Распределение
баллов

Вводный урок.
Обучение
служением

Привел пример проекта обучения служением

2 балла

Команда участников правильно ответила на
три вопроса:
– Что такое обучение служением?
– Какие есть направления?
– Какие характеристики у проекта обучением
служением?

3 балла

Социальные
партнеры

Изучили платформу, рассказали о конкретном
проекте, размещенном на платформе
«Добро.РФ»

2 балла

Изучили информацию о социальном партнере,
подготовили вопросы социальным партнерам

3 балла

33

Постановка задач
социальными
партнерами

Задали вопросы социальному партнеру,
получили ответы на свои вопросы

2 балла

Активно участвовали в презентации
социальных партнеров (активное слушание)

1 балл

Разработка решения
поставленной задачи

Нашли от 5 примеров аналогичных решений

5 баллов

Подготовили презентации предлагаемого
решения для социального партнера

5 баллов

Проект обучения
служением и его
ключевые

Нарисовали дерево целей, задач
и мероприятий по своему проекту

5 баллов

Продумали, какие показатели могут

5 баллов

характеристики.
Описание проекта

характеризовать результат проекта,
дорисовали дерево целей, задач, мероприятий,
включив в него и показатели
Продумали, какие ресурсы нужны для проекта,

5 баллов

заполнили таблицу
Внесли все проработанные пункты паспорта
проекта в шаблон

3 балла

Ответили на вопросы:
– Что нового узнали?
– Что удивило и запомнилось?
– Что было сложнее всего?

3 балла

Продумали риски проекта и способы
управления рисками, заполнили шаблон
проекта в части рисков

5 баллов

Заполнили все пункты описания проекта

3 балла

Реализация проекта

Выполнили более 50% от запланированного
в рамках проектной сессии

5 баллов
* Педагог
присваивает
баллы командам
на каждой
проектной сессии
(11 ак. ч)

Управление
командой

Подготовили креативную презентацию своей
проектной команды

5 баллов

Проектное
управление

Корректно определили текущий этап развития
проекта, зафиксировали промежуточные
качественные и количественные результаты,
сделали сравнительный анализ (план-факт)

5 баллов

34

Зафиксировали более 3 сложностей,
с которыми участники столкнулись
при реализации, и поделились своими
мыслями с другими командами

3 балла

Навыки публичной
презентации.
Предзащиты
проектов

Подготовили презентацию к публичной защите
проектов

5 баллов

Дали обратную связь, советы, комментарии
другим командам во время пробной защиты
проектов

2 балла

Публичная защита
проектов

Выступили на публичной защите проектов,
соблюдая все рекомендации по эффективной
самопрезентации

10 баллов

Ответили на все вопросы социальных
партнеров

5 баллов

Привели 2 примера от команды личной
социальной ответственности

2 балла

Все участники команды провели анализ уровня
личной социальной ответственности

2 балла

Проанализировали результаты своей работы
в команде через вопросы-рефлексию

5 баллов

Личная социальная
ответственность

Оценка результатов
программы

и выделили для себя от 3 пунктов для гордости
и от 3 пунктов, которые бы сделали
по-другому в следующий раз
Распределение баллов за организационную часть занятий
Посещение занятий в полном составе
проектной командой
Поддержка и помощь каждого участника
проектной команды

1 балл
(максимум – 34 баллов)
5 баллов (максимум)
за весь период курса

4. Рейтинговая система
4.1. Баллы, набранные командами, суммируются в общем рейтинге.
Выдача баллов производится проектной команде в соответствии
с таблицей из Приложения 2.
Максимальное количество баллов за участие в программе – 190 баллов.
Баллы присваиваются проектной команде.
35

4.2. Рейтинг должна обновляться после каждого этапа, чтобы участники
могли видеть свое текущее положение.
4.3. Проведение конкурсной программы предполагает использование
лидерборда и рейтинговой таблицы. Публикация рейтингов проектных команд в
реальном времени позволяет стимулировать конкуренцию и стремление
к лучшим результатам.
Рекомендуется разместить рейтинговую таблицу в общем доступе,
например в классе, чтобы все участники могли в реальном времени наблюдать
за своими успехами.
5. Награждение
5.1. Команды, занявшие первые три места, могут быть награждены
призами и дипломами.
5.2. Все участники могут получить грамоты за участие.
6. Заключительные положения
6.1. Все участники должны соблюдать правила честной игры и уважать
друг друга.
6.2. В случае возникновения спорных ситуаций решение принимает
педагог.
Примечание. Данный регламент может быть изменен или дополнен
по усмотрению организаторов программы с предварительным уведомлением
участников.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».