Горноуральский городской округ «Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла. Руководитель ШМО Подпись________/Н.Н. Морозова Протокол № 6 от « 24 » июня 2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Е.П.Фалалеева УТВЕРЖДЕНО Директор ________И.С.Паньшина « 27 » июня 2024 г. Приказ №85/2-Д от «03» июля 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НАПРАВЛЕНИЕ Общеинтеллектуальное НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Литературная гостиная КЛАСС 9 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 час; всего за год 34 часа УЧИТЕЛЬ Агафонова Наталья Яковлевна КАТЕГОРИЯ первая СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Примерной программы курса внеурочной деятельности Школьный театр, для 5-9 классов. Москва 2022 с. Кайгородское 2024 Планируемые результаты Личностные. * чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; *любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; *устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; *потребность в чтение; *осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; *ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; *эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; *потребность в самовыражение через слово; *устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Метапредметные. Регулятивные УУД: - определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на занятии; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; - учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; 2 - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Познавательные УУД: - ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы группы и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Предметные Обучающиеся научатся: определять предпочтительный круг чтения, собственных интересов и познавательных потребностей; вести исходя из беседу и давать отзыв о прочитанной книге. Обучающиеся получат возможность научиться: ориентироваться в мире литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы. Содержание курса внеурочной деятельности. Благородные молчаливые друзья – книги (1 ч.) Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. Организационные вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета». Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) 4 ч. Говорите не столько уху, сколько глазу. Определение подтекста произведения через углубленный его анализ. Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Практические занятия. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии). Театральное мастерство. Этюд (1 ч.) Мастерство актеров в театре. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 ч.) От народной песни - к стихам поэтов. Конкурсное стихотворений-песен. чтение Древнерусская литература (2 ч.) 3 «Слово о погибели Русской земли». Выявление особенностей жанра «сказания». Практическая работа. Сказание о Борисе и Глебе. Выразительное чтение. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 ч.) М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок. Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др. Практическая работа. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. Создание иллюстраций. Инсценирование сказок Щедрина (по выбору). Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 ч.) Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования. Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. Репетиция спектакля. Литературный вечер, посвященный творчеству Д.И.Фонвизина. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр комедии. Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». Выразительное чтение и анализ эпизодов и подготовка к инсценированию пьесы. Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. «К нам едет «Ревизор»»… Театральное представление. Подготовка сценария и выразительное чтение отрывков к Вечеру современной прозы, посвященному новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов. Вечер современной прозы, посвященный новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов. Поэтические страницы (5 ч.) Поэтические страницы, посвященные родной природе. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях поэтов А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова. Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Создание собственной иллюстрации к стихам поэтов. Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров. Творческая мастерская. Разработка сценария литературно-музыкальной композиции «Тихая моя Родина». Представление литературно-музыкальной композиции «Тихая моя Родина». «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (4 ч.) Лирические и героические песни в годы войны, их призывновоодушевляющий характер. 4 Отбор материала для литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений. Репетиция литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений. Литературная гостиная «Чтобы помнили». Подведение итогов работы. Творческий отчет (1 ч.) Представление отчета. 5 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по литературе в 9 классе (34 часа) Тема занятия № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Благородные молчаливые друзья – книги (1 ч.) Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. Организационные вопросы. Играпутешествие «Удивительный мир лета». Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) 4 ч. Говорите не столько уху, сколько глазу. Определение подтекста произведения через углубленный его анализ. Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Практические занятия. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии). Театральное мастерство. Этюд (1 ч.) Мастерство актеров в театре. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 ч.) От народной песни - к стихам поэтов. Конкурсное чтение стихотворений-песен. Древнерусская литература (2 ч.) «Слово о погибели Русской земли». Выявление особенностей жанра «сказания». Практическая работа. Сказание о Борисе и Глебе. Выразительное чтение. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 ч.) М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок СалтыковаЩедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок. Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др. Практическая работа. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам СалтыковаЩедрина. Создание иллюстраций. Инсценирование сказок Щедрина (по выбору). Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 ч.) Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования. Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. Репетиция спектакля. Плано вые сроки Скоррект ированны е сроки 01-04.09 07-11.09 14-18.09 21-25.09 28-02.10 05-09.10 12-16.10 19-23.10 05-06.11 09-13.11 16-20.11 23-27.11 30-04.12 07-11.12 14-18.12 21-25.12 11-15.01 6 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Литературный вечер, посвященный творчеству Д.И.Фонвизина. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр комедии. Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». Выразительное чтение и анализ эпизодов и подготовка к инсценированию пьесы. Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. «К нам едет «Ревизор»»… Театральное представление. Подготовка сценария и выразительное чтение отрывков к Вечеру современной прозы, посвященному новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов. Вечер современной прозы, посвященный новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов. Поэтические страницы (5 ч.) Поэтические страницы, посвященные родной природе. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях поэтов А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова. Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Создание собственной иллюстрации к стихам поэтов. Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров. Творческая мастерская. Разработка сценария литературно-музыкальной композиции «Тихая моя Родина». Представление литературно-музыкальной композиции «Тихая моя Родина». «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (4 ч.) Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер. Отбор материала для литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений. Репетиция литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений. Литературная гостиная «Чтобы помнили». Подведение итогов работы. Творческий отчет (1 ч.) Представление отчета. 18-22.01 25-29.01 01-05.02 08-12.02 15-19.02 22-26.02 01-05.03 09-12.03 15-19.03 29-02.04 05-09.04 12-16.04 19-23.04 26-30.04 04-07.05 11-14.05 17-21.05 7