Муниципальный округ Горноуральский
Свердловской области
«Башкарская средняя общеобразовательная школа»
филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 7 КЛАСС
с. Башкарка
2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по проектной деятельности для 7 класса является частью Основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №2» и состоит из
следующих разделов:
1) содержание учебного предмета, курса;
2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного курса и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами,
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание
которых соответствует законодательству об образовании.
Общая характеристика учебного курса «Проектная деятельность».
Метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности учащегося. Место проектной
деятельности проявляется, прежде всего, в направленности на обучение детей элементарным приемам
как совместной деятельности в ходе разработки проектов, так и индивидуальной. Проектная и
исследовательская деятельность служит логическим продолжением урока и предусматривает
вовлеченность каждого ученика в процесс выявления и систематизации данных.
Цели и задачи изучения учебного курса «Проектная деятельность».
Цель курса – создание условий для формирования умений и навыков межпредметного
проектирования, которые будут способствовать развитию индивидуальности учащихся, их творческой
самореализации, преодолению фрагментарности изучаемых предметов, рассмотрению изучаемого
школьного курса предметов как единого целого, а также позволит ученикам применить полученные
знания на практике, накопить практический опыт, развить коммуникативные, управленческие и
исследовательские навыки.
Задачи программы:
знакомство учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта;
формирование опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей
деятельности;
формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, реализации
собственного проекта, оценки своей деятельности;
формирование представления об исследовательской деятельности как ведущем способе
учебной деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований, навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования
рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество, принимать решения.
Место учебного курса «Проектная деятельность» в учебном плане.
Учебный план МБОУ «СОШ № 2» отводит для обязательного изучения учебного предмета
«Проектная деятельность» в 7 классах в общем объеме 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, 7 класс (34 часа)
Введение (1 ч)
Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.
Посмотри на мир «чужими глазами».
Тема проекта и какой он должен быть (5 ч)
Что мне интересно? Как выбрать тему. Обсуждение выбранной темы для исследования. Общие
интересы. Знакомство с видами проектов.
Планирование работы (7 ч)
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения
поставленной цели. Выдвижение гипотез. Составление плана работы над проектом. Методы, объект и
предмет исследования. Эксперимент как форма познания мира.
Сбор информации и ее анализ (8 ч)
Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. Работа в библиотеке. Выбор
необходимой литературы по теме проекта. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.
Как записать литературу, используемую в проекте.
Работа с текстом (6 ч)
Исследование объектов в проектах учащихся.Логические операции. Оценка идеи, выделение
главного и второстепенного. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Результаты исследования (3 ч)
Как сделать сообщение о результатах исследования? Составление плана работы. Оформление
работы. Выполнение схем, таблиц, рисунков, поделок и т.п.
Презентация проекта (2 ч)
Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации.
Итоговое обобщение (2 ч)
Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ своей проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования
Личностные результаты:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского
общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения научных исследований как
проводника к знаниям о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном
опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого и
настоящего;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления
об изменениях природной и социальной среды, об опыте адаптации людей к новым жизненным
условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы; об общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности
Метапредметные результаты:
познавательные действия:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические
факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать
причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала, объекта; соотносить полученный
результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) —
извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
коммуникативные действия:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие
и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров
значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том
числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать
свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую
работу.
регулятивные действия:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей.
в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
Предметные результаты:
1. Выбор «поля» исследования:
иметь представлении об основных этапах организации проектной деятельности (выбор темы,
сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
определять объект, предмет и гипотезу исследования;
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект.
2. Постановка цели и задач исследования:
формулировать цель исследования, соответствующей теме, объекту и предмету;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования;
выстраивать задачи в соответствии с логикой изложения теоретического материала и
подведении его к продукту проекта.
3. Выбор инструментов решения задач (в зависимости от учебного предмета):
выделять и использовать простейшие математические методы и приёмы;
выделять и использовать такие естественно-научные наблюдение, постановка проблемы,
эксперимент, моделирование;
выделять и использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных
и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание,
объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.
4. Работа с источниками информации:
различать
вещественные);
основные
типы
исторических
источников
(письменные,
визуальные,
группировать, систематизировать факты по заданному признаку;
уметь выделять главное и второстепенное; научиться составлять тезисы, конспекты,
оформлять основные положения темы в таблицу и др.,
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
5. Формулирование выводов:
уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
осознавать свою ответственность за достоверность знаний, за качество выполненного
проекта.
6. Представление результатов:
представлять результаты своей деятельности в различных видах (мультимедиа-презентация,
стендовый доклад, сравнительная таблица, сборник, творческий продукт и др.);
доказать практическую значимость продукта исследовательского проекта.
Тематическое планирование:
№
Тема
1.
2.
3.
4.
Введение
Тема проекта и какой он должен быть
Виды проектов
Планирование работы
5.
6.
Методы исследования
Анкетирование, социальный опрос,
интервьюирование
Сбор информации и ее анализ
Работа с текстом
Результаты исследования
7.
8.
9.
10. Презентация проекта
11. Итоговое обобщение
Часы
7 класс
1
3
2
4
3
2
6
6
3
2
2
Итого: 34
ЦОР/ЭОР
1. http://window.edu.ru/
2. https://globallab.ru/ru/#.YpdiSKhByUk
3. https://rosuchebnik.ru/material/proektyv-shkole-ot-podgotovki-do-prezentatsii/
4. презентации
1. презентации
1. https://pedsovet.org/m
2. http://www.library.ru/
3. https://www.km.ru/
4. https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
5. https://rosuchebnik.ru/material/proektyv-shkole-ot-podgotovki-do-prezentatsii/
1. презентации