Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательный русский язык» для обучающихся 1-3 классов c. Южаково, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». Данная программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий. Задачи: -развитие лингвистических компетенций учащихся; -формирование любви и уважения к русскому языку; -развитие познавательных способностей младших школьников; -развитие творческих способностей младших школьников; -расширение кругозора учащихся. Программа реализуется в течении трёх лет обучения в начальной школе (с 1 по 3 класс), которая позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Приоритетными на этапе начального образования являются: - познавательная деятельность - информационно-коммуникативная деятельность - рефлексивная деятельность. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности. Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность. Каждое учебное занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. Каждое занятие имеет следующую структуру: 1) Работа над темой занятия. 2) «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки). 3) Продолжение работы над темой. 4) Рефлексия (подведение итогов занятия). ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1 час в неделю) и 34 учебных часа во 2-3 классах (по 1 чау в неделю). ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА Программа составлена с учетом требований ФГОС и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей: 1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть учебного занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя. 2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других. 3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия. Все учебные занятия строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний. На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы. Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей. Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело. Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности. Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей. В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью). Занятия рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности. На занятиях должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. Тема 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Тема 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи. Календарно-тематическое планирование в 1 классе № 1 Тема урока Речь устная и письменная Кол-во часов 1 2 Что такое слово 1 3 4 5 6 В мире звуков Игротека Звуки и буквы- не одно и тоже Что такое метаграммы 1 1 1 1 7 8 9 10 Жили-были гласные и согласные Игротека Волшебник Ударение Такие разные согласные 1 1 1 1 11 Такие разные согласные 1 12 13 14 15 16 17 18 Игротека Русские народные загадки Зачем шипят шипящие Познакомьтесь: алфавит! Игротека Привет, пословица! Поговорим о предложении 1 1 1 1 1 1 1 19 20 Ещё немного о предложении Игротека 1 1 21 Знакомимся с анаграммами 1 22 23 24 Что такое текст? Что мы пишем с большой буквы Игротека 1 1 1 25 О безударных гласных 1 26 О парных звонких и глухих согласных 1 27 28 29 Слова-приятели Игротека Слова-неприятели 1 1 1 30 31 32 Волшебное слова предлог Что за зверь такой-фразеологизм Игротека 1 1 1 33 Учимся различать слова разных частей речи 1 Дата проведения Календарно-тематическое планирование во 2 классе № Тема урока Кол-во часов 1 Что мы знаем о звуках и буквах ? 1 2 Что такое лексика? 1 3 4 5 6 7 Однозначные и многозначные слова Игротека Слова-братья Слова - наоборот Пословица недаром молвится 1 1 1 1 1 8 Игротека 1 9 И снова пословицы, пословицы, пословицы, … 1 10 Играем со словарными словами 1 11 12 13 Анаграммы Игротека Секреты некоторых букв 1 1 1 14 Шарады, анаграммы и метаграммы 1 15 Еще раз о синонимах и антонимах 1 16 17 18 Игротека Слова, обозначающие предметы Слова, обозначающие действие предметов 1 1 1 19 Слова, обозначающие признаки предметов 1 20 21 22 23 Игротека Текст, тема, главная мысль Заголовок- всему голова Работаем с фразеологизмами 1 1 1 1 24 25 26 Игротека И снова пословицы Ещё раз о фразеологизмах 1 1 1 27 28 29 30 1 1 1 1 32 33 Русские народные загадки Игротека И вновь словарные слова Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы Какие слова русского языка помогают называть качества характера Игротека Повторяем… 34 Повторяем, повторяем… 1 31 1 1 1 Дата проведения Календарно-тематическое планирование в 3 классе № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока Да здравствует русский язык! Вежливые слова Поговорки и пословицы Игротека Запоминаем словарные слова Растения во фразеологизмах Животные во фразеологизмах Игротека Я не поэт, я только учусь… Как Морфология порядок навела Игры с пословицами Игротека И снова животные во фразеологизмах Кое-что о местоимении 15 Познакомимся поближе с наречием и числительным Игротека Состав слова. Основа слова. Формы слова Про корень и окончание Про суффикс и приставку Игротека Непроизносимые согласные Учимся различать приставку и предлог Учимся писать не с глаголами Игротека Имена существительные с шипящим звуком на конце Его величество Ударение Поговорим о падежах Игротека Сложные слова От архаизмов до неологизмов По страницам энциклопедий Игротека Повторяем… Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения Описание материально-технического обеспечения курса: 1. Книгопечатные пособия для учителя: Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. 2. Цифровые ресурсы: Ресурсы Интернет. ЦОР по русскому языку для начальной школы. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов. 3. Техническое оборудование: компьютер; принтер; сканер; мультмедиапроектор.