Учебный план начального общего образования на 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №

РАССМОТРЕНО
Протокол №11 от 06.06.2024 г.

УТВЕРЖД
Директор
Приказ №

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
(1 -4 классы)
на 2024 - 2025 учебный год

Горноуральский городскогй округ, Свердловская область 2024

ньшина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ №2 и филиалах
«Башкарская СОШ», «Кайгородская СОШ» (далее - учебный план) для 1-4 классов,
реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МБОУ СОШ №2,
разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом
Федеральной образовательной программой начального общего образования, и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в МБОУ СОШ №2 и филиалах «Башкарская СОШ»,
«Кайгородская СОШ» начинается 02.09.2024г. и заканчивается 29.05.2025г.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4
классах - 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 - 4 классах - 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
- для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю -5 уроков.
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по
шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час)
составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:

2

-

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по
40 минут каждый).
- Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Учебные предметы обязательной части учебного плана
Учебный предмет «Русский язык» направлен на приобщение обучающихся к
духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуре.
В процессе изучения предмета идёт развитие коммуникативно-речевых
умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и
интеллектуальных способностей учащихся. Формируются первоначальные знания
о лексике, фонетике, морфологии, морфемике, пунктуации.
В 1 классе обучение русскому языку начинается интегрированным курсом
«Обучение грамоте», который содержит разделы «Обучение чтению», «Обучение
письму». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в
неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными
особенностями и спецификой используемых учебных средств. После завершения
интегрированного курса начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения. Предмет изучается в 1-4 классах по 5 часов в неделю.
Учебный предмет «Литературное чтение» наряду с русским языком
формирует функциональную
грамотность, развивает диалогическую
и
монологическую речь, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. На
данный предмет отводится 1-4 классах - 4 часа в неделю.
Учебный предмет «Английский язык» помогает сформировать у младших
школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические
представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами
3

иностранного языка. На его изучение выделяется 2 часа в неделю со второго по
четвертый класс. При изучении английского языка предусматривается деление
класса (с наполняемостью класса не менее 20 человек) на две группы.
Учебный предмет «Математика». Содержание обучения математике в
начальной школе направлено на формирование у обучающихся математической
речи, логического и алгоритмического и эвристического мышления, которые
обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. На данный предмет
отведено 4 часа в неделю с 1 по 4 класс.
Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий
потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их
познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и
саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках учебного предмета
«Окружающий мир», имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью младшего школьника. Недельная нагрузка - 2 часа.
Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважении к нему, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является
культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется
протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На
основании произведённого выбора формируются группы обучающихся. Решение о
количестве учебных групп принимается с учётом необходимости предоставления
обучающимся возможности изучения выбранного модуля, а также с учётом
имеющихся условий и ресурсов.
На 2024-2025 учебный год родителями обучающихся МБОУ СОТII №2 и
филиалов «Башкарская СОШ», «Кайгородская СОШ» выбран модуль «Основы
светской этики». Недельная нагрузка - 1 час. В ОО имеется УМК, педагоги прошли
курсовую подготовку.
Учебный предмет «Музыка» направлен на развитие эмоционально­
ценностного восприятия произведений музыкального искусства и включает в себя
все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством
деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Данный предмет изучается по
1 часу в неделю в 1-4 классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на реализацию
приоритетных направлений художественного образования: приобщение к
4

искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной
деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей
ребенка. На изучение данного предмета отведен 1 час в неделю в 1 - 4 классах.
Основной характерной особенностью учебного предмета Труд (технология)
является деятельностный подход к построению процесса обучения, что
способствует формированию у обучающихся представлений о взаимодействии
человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии
общества; позволяет сформировать начальные технологические знания,
важнейшие трудовые умения и навыки. Программа начального общего
образования включает несколько модулей, общих для каждого года обучения. Это
"Технологии, профессии и производства", "Технологии ручной обработки
материалов", "Конструирование и моделирование" и "Информационно­
коммуникативные технологии". На уроках труда школьники будут заниматься с
различными материалами, такими как бумага, картон, ткани, природные
материалы, пластик, поролон, фольга и другие. Они будут учиться основам
слесарного дела, кройке, шитью и другим навыкам ручной работы. Данный
учебный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1 - 4 классах.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у младших
школьников потребность в бережном отношении к своему здоровью, в творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа
жизни, качественном овладении жизненно важными двигательными навыками и
умениями. На учебный предмет «Физическая культура» отводится в 1 - 2 классах
2 часа в неделю. 3-ий час реализуется за счет внеурочной деятельности, а также за
счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных
клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной
деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому
предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия,
экскурсии и другое). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не
менее 2 минут.
Урочная
деятельность
направлена на достижение
обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего образования с
учетом обязательных для изучения учебных предметов.
При выборе УМК администрация МБОУ СОШ №2 руководствовалась
федеральным
перечнем
учебников, рекомендованных
(допущенных) к
использованию в образовательных учреждениях. Учебный план разработан с
учётом содержания предметной линии УМК «Школа России».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
5

интересы обучающихся: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
При распределении часов учебного плана в части формируемой участниками
образовательных отношений проводилось анкетирование родителей (законных
представителей) обучающихся.
В МБОУ СОШ №2 и филиалах «Башкарская СОШ», «Кайгородская СОШ»
языком обучения является русский язык.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Освоение основной образовательной программы начального общего
образования сопровождается годовой промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком, согласно Положению о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МБОУ СОШ №2.
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса осуществляется в
соответствии с безотметочной системой оценивания. Обучающимся 1 - го класса,
итоговые оценки не выставляются, допускается лишь словесная объяснительная
оценка, обучение проводится без домашних заданий.
Во 2-4 классах используется пятибалльная система. Периодами
промежуточной аттестации являются четверти. Отметка обучающегося за четверть
выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом
результатов текущих и письменных контрольных работ.
Результат промежуточной аттестации в 1 классе представляет собой
словесно-объяснительную оценку: обучающийся овладел/не овладел опорной
системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения
обучения во 2 классе.
Результаты промежуточной аттестации во 2-4 классах оцениваются по
пятибалльной системе в соответствии с нормами оценки знаний по данному
учебному предмету.
Отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в электронный
журнал на дату проведения работы.
Годовые отметки во 2-4 классах по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным
учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок
6

и выставляются всем обучающимся целыми числами в соответствии с правилами
математического округления. Итоговая оценка соответствует годовой.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам
четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением
о
формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
МБОУ СОШ №2.

Учебные
предметы
Русский язык

Литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика

Формы проведения промежуточной аттестации
2 класс
1 класс
3 класс
Контрольное списывание с
грамматическим заданием

Технология
Физическая
культура

Итоговая
контрольная
работа в
формате ВПР

Работа с текстом
Итоговый тест

-

Итоговая контрольная работа

Окружающий
мир

Основы
религиозных
культур и
светской этики
Изобразительное
искусство
Музыка

Диктант с
грамматическим
заданием

4 класс

Итоговый тест

Итоговая
контрольная
работа в
формате ВПР
Итоговая
контрольная
работа в
формате ВПР
Проектная
работа

Творческая работа
Творческая
работа

Итоговый тест
Проектная работа
Сдача контрольных нормативов.

7

Занимательный
русский язык

Обучающиеся, освобождённые от уроков физической
культуры по медицинским показаниям, выполняют итоговый
тест
Творческая работа

Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП
НОО составляет 4 года.

8

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область

Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство

Учебный предмет

Количество часов в неделю (в год)
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Обязательная часть
Русский язык
5(165)
5 (170)
5(170)
5 (170)
Литературное чтение
4(132)
4(136)
4(136)
4(136)
Иностранный язык
0
2(68)
2(68)
2(68)
(английский)
Математика
4(132)
4(136)
4(136)
4(136)
Окружающий мир
2(66)
2(68)
2(68)
2(68)

Основы религиозных
культур и светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура

0

0

0

1(33)
1(34)
1(34)
1(33)
1(34)
1(34)
Технология
1(33)
1(34)
1(34)
Физическая культура
2(66)
2(68)
2(68)
Итого
20
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Занимательный русский язык
1(33)
1(34)
1(34)
Итого
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21
23
23
Количество учебных недель
33
34
34
Всего часов в год
782
693
782

Итого

675
540
204
540
270

1(34)

34

1(34)
1(34)
1 (34)
2(68)
23

135
135
135
270
2938

0
0
23
34
782

101
101

3039

9

План внеурочной деятельности (недельный)
МБОУ СОШ №2 и филиалов «Башкарская СОШ», «Кайгородская СОШ»
Учебные курсы
Разговоры о важном
Функциональная грамотность
Раскрываем секреты текста
Орлята России
Подвижные игры
Моя художественная практика
Театральная мастерская
Основы логики и алгоритмики
ИТОГО недельная нагрузка

1 класс
1(33)
1(33)
1 (33)
1(33)
1(33)
1(33)
1(33)
1(33)
8 (264)

Количество часов в неделю
3 класс
2 класс
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
8 (272)
8 (272)

Итого
4 класс
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
1(34)
8 (272)

135
135
135
135
135
135
135
135
1080

ю


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».