Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Литературная гостиная" 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности «Литературная гостиная»

Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и
закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы;
литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и
лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной
речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно
выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных
языковых и речевых задач.
Предметные результаты:

Расширение литературного образования, предусмотренного программой.

Формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с
искусством.

Формирование мировоззрения. Создание прочной базы для дальнейшего освоения
курса литературы.

Углубленное изучение основных литературоведческих терминов.

Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в
единстве формы и содержания.

Определение выразительной функции слова, его полисемантизм.

Осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами.

Удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы,
культуры речи.

Овладение приемами анализа художественных произведений.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Метапредметные результаты
2

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
Метапредметные
Регулятивные:
я высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
книги;
Познавательные:

ересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные:
в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);

общения и следовать им;
ные роли (лидера исполнителя).
Воспитательные результаты
Результаты первого уровня:приобретение обучающимися социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых,
формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
3

Формы достижения результатов:викторины, познавательные игры, познавательные
беседы, дидактический театр, общественный смотр знаний, детские исследовательские
проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции
учащихся, интеллектуальные марафоны)
Виды деятельности: познавательная
Результаты второго уровня: получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Формы достижения результатов:этическая беседа, дебаты, тематический диспут,
проблемно-ценностная дискуссия
Виды деятельности:проблемно-ценностное общение
Результаты третьего уровня:получение обучающимися начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально
приемлемых моделей поведения.
Формы достижения результатов: литературные выставки, фестивали искусств,
спектакли в классе, школе. Социальные проекты на основе художественной деятельности
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки,
праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки
Виды деятельности:досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение),
художественное творчество.

4

2. Содержание курса внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
Осмысленное чтение (16 часов)
Восстановление текста разного типа по схемам. Составление тематической
зарисовки. Восстановление текста по таблице. Завершение каждой микротемы текста
фразеологическим оборотом. Восстановление второй части текста по аналогии с первой и
по опорным словам и фразам. Восстановление текста по причинно-следственным связям
между предложениями. Восстановление текста на основе языковой интуиции, смысла и
рифмы стихотворных строк. Восстановление текста по смыслу и плану- схеме.
Составление текста,который нужно сократить и завершить. Соотнесение по содержанию
разных частей текста. Соотнесение содержания текста с собственными знаниями.
Мысленное составление плана текста. Наглядные представления. Антиципация:
предвосхищение последующего содержания или плана текста и предваряющие чтение
вопросы. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и
неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. Овладение методами
активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «7»; ведение
различных записей типа дневников; поиск ответов на поставленные в первой части урока
вопросы. Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Организация устных и
письменных «кpуглых столов». Организация различных видов дискуссий.
Анализ прозаического текста (18 часов)
1. Историко-литературный и биографический контекст (литературное направление,
сопоставление с другими авторами, период творчества писателя, история написания и
др.).
2. Смысл названия.
3. Жанровое своеобразие.
4. Хронотоп (взаимосвязь времени и пространства в стихотворении: внешний мир и
внутренний мир человека, временное (сейчас, миг, конкретно-историческое) и вечное
(всегда, вечность), здесь и везде, связь прошлого, настоящего и будущего).
5. Тема (темы), проблемы.
6. Идея (идеи), мотивы.
7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в прозе.
8. Пафос прозаического произведения (идейно -эмоциональное отношение писателя к
изображаемому:
героика,
трагизм,
драматизм,
сатира,
юмор,
романтика,
сентиментальность).
9. Образы героев, автора, рассказчика (их характер, отношение к миру, самому себе и т.д.)
в их взаимосвязи. Портрет.
10. Композиция (линейная, кольцевая, зеркальная, основанная на антитезе и др.).
11. Лексика и тропы.
12. Синтаксис, стилистические фигуры.
13. Интерьер.
14. Пейзаж.

5

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
№

1,2.

3,4.

5,6.

7,8.
9,
10.
11,
12.
13
14.

15
16.

17
18.
19
20.

21
22.
23
24.

Тема урока

Дата
(сроки)
план
факт

Осмысленное чтение (16 часов)
1-2 неделя
Восстановление текста разного типа по схемам.
Составление тематической зарисовки. Восстановление
текста по таблице.
Завершение каждой микротемы текста фразеологическим 3-4 неделя
оборотом. Восстановление второй части текста по
аналогии с первой и по опорным словам и фразам.
Восстановление текста по причинно-следственным связям
между предложениями.
5-6 неделя
Восстановление текста на основе языковой интуиции,
смысла и рифмы стихотворных строк. Восстановление
текста по смыслу и плану- схеме.
7-8 неделя
Составление текста, который нужно сократить и
завершить.
9-10
Соотнесение по содержанию разных частей текста.
неделя
Соотнесение содержания текста с собственными
знаниями.
11-12
Систематизация материала (графическая): кластеры,
неделя
таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные
логические цепочки и т.д.
13-14
Овладение методами активного чтения: маркировка с
неделя
использованием значков «V», «+», «-», «7»; ведение
различных записей типа дневников; поиск ответов на
поставленные в первой части урока вопросы.
15-16
Установление причинно-следственных связей между
неделя
блоками информации. Возврат к ключевым словам,
верным и неверным утверждениям.
Анализ прозаического текста (18 часов)
17-18
Литературное направление. Сопоставление с другими
неделя
авторами, период творчества. Смысл названия
произведения. Жанровое своеобразие произведения.
19-20
Хронотоп (взаимосвязь времени и пространства в
неделя
стихотворении: внешний мир и внутренний мир человека,
временное (сейчас, миг, конкретно-историческое) и
вечное (всегда, вечность), здесь и везде, связь прошлого,
настоящего и будущего).
21 – 22
Тема (темы), проблемы произведения. Идея (идеи),
неделя
мотивы произведения. Эмоциональная окраска чувств,
выраженных в прозе.
23-24
Пафос прозаического произведения (идейно неделя
эмоциональное отношение писателя к изображаемому:
героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика,
сентиментальность).
6

Примеча
ние

25
26.
27
28.
29
30.
31
32.
33
34.

Образы героев, автора, рассказчика (их характер,
отношение к миру, самому себе и т.д.) в их взаимосвязи.
Портрет.
Композиция (линейная, кольцевая, зеркальная,
основанная на антитезе и др.).
Лексика и тропы.

25-26
неделя

Синтаксис, стилистические фигуры.

31-32
неделя

Интерьер. Пейзаж.

33-34
неделя

ИТОГО:

7

27-28
неделя
29-30
неделя

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».