Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 6-7 класс

Муниципальный округ Горноуральский
Свердловской области
«Башкарская средняя общеобразовательная школа»
филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
для 6- 7 классов
на 2025-2026 учебный год

с.Башкарка
2025
1

Пояснительная записка
Пояснительная записка
(актуальность, цели и
задачи, возраст, на
который рассчитан курс,
количество часов,
личностные предметные
и метапредметные
результаты освоения
курса внеурочной
деятельности
взаимосвязь с
программой воспитания,
формы проведения

Актуальность и практическая значимость
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать
личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется
через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской
деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются,
что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных
социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор
профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным
навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их
творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться
к ним.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития
воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству
театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета,
музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа,
моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие
эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как
доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Возрастная категория
2

Программа рассчитана на обучающихся6-7 классов.
Количество часов в неделю – 1 час, всего – 34 часа.
Занятия проводятся в учебном кабинете
Предусматриваются следующие формы занятий: групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,
мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:

театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников,
театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей
к театральному искусству и мастерству.
Планируемые результаты на конец обучения
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и
заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
 выполнять упражнения актёрского тренинга;
 строить этюд в паре с любым партнёром;
3

 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:
«У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение
и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе
простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему
решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Взаимосвязь с программой воспитания:
Реализация программы позволяет решать многие проблемы воспитания подрастающего поколения:
4

социального, нравственного, художественно-эстетического и гражданского характера.
Отличительная особенность
1. Разработка содержательной стороны образовательного и воспитательного процесса, предполагающего: −
комплексный подход к развитию и обучению ребенка; − воспитание художественно-эстетического вкуса; −
формирование эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира через музыку и движения: − развитие
эмоциональной сферы через восприятие музыкальных и художественных произведений; − развитие творческих
проявлений у детей через погружение в мир театра и импровизацию. − воспитание общительности, умения входить в
контакт с другими ребенком и взрослыми.
2. Формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности на занятиях и
выступлениях перед зрителями.
3. Создание предметно пространственной среды, обеспечивающей художественно-эстетическое и творческое
развитие на основе театрализованной деятельности.
Формы проведения: – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками
конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий
являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Программа предназначена для учащихся 7 классов.
Программа рассчитана на 1 год.
Форма организации занятий – групповая.
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю, в год -34 часов.

Содержание курса внеурочной деятельности
(34 часа)
Тема раздела

Количество
часов

Формы организации учебных занятий

5

Основные виды учебной
деятельности

Роль театра в
культуре народов.

2

Театральная
исполнительская
деятельность.

8

Сценическое
искусство.
Занятия.

10

Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами 
поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. Игра «Жизньтеатр».
Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
Учащиеся приобретают навыки, необходимые для сценического
общения, участвуют в этюдах для выработки выразительной
сценической жестикуляции («Немое кино»), знакомятся с
древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым
театрами. Знакомятся с создателями спектакля (писатель, поэт,
драматург).

Приобретение навыков,
необходимых для сценического
общения. Участие в этюдах для
выработки выразительной
сценической жестикуляции
(«Немое кино»). Знакомство с
древнегреческим, современным,
кукольным, музыкальным,
цирковым театрами. Обмен своим
жизненным опытом. Знакомство с
авторами спектакля: писатель,
поэт, драматург. Театральные
жанры.
Упражнения, направленные на развитие чувства ритма .Образно-игровые
1.
Упражнения, направленные
упражнения (электричка, стрекоза, бабочка.).Упражнения, в основе
на развитие чувства ритма.
которых содержатся абстрактные образы (ветер, туман).Основы
Образно-игровые упражнения
актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов
(электричка, стрекоза, бабочка).
.Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог.
Упражнения, в основе которых
Монолог.
содержатся абстрактные образы
(ветер, туман). Основы актерского
мастерства. Мимика. Театральный
этюд. Язык жестов. Дикция.
Интонация. Темп речи. Рифма.
Ритм. Импровизация. Диалог.
Монолог.
Упражнения и игры: превращения предмета в предмет
2.
Упражнения и игры.
(«Метаморфозы»); живой алфавит, речка, волна. Игры-одиночки.
Превращение предмета в предмет
Выполнение этюда по картинкам. Приёмы релаксации. Концентрация
(«Метаморфозы»); живой алфавит,
внимания, дыхания.
речка, волна. Игры-одиночки.
Выполнение этюда по картинкам.
Приёмы релаксации. Концентрация
внимания, дыхания. Устранение
6

психологического зажима.

Освоение
театральных
терминов.

4

Знакомство с терминами: драматический, кукольный театр, спектакль, 3.
Знакомство с терминами:
этюд, партнёр, премьера, актер.
драматический, кукольный театр,
спектакль, этюд, партнёр, премьера,
актер и т.д.
Запланировано посещение театра. Беседа после просмотра спектакля. 4.
Посещение театра. Беседа
Иллюстрирование.
после просмотра.
Иллюстрирование.

Просмотр
профессионального
театрального
спектакля.

3

Работа и показ
театрализованного
представления.

5

Знакомство с пьесой, сказкой. Работа над мероприятием. Этюды спектакль. Показ спектакля (мероприятия).

2

Знакомство с пьесой, сказкой. Работа над мероприятием. Этюды спектакль. Показ спектакля (мероприятия).

Основы
пантомимы.

Календарно-тематическое планирование
7

Участие в распределении
ролей. Умение распределяться на
«сцене», чтобы выделялся главный
персонаж.
6.
Знакомство с позициями
актера в пантомиме. Куклымарионетки, надувные игрушки,
механические куклы. Жест, маска в
пантомиме.
5.

№
урока

Сроки проведения
План
Факт

Тема раздела, урока
Раздел 1. Роль театра в
культуре народов.

1
Здравствуй, театр!
Театр и культура.

2

3

4

Раздел 2. Театральная
исполнительская
деятельность.
Правила поведения в театре.
Театральная игра.
Что такое ритмопластика.

5

Основное содержание
Деятельность школьников
Знакомство с программой
Приобретение навыков,
кружка, правилами поведения на необходимых для сценического
кружке, с инструкциями по
общения. Участие в этюдах для
охране труда. Игра «Жизньвыработки выразительной
театр».
сценической жестикуляции
Беседа о театре. Значение театра, («Немое кино»). Знакомство с
его отличие от других видов древнегреческим, современным,
искусств. Учащиеся приобретают
кукольным, музыкальным,
навыки, необходимые для
цирковым театрами. Обмен
сценического общения,
своим жизненным опытом.
участвуют в этюдах для
Знакомятся с создателями
выработки выразительной
спектакля (писатель, поэт,
сценической жестикуляции
драматург
(«Немое кино»), знакомятся с
древнегреческим, современным,
кукольным, музыкальным,
цирковым театрами. ).
Знакомство с авторами
спектакля: писатель, поэт,
драматург. Театральные жанры.
Знакомство с упражнениями,
Беседа
направленными на развитие
чувства ритма .Образно-игровые
упражнения (электричка,
Игра.
стрекоза, бабочка.).Упражнения,
в основе которых содержатся
Выполняют упражнения,
абстрактные образы (ветер,
направленные на развитие
туман).Основы актерского
чувства ритма. Образно-игровые
8

мастерства. Мимика.
упражнения (электричка,
Театральный этюд. Язык жестов
стрекоза, бабочка).
.Дикция. Интонация. Темп речи.
Рифма. Ритм. Импровизация. Работа с терминами.
Презентации.
Диалог. Монолог.
Упражнения, в основе которых
содержатся абстрактные образы
(ветер, туман). Изучают основы
актерского мастерства.
Театральный этюд. Дикция.
Интонация. Темп речи. Рифма.
Изучают основы актерского
мастерства. Мимика.
Театральный этюд. Язык
жестов. Дикция. Интонация.
Темп речи. Рифма. Ритм.
Импровизация. Диалог.
Монолог.

6

Азбука театра.

7

Выразительное чтение стихов
русских поэтов

8

Выразительное чтение стихов
русских поэтов

9
10

Азбука театральной культуры.
Культура и техника речи.

11

Упражнения и игры:
Раздел 3. Сценическое
превращения предмета в предмет
искусство. Занятия.
Культура и техника речи.
(«Метаморфозы»); живой
Инсценировка басни И.А.
алфавит, речка, волна. ИгрыКрылова «Свинья под дубом». одиночки. Выполнение этюда по
Культура и техника речи.
картинкам. Приёмы релаксации.
Инсценировка басни И.А.
Концентрация внимания,
Крылова «Свинья под дубом».
дыхания.
Театральная игра «Маска, я тебя
знаю!»

12

13

9

Слушание учителя, анализ
полученной информации
практическое выполнение
упражнений. Распределение
ролей, работа над дикцией,
выразительностью.
Театральная игра

14

Кто создает спектакль.
Писатель, поэт, драматург.

Подготовка презентаций.
Беседа

16
17

Кто создает спектакль.
Писатель, поэт, драматург.
Театральные жанры.
Театральные жанры.

18

Жесты. Язык жестов.

19

Что такое дикция.

20

Дикция. Упражнения для
развития хорошей дикции.

21

Раздел 4. Освоение
театральных терминов.
Что такое интонация
Что такое декламация.
Искусство декламации.

Знакомство с терминами:
Слушание учителя, анализ
драматический, кукольный театр,
полученной информации,
спектакль, этюд, партнёр,
практическое участие в играх
премьера, актер, интонация,
декламация, импровизация

Что такое декламация.
Искусство декламации.
Что такое импровизация.

Слушание учителя, анализ
полученной информации,
практическое участие в играх

15

22

23
24
25

Раздел 5. Просмотр
профессионального
театрального спектакля.

Презентации «Виды
театрального искусства»
Групповая работа
Упражнения и игры.
Превращение предмета в
предмет («Метаморфозы»);
живой алфавит, речка, волна.
Упражнения для развития
дикции.

Просмотр театрального
постановки. Беседа после
просмотра спектакля.
10

Онлайн-просмотр театральной
постановки. Беседа, проведения
анализа после просмотра.

26

Посещение театра, спектаклей.
Посещение театра, спектаклей.

27

Посещение театра, спектаклей.

28

Раздел 6. Работа и показ
театрализованного
представления.
Работа над постановкой к
празднику Победы «Набат
памяти»

29

30

Работа над постановкой к
празднику Победы «Набат
памяти»
Работа над постановкой к
празднику Победы «Набат
памяти»

31

Работа над постановкой к
празднику Победы «Набат
памяти»

32

Работа над постановкой к
празднику Победы «Набат

Иллюстрирование.
Онлайн-просмотр театральной
постановки. Беседа, проведения
анализа после просмотра.
Онлайн-просмотр театральной
постановки. Беседа, проведения
анализа после просмотра.
Знакомство с сценарием. Работа Участие в распределении ролей.
над мероприятием. Этюды Умение распределяться на
спектакль. Показ спектакля
«сцене», чтобы выделялся
(мероприятия). Учатся
главный персонаж. Обсуждение
распределяться на «сцене», чтобы
декораций, костюмов,
выделялся главный персонаж.
сценических эффектов,
Выступают с театральными
музыкального сопровождения.
постановками перед зрителями.

Слушание учителя, анализ
полученной информации,
репетиция, подготовка
Знакомство с сценарием. Работа костюмов.
над мероприятием. Этюды спектакль. Показ спектакля
(мероприятия). Учатся
распределяться на «сцене», чтобы Участие в распределении ролей.
Умение распределяться на
выделялся главный персонаж.
11

памяти»

33

34

Раздел 7. Основы пантомимы.
Театральная исполнительская
деятельность.
Театральная исполнительская
деятельность

Выступают с театральными
«сцене», чтобы выделялся
постановками перед зрителями. главный персонаж. Обсуждение
декораций, костюмов,
сценических эффектов,
музыкального сопровождения.
Знакомство с позами актера в
пантомиме, как основное
выразительное средство. Жест,
маска в пантомимном действии.

12

Дети знакомятся с позами
актера в пантомиме, как
основное выразительное
средство. Жест, маска в
пантомимном действии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».