Рабочая программа по предмету "Занимательный русский язык" 1-3 классы

Горноуральский городской округ
«Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5676853)
учебного предмета «Занимательный русский язык »
для обучающихся 1 – 3 классов

с.Кайгородское
2024

1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы
«Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей»
Л.В. Мищенковой.
Данная программа рассчитана на 1- 4 класс обучения (1 класс – 33 учебных часа, 2- 4
класс –34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю.
Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных
особенностей младших школьников.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать
познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Цель программы: закрепление изученного на уроках русского языка материала, более
полное его усвоение, а также знакомство с понятиями, которые остаются за пределами
изученияшкольной программы.
Задачи: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества
и обогащение словарного запаса; совершенствование общего
языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и
представлений о литературном языке.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления. приобщение школьников к самостоятельной
исследовательской работе; развивать умение пользоваться
разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной
деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не
усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта
дидактической
цели:
познавательный,
развивающий
и
воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению
предлагаемойситуации. Развивающий аспект Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных
межличностных отношений.

2

Программа направлена на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение
словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей,
привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.

2. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• осознавать роль речи в жизни общества;
• уметь чувствовать красоту и богатство русского языка; •
понимать
необходимость быть носителем правильной речи;
• проявлять интерес к изучению русского языка. Метапредметные результаты:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• Находить и выделять необходимую информацию;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;
• осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в
ряду;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логические цепи рассуждения;
• приводить доказательства;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных ситуаций;
• планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять
цель, функции участников, способы взаимодействия);
• полно и точно выражать свои мысли;
• владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
• задавать четко сформулированные вопросы.
Предметные результаты:
• углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;
• распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
• отличать признаки основных языковых единиц;
• различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы»,
«архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;
• иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
• знать историю
происхождения
и
лексическое
значение
наиболее
часто употребляемых слов и фразеологизмов;
• знать виды словесных игр и головоломок;
• приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и
3

так далее;
• творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм,
использовать воображение, фантазию.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено
возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От
игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как
известные, так ималоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на
поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации,
сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и
умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что
сказать, как выиграть.
Виды игр:
• на развитие внимания и закрепления терминологии;
• игры-тренинги;
• игры-конкурсы (с делением на команды);
• сюжетные игры на закрепление пройденного материала; • интеллектуальнопознавательные игры;
• интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимопереключать их внимание. Поэтому на
сменяются виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
• сказочные сюжеты уроков; • сочинение своих сказок.

4

3. Содержание курса
Структура курса 1.
Фонетика.
2. Лексика.
3. Орфография.
4. Морфология.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Познавательный аспект
• формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а
также творческие возможности ребенка;
• формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект
• создать условия для приобщения школьников к художественной культуре;
• способствовать развитию интереса к чтению. Воспитывающий аспект
• воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения языку является развитие и совершенствование
познавательных, языковых
и
творческих процессов
(внимания,
восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование
ключевых компетенций обучающихся.
Раздел 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями,
где
допущены
орфографические
ошибки,
творческие задания
для
формирования
орфографическойзоркости,логически-поисковые задания, направленные на развитие
познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов,
криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний
по русскому языку.
Раздел 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,
«мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады,
логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Раздел 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со
словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и
энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,
5

логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому
языку,активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Раздел4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

4. Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование в 1 классе
№
п/п
1

Дата
план
факт

Название

Тема урока
Речь устная и речь письменная.

2

Речь устная и
письменная
Что такое слово?

3

В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках.
Понятия «фонетика», «фонема»,
«фонематический слух».
Формулировка смыслового значения слова.
Понятие «рифма».
В чем заключается различие между
звуками и буквами.

4
5

6
7

8

9
10
11

12
13

Игротека
Звукиибуквы–
не одно и то
же
Чтотакое
метаграммы?
Жили были
гласные и
согласные.
Игротека

Понятие слова, знакомство с ребусом.

Знакомство с метаграммами. Разгадывание
метаграмм.
Отличия
гласных
звуков
и
букв от согласных.

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки
гласные
и
согласные.
Разгадывание метаграмм.
ВолшебникУдар Роль ударения
в
слове. Понятие
ение.
«омограф».
Такие разные
Способы отличия твердых согласных
согласные
звуков от мягких.
Парные и непарные звонкие и глухие
Такие
раз согласные.
ные, согласные
Игротека
Поиск
амографов в предложении.
Определение ударного слога в слове.
Русские
Знакомство с загадкой как с жанром Устного
народные
народного творчества.
6

загадки

14

Зачем шипят
шипящие?

15

Познакомьтесь:
алфавит!
Игротека

16

17
18
19

Привет,
Выявление скрытого
смысла
пословица!
пословицы.
Поговорим
Разновидности предложений по цели
предложении
высказывания.
Еще
немного Разновидности
предложений по
предложении
интонации.

20

Игротека

21

Знакомимся
анаграммами
Что такое текст?

22

23

24

Что мы пишем
с
большой
буквы?
Игротека

27

О безударных
гласных
О парных
звонких И
глухих
согласных
Слова-приятели

28

Игротека

29

Слова–
неприятели
Волшебное
слово, предлог

25
26

30

Уточнение
знаний
о шипящих
согласных. Знакомство с понятием
«пантомима».
Обобщение знаний
учащихся
об
алфавите.
Разгадывание
русских
народных
загадок. Запись слов в алфавитном порядке.

Понятие
«Шарада». Подбор пословицы к
тексту.
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении
разгадывать анаграммы.
Уточнение знаний учащихся о тексте.
Составление рассказа по серии картинок,
определение темы и Основной мысли
текста.
Правила написания заглавной буквы.

Разгадывание
анаграмм.
Придумывание
анаграмм к данным словам.
Уточнение знаний учащихся о безударных
гласных в корне.
Уточнение знаний о правописании парных
согласных в словах.

Знакомство с понятием «синоним».
Написание безударных гласных и парных
согласных в корне, нахождение среди групп
слов синонимов.
Знакомство с понятием «антоним».
Знакомство
с
предлогами.
Подбор
подходящего по смыслу предлога, писать их
раздельно со следующим словом.
7

31

32
33

Что за зверь
такой
фразеологизм?
Игротека.

Знакомство с фразеологизмами и их
значением.

Учимся
различать
слова разных
частей речи

Различение слов разных частей речи.

Понятие «Омоним».

8

Тематическое планирование во 2
классе
№
п/п
1
2

3

4

5
6
7
8
9

10

11
12
13
14

15

16

Дата
план факт

Название

Тема урока

Что мы
знаем о Звуки и буквы. Понятия «фонетика»,
звуках и буквах
«фонема»,«фонематический слух».
Что такое лексика?
Определение лексического значения
слова, определение слова по
лексическому значению.
Однозначные и
Однозначные и многозначные слова.
Многозначные
слова.
Игротека
Звуконый разбор слова,
буквен
слова по лексическому
определение
значению.
Слова-братья
Расширение представлений о
синонимах.
Слова-наоборот
Расширение представлений об
антонимах.
Пословица не даром Пословицы.
молвится
Игротека
Подбор
синонимов, антонимов.
Объяснение смысла пословиц.
И снова
пословицы,
пословицы,
пословицы,…
Играем
словарными
словами
Анаграммы
Игротека
Секреты некоторых
букв
Шарады,
анаграммы
метаграммы
Еще раз о
синонимах и
антонимах
Игротека

Знакомство с

новыми пословицами.

Правописание словарных слов.

Анаграммы.
Объяснение смысла
пословиц,
Подбор анаграмм.
Буквы Е,Ё,Ю,Я. Роль мягкого знака.
Шарады, анаграммы и метаграммы.

Синонимы и антонимы в тексте.

Различение функций мягкого знака,
нахождение синонимов и антонимов в
тексте.
9

17

18

19

20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30

31

32
33
34

Слова,
Уточнение знаний
об
именах
обозначающие
существительных.
предметы
Слова,
Уточнение представлений о глаголах.
обозначающие
Действие предметов
представлений
о
Слова, обозначающие Уточнение
признаки предметов
прилагательных.
Игротека
Текст, тема, главная
мысль
Заголовок- всему
голова
Работаем
с
фразеологизмами
Игротека

Различение частей речи.
Текст, тема, главная мысль. Рассказ по
картинке.
Роль заголовка.

Фразеологизм.
Значение
фразеологизма.
Употребление
фразеологизмов в
речи.
И снова пословицы
Объяснение скрытого
смысла
пословиц.
Ещѐ
раз
о Использование фразеологизмов в речи.
фразеологизмах
Русские
Русские народные загадки.
народные
загадки
Игротека
Пословицы, раскрывающие главную мысль
текста.
И вновь словарные
Правописание словарных слов.
слова
Учимся различать
Различение
имен
существительных,
имена
прилагательных, глаголов.
существительные,
имена
прилагательные
и глаголы
Какие слова
Имена прилагательные, называющие
русского
языка качества характера.
помогают называть
качества характера
Игротека
Правописание
изученных словарных
слов, различение частей речи.
Повторяем…
Повторение. Пословицы близкие по
смыслу.
Повторяем,
Повторение. Заголовок
теста.
повторяем…
Синонимы. Антонимы.
10

Календарно- тематическое планирование в 3 классе
№
Дата
п/ п пла фа
н
кт
1

Название

Тема урока

2

Да
здравствует
русскийязык!
Вежливыеслова

3

Поговорки

4

Игротека

5

Запоминаем
Словарныеслова.
словарныеслова
Растения
Значение
и
вофразеологизмах
происхождениефразеологизмов«ма
ннанебесная»,
«задатьперцу».
Животные во
Фразеологизмы,
в
которых
фразеологизмах
встречаютсяназванияживотных.
Игротека
Расширение знаний
офразеологизмах,
правописание словарныхслов.

6

7
8

Русские
народные
пословицы,
загадки.Фразеологизмы.
Систематизация
знаний
о
вежливыхсловах.
и пословицы Пословицыипоговорки.
Закреплениезнанийовежливыхсловах.пос
ловицах,
поговорках, фразеологизмах.

9

Янепоэт,ятолько учусь

Стихотворнаяречь.Рифма,ритм.

10

Как морфология
порядокнавела
Игра с пословицами

Закрепление умения определять частиречи.

Игротека
Исноваживотные
вофразеологизмах
Кое-что
о
местоимении
Познакомимсяпоближе
с
наречием
ичислительным
Игротека

Подборрифмующихсяслов.
Фразеологизмы,
в
которых
встречаютсяназванияживотных.
Личныеместоименияиихформы.

Состав
слова.
Основа
слова.Формыслова.

Состав

11
12
13
14
15

16
17

Определениесмыслапословиц.

Порядковые и
количественныечислительные.Нар ечия.

Соотношениефразеологизмаиего значения.
слова, основа.
Формыслова.
11

18

Про

19

Суффикс.Приставка.
Про
суффикс
и
приставку
Игротека
Разборсловпосоставу.
Непроизносимые
Непроизносимыесогласные.
согласные
Учимся
Различениеприставкиипредлога.
различатьприставку
и
предлог
УчимсяписатьНЕ
Правописание
частицы
НЕ
сглаголами
сглаголами.
Игротека
Закрепление. Правописание
непроизносимых
согласных,приставок,предлогов.
Именасуществительныесш Имена существительные сшипящимина
конце.
ипящим
звуком
наконце
Его величество
Ударение.Омографы.
ударение
Поговорим о
Определение падежа существительных.
падежах
Игротека
Закрепление.
Правописаниесуществительных.
Сложныеслова
Сложныеслова.

20
21
22

23
24

25

26
27
28
29

корень и окончание

30

От архаизмов
неологизмов

31
32

По страницам
энциклопедий
Игротека

33

Повторяем…

34

Повторяем,
повторяем…

до

Кореньиокончаниеслова.

Общеупотребительные
слова,архаизмы,историзмы,неолог
измы.
Энциклопедическиеиздания.
Закрепление. Правописание сложныхслов.
Повторение. Развитие
чувстваритмаи
рифмы.
Повторение.Фразеология.

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».