Горноуральский городской округ «Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 РАБОЧАЯ ПРОРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024 – 2025 учебный год НАПРАВЛЕНИЕ социальное НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ – «Орлята России» КЛАСС - 1, 2, 3, 4 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю – 1; всего за год – 33 ч. в 1 кл., 34 ч. во 2 – 4 кл. СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ данная рабочая программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОСов) с. Кайгородское 2024 Пояснительная записка 1.1.Содержательные основы Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. 1.2. Актуальность Программы «Орлята России» Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социальнозначимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе. 1.3.Основные понятия Программы «Орлята России» Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений. Воспитание-деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа. Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Коллективно-творческая деятельность– это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а так же формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел– М.: Педагогика,1989.– 208 с.) Событийность-это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом. (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник/ Под ред. Н.Л.Селивановой.–М.: Изд-во: АНОИ издательский Дом «Педагогический поиск», 2016.– С.30). 2 Детский коллектив группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности развитию индивидуальности каждого её члена.(Ковалёва А.Г.«Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В.Романец, А.М. Кузнецова.– М: Собеседник, 2005.–192 с.) Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. (Степанов П.В.Современная теория воспитания: словарь-справочник/Под ред.Н.Л.Селивановой. –М: Изд-во: издательский Дом «Педагогический поиск»,2016.–С.47). Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье. Микрогруппа– основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшиепроблемы,делитсявпечатлениями.(И.В.ИванченкоКакрождаетсямикрогруппа: методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок»,2017. – 80с.). *В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования творческих поручений. 1.4.ЦенностныеоснованияПрограммы«Орлята России» Примернаярабочаяпрограммавоспитания,задаваяцелевыеориентирыитребованиякрезульта тампрограммвоспитанияобразовательныхучреждений,обеспечиваетсоответствиеФГОС,ед инствовоспитательногопространстваиегосмыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. Родина–воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству, тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны. Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей. Команда–содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому. Природа–бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы. Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании. Здоровье–равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности. 1.5. Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение! 1.6. Методологической основой Программы является воспитании в коллективнотворческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и 3 детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность–та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества. В основу курса внеурочной деятельности положен системно деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1.Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2.Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3.Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4.Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5.Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6.Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7.Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 8.Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. 4 2.Построениекурсавнеурочнойдеятельностидля1, 2, 3-4 классов 1 класс 2.1.Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Последовательность треков, а также количество занятий в каждом треке для обучающихся в первом классе отличается от предлагаемых для остальной начальной школы. Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по два в каждом месяце четверти. Деятельность 3 игровых занятия для: - вхождения ребёнка в ритм и атмосферу школьной деятельности; - включения детей в деятельность, мотивирующую на дальнейшее участие в Программе. Занятия: - с использованием игр на командообразование, создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в классе, мотивацию на участие в Программе; - для приобретения опыта совместной деятельности в команде, - для выявления лидеров иформирования в дальнейшем микрогрупп для использования методики ЧТП(чередования творческих поручений). - Первичная оценка уровня сплочённости класса. Кол-во часов 3 Комментарии В первой четверти учителю необходимо решить ряд главных задач: введение первоклассника в новый для него школьный мир, помощь ребёнку в адаптации к новым социальным условиям ,сохранение/настрой на позитивное восприятие учебного процесса. А также развитие мотивации детей на участие в Программе «Орлята России». У каждого учителя есть собственный опыт решения выше обозначенных задач, и к этому опыту в рамках подготовки к участию в программе «Орлята России» мы предлагаем добавить проведение четырёх игровых занятий. Дни и время, удобное для их проведения, педагог выбирает самостоятельно. 5 Вводный «Орлятский урок» для первоклассников 1 «Орлёнок–Эрудит» 4 «Орлёнок–“Доброволец» 4 «Орлёнок – Мастер» 4 «Орлёнок–Спортсмен» 4 «Орлёнок-Хранитель исторической памяти» 4 Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе. Ко второй четверти учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для ребёнка более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. Мастерская Деда Мороза: подготовка класса и классной ёлки к новогоднему празднику /участие в новогоднем классном и школьном празднике. Знакомимся с мастерами различных профессий; посещаем места работы родителей мастеров своего дела, краеведческие музеи и пр. К середине учебного года у всех школьников нарастает гиподинамический кризис, повышается утомляемость. Как следствие, согласно статистике, середина учебного года – это один из периодов повышения заболеваемости среди школьников. Рекомендуем к предложенному содержанию трека добавить больше занятий, связанных с двигательной активностью, нахождением детей на свежем воздухе. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека будет способствовать празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. 6 «Орлёнок–Эколог» 4 Пробуждение природы после зимы даёт учителю более широкие возможности для проведения трека. Часть мероприятий можно уже проводить за пределами здания школы. Расширяются возможности использования природного материала, возможности проведения различных экологических акций и пр. «Орлёнок–Лидер» 4 Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 1 В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека«Орлёнок– лидер»,так как он является завершающим и подводящим итоги участия первоклассников в Программе в учебном году. Основными задачами являются оценка уровня сплочённости класса и приобретенных ребёнком знаний и опыта совместной деятельности в классе как коллективе. Использование игровых методов диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить станут: - личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до «активного участника»); - сформированность класса как коллектива; - уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в программе. Итого 33 7 2.2.Построениекурсавнеурочнойдеятельностидля2 класса 2 класс Реализация программы «Орлята России» для детей 2 класса начинаетсяс первой неделиучебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободноетворчествоучителя»врамкахтогоилииноготрека,носзаданнымицелевымиустано вкамидля сохранения смысловПрограммы. Деятельность Вводный «Орлятскийурок»для детей первогогода участия впрограмме «Орлёнок–Лидер» Кол-во часов Комментарии 1 Основными задачами являются стартПрограммы для детей иэмоциональный настрой класса научастиев Программе. 4 «Орлёнок–Эрудит» 5 «Орлёнок – Мастер» 4 Иградляподведения промежуточных итоговучастия в программе 3 «Орлёнок– Доброволец» 4 Реализация Программы начинается сданного трека, который позволяетактуализировать/ приобрести опытсовместной деятельности вколлективе,чтонеобходимовначале Учебногогода.Такжезанятиятрека позволят выявитьпервичную оценкууровня сплочённости класса илидеровдля дальнейшего формированиямикрогрупп. Вторая четверть отличается высокоймотивацией у детей на учебнуюдеятельность. В этот временнойпромежуток в школах проходятразличныеолимпиады. Врамкахтрекапроисходит знакомство ребёнка с разнымиспособамиполученияинформации. Данный трек проходит в два этапа: 1 – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; Играпоитогам3хтреков: «Орлёнок–Лидер» «Орлёнок–Эрудит» «Орлёнок– Мастер» Игруучительпроводит самостоятельно,используя предоставленныеметодические рекомендации. Тематикатрекаактуальнакруглый год,поэтомуучительможет обращатьсякимеющемуся социальномуопытудетейиистории добровольческого/ волонтерского/тимуровскогодвижениявлюбо евремяучебногогода. 8 «Орлёнок– Спортсмен» 4 «Орлёнок–Эколог» 4 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 4 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 1 Итого Учитывая разницу в погодныхусловиях предлагается трек провестив данное время: в большинстве школпроходят различные соревнования,посвященные 23 февраля и пр. В томчисле, в соответствии с возрастом, можно провести Весёлые страты,«Папа, мама, я – спортивная семья» идругие соревнования, чтобыминимизировать воздействиягиподинамического кризиса серединыучебногогода. Несмотря на большую разницу вклимате регионов страны, весна –наиболее благоприятный период дляреализации трека. Погодные условияпозволяют уже часть мероприятийтрекапроводитьзапределамизда нияшколы. В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок – хранитель исторической памяти», так как он является треком,подводящим итоги участия в учебномгоду. Основная смысловая нагрузкатрека:Я – хранитель традиций своей семьи,мы (класс) – хранители своихдостижений,Я/Мы – хранители историческойпамяти своей страны. В УМК – использование игровых методов диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут: - личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до «активного участника»); - сформированность класса как коллектива; - уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в программе. 34 9 2.3.Построениекурсавнеурочнойдеятельностидля3-4 классов 3 – 4 классы Реализация программы «Орлята России» для детей 3-4 классов начинается с первойнедели учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободноетворчествоучителя»врамкахтогоилииноготрека,носзаданнымицелевымиустано вкамидля сохранения смысловПрограммы. Деятельность Вводный «Орлятскийурок»для детей участия впрограмме «Орлёнок–Лидер» «Орлёнок–Эрудит» Кол-во часов Комментарии 1 Основными задачами являются стартпрограммы для детей иэмоциональный настрой класса научастиев Программе. 5 Реализация программы начинается сданного трека, который позволяетактуализировать/ приобрести опытсовместной деятельности вколлективе,чтонеобходимовначале Учебногогода.Такжезанятиятрека позволят выявитьпервичную оценкууровня сплочённости класса илидеровдля дальнейшего формированиямикрогрупп. 5 Вторая четверть отличается высокоймотивацией у детей на учебнуюдеятельность. В этот временнойпромежуток в школах проходятразличныеолимпиады. Врамкахтрекапроисходит знакомство ребёнка с разнымиспособамиполученияинформации. «Орлёнок – Мастер» 5 Иградляподведения Промежуточныхитоговучасти я впрограмме 1 «Орлёнок– Доброволец» 4 Данный трек проходит в два этапа: 1 – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; Играпоитогам3хтреков: «Орлёнок–Лидер» «Орлёнок–Эрудит» «Орлёнок– Мастер» Игруучительпроводит самостоятельно,используя предоставленныеметодические рекомендации. Тематикатрекаактуальнакруглый год,поэтомуучительможет обращатьсякимеющемуся социальномуопытудетейиистории добровольческого/ волонтерского, тимуровскогодвижениявлюбое Времяучебногогода. 10 «Орлёнок– Спортсмен» 4 «Орлёнок–Эколог» 4 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 4 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 1 Итого Учитывая разницу в погодных условиях предлагается трек провести в данное время: в большинстве школ проходят различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в соответствии с возрастом, можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать воздействия гиподинамического кризиса серединыучебногогода. Несмотря на большую разницу вклимате регионов страны, весна –наиболее благоприятный период дляреализации трека. Погодные условияпозволяют уже часть мероприятийтрекапроводитьзапределамизда нияшколы. В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок – хранитель исторической памяти», так как он является треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. В УМК – использование игровых методов диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут: - личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до «активного участника»); - сформированность класса как коллектива; - уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в программе. 34 11 3. Предполагаемые планируемые результаты курса Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях. По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник: ● понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); ● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); ● демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). 12 4. Календарно – тематическое планирование «Орлята России» в 1 классе 3 п/п 1 2 3 4 Тема занятия трека «Играй, узнавай, Найди друзей в классе» «Мы будем друзьями в классе» «Волшебные слова дружбы» «Правила настоящих друзей» Вводный«Орлятский урок» для первоклассников Коли честв о часов Дата план Форма проведения занятий факт 1 Игровой момент с героями мультфильмов с использованием дополнительного материала. Отгадывают загадки и ребусы. 1 Чтение произведений о дружбе, обсуждение, просмотр мультфильма о команде. Составляют правила дружбы 1 Электронные (цифровые) образовательн ые ресурс 1 5 «Орлёнок–Эрудит» - 4ч. «Кто такой эрудит?» «Эрудит– это…» 1 6 7 «Всезнайка» «Встреча с интересным 1 1 Просмотр мультфильма; решение ребусов, кроссвордов, загадок; танцевальный флешмоб. зачитывает письмо-обращение от героев мультфильма. диалог с детьми; работа в парах; высказывание детьми своей точки зрения; логические и интеллектуальные игры-минутки. повторение материала посещение библиотеки; работа с книгой 13 8 эрудитом– книгой» «Подведём итоги» 1 работа в парах; просмотр фото/видео; составление и использование опорных схем. 9 «Орлёнок–“Доброволец» - 4ч. «От словак делу» 1 прослушивание песни или просмотр мультфильма; анализ рассказа; танцевальный флешмоб. участвуют в игре; решение кейсов; создание «Классного круга добра»; танцевальный флешмоб. обсуждение вопросов; мероприятия на сплочение не только для детей, но и для родителей. встреча с волонтером; интервью - беседа 10 11 12 «Спешить на помощь безвозмездно». «Совместное родительское собрание «Наша забота!» «Доброволец –это доброе сердце» «Подведём итоги» 1 1 1 просмотр фото/видео; обсуждение хода трека; участие в игре; участие вофлешмобе. прослушивание стихотворения; просмотр мультфильма; обсуждение вопросов; изготовление оригами; танцевальный флешмоб. отгадывание загадок; деление на группы; танцевальный флешмоб. реализация идей по украшению класса/классной ёлки; знакомство с историей новогодних игрушек. украшение классной ёлки; знакомство с историей Нового года, просмотр фото/видео - анализ результатов; составление опорной схемы. «Орлёнок – Мастер» - 4ч 13 «Мастер – это…» 1 14 «Мастерская Деда Мороза…» «Класс мастеров». 1 «Классная ёлка» «Новогоднее настроение 1 15 16 1 14 17 18 19 20 21 «Орлёнок–Спортсмен» 4ч. «Утро мы начнём с зарядки» «Сто затей для всех друзей». «Весёлые старты» «Самые спортивные ребята моей школы» «Азбука здоровья» «Орлёнок-Хранитель исторической памяти» 4ч. «Орлёнок–хранитель исторической памяти» 1 1 1 1 1 22 «История школы– моя история» 1 23 24 «Поход в музей» «Историческое чаепитие» 1 1 танцевальная зарядка; введение образа ЗОЖика; работа в парах. весёлая физкультминутка обсуждение вопроса участие в подвижных играх встреча с ЗОЖиком танцевальная зарядка, участие в весёлых стартах проба спортивных ролей детьми прослушивание рассказа спортсмена школы интервью беседа со спортсменами просмотр фото/видео; анализ/дополнение правил подвижных игр обсуждение вопросов; просмотр презентации, старых фотографий; работа в паре; просмотр видео о культурных и исторических ценностях региона/страны; историческое фотографирование. На занятии происходит различная деятельность: работа в парах по изучению данных в детской энциклопедии, просмотр познавательного видеоролика об историческом и культурном богатстве своего региона/своей страны, просмотр фотографий о прошлом, старине. пение в караоке; участие в игрепутешествии; подведение итогов через игровой приём. экскурсия Чаепитие; встреча с приглашёнными гостями 15 25 «Орлёнок–Эколог» - 4ч. «ЭКОЛОГиЯ» 1 26 «Каким должен быть настоящий эколог?» 1 27 28 «В гости к природе» «Мы друзья природе». «Орлята– экологи» 1 1 29 «Орлёнок–Лидер» - 4ч. «Лидер– это…». «Я хочу быть лидером!» 1 30 «С командой действую!» 1 31 «Как становятся лидерами?» «Мы дружный класс» Подведение итогов, участия в программе в текущем учебном году 1 32 33 1 словесная игра; работа в парах; работа с визуальным образом; подвижная игра; сбор рюкзачка эколога; участие в игре; просмотр мультфильма. коллективное обсуждение участие в игровом упражнении; дополнение рюкзака эколога; работа в группах; отгадывание загадок; работа с карточкой. экскурсия участие в игре работа в группах, просмотр фото/видео; дополнение «рюкзачка эколога»; просмотр мультфильмов. участие в игре; заполнение чек-листа, прослушивание песни/просмотр мультфильма; обсуждение результатов; танец; проведение игры; проведение социометрии. Игра на командообразование по станциям «Команда». встреча пресс-конференция поход; подвижные игры; выпуск газеты. участие в игре; прослушивание песни/просмотр мультфильма; обсуждение всех занятий. 16 Календарно – тематическое планирование «Орлята России» во 2 классе 3 п/п Тема занятия трека Количе ство часов 1 Вводный«Орлятский урок» «Орлёнок–Лидер» 4ч. «Лидер– это…» «Ямогубытьлидером». «Как статьлидером?» 1 4 «С командойдействоватьг отов!» «Верёвочныйкурс» 1 5 «Встречастем,ктоуме етвестиза собой». «КЛАССныйвыходно й». «Мыдружныйкласс!» «Орлёнок–Эрудит» 5ч. «Ктотакойэрудит?» «Я– эрудит,аэтозначит…» 1 2 3 6 1 1 1 Дата план факт Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурс Игра-испытание. Динамические паузы. Беседа. Игра-испытание. Динамические паузы. Практикум «Пробую себя в роли лидера». Динамические паузы. Работа по ЧТП (чередование творческих поручений): во 2 классе раз в неделю/месяц обязательно группы меняются, рассказывают о своей работе перед другими ребятами. Динамические паузы. Веревочный курс «Лидер» Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Квест. Подведение итогов. Беседа. Интеллектуальная игра Динамические паузы. Командная игра. Интеллектуальная игра. Динамические паузы. 17 7 «Развиваемся,играя!» «ВоображариУМ». 1 8 «Могубытьизобретате лем». КТД«Чтотакое?Ктота кой?» Встречасэрудитом«Х отимвсё знать» Итогитрека«Настарте новых открытий» «Орлёнок –Мастер» 4ч. «Мастер – это…». «МастерамиславитсяР оссия» 1 «Отидеи –кделу!» «ГородМастеров» «В гости кмастерам». КТД«Классныйтеатр». Мастер - это звучит гордо! «Путьвмастерство»– подводим итоги Подведениепромежу точныхитогов – 3ч. Играпоитогамтрека 1 9 10 11 12 13 14 15 1 Интеллектуальная игра. Динамические паузы. Интеллектуальная игра. Дорисовка геометрических фигур. Динамические паузы. Беседа, дискуссия. Проектирование. Динамические паузы. КТД (коллективно-творческое дело). Беседа. Интеллектуальная игра. Динамические паузы. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. 1 Подведение итогов. Динамические паузы. 1 Блиц-высказывания. Создание коллективнотворческой работы «Наши младшие друзья». Чтение и инсценировка стихотворений. Динамические паузы. Создание идеи своего дела. Тренинг «Мы мастера». Динамические паузы. КТД. Игра по станциям «Город мастеров» 1 Экскурсия/ мастер-класс. Мини-спектакль. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. 1 Подведение итогов. Изготовление игрушки (по выбору учителя). 1 18 16 17 18 19 20 21 22 23 «Орлёнок –Эколог» Игра по итогам трека «Эрудит» Игра по итогам трека «Мастер» «Орлёнок– Доброволец» - 4ч. «От словак делу». «Спешитьнапомощьбе звозмездно!» КТД«Создайхорошеен астроение». «Сзаботойостарших» КТД«Коробкахраброс ти». КТД«Братьянашимень шие» «Добровольцембудьвс егда». «Портретдобровольца » «Орлёнок– Спортсмен» - 4ч. «Утроначинайсзаряд ки–будешь тывсегдавпорядке!» «Долженбытьрежимуд ня» «О, спорт,ты –мир!» «Стозатейдлявсехдруз 1 1 1 1 Просмотр мультфильма «Рука помощи». Динамические паузы. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». Динамические паузы. КТД «Создай людям хорошее настроение». Динамические паузы. Беседа. Динамические паузы 1 Коллективно-творческое дело. Беседа. Динамические паузы. 1 Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Беседа. 1 Создание визуального образа человека, ведущего здоровый образ жизни. Танцевальная зарядка. Работа с чек-листом. Беседа. Игра «Победа над Великим Нехочухой». Динамические паузы. 1 Работа в группах. Динамические паузы. Работа с чек-листом. 19 24 25 26 27 28 29 ей» «Готовимсякспортив ным состязаниям». Спортивнаяигра«Урек ордовнаши имена» «Быстрее!Выше!Силь нее!» «Азбуказдоровья» «Орлёнок –Эколог» 4ч. «ЭКОЛОГиЯ». «Какимдолженбытьн астоящий эколог?» «Мойслед напланете». «Чтодолжензнать иуметь эколог?» «Восхищаемсякрасив ыммиром». «Экологиянапрактике » Встречас человеком,которого можноназватьнастоя щимэкологом. «Шагаявбудущее– помни о планете» «Орлёнок– Хранительисторичес койпамяти» - 4ч. 1 КТД «Плакат болельщика». Игра-обсуждение «Копилка болельщика». Работа с чек-листом. Спортивные соревнования 1 Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Работа с чек-листом. Подведение итогов 1 Сбор рюкзака эколога. Игровые упражнения. Игра «Экологическая ромашка». Просмотр экологического мультфильма Дидактическая игра из «Орлёнка»: что в мусорном ведре? Просмотр экологического мультфильма. Создание Динамические паузы. Экскурсия/интеллектуальная игра Создание картины «Красота моего родного края». Динамические паузы. Экологический субботник/ фото-кросс/ просмотр экологических мультфильмов. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Подведение итогов. Просмотр мультфильма. 1 1 1 20 30 31 32 33 34 «Орлёнок– Хранительисторичес кой памяти». «Хранительсемейныхт радиций» Яхранютрадициисем ьи,азначити Традициистраны». Кодекс «Орлёнка– Хранителя» «Знать,чтобыхранить» . «Историческоечаепит ие» «Расскажи мнео России». «Я– хранитель,мы – хранители» Подведениеитогов – 1ч. Подведениеитогов участияв программевтекущему чебномгоду 1 Работа в парах. Работа с альбомом. Работа в группах Обсуждение традиций Пополнение альбома 1 Обсуждение вопросов Работа в парах. Познавательная виртуальная экскурсия Составление Кодекса 1 Познавательная игра. Работа с Альбомом. Встреча-общение с гостями 1 Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Подведение итогов 1 Подведение итогов. 21 5. Календарно – тематическое планирование «Орлята России» в 3 - 4 классах 3 п/п Тема занятия трека Количе ство часов 1 Вводный«Орлятский урок» «Орлёнок–Лидер» 5ч. «Лидер– это…». «Ямогубытьлидером» «Вкомандерождаетсял идер». «КЛАССныйвыходно й» «Отидеи – кделу». КТД «Вместемысможемвс ё» «Встречастем,ктоуме етвестиза собой» «Мыдружныйкласс!» «Орлёнок–Эрудит» 5ч. «Ктотакойэрудит?» «Я– эрудит,аэтозначит…» 1 2 3 4 5 6 7 Дата план факт Форма проведения занятий 1 Игра на командообразование. Динамические паузы. Беседа. Тренинг на выявления лидера в команде. Видео «Интервью с лидером». Динамические паузы. Беседа. Тренинг. Верёвочный курс 1 КТД 1 КТД. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы 1 Подведение итогов. 1 Игра «Лото». Интеллектуальная игра «Вопрос от эрудита». Игра «Интеллектуальный кроссворд» 1 Электронные (цифровые) образовательн ые ресурс 22 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 «Игра– этополезноиинтересно ». «Эрудит– этоширокийкругозор» «Твори!Выдумывай!П робуй!» КТД«Играй,учисьиуз навай» Встречасэрудитом«Х отимвсё знать!» Итогитрека«Настарте новых открытий» «Орлёнок –Мастер» 5ч. «Мастер – это…». «Россиямастеровая» 1 Игра «Эврика». Презентация «10 великих изобретений русских учёных». Круг Знаний. 1 Работа в группах 1 КТД. 1 Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. 1 «ГородМастеров». «В гости кмастерам» «Отидеи –кделу!» КТД «Мастерствоегодела» «Мастер–это звучитгордо!» «Путьвмастерство»– подводим итоги Подведениепромежу точныхитогов – 1ч. Играпоитогам3хтреков: 1 Блиц-высказывания. Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края, России. КТД «Россия мастеровая». Игра по станциям «Город мастеров». Экскурсия/мастер-класс Тренинг «Мы мастера». КТД 1 1 1 Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Подведение итогов. 1 23 18 «Орлёнок –Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок –Мастер» «Орлёнок– Доброволец» - 4ч. «От словак делу». «Спешитьнапомощьбе звозмездно!» 1 19 КТД«Создайхорошеен астроение». «Сзаботойостарших» 1 20 ПодготовкаКТД«Отид еикделу». КТД«Подариулыбкум иру!» «Доброволец – этодоброе сердце». «Портретдобровольца » «Орлёнок– Спортсмен» - 4ч. «Движение–жизнь!» «ОсновыЗОЖ» «Мыгордимсянашим и спортсменами». «Стозатейдлявсехдруз ей» КТД «Спортивное». 1 21 22 23 24 Просмотр мультфильма «Рука помощи». Динамические паузы. Работа по группам. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». КТД «Создай людям хорошее настроение». Минитренинг. Флешмоб «Хорошее настроение». Динамические паузы. Беседа. Акции «Коробка храбрости» КТД «Флешмоб». 1 Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Беседа. 1 1 КТД «Зарядка». Динамические паузы. Работа с чек-листом. Работа по группам «Основы ЗОЖ» Работа в группах. Динамические паузы. Работа с чек-листом. Игра с элементами ТРИЗ (придумываем новый вид спорта). Работа с чеклистом. 1 КТД «Плакат болельщика». Игра-обсуждение 24 25 26 Спортивнаяигра«Книг арекордов» «Встреча-подарок». «Азбуказдоровья» «Орлёнок –Эколог» 4ч. «ЭКОЛОГиЯ». «Странаэкологии» 1 1 27 «Мойслед напланете». КТД«Знаю,умею,дейс твую» 1 28 Экологическийквест «Ключи природы». Встречас человеком,которого Можноназватьнастоя щимэкологом Играпостанциям«Пут ешествиевприроду». «Шагаявбудущее– помни о планете» «Орлёнок– Хранительисторичес койпамяти» - 4ч. «ОрлёнокХранительи сторическойпамяти». «Традициимоейстран ы» Кодекс«Орлёнка– 1 29 30 31 «Копилка болельщика». Работа с чек-листом. Спортивные соревнования. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Работа с чек-листом. Подведение итогов. КТД «Экологическая тропа». Динамические паузы. Просмотр мультфильма. Презентация/ видео о работе экологов. Кейс «Страна экология». Дидактическая игра из «Орлёнка»: что в мусорном ведре? Просмотр экологического мультфильма. КТД «Знаю, умею, действую». Динамические паузы. Экологический квест «Ключи природы». Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. 1 Игра по станциям «Путешествие в природу» Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля». Подведение итогов. Просмотр мультфильма. 1 КТД «Альбом памяти». Поделка «Традиции России». 1 Просмотр мультфильма «Мульти-Россия». Кодекс 25 32 33 34 Хранителя». «Знать,чтобыхранить» КТД«Историястанови тсяближе». КТД«Мы– хранителипамяти» «Расскажи мнео России». «Мы– хранители» Подведениеитогов – 1ч. Подведение итогов участия в программевтекущему чебномгоду «Орленка-хранителя». Игра-квест «Ключи истории» 1 КТД «История становится ближе». КТД «Мы хранители памяти» 1 Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Подведение итогов. 1 26