Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Подвижные игры" 5-6 классы

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ Физкультурно-оздоровительное, спортивное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «Подвижные игры»
КЛАСС 5-6
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1ч; всего за год 5 кл.-34 ч.; 6 кл.-34 ч.;

с. Южаково
2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к
обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать
условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию
ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий
в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное
учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового
образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Подвижные и народные игры естественный спутник жизни ребёнка, источник
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры
являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ
жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,
мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и
стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны,
выразительны и доступны школьнику. Они вызывают активную работу мысли,
способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире,
совершенствованию всех психических процессов. Подвижные игры всегда требуют от
играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели,
оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий,
коллективный характер.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход
игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют
формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может
не проявить воспитываемые у него качества.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла
отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость
формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через
организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы
взаимодействия,
в
результате
которых
только
и
возможно
становление
здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,
обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная
программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья
обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи,
большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация
учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья
и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности,
сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют
фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в
общественно- полезной и творческой деятельности.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивнооздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и

неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная
идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа
жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как
необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья
школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление
следующих целей:

формировать установки на ведение здорового образа жизни и
коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за
принятые решения;

развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного
здоровья;

обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного
здоровья.

охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.
задачи:


формирование представлений о: факторах, влияющих на здоровье;
правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной
организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах
возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их
пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового
образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

формирование навыков конструктивного общения;

формирование потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам
состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

пропаганда здорового образа жизни;

формирование осознанного отношения к своему физическому и
психическому здоровью;

формирование
навыков,
направленных
на
развитие
и
совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая
координацию движений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» В 5-6 классах у
обучающиеся узнают о необходимости

Осознанного выбора модели поведения, позволяющей сохранять и
укреплять здоровье;

Выполнения правил личной гигиены, готовности самостоятельно
поддерживать своё здоровье;

Владения элементарными навыками эмоциональной разгрузки
(релаксации);

выполнения упражнений сохранения зрения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с планом внеурочной деятельности школы курс «Подвижные игры»
изучается в 5-6 классах, - по 1 часу в неделю (по 34 часа в учебном году).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой
форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения, учащимися
содержания
курса
являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися
содержания
программы по курсу являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы
их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;

организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и
отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические
признаки в движениях и передвижениях человека;
 оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталоннымиобразцами;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по курсу
являются следующие умения:

представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и
способы их устранения;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;



бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;

организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Подвижные игры»
№ п/п

Тема
на

основе

общеразвивающих

Количество
часов
4

1.

Подвижные игры
упражнений.

2.

Подвижные игры на развитие скоростно- силовых
качеств.

8

3.
4.
5.

Подвижные игры с мячом.
Подвижные игры на основе прыжковых упражнений.
Русские народные игры. Русские народные игры.
Всего:

7
5
10
34

«Салки». Играющие разбегаются по площадке (она должна быть ограничена
линиями), а водящий ловит их. Пойманный становится водящим. При большом
количестве играющих можно выделить двух-трех водящих. В дальнейшем игру можно
усложнить, оговорив способ передвижения. Например, игрокам
разрешается
передвигаться только спиной к щиту, на половине поля которого они находятся, т. е.
бегать и ходить спиной вперед, приставными шагами, боком.
«Вызов номеров». Играющих делят на две команды, которые выстраиваются в две
колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок
запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой колонны ставят булавы.
Педагог называет один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером,
бегут до булав, обегают их и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде
очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда,
набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить игру, если
предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными шагами или поставить на
пути препятствия.
«Пустое место». Играющих выстраивают в круг, руки за спиной.Водящий бежит
за кругом и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся
водящий, бежит в обратную сторону,
стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих останется безместа, тот и
становится водящим.
«Команда быстроногих». Играющие образуют четыре команды, стоящие в
колоннах по одному перед линией старта. В 10-15 м от линии старта чертят кружки, в
которые кладутся кубики. По сигналу педагога первые четверо бегут к кубикам, берут их,
ударяют о пол и возвращаются на свое место. Игрок, прибежавший первым, получает 4
очка, вторым - 3 очка, третьим - 2 очка и четвертым - одно очко. Выигрывает команда,
набравшая наибольшее количество очков.

«День и ночь». Играющих делят на две команды, которые становятся в две
шеренги у средней линии площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Одна команда
- «день», другая - «ночь». Педагог называет ту или иную команду неожиданно. Если он
говорит «ночь», то эта команда убегает, а команда «день» догоняет ее. Затем
подсчитывают осаленных, и все игроки становятся на свои места. Очередность вызовов
команд не соблюдают, но число вызовов должно быть одинаковым. Выигрывает команда,
осалившая больше игроков. Исходное положение можно менять: стоя лицом, боком другк
другу и т. д.
«Эстафета с булавами». Играющих делят на две равные команды, выстраивают в
колонны по одному у линии старта. На расстоянии 12-15 м против каждой колонны ставят
в ряд три булавы в 0,5 м одна от другой. По сигналу педагога стоящие впереди бегут к
булавам, собирают их, бегут обратно и передают их следующему игроку. Те бегут с
булавами, расставляют их по местам (которые должны быть помечены) и возвращаются
обратно и т. д. Выигрывает команда, закончившая игру раньше.
«Встречная эстафета». Играющих делят на две равные команды и выстраивают
в колонны. Колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на
расстоянии 12-15 м (можно и больше). Перед всеми группами проводят стартовые линии.
Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку. По сигналу
педагога игроки с флажками бегут к противоположной группе, отдают впередистоящим
флажки, а сами становятся сзади этой половины команды. То же делают игроки,
получившие флажки. Игра заканчивается, когда последний из перебегающих игроков
какой-либо из команд передает флажок начавшему эстафету игроку. Побеждает команда,
закончившая передачу флажков раньше.
«Круговая охота». Игроки, распределенные на две команды, образуют два круга внешний и внутренний. По сигналу педагога игроки начинают двигаться приставными
шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего 1 круга
разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются их поймать.
«Кто подходил ?» Все играющие образуют круг, водящий с завязанными
глазами стоит в центре. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот
подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо
животного или называет его по имени, изменив свой голос.
Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое
место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто
к нему подходил, игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого
укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.
«Караси и щука. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине
"щука".
Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их.
Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют
сеть. Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под
руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет
восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая
корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников.
"Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".
Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши
- коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука",
Находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".
Игра начинается по сигналу руководителя. Все "караси" обязаны при перебежке пройти
сеть, корзину и верши. Стоящие не имеют права задерживать их. Игроки, образующие
корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину
"щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси"
отпускаются, и выбирается новая "щука".
«Белый медведь» Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается
небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные
"медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.

Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он
ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два
пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих.
"Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют
свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на
помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие
двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех
пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится
"белым медведем". Побеждает последний пойманный игрок. "Медвежонок" не может
выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле
запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
« Два Мороза». На противоположных сторонах площадки отмечаются два города.
Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки
помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос"
По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами: Мы -два
брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им
удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и
должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих
перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра
прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Начинать бег можно только после окончания речитатива. Осаливание за линией города не
считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны
коснуться их рукой.
«Мяч» Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга.
Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч.
Водящие поворачиваются лицом к мячу.
По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь
задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от
него. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он
занимает его место, а бывший водящий становится в круг.
Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются
проигравшими. Игра начинается по сигналу. Осаленный по ногам водящий сразу же идёт
на место осалившего его. Осаливать можно не выше коленей. Первый водящий не
считается проигравшим.
«Метание в цель». Играющих выстраивают в колонну по три (четыре) в 4-5 м от
стены. Перед каждой колонной на стене на высоте 2-2,5 м фанерный щит (1x1 м). По
команде первые в каждой колонне встают на линию метания и бросают теннисный мяч в
щит. Метают три мяча подряд. То же выполняют остальные. За каждое попадание в цель
начисляют пять очков. Побеждает команда, набравшая больше очков.
«Гонка мячей над головой, сидя в колоннах». Две- четыре равные команды
выстраивают в колонну по одному. Играющие садятся на пол. У первых игроков в
руках мяч. По сигналу играющие передают его над головой прямыми руками. Последний
игрок, получив мяч, встает, бежит вперед, садится перед колонной и передает мяч тем же
способом. Когда игроки, начавшие передачу первыми, снова окажутся впереди своих
команд, они поднимают мяч вверх. Побеждает команда, закончившая игру первой.
«Подвижная цель». Все играющие встают за линией круга. В центре круга
водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок,

поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок. Попавший игрок становится
водящим.
«Мяч соседу». Играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух
игроков, стоящих на двух противоположных сторонах круга, по волейбольному мячу. По
сигналу играющие начинают передавать мячи друг другу вправо или влево так, чтобы
один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3-4
мин., после чего отмечают игроков, которые лучше передавали мяч. Эту игру можно
проводить в шеренгах, передавая мяч перед собой, или в колоннах, передавая мяч над
головой и под ногами. В этом случае игру проводят как эстафету. Побеждает команда,
быстрее всех закончившая передачу.
«Передал - садись». Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед ними на
расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч
двумя руками от груди (или одной рукой от плеча): первым игрокам в колонне, которые
ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев.
Затем следуют передачи вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает
мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая
это раньше, побеждает.
«Быстрая передача». Играющие в парах. Расстояние между учащимися 4-5 м. По
сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая
15-20 передач, выигрывает.
«Бросай-беги». Играющие стоят в двух разомкнутых на 3-4 шага шеренгах. Одна
шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая - на второй-первый. Первые номера одна команда, вторые другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч,
передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед
за мячом. Игрок, получивший мяч передает его по диагонали игроку, стоящему напротив,
и сам бежит на его место и т. д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч,
обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и
передают мяч по диагонали напротив, т. е. игра начинается сначала. Игра заканчивается,
когда игроки, начавшие передачу первыми, вернутся на свои места. Команда, сделавшая
это первой, побеждает.
«Не давай мяча водящему». Все играющие образуют круг, В середине круга дватри водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются
перехватить его. Если одному из них это удается, то водящим становится игрок, делавший
последнюю передачу.
«Мяч среднему». Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В
центре каждого круга становится игрок с волейбольным мячом.
По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его
обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Команда,
уронившая мяч меньшее число раз, побеждает. Затем в центр становится другой игрок.
Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового,
сначала должен ударить мячом о поли только после этого передать мяч обратно.
«Охотника и утки». Играющие в двух командах. «Охотники» образуют круг.
Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя.
«Утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу охотники, перебрасывая
мяч, стараются неожиданно бросить мячом в уток. Осаленная мячом утка выбывает из
игры. Когда все утки осалены, учитель отмечает затраченное время. Затем играющие
меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех уток.
«Гонка мячей по кругу». Две команды играющих образуют два круга. Игроки в
кругу становятся на расстоянии вытянутых рук и рассчитываются на первые и вторые
номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Назначаются капитаны, им дают
по мячу. По сигналу один капитан начинает передавать мяч вправо, другой влево от себя
своим ближайшим игрокам. Мячи передают по кругу, пока они не возвратятся к
капитанам. Выигрывает команда, закончившая передачу первой.
«Гонка мячей по рядам». Все играющие в двух шеренгах, стоящих лицом друг к
другу. Первые игроки в шеренгах (с одной стороны) по сигналу передают мячи своим
соседям, а те дальше. Последние игроки в шеренгах, получив мячи, бегут и становятся

впереди своих шеренг, затем начинают передавать мяч своим
соседям и т. д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся снова на своем месте,
они поднимают мяч вверх. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
«Встречная эстафета с мячом». Играющих делят на две команды и выстраивают
в колоннах. Каждую колонну делят на две группы, которые располагаются друг против
друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух игроков по мячу. По сигналу они передают
мяч игроку в противоположную группу, а сами становятся в конец своих колонн.
Выигрывает команда, быстрее закончившая передачу.
В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в противоположную
группу и там встать в конец колонны; передавать мяч одной рукой, с отскоком от пола;
вместо передачи вести мяч и передавать мяч после остановки перед игроком, стоящим
напротив.
«Эстафета с ведением мяча» Играющие в двух колоннах, выстраиваются
параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до
противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя
руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они
останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами
становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно
на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.
«Бомбардировка». Играющих делят на две равные команды. На каждой половине
поля параллельно лицевой линии на расстоянии 2-3 м от нее проводят линию города.
Команды получают по 8-10 булав и расставляют их произвольно в своем городе. Игроки
размещаются на своей половине площадки между средней линией и линией города.
Каждой команде дают по два волейбольных мяча. По сигналу играющие бросают мячи,
стараясь сбить булавы. Каждая команда старается перехватить мячи, которые бросает
команда противника. Сбитые булавы убирают. Играют 5-8 мин. Побеждает команда,
сбившая большее количество булав. Вбегать в свой город для защиты булав запрещается.
«Перестрелка». Играют две команды на площадке не менее 6x12 м. Посредине
площадки проводят линию. Параллельно лицевым линиям в 1-1,5 м от них проводят
линии «плена», образуя «коридор плена». Команды размещаются на своей половине поля
от средней линии до линии плена. Педагог подбрасывает мяч между капитанами на
средней линии. Каждый из них старается отбросить мяч своим игрокам. Получив мяч,
игрок бросает его в противника. Осаленные мячом игроки идут за линию плена к
противоположной команде. «Пленный» находится там до тех пор, пока его не выручат
свои игроки (перебросят ему мяч), после этого он возвращается в свою команду. Пленный
должен поймать мяч с воздуха, вернуть мяч в свою команду и только после этого
вернуться сам. Играют 10-15 мин. За каждого пленного команда получает очко. Можно
играть до тех пор, пока, одна из команд не пересалит всех игроков противника.

№

1.

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Тема занятия
Характеристика
деятельности Планируемые результаты
учащихся или виды учебной
деятельности
Подвижные игры на основе общеразвивающих упражнений.
Вводное занятие: инструкция по ТБ и О.Т. Инструкция по ТБ. Цели и задачи
ОРУ. Специально - беговые упражнения. программы.
Подвижные игры: «Перетягивание через
черту», «Выталкивание из круга».
ОРУ. Эстафеты с элементами
Подвижные игры. Эстафеты.
равновесия.Перетягивание каната.
Развитие
скоростно-силовых
способностей.

3

Строевые упражнения. Спец. беговые
упражнения. Подвижные игры: «Тяни в
круг», «Перетягивание в шеренге».

4

ОРУ. Подвижные игры: «Сильные и ловкие»
«Борьба в квадратах».

5.

Кол
час

Уметь выполнять общеразвивающие 1
упражнения, самостоятельно играть в
разученные игры.

Уметь выполнять общеразвивающие 1
упражнения, эстафету с переноской
предметов, с прыжками с ноги на
ногу,
самостоятельно
играть
в
разученные игры.
Развитие скоростносиловых Уметь
самостоятельно играть в 1
способностей.
Самостоятельные разученные игры.
игры: прыжки через скакалку,
«классики».
Развитие силовых качеств.
Уметь выполнять общеразвивающие 1
упражнения и играть самостоятельно.

Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств.
ОРУ . Специально-беговые упражнения.
Подвижные игры. Эстафета по Уметь выполнять общеразвивающие 1
Подвижная игра
кругу.
Самостоятельные
игры упражнения, знать разученные игры,
«День и ночь». Эстафета по кругу.
Развитие
скоростносиловых самостоятельно играть в разученные
способностей
игры.

6.

ОРУ. Равномерный бег. Подвижная игра Равномерный бег. Развитие
«Волк во рву».
выносливости. Игры. Эстафеты.
«Салки».
Развитие скоростно-силовых
способностей. Соревнования по
подвижным играм

Уметь выполнять общеразвивающие 1
упражнения, знать разученные игры,
самостоятельно играть в разученные
игры.

7.

Строевые упражнения. Подвижная игра
«Перебежка с выручкой», «Догони
меня»

Уметь выполнять общеразвивающие 1
упражнения, самостоятельно играть в
разученные игры.

Преодоление малых препятствий.
Развитие выносливости.
Развитие
скоростносиловых
способностей.

8.

ОРУ. Равномерный бег Подвижная игра
«Чай-чай выручай». Эстафеты с
полосойпрепятствия.

9

Специальные
беговые
Подвижные игры
« Кто быстрее»
«Солнце и луна»

10

ОРУ. Равномерный бег. Подвижная игра
«Хвостики».
Эстафета « К своим флажкам».

11

Специальные
беговые
упражнения.
Подвижные игры
«Охотники и утки»
«Салки».
ОРУ. Равномерный бег.
Подвижныеигры «Догони меня
Линейная эстафета сбегом.

12

упражнения.

Подвижные игры. Эстафета на
ускорение. Самостоятельные игры.
Развитие скоростносиловых способностей.
Преодоление малых препятствий.
Развитие выносливости.
Развитие
скоростносиловых
способностей.

Уметь выполнять общеразвивающие 1
упражнения, самостоятельно играть в
разученные игры.

Подвижные игры. Эстафета на
ускорение. Самостоятельные игры.
Развитие
скоростносиловых
способностей.
Преодоление малых препятствий.
Развитие выносливости.
Развитие
скоростносиловых
способностей.
Подвижные игры. Эстафета с
переноской Предметов Развитие
скоростно-силовых способностей.

Уметь выполнять общеразвивающие
упражнения, самостоятельно играть в
разученные игры.

Уметь выполнять общеразвивающие
упражнения, самостоятельно играть в
разученные игры.

Уметь выполнять общеразвивающие 1
упражнения, самостоятельно играть в
разученные игры.
Уметь выполнять общеразвивающие
упражнения, эстафету с переноской
предметов, с прыжками с ноги на ногу,
самостоятельно играть в разученные
игры.

1

Подвижные игры с мячом.
13.

ОРУ. Равномерный бег. Подвижные игры
«Вышибалы». Эстафеты с мячом.

14.

ОРУ с мячами. Подвижные игры
« Снайперы»
«Двойные вышибалы».

15.

Строевые
упражнения.
Специальные
беговые упражнения. Подвижные игры
«Ловкие и меткие» «Шагай вперёд».

Уметь выполнять общеразвивающие 1
Подвижные
игры.
Эстафеты с мячом Ловля и передача упражнения, передавать мяч друг
мяча в движении.
другу и бросать
мяч в цель.
Подвижные игры. Самостоятельные Уметь выполнять общеразвивающие
игры. Развитие скоростно- силовых упражнения,
способностей.
самостоятельно играть вразученные
игры.
Подвижные
игры.
Развитие Уметь выполнять общеразвивающие 1
скоростно-силовых способностей.
упражнения, самостоятельно играть в
разученные игры.

16.

ОРУ. Равномерный бег. Подвижные игры «
Обстрел» « Кто быстрее».

Подвижные игры. Игры
по
выбору.
Развитие
скоростносиловых способностей

Уметь выполнять общеразвивающие 1
упражнения, самостоятельно играть в
разученные игры.

17.

ОРУ с мячами. Подвижная игра «Мяч с
четырёх сторон» Эстафеты с мячами.

Подвижные игры. Эстафеты с
мячами . Ловля и передача мяча в
движении. Ведение на месте
правой и левой рукой в движении.

Уметь выполнять общеразвивающие 1
упражнения, самостоятельно играть в
разученные игры.

18.

Спец. беговые упражнения.
Подвижные игры «Мяч в центр» «Мяч в
воздух».

19.

ОРУ. Равномерный бег. Подвижные игры
«Борьба за мяч». Круговые эстафеты
мячом.

Подвижные
игры.
Развитие Уметь выполнять общеразвивающие 1
скоростно-силовых способностей.
упражнения,
владеть
мячом,
самостоятельно играть в разученные
игры.
Эстафета по кругу с мячами. Знать правила поведения во время игр, 1
Развитие
скоростно-силовых самостоятельно играть в разученные
способностей, развитие ловкости.
игры.

с

Подвижные игры на основе прыжковых упражнений.
20.

Строевые упражнения. Подвижные игры
«Верёвочка под ногами» «Прыжки через
скакалку»

Развитие прыжковых качеств.
Подвижные игры на основе
прыжковых упражнений.

21.

ОРУ со скакалкой. Подвижные игры
«Прыгуны и пятнашки» « Кто дальше
прыгнет»

Развитие прыжковых качеств.
Подвижные игры на основе
прыжковых упражнений.

22.

ОРУ. Спец. беговые
упражнения. Подвижные игры
« Кто дальше прыгнет».
прыжковыми упражнениями.

23.

Эстафеты

ОРУ Равномерный бег. Подвижные игры
«Прыжок за прыжком» « Кто больше
прыгнет»

Подвижные
игры.
Развитие
прыжковых качеств и скоростных
с качеств. Эстафета со скакалкой.

Умение выполнять правильно
строевые
упражнения.
Знать
правила поведения при играх,
самостоятельно
играть
в
разученные игры.
Знать правила поведения при играх,
самостоятельно играть в разученные
игры.

1

1

Уметь
выполнять
правильно 1
прыжковые
упражнения
.Знать
правила
поведения
при
играх,
самостоятельно играть в разученные
игры.
Подвижные
игры.
Развитие Умение выполнять правильно
1
прыжковых качеств и скоростных прыжковые упражнения .Знать
качеств.
правила поведения при играх,
самостоятельно
играть
в
разученные игры.

24.

25

26.

27

28.

29.

ОРУ. Строевые упражнения.
Подвижные игры « Лягушки» «Кто дальше
прыгнет». Эстафеты с преодолением
препятствий.

Развитие
прыжковых
качеств. Умение
выполнять
правильно
Подвижные
игры
на
основе прыжковые
упражнения.
Знать
прыжковых упражнений. Развитие правила
поведения
при
играх,
скоростных качеств .
самостоятельно играть в разученные
игры.
Русские народные игры.
Знакомство учащихся с народными играми.
Развитие скоростных качеств.
Уметь
выполнять
скоростные
ОРУ. Спец. беговые упражнения.
Знакомство с народными играми
упражнения, бегать на короткую
Народные игры: «Горелки», «Охотники и утки», и традициях России. Игра на
дистанцию. самостоятельно играть в
дыхание с пёрышком.
разученные игры.
Знакомство учащихся с народными Уметь
выполнять
скоростные
Равномерный бег. ОРУ. Народные игры
«Хвостики», «Пятнашки».
играми
Развитие
физического упражнения, бегать на короткую
качества выносливость.
дистанцию. самостоятельно играть в
разученные игры.
ОРУ. Спец. беговые упражнения.
Развитие
скоростно-силовых Уметь выполнять спец. беговые
Народные игры:
способностей.
Самостоятельные упражнения, бегать на короткую
« Горелки с платочком»
игры.
дистанцию. самостоятельно играть в
«Пятнашки ноги от земли».
разученные игры.
Развитие
скоростных
качеств. Уметь выполнять бег в среднем темпе,
ОРУ. Равномерный бег. « Катись яблочко» ,
«Ручеёк с мячом».
Ловля и передача мяча в движении. разучивание игр с мячом и владение
Броски в цель. Самостоятельные им.
игры.
ОРУ. Спец. беговые
Знакомство учащихся с народными Уметь выполнять спец. Беговые
упражнения. Народные игры:
играми.
Развитие
скоростно- упражнения, бегать на короткую
« Змея», «Круговые пятнашки»
силовых качеств.
дистанцию. самостоятельно играть в
«Охлопок».
Развитие дыхательных навыков.
разученные игры.

30.

Спец. беговые
упражнения. Народные
игры:
«Пятнашки с домом», « Салки».

31.

ОРУ. Спец. беговые
Народные игры:
« Платок»,
«Третий лишний».

упражнения.

Развитие
скоростноспособностей.

силовых

1

1

1

1

1

1

Уметь
выполнять
скоростные 1
упражнения.
Уметь
играть
в
коллективе
Развитие
знаний
о
народных
играх.
самостоятельно
играть в разученные игры .
Развитие глазомера, выносливости, Уметь выполнять бег в среднем темпе, 1
скоростно-силовых способностей. Уметь играть в коллективе Развитие
Развитие знаний о народных играх. знаний
о
народных
играх.
самостоятельно играть в разученные
игры .

32.

Строевые упражнения. Народные игры:
« Рыбаки»,
«Захват флага».

Развитие знаний о народных играх и
традиции Руси. Развитие скоростносиловых качеств, выносливости.

33.

ОРУ. Специальные беговые
упражнения. Народные игры:
«Городки»,
«Верёвочка под ногами».

Развитие глазомера, выносливости,
скоростно-силовых способностей,
быстроту реакции.

34.

Строевые упражнения. Народные игры:
«Бой петухов»,
«Выталкивание за круг», «Хвостики».

Уметь, самостоятельно
разученные игры.

играть

в 1

Уметь выполнять спец. Беговые 1
упражнения.
Уметь
играть
в
коллективе
Развитие
знаний
о
народных
играх.
самостоятельно
играть в разученные игры.
Знакомство учащихся с народными Уметь выполнять бег в среднем темпе, 1
играми и традиции Руси, элементам Уметь играть в коллективе Развитие
Единоборства.
Развитие
силы, знаний
о
народных
играх.
ловкости.
самостоятельно играть в разученные
игры.

МАТЕРИАЛЬНО
–
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Занятия будут проводиться в школьном большом спортивном зале и на школьной
спортивной площадке (при соответствующей погоде)
Для проведения тренировочных занятий имеется необходимый спортивный инвентарь: 15
скакалок, 10 футбольных мячей, 10 баскетбольных мячей, 10 волейбольных мячей, гири,
гантели, стойки для обводки, набивные мячи, скамейки гимнастические, палки гимнастические,
мячи
набивные,
мячи
большие
и
малые.
Санитарно-гигиенические
условия
удовлетворительные. Освещённость в нормах СанПина.
Список литературы:
Т.И. Линго «Игры, ребусы, загадки для младших школьников»/ Ярославль,
«Академия развития» 1998г
Л.В. Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 1990. С.
Глязер, Зимние игры и развлечения. – М., 1993. М.Н.
Жуков, Подвижные игры. – М., 2000
М.Н .Железняк, Спортивные игры. – М., 2001
М.Ф. Литвинов, Русские народные подвижные игры. – М., 1986
В.И.Ковалько “Поурочные разработки по физкультуре” /ВАКО, Москва,2003/
Е.А.Каралашвили “Физкультурная минутка” .Динамические упражнения для детей 6-10
лет. /Творческий центр “Сфера”Москва, 2002/
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры
здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение
следующих результатов образования:
 личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
 метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
 предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению является формирование следующих умений:
 Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
 осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит,
произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение
численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-

оздоровительные мероприятия;
 социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его
проявлениях.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры
здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к
другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что
содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта,
честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка,
любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».