РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературная гостиная»
для обучающихся 8 классов
с.Башкарка
2025
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» для 8 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности школьников и
направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию,
повышение уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся
возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление
взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в
семье, для выявления индивидуальности ребёнка.
В соответствии с Образовательной
программой школы, рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа в год
с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью занятия 40 минут.
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в
освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Программа курса
способствует углубленному изучению творчества русских авторов, обращению к вопросам
истории, музыки, живописи, а следовательно, привитию любви и уважения к русским
национальным традициям, истории и культуре своего народа.
Программа предполагает расширение знаний, полученных на уроках литературы. Не
случаен выбор произведений для инсценирования и анализа на занятиях. Некоторые из них взяты
из школьной программы. Но есть и новые произведения, которые не изучаются на уроках
литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания творчества конкретного
писателя или поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской позиции. Это
даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в суть авторского слова, ближе
познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения программы литературной гостиной
обучение направлено на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтение;
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового
культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие
других народов России и мира, межэтническая толерантность;
потребность в самовыражение через слово;
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
2
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и
следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Содержание курса
Основное содержание тем
Основные виды деятельности и формы
организации
Раздел 1. «Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час)
Выявление читательских интересов.
Беседа о необходимости чтения книг. Беседа о
чтении и анализе произведения как непрерывной и
сложной работе восприятия, памяти, воображения,
мышления, читательских переживаний.
Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 час)
«Говорите не столько уху, сколько
Оценка актерского и авторского чтения; наблюдение
глазу», - советует К.С. Станиславский.
над речевыми особенностями речи (логичность,
Определение подтекста произведения
точность, выразительность, образность,
через углубленный его анализ. От того,
аргументированность, доказательность,
каков подтекст произведения, как
лаконичность, ситуативность).
понято его содержание, зависит
Формы организации: беседа, обсуждение, тренинги.
интонационная выразительность
Выразительное чтение вслух текстов, выделение
исполнения, эмоциональное воздействие пауз, определение темпа, ритма речи. Особенности
чтения на слушателей. Пути раскрытия
чтения произведений разных жанров (пословиц,
внутреннего содержания текста
поговорок, сказок, былин, рассказов, пьес,
(«открытость, прозрачность
стихотворений). Самостоятельное написание
повествования», эмоциональная окраска собственных произведений разных жанров или даже
слов, «отклоняющееся повествование»,
стилей. Значение выразительного (художественного)
«подразумеваемый, скрытый подтекст», чтения в жизни человека. Средства речи. голос, его
«постепенное раскрытие образов»).
свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон,
Продолжение работы с помощью
выносливость, полётность). Интонация - главное
упражнений по развитию техники
средство выразительности речи. Темп речи,
дыхания, то есть выработка
мелодичность речи. Логическое ударение. Сила
совокупности умений и навыков,
голоса (понижение или повышение). Значение и
посредством которых реализуется язык в функции паузы, ее разновидности (логическая,
конкретной обстановке общения.
психологическая,физиологическая).Значение их
практического использования. Эмоциональнообразная выразительность речи. Требования,
которые предъявляет искусство чтения к дыханию,
дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и
дикции (возможно использование устной народной
поэзии).
3
Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд. (1 час)
Мастерство актеров в театре. Работа над Этюд. Одушевление неодушевлённых предметов.
мимикой и жестами. Что такое
Этюд «Знакомство» и «Ссора»
актерский этюд.
Этюды «В театре», «Покупка театрального билета»
Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа)
От народной песни - к стихам поэтов.
Чтение и наблюдение. Формирование представления
Сопоставление текстов песен народных о древнерусской литературе как огромном пласте
и авторских, выразительное чтение русской культуры и менталитета.
Конкурсное чтение и анализ. Плач Ирины Федосовой
песен.
Фольклорные произведения отражают у Некрасова в поэме «Кому на Руси…», стихи А.В.
жизнь русского народа, его надежды, Кольцова. Сопоставление с текстами народных
мечты, идеалы. Лучшие произведения песен.
литературы продолжают участвовать в
жизни
человечества.
Актуальность
фольклорных произведений. Мотивы
народных песен, обработанных поэтами
и прозаиками, для создания худ. образа.
Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа)
«Слово о погибели Русской земли».
Интонирование произведений.
Выявление особенностей жанра
Обучение особенной ритмике речи в древнерусских
«сказания»
сказаниях. Выразительное чтение.
Сказание о Борисе и Глебе.
Образы Бориса и Глеба как первых
русских святых.
Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в
авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 час)
М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Формы организации: беседа с элементами анализа,
Салтыкова-Щедрина
от
народных создание собственных иллюстраций, декораций,
сказок, от пушкинских и лермонтовских инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
сказок. Отрывки из книги Д. Николаева (по выбору).
«Смех Щедрина». Сатирический смех
Щедрина.
Приметы
фольклора в
щедринских сказках. Авторская позиция,
высмеивание человеческих пороков,
место
гипербол
и
гротеска
в
произведениях
Салтыкова-Щедрина.
Чтение
и
обсуждение
сказок
«Премудрый пескарь», «Коняга» и др.
Внимание
художников:
Муратова,
Кукрыниксы, Черемных – к сказкам
Салтыкова-Щедрина.
Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 часов)
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и
Литературный вечер, посвящённый творчеству
анализ отдельных эпизодов, отбор
Д.И.Фонвизина.
материала для инсценирования.
Подготовка декораций и подбор музыкального
сопровождения. Работа над голосом и жестами.
Н.В.Гоголь. «Ревизор».
Выразительное чтение и анализ эпизодов и
Особенности драматического
подготовка к инсценированию пьесы.
произведения, жанр комедии.
«К нам едет «Ревизор»»…
Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы».
Театральное представление
История создания и история постановки Подготовка декораций и подбор музыкального
и на сцене. Разоблачение пороков
сопровождения. Работа над голосом и жестами.
4
чиновничества. Цель автора - «высмеять
все дурное в России». Новизна финала.
Сцена «вранья» Хлестакова.
Художественны особенности диалогов,
Вечер современной прозы, посвященный новым
начала и концовки рассказов А. Куприна рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других
«Извозчик Петр», Е.И. Носова «Радуга», современных авторов.
В.Н. Мирнева «Ночью». Размышления
Подготовка сценария и выразительное чтение
по поводу героев и их поступков,
отрывков.
манеры держаться, разговаривать,
общаться, сострадать, переживать за то,
что совершено. Художественные
средства, которыми автору удаётся
создать ясную картину событий,
переживаний и чувств героев.
Раздел 8. Поэтические страницы (5 час)
Поэтические страницы, посвященные Выразительное чтение стихотворений, выбранных
родной природе. Из непрочитанного… обучающимися самостоятельно; подготовка
Высокая поэзия классиков XIX и XX иллюстрации и картин, связанных с изучаемыми
веков. Светлые образы описаний родной произведениями.
природы в различные времена года в Формы организации: беседа, обсуждение, создание
стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. собственной иллюстрации, «проба пера» - создание
Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, собственных стихотворений, литературноФ.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина, музыкальная композиция «Тихая моя Родина».
О. Мандельштама, А.А. Ахматовой.
Образ лирического героя, настроения
поэта. Особенности стихосложения,
строфы,
стихотворных
размеров.
Двусложные
и
трехсложные
стихотворные размеры: ямб и хорей.
«Проба пера» - сочинение собственных
стихотворений о родном крае, природе.
Программа концерта на тему «Родная
природа в литературе, живописи и
музыке» или музыкально-литературной
композиции «Тихая моя Родина…».
Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (4 час)
Стихи и песни о войне 1941-1945г.г. Отбор
материала,
выразительное
чтение
Героизм русского народа, защищавшего стихотворений.
свою Родину. Лирические и героические Литературная гостиная «Чтобы помнили».
песни в годы войны, их призывновоодушевляющий характер. Воспитание
патриотических чувств учащихся.
Подведение итогов работы. Творческий отчет (1 час).
Итого: 34 часа
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
Название темы
Раздел 1.«Благородные и молчаливые друзья» - книги
Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.)
Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд.
Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество
5
Количество часов
1
4
1
2
5
6
7
8
9
10
Раздел 5. Древнерусская литература
Раздел 6.
За страницами учебника. Авторская сказка.
Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие
литературных жанров
Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20
веков
Раздел 8. Поэтические страницы
Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой
Отечественной войне
Подведение итогов работы. Творческий отчет
ИТОГО
2
4
10
5
4
1
34 часа
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Дата проведения
Тема занятия
Количество
часов
план
факт
Раздел 1. «Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час).
03.09
Выявление читательских интересов.
1
Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 часа).
10.09
Говорите не столько уху, сколько глазу.
1
17.09
Определение подтекста произведения через
1
углубленный его анализ.
24.09
Значение выразительного (художественного)
1
чтения в жизни человека.
01.10
Практические занятия. Упражнения по
1
орфоэпии и дикции (возможно использование
устной народной поэзии).
Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд (1 час).
08.10
Мастерство актеров в театре.
1
Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа).
15.10
От народной песни - к стихам поэтов.
1
8
22.10
9
05.11
10
12.11
Конкурсное чтение стихотворений-песен.
Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа).
«Слово о погибели Русской земли».
Выявление особенностей жанра «сказания»
Практическая работа. Сказание о Борисе и
Глебе. Выразительное чтение.
1
1
1
Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные
традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 час).
11
19.11
12
26.11
13
03.12
14
10.12
М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок
Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от
пушкинских и лермонтовских сказок.
Сатирический смех Щедрина. Чтение и
обсуждение сказок «Премудрый пескарь»,
«Коняга» и др.
Практическая работа. Внимание художников:
Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к
сказкам Салтыкова-Щедрина. Создание
иллюстраций.
Инсценирование сказок М.Е. СалтыковаЩедрина (по выбору).
6
1
1
1
1
Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 часов)
15
17.12
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ
1
отдельных эпизодов, отбор материала для
инсценирования.
16
24.12
Подготовка декораций и подбор
1
музыкального сопровождения. Работа над
голосом и жестами.
17
14.01
Репетиция спектакля.
1
18
21.01
Литературный
вечер,
посвящённый
1
творчеству Д.И.Фонвизина.
19
28.01
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности
1
драматического произведения, жанр комедии.
20
04.02
Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы».
1
Выразительное чтение и анализ эпизодов и
подготовка к инсценированию пьесы.
21
11.02
Подготовка декораций и подбор
1
музыкального сопровождения. Работа над
голосом и жестами.
22
18.02
«К нам едет «Ревизор»»…
1
Театральное представление.
23
25.02
Подготовка сценария и выразительное чтение
1
отрывков к Вечеру современной прозы,
посвященному новым рассказам В.
Распутина, Б. Екимова и других современных
авторов.
24
04.03
Вечер современной прозы, посвященный
1
новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и
других современных авторов.
Раздел 8. Поэтические страницы (5 час)
25
11.03
Поэтические страницы, посвященные родной
1
природе. Светлые образы описаний родной
природы в различные времена года в
стихотворениях поэтов А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого,
Н.А. Некрасова.
26
18.03
Родная природа в стихотворениях А.А. Блока,
1
С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А.
Ахматовой. Создание собственной
иллюстрации к стихам поэтов.
27
25.03
Образ лирического героя, настроения поэта.
1
Особенности стихосложения, строфы,
стихотворных размеров.
28
08.04
Творческая мастерская. Разработка сценария
1
литературно-музыкальной композиции
«Тихая моя Родина».
29
15.04
Представление литературно-музыкальной
1
композиции «Тихая моя Родина».
Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (4 час).
30
22.04
Лирические и героические песни в годы
1
войны,
их
призывно-воодушевляющий
характер.
31
29.04
Отбор материала для литературной гостиной,
1
выразительное чтение стихотворений.
7
32
06.05
Репетиция
литературной
гостиной,
выразительное чтение стихотворений.
Литературная гостиная «Чтобы помнили».
Подведение итогов работы. Творческий отчет (1 час).
34
20.05
Представление отчета.
Итого: 34 часа
33
13.05
8
1
1
1