Рабочая программа по предмету "Основы безопасности и защиты Родины" 5-7 классы

РАБОЧАЯПРОГРАММА
(ID 4208321)
Учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
Для обучающихся 5-7 классов

с.Башкарка
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной
рабочей программе воспитания, и предусматривает непосредственное
применение при реализации ОП ООО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной
ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с
окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности и защиты Родины.
Программа ОБЗР обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающихпреемственностьизученияосновкомплекснойбезопасности
личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и
навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланс межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и
навыков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно
представлено
одиннадцатью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общегообразованияипреемственностьучебногопроцессанауровнесреднего
общего образования:
модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»;
модуль№2«Военная подготовка. Основы военных знаний»;
модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»;

модуль № 4 «Безопасность в быту»;
модуль№5«Безопасность на транспорте»;
модуль№6«Безопасность в общественных местах»;
модуль № 7 «Безопасность в природной среде»;
модуль№8«Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»;
модуль № 9 «Безопасность в социуме»;
модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль№11«Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета
ОБЗР на уровне основного общего образования программа ОБЗР
предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы
изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности:
«предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости
действовать».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений
рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные
места;природные условия; коммуникационные связи и каналы; физическоеи
психическое здоровье; социальное взаимодействие и другие.
Программой ОБЗР предусматривается использование практикоориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных
занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные
образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых
глобальных и региональных природных,техногенных,социальных вызовов и
угроз безопасности России (критичные изменения климата, негативные
медико-биологические,экологические,информационные факторы и другие
условия жизнедеятельности)возрастает приоритет вопросов безопасности,их
значение не только для самого человека, но также для общества и
государства.
При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности
остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В современных условиях колоссальное значение приобретает
качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное
на формирование гражданской идентичности, воспитание личности
безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией
дляобеспечениябезопасностивповседневнойжизни. Актуальность

Совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса
по предмету ОБЗР определяется следующими системообразующими
документами в области безопасности: Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской
Федерацииот2июля2021г.№400,Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской
Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, Национальные цели развития
Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указом
Президента Российской Федерации от 21июля 2020г.№474,государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.
№ 1642.
ОБЗР является системообразующим учебным предметом, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и
реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и
закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР является общая теория безопасности, исходя из которой он должен
обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем
безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную
систему обеспечения безопасности личности,общества и государства,а также
актуализировать для обучающихся построение модели индивидуального
безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них базовый
уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты
Родины», является обязательным для изучения на уровне основного общего
образования.
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к
защите
Отечества
и
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности, что способствует освоению учащимися знаний и умений
позволяющих подготовиться к военной службе и выработке у обучающихся
умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать
конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера,
грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует
закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья
человека, формированию необходимых для этого волевых и моральнонравственных качеств,предоставляет широкие возможности для эффективной
социализации,необходимой для успешной адаптациио бучающихся к

современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению мероприятий профилактического характера в сфере
безопасности.
ЦЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью
изучения
ОБЗР
на
уровне
основного
общего
образованияявляется формирование у обучающихся готовности к
выполнению обязанности по защите Отечества и базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа
жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять
необходимыесредстваиприемырациональногоибезопасногоповеденияпри их
проявлении;
сформированность активной жизненной позиции,осознанноепонимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности
личности, общества и государства;
знаниеи понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов,отведенных для изучения ОБЗР в 5-7классах,
составляет 102 часа, по 1 часу в неделю за счет часов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основы безопасности и защиты Родины
5-7КЛАСС
МОДУЛЬ«КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Человек и его безопасность
Опасности в жизни человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций.
Возникновение опасных ситуаций из-за человеческого фактора.
Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях.
Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила
безопасности жизни.Краткие сведенияо системе государственной защиты в
области безопасности.
Разновидности чрезвычайных ситуаций.
Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации природного
характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные
ситуации социального характера.
МОДУЛЬ«ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Здоровье и факторы, влияющие на него
Что такое здоровье и здоровый образ жизни.
Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое
здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного
здоровья.
Как сохранить здоровье.
Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и
неправильная осанка при ходьбе и при работе за письменным столом.
Близорукость и дальнозоркость. Развитие физических качеств (сила,
быстрота, выносливость). Малоподвижный образ жизни. Двигательная
активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки,
витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы — необходимые
элементы, требующиеся для развития организма.
Личная гигиена.
Определение понятия «гигиена».Уход за зубами.Уход за кожей.
Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день.
Предупреждение вредных привычек.

Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Негативное
отношение к приёму наркотических и токсикоманических веществ.
Основные правила здорового образа жизни.
Здоровье и правила его сбережения
Факторы, способствующие сбережению здоровья.
Правильное и неправильное питание. Закаливание организма.
Факторы, разрушающие здоровье.
Долгое сидение за компьютером. Избыточный вес.
Профилактика вредных привычек.
Вред от употребления алкогольных напитков, табака, наркотиков.
Игромания. Компьютерная игровая зависимость. Как избежать этой
зависимости.
Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на
развитие и здоровье человека.
Физические, химические и социальные антропогенные факторы
окружающей среды. Экологическая безопасность.
Правила личной гигиены при занятиях туризмом.
Правильный выбор одежды и обуви по сезону для участия в походе.
Соблюдение правил личной гигиены в походе.
Туризм как часть комплекса ГТО.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
Эпидемии.
Понятия «эпидемия»,«пандемия».Пандемия ко р о н а ви р у с а .Правила
профилактики коронавируса.
Эпизоотии.
Понятия «эпизоотический очаг»,«панзоотия».Признаки инфекционных
заболеваний животных.
Эпифитотии.
Понятия
«эпифитотия»,
«панфитотия».
Признаки
инфекционных
заболеваний растений.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения.
Защитаот эпидемий,эпизоотий,эпифитотий.
Здоровьеиздоровыйобразжизни
Зависимость благополучия человека от его здоровья.Каксформировать
индивидуальную модель здорового образа жизни. Как избежать
Инфекционных заболеваний.Влияние вредных привычек на здоровье человека.

Табакокурение. Электронные сигареты. Не употребляйте алкогольные
напитки. Наркозависимость.
Здоровье как важная составляющая благополучия человека.
Физиологическая составляющая здоровья.Психологическая составляющая
здоровья. Нравственная составляющая здоровья.
Что включает в себя здоровый образ жизни.
Обязательные правила при составлении режима дня.Преодоление
социальных опасностей, угрожающих здоровью и жизни.
Значение репродуктивного здоровья для населения страны.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Улучшение
демографической ситуации на государственном уровне.
Семейно-брачныеотношения.
Репродуктивная функция семьи.Чтонужно понимать перед тем,как создать
семью.
Семейное право в Российской Федерации.
Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Безопасное поведении на дорогах и в транспорте
Правила поведения для пешеходов.
Дорожная разметка. Регулирование дорожного движения. Пешеходные
переходы (регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, вело-пешеходная
и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и
пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика.
Движениепешеходоввгороде и по загородным дорогам.
Правила поведения для пассажиров.
Общественный транспорт. Школьный автобус. Правила, которые
необходимо выполнять пассажирам трамваев, троллейбусов, автобусов,
метрополитена.
Если вы водитель велосипеда.
Движение велосипедистов согласно Правилам дорожного движения
Российской Федерации. Средства индивидуальной защиты велосипедиста.
Требования к техническому состоянию велосипеда.
Безопасность участников дорожного движения.
Дорожно-транспортныепроисшествия(ДТП) и аварийные ситуации.
Правила безопасного поведения пассажира при передвижении на
автомашине. Обязанности водителя, попавшего в ДТП. Кнопка SOS в
автомобиле. Аварийные ситуации в городском общественном транспорте.
Безопасность на авиационном и водном транспорте.

Что делать в случае возникновении аварийной ситуации в самолёте.
Безопасность пассажиров морских и речных судов. Как вести себя при
кораблекрушении.
Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом
и метрополитеном
Ситуации,связанные с железнодорожным транспортом.
Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы».Поездкавпоезде дальнего
следования. Аварийная ситуация в поезде дальнего следования.
Безопасность в метрополитене.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Безопасность вашего жилища
Среда обитания человека.
Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды обитания
(смог, переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы).
Службы, которые всегда приходят на помощь.
Правила вызова экстренных служб.Единый номер112.
Основные правила безопасности на улице.
Безопасность в вечернее время.Безопасность в толпе.
Безопасность дома.
Источники опасности в современном жилище. Бытовой газ—источ
никповышенной опасности. Гигиена жилища.
Безопасность в подъезде и на игровой площадке.
Основные правила безопасности в подъезде и лифте, которые надо
соблюдать, чтобы не подвергнуться нападению. Основные правила
безопасного поведения на игровой площадке.
Как вести себя при пожаре.
Правила поведения, если пожар в квартире. Рекомендации, как избежать
пожара.
Безопасность в повседневной жизни
Пожарная безопасность в помещениях.
Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе с печью.
Электробезопасность в повседневной жизни.
Меры предосторожности при использовании электроприборов.
Средства бытовой химии.
Безопасность в быту
Обеспечение личной безопасности в быту.
Пользование водопроводом, канализацией и мусоропроводом.

Употребление лекарств. Потеря ключей.
Пожары в зданиях.
Основные причины пожаров в зданиях. Основные поражающие факторы
пожара. Правила использования электроприборов. Как вести себя при
пожаре в общественном месте.
Предупреждение пожаров и меры по защите населения.
Пожарная профилактика. Основные задачи пожарной охраны.
Государственная противопожарная служба (ГПС), её функции.
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Ответственностьзанарушениетребованийпожарнойбезопасности.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Безопасность в криминогенных ситуациях
Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой.
Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила
безопасного поведения на
улице,вобразовательнойорганизации,дома,которые необходимо соблюдать,
чтобы не стать жертвой злоумышленников. Советы на всю жизнь.
Полезные правила, которые помогут детям и подросткам избежать
криминальных угроз.
Как улучшить отношениясокружающими
Стресс и стрессовые ситуации.
Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека.
Методы самовнушения,самоубеждения и самоприказа в борьбе со стрессом.
Конфликт — особенности общения.
Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома. Единый
общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.
Безопасность в социальных сетях.
Как не стать жертвой принуждения к самоубийству (суициду).Как
противостоять опасностям вовлечения в группы смерти.
Опасности во влечения в экстремистские субкультуры
«Колумбайн»и«скулшутинг»—опасные враги общества.
Признаки агрессивного поведения у подростков. Не позволяйте собой
манипулировать. Как противостоять манипуляциям в информационной
среде.
Противодействие вовлечению в криминальные сообщества.
Признаки воздействия криминальных сообществ на учащихся. Что нужно
делать, чтобы снизить риск попадания под влияние криминальных структур.

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И
ТЕРРОРИЗМУ»
Экстремизм и терроризм—угрозы личности,обществу и государству
Что такое экстремизм.
Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасные формы
экстремистской деятельности. Ответственность за экстремистскую
деятельность.
Терроризм—крайняя форма экстремизма.
Понятие «терроризм». Различные виды террористической деятельности.
Ложные сообщения о терактах. Формы проявления терроризма.
Ответственность несовершеннолетних за участие в террористической
деятельности.
Правила
безопасного
поведения
при
угрозе
или
совершении
террористического акта.
Признаки наличия взрывного устройства. Правила поведенияв различных
ситуациях, связанных с проявлением террористической деятельности.
Терроризм—угроза обществу и каждому
Как государство борется с терроризмом.
Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Основные
задачи Национального антитеррористического комитета(НАК).
Особенности современного терроризма.
Виды современной террористической деятельности. Телефонные
террористы.
Как не стать пособником террористов.
Как действуют вербовщики террористических организаций. Статьи
Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные за
террористическую деятельность, в том числе для лиц, которым исполнилось
на момент преступления 14 лет.
Формирование антитеррористического поведения.
Противодействие экстремизму и терроризму
Терроризм — угроза национальной безопасности России.
Основные нормативно-правовые акты по противодействию экстремизму
и терроризму.
Федеральные законы«О противодействии экстремистской деятельности»,«О
противодействии терроризму» и другие документы.
Общегосударственное противодействие терроризму.

Основные задачи противодействия терроризму. Основные направления
предупреждения (профилактики) терроризма. Силовые ведомства,
привлекаемые к антитеррористической деятельности.
Противодействие
вовлечению
в
сообщества
экстремистской
направленности.
Праворадикальные сообщества.Леворадикальные сообщества.Как избежать
вовлечения в радикальные сообщества и не попасть под влияние
экстремистской идеологии. Общие правила Интернет-безопасности с целью
противостояния экстремизму и терроризму.
Правила
поведения
в
различных
ситуациях,
связанных
с
антитеррористической безопасностью.
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться
взрывным устройством. Захватв заложники. Правилаповеденияпризахвате
самолёта террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬВИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Безопасность в информационнойсреде
Что такое информационнаясреда.
Понятия «информационная среда», «информационная безопасность».
Основные источники информации.
Безопасное использование информационных ресурсов.
Понятие«киберзависимость».Правила безопасности для защиты от
информационных угроз и опасностей.
БезопасностьвИнтернете
Информационная безопасность.
Информационная
безопасность
детей.
Угроза
информационной
безопасности. Основные правила поведения в социальных сетях.
Компьютерная игромания.
Признаки заболевания у подростков, слишком увлечённых компьютерными
играми.
Деструктивное поведение в социальных сетях. Как не статьжертвой
кибербуллинга.
Понятия «буллинг», «кибербуллинг». Способы избежать контактов с
компьютерными агрессорами.
Как нестать жертвой мошенничества в социальных сетях.
Как распознать действия кибермошенников.Как защититьсвои денежные
средства при использовании платёжных средств в Интернете.

МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИ РОДНОЙСРЕДЕ»
Безопасность в различных погодных условиях и пристихийных
бедствиях
Как погодные условия могут влиять на безопасность человека.
Ветер.Гроза.Молния.Правила поведения при грозе.Гололёд и гололедица.
Безопасное поведение на водоёмах.
Правила поведения на замёрзшем водоёме.Безопасность при купаниив водоёмах
летом.
Стихийные бедствия и связанные с ними опасности.
Землетрясение. Наводнение. Ураган. Сель. Оползень. Правила поведения во
время стихийных бедствий.
Безопасное поведение на природе
Безопасное поведение в туристских походах.
Основные меры безопасностив туристских походах. Если турист отстал от
группы.
Виды туристских походов.
Однодневные и многодневные,местные и дальниет уристскиепоходы.
Как ориентироваться на местности.
Ориентирование по Солнцу.Ориентирование по природным признакам.
Ориентирование по местным признакам.Способы
Определения сторон горизонта по компасу,небеснымсветиламикарте.
Подготовка кпроведению туристского похода.
Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав
аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в
зависимости от вида похода.
Приметы, по которым можно определить погоду.Как развести костёр при
разной погоде.
Выбор места для костра и его розжиг. Виды костров.
Если в лесу вас застигла гроза.
Признаки приближающейся грозы. Правильное размещение в укрытии во
время грозы.
Правила безопасного поведения в различныхвидахпоходов
Советы на всю жизнь.
Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по
равнинной и пересечённой местности. Устройство бивака.
Лыжные походы.
Особенности снаряжения.Организациядвижения.

Горныепоходы.
Организация движения приподъёмеиспуске.
Водныепоходы.Способыи средства самопомощи и взаимопомощивводных
походах.
Плавучиесредства.Общийраспорядокходовогодня.Правиладействия во время
аварии судна.
Безопасное поведениеприавтономномсуществовании
Поведениечеловекавусловияхавтономногосуществованиявприроднойсреде.
Факторы, способствующиеи препятствующиевыживанию приавтономном
существовании.
Добровольнаяивынужденнаяавтономиячеловекавприроднойсреде.
Характерные особенности добровольного и вынужденного существованияв
природе.
Организацияночлегаприавтономномсуществовании.
Сооружениевременногожилища.Добываниеогняспомощьюразличных
предметов.
Какдобытьпитьёипищувусловияхавтономии.
Растения,грибы,орехи,которыеможноупотреблятьвпищу.Очистка
иобеззараживание вод.
Какподатьсигналыбедствия.
Различные средства аварийной сигнализации.
Опасные встречи в природных условиях
Безопасность при встрече с дикими животными.
Правилаповеденияпривстречесдикимиживотными(лосем,кабаном, волком,
медведем и др.
Безопасностьпривстречесозмеёй.
Защита от комаров, мошки и других насекомых.Профилактикаклещевого
энцефалита.
Клещевойвирусныйэнцефалит,егопереносчики,местаивремяпередачи,
последствия заболевания. Способы удаления клещей с тела.
Чрезвычайныеситуацииприродногохарактера
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.
Чрезвычайныеситуациигеологическогопроисхождения.Землетрясение.
Правилаприподготовкекземлетрясению.Чтонужноделатьвовремя землетрясения.
Чрезвычайныеситуациигеологическогопроисхождения.
Извержения вулканов. Оползни, обвалы.

Что нужно делать при поступившем сигнале о начале стихийного бедствия
геологического происхождения.
Чрезвычайныеситуацииметеорологическогопроисхождения.
Ураганы и бури. Смерчи. Правила поведения при чрезвычайныхситуациях
метеорологического происхождения.
Чрезвычайныеситуациигидрологическогопроисхождения.
Наводнения, их виды. Сели. Цунами. Снежные лавины. Правила поведения
при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения.
Защитанаселенияотчрезвычайныхситуацийгеологическогопроисхождения.
Защита от землетрясений и ликвидация их последствий. Защита от
вулканических опасностей, оползней и обвалов.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и
гидрологического происхождения.
Защита от ураганов, бурь, смерчей. Защита от наводнений. Мероприятия по
защите от селей. Мероприятия по защите от цунами.Защита от снежных
лавин.
Природныепожары
Степные,тростниковые,лесныеиторфяныепожары.
Правилабезопасностипривозникновениилесныхиторфяныхпожаров.
Защитанаселенияотлесныхиторфяныхпожаров.
Средстваиспособы,которыеиспользуютсяпритушениилесныхпожаров.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»
Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и
благополучия человека
Химическиепроизводстваисвязанныеснимиопасности.
Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак —аварийно
химическиопасные вещества (АХОВ). Правила действияпосле оповещения
об аварии и угрозе химического заражения. Индивидуальные средства
защиты.
Ядерныеобъектыиихопасности.
Радиационноопасныйобъект.Радиационнаяавария.Правилабезопасного
поведения в условиях радиационной обстановки.
Гидротехническиесооруженияиихопасности.
Понятие«гидродинамическаяавария».Правилабезопасногоповеденияв условиях
гидродинамической аварии.

МОДУЛЬ«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Первая помощь и правила её оказания
Основные правила оказания первой помощи.
Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых
необходимооказыватьпомощь.Телефоныдлявызоваскороймедицинской
помощи. Средства из домашней аптечки, которыенужноиспользоватьпри
оказании первой помощи.
Перваяпомощьивзаимопомощьприожоге.
Видыожоговвзависимостиоттравмирующегоисточника,
воздействующегонакожу(термические,электрические,лучевые,
химические).Поверхностныеиглубокиеожоги.Правилапервойпомощи при
различных видах ожогов.
Перваяпомощьприотравлениях.
Различныепутипопаданияядавчеловеческийорганизм.Правила
безопасностидляпредупрежденияслучаевотравления.Перваяпомощьпри
отравлении минеральными веществами и бытовойхимией.
Перваяпомощьпритравмах.
Понятия«ушиб»,«травма».Перваяпомощьприушибахиссадинах.
Перваяпомощьпричрезвычайныхситуациях.
Правилаоказанияпервойпомощивусловияхразличныхчрезвычайных ситуаций.
Важностьсвоевременногооказанияпервойпомощи.Перваяпомощьпри
электротравме.
Перваяпомощьприкровотечении.
Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения — капиллярное,
венозное, артериальное, смешанное. Способы временной остановки
наружного кровотечения. Оказание первой помощи при носовом
кровотечении.
Перваяпомощьприушибахипереломах.
Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение.
Способы транспортировки пострадавшего.
Перваяпомощьвприродныхусловиях
Народныесредствапервойпомощи.
Средствадляостановкикровотечения,откашля,отвоспаления.
Перваяпомощьпритравматическихповреждениях.
Перваяпомощьпритравмеконечностей,приповрежденииглазиноса.
Иммобилизация при травме конечностей.
Перваяпомощьприсолнечномитепловомударе.

Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге.
Психологическая поддержка пострадавшего.
Оказаниепервойпомощи
Значение первой помощи при неотложных состояниях.
Средства,рекомендуемыедляоказанияпервойпомощи.
Оказание первой помощи при травмах.
Переломы,вывихи,растяжения.
Оказаниепервойпомощиприутоплении,остановкесердцаикоме.
Перваяпомощьприотравленияхаварийнохимическиопасными веществами.
Первая помощь при массовых поражениях людей.
Перваяпомощьприпопаданииинородноготелавверхниедыхательные пути.
Действияпоудалениюинородноготела.
Перваяпомощьприотсутствиисознанияиостановкедыхания.
МОДУЛЬ«БЕЗОПАСНОСТЬВОБЩЕСТВЕННЫХМЕСТАХ»
Безопасностьвкриминогенныхситуациях
Какизбежатьвстречиспреступником.
Безопасность на улице. Безопасность в городском транспорте. Как
обеспечитьсвоюбезопасностьвквартире.Осторожно:мошенничество. Как
избежать встречи с наркоторговцем.
Понятие«наркотизм».Противодействиенаркотизму.
Безопасность в учебном и производственном процессах
Безопасностьнаурокахипеременах.Безопасностьнапрактических
занятиях.
ЗащитаправпотребителейвРоссийскойФедерации
Правапотребителянабезопасностьтовара.
ОсновныеположенияФедеральногозакона«Озащитеправпотребителей». Защита
прав потребителей при использовании приобретённого товара.
Безопасность товара (работы, услуги). Информация о товарах (работах,
услугах). От чего зависит уровень защищённости потребителя от опасного
товара.
Защитаправпотребителейприпродажетоваровпотребителям.
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.Замена
товара ненадлежащего качества.
Защитаправпотребителейпривыполненииработ(оказанииуслуг).
Правапотребителяприобнаружениинедостатковвыполненнойработы (оказанной
услуги).

МОДУЛЬ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Чрезвычайныеситуациитехногенногохарактераизащитанаселенияот их
последствий
Разновидности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Аварииикатастрофывсовременнойпромышленностииэнергетике.
Авариинарадиационноопасныхобъектахизащитанаселенияотихпоследствий.
Понятие«радиационнаязащита».Источникиоблучения.Правила
поведения
при аварии на радиационно опасном объекте. Меры радиационной защиты
населения.
Аварии на химически опасных объектах и защита населения от их
последствий.
Источники химической опасности для населения. Правила поведения в зоне
химической аварии. Правила поведения при движении по заражённой
территории. Средства индивидуальной защитынаселения от АХОВ.
Аварии на взрывопожароопасных объектах и защита населения от их
последствий.
Пожары и взрывы с тяжёлыми социальными и экономическимипотерями.
Четыре класса опасностей производственных объектов. Средства защиты
населения. Как вести себя при взрыве.
Аварии на гидротехнических сооружениях и защита населения от их
последствий.
Виды гидротехнических сооружений. Основные причины аварий на
плотинах. Меры по защите населения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Сигнал «Внимание всем!». Общероссийская комплексная система
информированияиоповещениянаселениявместахмассовогопребывания
людей (ОКСИОН). Действия по сигналам гражданской обороны.
Видыиспособыэвакуациинаселения.
Организация эвакуации населения по производственно-территориальному
принципу.Виды эвакуации взависимости отсроков проведения. Локальная,
местная,
региональная
эвакуация.
Особенности
организации
и
осуществления эвакуационных мероприятий при авариях и катастрофах.
Действия после получения информации об эвакуации.
Инженерныесооружениядлязащитынаселения.

Инженернаязащитанаселенияиеёфункции.Защитныесооружения
гражданскойобороны.Противорадиационные укрытия(ПРУ).Простейшие
укрытия.
НациональнаябезопасностьРоссийскойФедерациинасовременном этапе
Нормативно-правоваябазаРоссийскойФедерациивобласти обеспечения
безопасности личности, общества, государства.
Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности,
изложенныевдокументахгосударственногозаконодательства(Конституция
Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации и др.).
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
ОсновныеугрозывоеннойбезопасностиРоссийскойФедерации.
Основныевнешниевоенныеопасности.Основныевнутренние военные опасности.
Основные военные угрозы.
МОДУЛЬ«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯБЕЗОПАСНОСТЬ»
Антропогенноевлияниенаокружающуюсредуибезопасность
Источникизагрязненияокружающейсреды.
Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые
приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Правилабезопасного поведения в местах с неблагоприятнойэкологической
обстановкой.
Безопасное поведение в местах с загрязнённой атмосферой. Безопасное
поведение в местах с загрязнённой водой. Безопасное поведение в местах с
загрязнённой почвой.
МОДУЛЬ«КУЛЬТУРАБЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Защитанаселенияитерриторийотчрезвычайныхситуаций
Гражданскаяоборона.
Система управления гражданской обороной. Мероприятия по гражданской
обороне. Подготовка населения в области гражданской обороны. Задачи в
области гражданской обороны. Принципы организации и ведения
гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской
обороны. Силы гражданской обороны.
ДеятельностьМЧСРоссии.
СтруктураиосновныезадачиМЧСРоссии.ОсновныефункцииМЧСРоссии.

ОсновныефункцииРСЧС.
Структураединойгосударственнойсистемыпредупрежденияиликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.
Примернаятематикапрактическихзанятий
Разработкамаршрутатуристскогопохода.
Ориентированиенаместности(покарте,компасу,местным предметам, природным
признакам).
Сооружениежилищадляавтономногосуществования.Оказаниепервой
помощи при травмах.
Оказаниепервойпомощипри
кровотечениях.Оказаниепервойпомощиприожоге.
Оказаниепервойпомощипритепловомисолнечномударе.Оказаниепервой помощи
при
электротравме.
Оказание помощиисамопомощи приинфекционных заболеваниях. Работа
с типовыми приборами для контроля окружающей среды.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважениякОтечеству,прошломуинастоящемумногонационального
народа
России;осознаниесвоейэтническойпринадлежности,знаниеистории,языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовность и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессийи профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовноемногообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношениякдругомучеловеку,егомнению,мировоззрению,культуре,языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам,ценностямнародовРоссии
инародовмира;готовностииспособности
вестидиалог сдругими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизнивгруппахисообществах,включаявзрослыеисоциальныесообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решенииморальных
проблемнаосновеличностноговыбора,формированиенравственныхчувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничествесосверстниками,детьмистаршегоимладшеговозраста,

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельностиэстетического
характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей,втомчисле
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата,определятьспособыдействийврамках
предложенныхусловийи
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умениеоцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачи,собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,классифицировать,самостоятельновыбиратьоснованияи

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строитьлогическое рассуждение,умозаключение(индуктивное,дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
7) умениесоздавать,применятьипреобразовыватьзнакиисимволы,модели
и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловоечтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельностьсучителемисверстниками;работатьиндивидуальноивгруппе:
находить общее решение и разрешать конфликтына основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачейкоммуникациидлявыражениясвоихчувств,мыслейипотребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1) Формированиесовременнойкультурыбезопасностижизнедеятельностина
основепониманиянеобходимостизащитыличности,обществаигосударства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайныхситуацийприродного,техногенногоисоциальногохарактера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населенияот опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенногоисоциальногохарактера, в
том числе от экстремизма и терроризма;
1) пониманиенеобходимостиподготовкигражданкзащитеОтечества;

2) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
3) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
4) пониманиенеобходимостисохранения природы и окружающейсредыдля
полноценной жизни человека;
5) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизми терроризм, и
их последствий для личности, общества и государства;
6) знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
7) умениеоказатьпервуюпомощьпострадавшим;
8) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различныхисточников;готовностьпроявлятьпредосторожностьвситуациях
неопределённости;
9) умениеприниматьобоснованныерешениявконкретнойопаснойситуации с
учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
10) овладениеосновамиэкологическогопроектированиябезопасной
жизнедеятельностисучётомприродных,техногенныхисоциальныхрисков на
территории проживания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс
№
п/
п

Наименование
разделовитем
программы

Количествочасов
Всег
о

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел1.Модуль«КУЛЬТУРАБЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИВ
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ "
http://schoolЧеловекиего
1.1
3
0
0
collection.edu.ru
безопасность
Итогопоразделу
3
0
Раздел2.Модуль"ЗДОРОВЬЕИКАКЕГОСОХРАНИТЬ"
Здоровьеи
3
0
факторы,
влияющиена
него
Здоровье и
2.2
2
0
правилаего
сбережения
Итогопоразделу
5
0
Раздел3.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬНАТРАНСПОРТЕ"
Безопасное
3.1
поведениена
3
0
дорогахив
транспорте
Итогопоразделу
3
0
Раздел4.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬВБЫТУ "

0

0

http://schoolcollection.edu.ru

0

http://schoolcollection.edu.ru

2.1

Безопасность
6
0
вашегожилища
Итогопоразделу
6
0
Раздел5.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬВСОЦИУМЕ"
Безопасностьв
5.1
2
0
криминогенных
ситуациях

0

0

http://schoolcollection.edu.ru

0

http://schoolcollection.edu.ru

0

http://schoolcollection.edu.ru

0

4.1

0

Итогопоразделу
2
0
0
Раздел6.Модуль"ОСНОВЫПРОТИВОДЕЙСТВИЯЭКСТРЕМИЗМУИТЕРРОРИЗМУ "
Экстремизми
http://schoolтерроризм—
3
0
0
collection.edu.ru
угрозыличности,
обществуи
государству
Итогопоразделу
3
0
0
Раздел7.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬВИНФОРМАЦИОННОМПРОСТРАНСТВЕ"
Безопасность в
http://school7.1
2
0
0
информационно
collection.edu.ru
йсреде
6.1

Итогопоразделу

2

0
0
Раздел8.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬВПРИРОДНОЙСРЕДЕ"
Безопасностьв
различных
погодных
http://school8.1
2
0
0
условияхипри
collection.edu.ru
стихийных
бедствиях
Итогопоразделу
2
0
0
Раздел9.Модуль«Безопасностьвчрезвычайныхситуацияхтехногенногохарактера
Производственны
е аварии и их
опасность для
9.1
жизни,здоровьяи
благополучия
человека
Итогопоразделу

3

0

3

0
Раздел10.МодульОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙ»
10.1Перваяпомощьи
4
0
правила ее оказания
Итогопоразделу
Итоговаяконтрольная
работа
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

http://schoolcollection.edu.ru

0

0

4

0

0

1

1

0

34

1

0

http://schoolcollection.edu.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

№
п/п

Наименование
разделовитем
программы

Количествочасов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел1.Модуль«ЗДОРОВЬЕИКАКЕГОСОХРАНИТЬ "
Здоровье и
правилаего
сбережения
Итогопоразделу

1.1

6

0

0

http://schoolcollection.edu.ru

6

0
0
Раздел2.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬВПРИРОДНОЙСРЕДЕ"
2.1

2.2

2.3

Безопасное
поведениена
природе
Правила
безопасного
поведенияв
различных
видах
походов
Безопасное
поведениепри
автономном
существовании

8

0

0

http://schoolcollection.edu.ru

4

0

0

http://schoolcollection.edu.ru

7

0

0

http://schoolcollection.edu.ru

0

http://schoolcollection.edu.ru

Опасныевстречи
4
0
вприродных
условиях
Итогопоразделу
23
0
Раздел3.Модуль"ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙ"
Перваяпомощьв
3.1
4
0
природных
условиях
Итогопоразделу
4
0
Итоговаяконтрольная
1
1
работа.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
34
1
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2.4

0

0
0
0

0

http://schoolcollection.edu.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс
№
п/п

Наименование
разделовитем
программы

Количествочасов
Всего

Контрольные
работы

Раздел1.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬВСОЦИУМЕ"
Как
1.1
4
0
улучшить
отношения
с
окружающими
Итогопоразделу
4
0

Практические
работы

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

http://schoolcollection.edu.ru

0

Раздел2.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬВБЫТУ"
Безопасностьв
повседневной
жизни
Итогопоразделу

2.1

3

0

0

http://schoolcollection.edu.ru

3

0
0
Раздел3.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬНАТРАНСПОРТЕ"
Безопасност
ьв
3.1
2
0
0
ситуациях,
связанных с
железнодорожны
мтранспортом
и
метрополитеном
Итогопоразделу
2
0
0
Раздел4.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬВОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ "
Безопасност
2
0
0
ь
в
криминогенн
ыхситуация
х
Итогопоразделу
2
0
0
Раздел5.Модуль"ОСНОВЫПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
И ТЕРРОРИЗМУ "
Терроризм
—
угроза обществу
5.1
6
0
0
и
каждому
человеку
Итогопоразделу
6
0
0
Раздел6.Модуль"БЕЗОПАСНОСТЬВПРИРОДНОЙСРЕДЕ"
Чрезвычайные
6.1
7
0
0
ситуации
природного
характера
4.1

6.2

Природные
пожары

2

0

0

http://schoolcollection.edu.ru

http://schoolcollection.edu.ru

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

Итогопоразделу

9

0

0

Раздел7.Модуль"ЗДОРОВЬЕИКАКЕГО СОХРАНИТЬ"
Чрезвычайные
7.1
ситуации
4
0
биологосоциального
происхождения
Итогопоразделу
4
0
Раздел8Модуль"ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙ"
8.1Перваяпомощьи
3
0
правилаее оказания.

Итогопоразделу
Итоговаяконтрольная
работа.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

http://schoolcollection.edu.ru

0

0

3

0

0

1

1

0

34

1

0

http://schoolcollection.edu.ru

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26

Тема урока

Количествочасов
Всего

Опасностивжизничеловека
Основныеправилабезопасногоповеденияв
различных ситуациях.
Разновидностичрезвычайныхситуаций.
Чтотакоездоровьеиздоровыйобраз жизни.
Каксохранитьздоровье.
Личнаягигиена.
Предупреждениевредныхпривычек.
Основныеправилаздоровогообразажизни.
Правилаповедениядляпешеходов.
Правилаповедениядляпассажиров.
Есливыводительвелосипеда.
Средаобитаниячеловека.
Службы,которыевсегдаприходятна помощь.

1

Основныеправилабезопасностинаулице.
Безопасностьдома.
Безопасностьвподьездеинаигровой
площадке.
Каквестисебяприпожаре.
Какизбежатьконтактов со
злоумышленникамиикриминальной
средой.
Советынавсю жизнь.
Что такоеэкстремизм.
Терроризм-крайняяформаэкстремизма.
Правилабезопасногоповеденияпри
угрозе или совершении
террористическогоакта.
Чтотакоеинформационнаясреда.
Безопасноеиспользование
информационныхресурсов.
Какпогодныеусловиямогутвлиятьна
безопасность человека. Безопасное
поведение
наводоемах.
Стихийныебедствияиихопасности.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Дата
изучения

27
28
29
30
31
32
33
34

Химическиепроизводстваисвязанныес ними
опасности…
Ядерныеобьектыиихопасности.
Гидротехническиесооруженияиих
опасности.
Основныеправилаоказанияпервой
помощи.Перваяпомощьивзаимопомощь при
ожоге.
Перваяпомощьприотравлениях.
Перваяпомощьпритравмах.
Перваяпомощьпричрезвычайных ситуациях.
Итоговаяконтрольнаяработа

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
34

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количествочасов
Всего

Факторы,способствующиесбережению
здоровья.
Факторы,разрушающиездоровье.
Профилактикавредныхпаривычек.
Какизбежатьотрицательноговоздействия
окружающейсредынаразвитиеиздоровье
человека.
Правилаличнойгигиеныпризанятиях туризмом.

1

1
1

12

ТуризмкакчастькомплексаГТО.
Безопасноеповедениевтуристических
походах.
Видытуристическихпоходов.
Какориентироватьсянаместности.
Какориентироватьсянаместности.
Подготовкакпроведениютуристического
похода.
Приметы,покоторымможноопределить погоду.

13
14
15

Какразвестикостерприразнойпогоде.
Есливлесувасзастигла гроза.
Советынавсюжизнь.

1
1
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Дата
изучения

16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Лыжныепоходы.
Горныепоходы.
Водныепоходы.Способыисредства
самопомощиивзаимопомощивводных походах.

1
1
1

Поведениечеловекавусловияхавтономного
существования в природной среде.
Добровольнаяивынужденнаяавтономия
человека в природной среде.
Организацияночлегаприавтономном
существовании.
Какдобытьпитьеипищувусловиях
автономии.
Какдобытьпитьеипищувусловиях
автономии.
Какподатьсигналыбедствия.
Какподатьсигналыбедствия.

1
1
1
1
1
1
1
1

Безопасностьпривстречесдикими
животными.
Безопасностьпривстречесозмеей.
Защитаоткомаров,мошкиидругих насекомых.

1
1

Профилактикаклещевогоэнцефалита.
Народныесредствапервойпомощи..
Перваяпомощьпритравматических
повреждениях.
Перваяпомощьприсолнечномитепловом ударах.

1
1
1
1

Перваяпомощьприпереохлаждении,
отморожениииожоге.Психологическая
поддержка
пострадавшего
Итоговаяконтрольнаяработа

1

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4

Количествочасов
Тема урока
Всего
Стресс и стрессовые ситуации.
Какснизитьвлияниестрессанаповедениеи
общее состояние человека.
Конфликт-особенностьобщения.
Безопасностьвсоциальныхсетях.

1
1
1
1

Дата
изучения

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33

Пожарнаябезопасностьвпомещениях.
Электробезопасностьвповседневнойжизни.
Средствабытовойхимии.
Ситуации,связанныесжелезнодорожным
транспортом.
Безопасностьвметрополитене.
Какизбежатьвстречиспреступником.
Какизбежатьвстречиснаркоторговцем.
Какгосударствоборетсястерроризмом.
Особенностисовременноготерроризма.
Видысовременнойтеррористической
деятельности.
Телефонныетеррористы.
Какнестатьпособникомтеррористов.
Формированиеантитеррористического
поведения.
Классификация чрезвычайных ситуаций
природного характера.
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения (землетрясение).
Чрезвычайныеситуациигеологического
происхождения (извержения вулканов оползни,
обвалы).
Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения (ураганы и бури. смерчи).
.Чрезвычайныеситуациигидрологического
происхождения(наводнения,сели,цунами).
Защитанаселенияотчрезвычайныхситуаций
геологического происхождения.
Защитанаселенияотчрезвычайныхситуаций
метеорологического и гидрологического
происхождения.
Степные,тростниковые,лесныеи
торфяные пожары.
Защитанаселенияотлесныхиторфяных пожаров.
Эпидемии.
Эпизоотии.
Эпифитотии.
Защитанаселенияотчрезвычайных
ситуаций биолого-социального
происхождения.
Важность своевременного оказания
первойпомощи.Перваяпомощьпри
электротравме.
Перваяпомощьприкровотечении.
Перваяпомощьприушибахипереломах.
Транспортировка пострадавших в медицинское
учреждение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итоговаяконтрольнаяработа
34
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс.
Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс.
Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.
Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов

Б.О.
Б.О.
Б.О.

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
1. УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для
учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций под
редакцией С.Н. Егорова;
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7
классы: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова, Д.
В. Смирнов.
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов
(school- collection.edu.ru);
2. Основы
безопасности
жизнедеятельности
(http://www.school- obz.org);
3. Российскаяэлектроннаяшкола(resh.edu.ru)
4. Учи.ру—интерактивнаяобразовательнаяонлайн
платформа uchi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».