Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Литературная гостиная"

Горноуральский городской округ
«Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 2
РАССМОТРЕНО
на заседании
ШМО учителей гуманитарного
цикла.
Руководитель ШМО
Подпись________/Н.Н. Морозова
Протокол № 6
от « 24 » июня 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Е.П.Фалалеева

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________И.С.Паньшина

« 27 » июня 2024 г.

Приказ №85/2-Д
от «03» июля 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2024 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

НАПРАВЛЕНИЕ Общеинтеллектуальное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Литературная гостиная
КЛАСС 9
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 час; всего за год 34 часа
УЧИТЕЛЬ Агафонова Наталья Яковлевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Примерной программы курса
внеурочной деятельности Школьный театр, для 5-9 классов. Москва 2022

с. Кайгородское
2024

Планируемые результаты
Личностные.
* чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
*любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
*устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с
автором текста;
*потребность в чтение;
*осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия
России и общемирового культурного наследия;
*ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
*эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической
идентичности, уважение и принятие других народов России и мира,
межэтническая толерантность;
*потребность в самовыражение через слово;
*устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;

2

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Предметные
Обучающиеся научатся:
 определять
предпочтительный круг чтения,
собственных интересов и познавательных потребностей;
 вести

исходя

из

беседу и давать отзыв о прочитанной книге.

Обучающиеся получат возможность научиться:
 ориентироваться в мире литературы на основе знакомства с
выдающимися произведениями классической и современной
отечественной и зарубежной литературы.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Благородные молчаливые друзья – книги (1 ч.)
Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.
Организационные вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета».
Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) 4 ч.
Говорите не столько уху, сколько глазу. Определение подтекста
произведения через углубленный его анализ. Значение выразительного
(художественного) чтения в жизни человека. Практические занятия.
Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной
народной поэзии).
Театральное мастерство. Этюд (1 ч.)
Мастерство актеров в театре.
У истоков литературы. Устное народное творчество (2 ч.)
От народной песни - к стихам поэтов. Конкурсное
стихотворений-песен.

чтение

Древнерусская литература (2 ч.)

3

«Слово о погибели Русской земли». Выявление особенностей жанра
«сказания». Практическая работа. Сказание о Борисе и Глебе. Выразительное
чтение.
За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные
традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 ч.)
М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от
народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок. Сатирический
смех Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга»
и др. Практическая работа. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы,
Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. Создание иллюстраций.
Инсценирование сказок Щедрина (по выбору).
Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 ч.)
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов,
отбор материала для инсценирования. Подготовка декораций и подбор
музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. Репетиция
спектакля. Литературный вечер, посвященный творчеству Д.И.Фонвизина.
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр
комедии. Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». Выразительное чтение и
анализ эпизодов и подготовка к инсценированию пьесы. Подготовка
декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и
жестами. «К нам едет «Ревизор»»… Театральное представление. Подготовка
сценария и выразительное чтение отрывков к Вечеру современной прозы,
посвященному новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других
современных авторов. Вечер современной прозы, посвященный новым
рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов.
Поэтические страницы (5 ч.)
Поэтические страницы, посвященные родной природе. Светлые образы
описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях
поэтов А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н.А.
Некрасова. Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина, О.
Мандельштама, А.А. Ахматовой. Создание собственной иллюстрации к
стихам поэтов. Образ лирического героя, настроения поэта.
Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров.
Творческая мастерская. Разработка сценария литературно-музыкальной
композиции «Тихая моя Родина». Представление литературно-музыкальной
композиции «Тихая моя Родина».
«Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (4
ч.)
Лирические и героические песни в годы войны, их призывновоодушевляющий характер.
4

Отбор материала для литературной гостиной, выразительное чтение
стихотворений. Репетиция литературной гостиной, выразительное чтение
стихотворений. Литературная гостиная «Чтобы помнили».
Подведение итогов работы. Творческий отчет (1 ч.)
Представление отчета.

5

Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности по литературе в 9 классе (34 часа)
Тема занятия
№
занятия
1

2
3
4
5

6

7
8
9
10

11

12
13

14

15

16
17

Благородные молчаливые друзья – книги (1 ч.)
Вводное занятие. Самые интересные книги,
прочитанные летом. Организационные вопросы. Играпутешествие «Удивительный мир лета».
Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) 4 ч.
Говорите не столько уху, сколько глазу.
Определение подтекста произведения через
углубленный его анализ.
Значение выразительного (художественного) чтения в
жизни человека.
Практические занятия. Упражнения по орфоэпии и
дикции (возможно использование устной народной
поэзии).
Театральное мастерство. Этюд (1 ч.)
Мастерство актеров в театре.
У истоков литературы.
Устное народное творчество (2 ч.)
От народной песни - к стихам поэтов.
Конкурсное чтение стихотворений-песен.
Древнерусская литература (2 ч.)
«Слово о погибели Русской земли». Выявление
особенностей жанра «сказания».
Практическая работа. Сказание о Борисе и Глебе.
Выразительное чтение.
За страницами учебника. Авторская сказка.
Фольклорные традиции в авторской сказке.
Разнообразие литературных жанров (4 ч.)
М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок СалтыковаЩедрина от народных сказок, от пушкинских и
лермонтовских сказок.
Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение
сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др.
Практическая работа. Внимание художников: Муратова,
Кукрыниксы, Черемных – к сказкам СалтыковаЩедрина. Создание иллюстраций.
Инсценирование сказок Щедрина (по выбору).
Нравственные проблемы прозы.
Литература 18-20 веков (10 ч.)
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ
отдельных эпизодов, отбор материала для
инсценирования.
Подготовка декораций и подбор музыкального
сопровождения. Работа над голосом и жестами.
Репетиция спектакля.

Плано
вые сроки

Скоррект
ированны
е сроки

01-04.09

07-11.09
14-18.09
21-25.09
28-02.10

05-09.10

12-16.10
19-23.10
05-06.11
09-13.11

16-20.11

23-27.11
30-04.12

07-11.12

14-18.12

21-25.12
11-15.01
6

18
19
20

21
22
23

24

25

26

27

28

29

30
31
32
33
34

Литературный вечер, посвященный творчеству
Д.И.Фонвизина.
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического
произведения, жанр комедии.
Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». Выразительное
чтение и анализ эпизодов и подготовка к
инсценированию пьесы.
Подготовка декораций и подбор музыкального
сопровождения. Работа над голосом и жестами.
«К нам едет «Ревизор»»… Театральное представление.
Подготовка сценария и выразительное чтение отрывков
к Вечеру современной прозы, посвященному новым
рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других
современных авторов.
Вечер современной прозы, посвященный новым
рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других
современных авторов.
Поэтические страницы (5 ч.)
Поэтические страницы, посвященные родной природе.
Светлые образы описаний родной природы в различные
времена года в стихотворениях поэтов А.С. Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого,
Н.А. Некрасова.
Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А.
Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Создание
собственной иллюстрации к стихам поэтов.
Образ лирического героя, настроения поэта.
Особенности стихосложения, строфы, стихотворных
размеров.
Творческая мастерская. Разработка сценария
литературно-музыкальной композиции «Тихая моя
Родина».
Представление литературно-музыкальной композиции
«Тихая моя Родина».
«Чтобы помнили…». Литература о Великой
Отечественной войне (4 ч.)
Лирические и героические песни в годы войны, их
призывно-воодушевляющий характер.
Отбор материала для литературной гостиной,
выразительное чтение стихотворений.
Репетиция литературной гостиной, выразительное
чтение стихотворений.
Литературная гостиная «Чтобы помнили».
Подведение итогов работы. Творческий отчет (1 ч.)
Представление отчета.

18-22.01
25-29.01
01-05.02

08-12.02
15-19.02
22-26.02

01-05.03

09-12.03

15-19.03

29-02.04

05-09.04

12-16.04

19-23.04
26-30.04
04-07.05
11-14.05
17-21.05

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».