Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №3 от 29.10.2025 г.
Положение
о нормах профессиональной этики педагогических работников
1. Общие положения
1.1. Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников
(далее - Положение) разработано на основании положений Конституции, Трудового
кодекса, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
1.2. Профессиональная этика педагогических работников - совокупность
моральных норм, определяющих их отношение к своему профессиональному долгу и ко
всем участникам отношений в сфере образования.
1.3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" вводит ряд норм, касающихся профессиональной
этики:
- обязывает педагогических работников следовать требованиям профессиональной
этики (п.2 ч.1 ст.48);
предусматривает закрепление норм профессиональной этики в локальных
нормативных актах образовательной организации (ч.4 ст.47);
- определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих
обязанностей педагогические работники несут ответственность и что соблюдение этих
норм учитывается при прохождении ими аттестации (ч.4 ст.48).
1.4. Положение содержит нормы профессиональной этики педагогических
работников,
которыми
они
должны
руководствоваться
при
осуществлении
профессиональной деятельности независимо от занимаемой должности, и механизмы
реализации права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в
Муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
средней
общеобразовательной школе №2 и филиалах (далее - МБОУ СОШ №2, Образовательная
организация).
2. Нормы профессиональной этики педагогических работников
2.1.
Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством
обществом и гражданами, должны:
а) уважать честь и
образовательных отношений;
достоинство
обучающихся
и
других
участников
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
б) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
социальных
групп,
способствовать
межнациональному
и
межрелигиозному
взаимодействию между обучающимися;
д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и
свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств;
е) придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой
образовательной программы. Внешний вид педагогических работников при выполнении
ими трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к
педагогическим
работникам
образовательной
организации,
соответствовать
общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность,
аккуратность;
ж) воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети
интернет, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и
(или) развитию детей;
з) избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой
репутации педагогического работника и (или) образовательной организации.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники
должны соблюдать следующие этические принципы:
- законность;
- объективность;
- компетентность;
- независимость;
- тщательность;
- справедливость;
- честность;
- гуманность;
- демократичность;
- профессионализм;
- взаимоуважение;
- конфиденциальность.
2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами,
обществом и государством, призваны:
2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной
деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа;
-
- исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком
профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Образовательной
организации;
- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как Образовательной
организации в целом, так и каждого педагогического работника;
- осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;
- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным
группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан,
профессиональных или социальных групп и организаций;
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
- уведомлять администрацию Образовательной организации обо всех случаях
обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных
правонарушений;
- принимать меры по недопущению коррупции в поведении участников
образовательного процесса, своим личным поведением подавать пример честности,
беспристрастности и справедливости;
- соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и
запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью;
- соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою
профессиональную деятельность решений политических партий
и общественных
объединений;
- проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений
в сфере образования;
- проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других
государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических,
социальных
групп
и
конфессий,
способствовать
межнациональному
и
межконфессиональному согласию;
- придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с
осуществлением возложенных на Образовательную организацию социальных функций;
- поддерживать деловые и доброжелательные отношения с коллегами, основанные
на принципах демократии, партнерства, коллективизма и взаимопомощи, способствовать
формированию благоприятного морально психологического климата в трудовом
коллективе;
- оказывать содействие молодым специалистам, уважение и поддержку ветеранам
педагогического труда;
- принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению
возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
- быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;
- обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и
навыков;
- поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через
образование;
- не терять чувство меры и самообладания;
- соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать
использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
- постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению
ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
- поддерживать порядок на рабочем месте;
- соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем
виде.
2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является
культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать
мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
- ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
- грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского
литературного языка;
- содержательности, выражающейся
информативности обращения;
- логичности, предполагающей
обоснованность изложения мыслей;
доказательности,
объективность информации;
в
продуманности,
последовательность,
включающей
в
осмысленности
и
непротиворечивость
и
себя
достоверность
- лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
- уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к
конкретной ситуации.
2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники
обязаны воздерживаться от:
- поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении
педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать
конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету
Образовательной организации;
- пренебрежительных отзывов о деятельности Образовательной организации или
проведения необоснованного сравнения её с другими образовательными учреждениями;
- преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
- проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения,
политических или религиозных
предпочтений;
4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
- высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес
определенных социальных, национальных или конфессионных групп;
- резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с
физическими недостатками человека;
- грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
- поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или)
моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона,
нравственным принципам и нормам.
2.6. Педагогическим работникам необходимо принимать необходимые меры
по
обеспечению
безопасности
и
конфиденциальности
информации,
за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая
стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
2.7. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не
допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть
отключен.
2.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учет интересов Образовательной организации в
целом.
2.9. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной
этической ситуации, он имеет право обратиться в Комиссию по профессиональной этике
за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
3.
Реализация права педагогических работников на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики
педагогических работников
3.1. Образовательная организация стремится обеспечить защиту чести, достоинства
и деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
3.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом 2 Положения, рассматриваются по выбору педагогического
работника:
- комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, создаваемой в образовательной организации в соответствии с частью 2 статьи
45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- в порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по
трудовым спорам в соответствии с главой 60 Трудового кодекса;
- в порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах в
соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
3.3. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических
5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
работников в состав комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений в обязательном порядке включается представитель
трудового коллектива.
3.4.
В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения
решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, несоответствия решения комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или
нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет
право обратиться в суд.
4. Ответственность за нарушение настоящего Положения
4.1.
Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется
неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих
обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечет либо
моральное воздействие либо одно из установленных трудовым законодательством
дисциплинарных взысканий.
6
как