Положение об оказании ситуационной помощи инвалидам сотрудниками МБОУ СОШ №2 и филиалов

средняя общеобразовательная школа №2
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 30.08.2019 г

АЮ:
ОУ СОШ №2
С. Панынина
-Д от 02.09.2019 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании ситуационной помощи инвалидам сотрудниками
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №2 и филиалов
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов,
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в
связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»; реализацией Государственной
программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы»; Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом
от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. №1309 «Об утверждении
порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», Уставом
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №2.
1. Область применения.
1.1 Настоящее положение устанавливает порядок организации и алгоритм оказания
ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
(далее по тексту инвалиды), обеспечение условий для беспрепятственного доступа.
1.2 Действие настоящего положения распространяется на сотрудников МБОУ СОШ
№2 и филиалов «Башкарская СОШ», «Кайгородская СОШ», детский сад «Капелька»,
детский сад «Рябинушка».
2.

Буквенные коды и категории инвалидности.

Для реализации ситуационной помощи каждой группе инвалидов нормативно
установлен код (буквенный), который позволяет систематизировать деятельность МБОУ
СОШ №2 и филиалов по определению и предоставлению видов услуг инвалидам и видов
помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Буквенный код
инвалиду устанавливается в Главных бюро медико-социальной экспертизы в субъектах
Российской Федерации (ФГКУ МСЭ) и заносится в справку инвалида.
Таблица 1 - Классификация форм инвалидности
Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки состояния здоровья
гражданина в соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными Минтрудом
РФ1. Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах
социальной инфраструктуры разработана классификация форм инвалидности, которую
условно можно обозначить «пентада косгу»2. В зависимости от формы инвалидности лицо
сталкивается с определенными барьерами, мешающими ему пользоваться зданиями,
сооружениями и предоставляемыми населению услугами наравне с остальными людьми.

1

Буквенное
обозначение
К

О

средняя общеобразовательная школа №2
Графическо
Характеристика барьеров
Формы инва­
е
окружающей среды
лидности
для инвалидов разных
изображение
форм
Инвалиды,
Для инвалидов, передвигающихся на
передвигающиеся
креслах-колясках, барьерами различной
на креслахстепени выраженности могут быть
колясках
пороги, ступени, неровное, скользкое
покрытие, неправильно установленные
пандусы, отсутствие поручней, высокое
расположение информации, высокие
прилавки, отсутствие места для разворота
на кресло-коляске, узкие дверные
проемы, коридоры, отсутствие
посторонней помощи при преодолении
препятствий (при необходимости) и др.
физические и информационные барьеры.

Инвалиды с
нарушениями
опорно­
двигательного
аппарата

Для инвалидов с нарушениями опорно­
двигательного аппарата
различной степени выраженности
могут быть:
1) для лиц, передвигающихся
самостоятельно с помощью тростей,
костылей,
опор - пороги, ступени, неровное,
скользкое покрытие, неправильно
установленные пандусы, отсутствие
поручней, отсутствие мест отдыха на
пути движения и др. физические
барьеры;
2) для лиц, не действующих руками препятствия при выполнении действий
руками (открывание дверей, снятие
одежды и обуви и т.д., пользование
краном, клавишами и др.), отсутствие
помощи на объекте социальной
инфраструктуры для осуществления
действий руками.

Приказ Минтруда РФ от 29 сентября 2014 г. № 664н «О классификациях и критериях, используемых при
осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы»
Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Методика паспортизации и классификации
объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность.
Методическое пособие».

С

средняя
Инвалиды с
нарушениями
зрения

г

Инвалиды с
нарушениями
слуха

У

Инвалиды с
нарушениями
умственного
развития

одщеобразователышяшкош№2
Для инвалидов с нарушениями зрения
барьерами различной степени
выраженности могут быть отсутствие
тактильных указателей, в том числе
направления движения,
информационных указателей, преграды
на пути движения
(стойки, колонны, углы, стеклянные
двери без контрастного обозначения и
др.);
неровное, скользкое покрытие,
отсутствие помощи на объекте
социальной инфраструктуры
для получения
информации и ориентации и др.

•
ш
°

Для инвалидов с нарушениями слуха
барьерами различной степени
выраженности могут быть отсутствие
зрительной информации, в том числе
при чрезвычайных ситуациях на
объекте социальной инфраструктуры,
отсутствие возможности подключения
современных технических средств
реабилитации (слуховых аппаратов) к
системам информации (например,
через индукционные петли),
электромагнитные помехи при проходе
через турникеты, средства контроля для
лиц с кохлеарными имплантами,
отсутствие сурдопереводчика,
тифлосурдопереводчика и др.
информационные барьеры.
Для инвалидов с нарушениями
умственного развития барьерами
различной степени выраженности могут
быть отсутствие понятной для
усвоения информации на объекте
социальной инфраструктуры,
отсутствие помощи на объекте
социальной инфраструктуры
для получения информации и
ориентации и др.

3. Обеспечение условий для беспрепятственного доступа
3.1
В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в здания и помещения
МБОУ СОШ №2 и филиалов «Башкирская СОШ», «Кайгородская СОШ», детский сад
«Капелька», детский сад «Рябинушка» инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи
в:
а) подготовлены парковочные места для автотранспорта лиц с ограниченными
возможностями;
б) здания и помещения частично оборудованы элементами доступности (широкие
дверные проемы, кнопка вызова персонала и др.) в соответствии с требованиями к
доступности среды для маломобильных граждан СП 59.13330.2012, ГОСТ Р 51671-2000,
ГОСТ Р 52875-2007;

3

средняя общеобразовательная школа №2
3.2
Требования к обеспечению условий для беспрепятственного доступа в зданиях и
помещениях инвалидов по категориям приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Требования к обеспечению условий для беспрепятственного доступа в здания
и помещения инвалидов по адресу:
622926, Свердловская область, Пригородный район, с.Южаково, ул. Советская, 10а
Наличие приспособленной входной
Вход в здание не оборудован пандусом, ступени и
группы здания для инвалидов (пандусы и
площадка входа в здание не имеют
другие устройства и приспособления)
противоскользящего покрытия. Имеется парковка
для транспортных средств инвалидов.
Входные двери имеют пороги, имеют
пиктограмму, оборудованы звонком.
Наличие возможностей перемещения
На лестничных пролётах между 1-ми
инвалидов внутри здания
2-м этажом отсутствуют перила с двух сторон.
(приспособление коридоров, лестниц и
Т.д.)

Не имеется из-за технических особенностей здания
Наличие специально оборудованных
санитарно-гигиенических помещений
для инвалидов (перила, поручни,
специализированное сантехническое
оборудование и т.д.)
Все помещения оснащены противопожарной
Оснащение зданий и сооружений
звуковой сигнализацией с
системами
противопожарной
оповещением людей при пожаре
сигнализации и оповещения с
дублирующими световыми устройствами
Имеется тактильная табличка, выполненная
Оснащение зданий информационными
шрифтом Брайля, на входе в образовательную
устройствами, табло с тактильной
(пространственно-рельефной)
организацию
информацией и др.
Таблица 3 - Требования к обеспечению условий для беспрепятственного доступа в здания
и помещения инвалидов по адресу:
622923, Свердловская область, Пригородный район, с.Башкарка, ул. Школьная, 2
Вход в здание не оборудован пандусом, ступени и
Наличие приспособленной входной
группы здания для инвалидов (пандусы и
площадка входа в здание не имеют
другие устройства и приспособления)
противоскользящего покрытия. Входные двери
имеют пороги, имеют пиктограмму, оборудованы
звонком.
Наличие возможностей перемещения
На лестничных пролётах между 1-ми
инвалидов внутри здания
2-м этажом отсутствуют перила с двух сторон.
(приспособление коридоров, лестниц и
т.д.)
Не имеется из-за технических особенностей здания
Наличие специально оборудованных
санитарно-гигиенических помещений
для инвалидов (перила, поручни,
специализированное сантехническое
оборудование и т.д.)
Все помещения оснащены противопожарной
Оснащение зданий и сооружений
звуковой сигнализацией с
системами
противопожарной
оповещением
людей при пожаре
сигнализации и оповещения с
дублирующими световыми устройствами
Имеется тактильная табличка, выполненная
Оснащение зданий информационными
шрифтом Брайля, на входе в образовательную
устройствами, табло с тактильной
(пространственно-рельефной)
организацию
информацией и др.

средняя общеобразовательная школа №2
Таблица 4 - Требования к обеспечению условий для беспрепятственного доступа в здания
и помещения инвалидов по адресу:
/

Наличие приспособленной входной
группы здания для инвалидов (пандусы и
другие устройства и приспособления)

V/ ^ ж ж

жж

V шж у

vr

wmm. v w у j

^

v

^

^

у

—

Вход в здание не оборудован пандусом, ступени и
площадка входа в здание не имеют
противоскользящего покрытия. Входные двери
имеют пороги, имеют пиктограмму, оборудованы
звонком.
На лестничных пролётах между 1-ми
2-м этажом отсутствуют перила с двух сторон.

Наличие возможностей перемещения
инвалидов внутри здания
(приспособление коридоров, лестниц и
т.д.)
Не имеется из-за технических особенностей здания
Наличие специально оборудованных
санитарно-гигиенических помещений
для инвалидов (перила, поручни,
специализированное сантехническое
оборудование и т.д.)
Все помещения оснащены противопожарной
Оснащение зданий и сооружений
звуковой сигнализацией с
системами
противопожарной
оповещением людей при пожаре
сигнализации и оповещения с
дублирующими световыми устройствами
Имеется тактильная табличка, выполненная
Оснащение зданий информационными
шрифтом Брайля, на входе в образовательную
устройствами, табло с тактильной
(пространственно-рельефной)
организацию
информацией и др.
Таблица 5 - Требования к обеспечению условий для беспрепятственного доступа в здания
и помещения инвалидов по адресу:
622923, Свердловская область, Пригородный район, с.Башкарка, ул. Ленина, 31_____
Вход в здание не оборудован пандусом, ступени и
Наличие приспособленной входной
группы здания для инвалидов (пандусы и
площадка входа в здание не имеют
другие устройства и приспособления)
противоскользящего покрытия. Входные двери
имеют пороги, имеют пиктограмму, оборудованы
звонком.
Наличие возможностей перемещения
На лестничных пролётах на крыльце
инвалидов внутри здания
отсутствуют перила с двух сторон.
(приспособление коридоров, лестниц и
Т.д.)

Наличие специально оборудованных
санитарно-гигиенических помещений
для инвалидов (перила, поручни,
специализированное сантехническое
оборудование и т.д.)
Оснащение зданий и сооружений
системами
противопожарной
сигнализации и оповещения с
дублирующими световыми устройствами
Оснащение зданий информационными
устройствами, табло с тактильной
(пространственно-рельефной)
. информацией и др.

Не имеется из-за технических особенностей здания

Все помещения оснащены противопожарной
звуковой сигнализацией с
оповещением людей при пожаре
Имеется тактильная табличка, выполненная
шрифтом Брайля, на входе в образовательную
организацию

5

средняя общеобразовательная школа №2
Таблица 6 - Требования к обеспечению условий для беспрепятственного доступа в здания
и помещения инвалидов по адресу:
622927, Свердловская область, Пригородный район, с.Кайгородское, ул. Ленина, 103а
Наличие приспособленной входной
Вход в здание не оборудован пандусом, ступени и
группы здания для инвалидов (пандусы и
площадка входа в здание не имеют
другие устройства и приспособления)
противоскользящего покрытия. Входные двери
имеют пороги, имеют пиктограмму, оборудованы
звонком.
Наличие возможностей перемещения
На лестничных пролётах между 1-м и
инвалидов внутри здания
2-м этажом отсутствуют перила с двух сторон.
(приспособление коридоров, лестниц и
т.д.)
Не имеется из-за технических особенностей здания
Наличие специально оборудованных
санитарно-гигиенических помещений
для инвалидов (перила, поручни,
специализированное сантехническое
оборудование и т.д.)
Все помещения оснащены противопожарной
Оснащение зданий и сооружений
звуковой сигнализацией с
системами
противопожарной
оповещением людей при пожаре
сигнализации и оповещения с
дублирующими световыми устройствами
Имеется тактильная табличка, выполненная
Оснащение зданий информационными
шрифтом Брайля, на входе в образовательную
устройствами, табло с тактильной
(пространственно-рельефной)
организацию
информацией и др.

3.

средняя общеобразовательная школа №2
Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам

4.1 Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К»
4.1.1 Организационные мероприятия МБОУ СОШ №2 и филиалов:
а) на стоянке автотранспортных средств около образовательной организации необходимо
выделить места, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не
должны занимать иные транспортные средства;
б) в образовательной организации назначается сотрудник, способный помочь инвалиду на
коляске войти и выйти из здания, помочь ему при передвижении внутри здания, поднять
инвалида на коляске на нужный этаж;
в) на здании корпуса устанавливается кнопка вызова службы помощи и контактный телефон,
продублированный на специальных информационных табличках;
г) надписи на здании и внутри представлены в легкочитаемой и понятной форме и размещены
с учетом их доступности для инвалидов - на уровне сидящего в коляске инвалида;
д) в образовательной организации имеются в наличии реабилитационная техника, в том числе
и в физкультурно-оздоровительных помещениях.
4.1.2 При нахождении инвалида с кодом «К» в учебных и производственных
помещениях ему оказывают ситуационную помощь:
а) при входе и выходе из здания;
б) при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы;
в) в гардеробе - помочь раздеться и одеться (при необходимости и внутри помещения);
г) в столовой и буфете - достать и поставить на стол необходимое блюдо;
д) при посещении туалета, при необходимости.
4.1.3 Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с кодами
категорий инвалидности.
4.1.3.1 Администратор (сторож, вахтер):
а) по монитору видеонаблюдения видит посетителя с ограничением передвижения (на
коляске, костылях), выходит на улицу, открывает входные двери;
б) инвалиду на костылях предоставляет кресло-коляску при входе в здание, оказывает помощь
при перемещении в кресло-коляску;
в) оказывает помощь при входе в здание;
г) уточняет, в какой помощи нуждается посетитель, цель посещения;
д) сообщает сотруднику службы помощи о посещении образовательной организацией
посетителя с ограничением передвижения;
е) оказывает помощь при выходе из колледжа.
4.1.3.2 Сотрудник службы помощи:
а) оказывают помощь при одевании и раздевании;
б) в случае необходимости оказывает помощь при передвижении внутри здания,
сопровождает по кабинетам, сопровождает до гардероба;
в) оказывает помощь при одевании;
г) при необходимости оказывает помощь при посещении туалета;
д) при посещении физкультурно-оздоровительных сооружений, оказывает помощь при
переодевании и принятии гигиенических процедур (по необходимости).
Правила поведения при общении с людьми, испытывающими трудности при
передвижении, приведены в приложении А.
4.2 Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С»
4.2.1 Организационные мероприятия МБОУ СОШ №2 и филиалов :
а) при входе в здание размещена тактильная плитка и звуковая информация, а информация
внутри здания информация продублирована Брайлеровским текстом.
Б) в столовой имеется специальная посуда для слепых, которая позволяет инвалидам есть
самостоятельно.
4.2.2 При нахождении инвалида с кодом «С» в учебных и производственных
помещениях ему оказывается ситуационную помощь:

7

средняя общеобразовательная школа №2
а) при входе и выходе из здания;
б) при перемещении внутри здания;
в) при подъеме и спуске с лестницы;
г) в гардеробе - при раздевании и одевании;
д) в столовой и буфете - достает и ставит на стол необходимое блюдо;
е) при необходимости оказывается помощь в туалете.
4.2.3
Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с кодами
категорий инвалидности.
4.2.3.1 Администратор (сторож, вахтер):
а) по монитору системы видеонаблюдения наблюдает за посетителем с ограничением
передвижения;
б) встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);
в) открывает входные двери;
г) помогает войти в здание;
д) берет посетителя под локоть и сопровождает до сотрудника службы помощи, при
необходимости знакомит инвалида со всеми надписями в образовательной организации;
е) оказывает помощь при выходе из здания;
ж) при наличии у инвалида собаки-проводника - оказывает помощь при прогулке собаки.
4.2.3.2 Сотрудник службы помощи:
а) помогает при одевании и раздевании;
б) при необходимости знакомит со всеми надписями в университете, не дублированными
шрифтом Брайля или голосовым информатором;
в) сопровождает до нужного кабинета, придерживая его под локоть;
г) оказывают помощь при ориентации в помещении.
Правила поведения при общении с людьми, имеющими плохое зрение, приведены в
приложении А.
4.3 Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О»
4.3.1 Организационные мероприятия МБОУ СОШ №2 и филиалов:
а) для облегчения входа и выхода в помещениях некоторые двери открываются
автоматически, при отсутствии автоматически открывающейся двери, сотрудник службы
помощи открывает и закрывает дверь, все ручки дверей в помещениях широкие;
б) в столовой имеется специальная столовая посуда (тарелки с высокими бортиками), а также
технические средства реабилитации, помогающие инвалиду с нарушением верхних
конечностей выполнять различные действия самообслуживания самостоятельно;
в) специальные туалетные комнаты оснащены ножным или автоматическим спуском воды,
сенсорным смесителем в раковине, сенсорной сушилкой для рук.
4.3.2 При нахождении инвалида с кодом «О» в учебных и производственных
помещениях ему оказывают ситуационную помощь при всех действиях, выполняемых
руками:
а) при входе и выходе из здания, открывании и закрывании дверей;
б) в гардеробе - при раздевании и одевании, в раздевалке спортивного зала - помочь
переодеться в спортивную форму;
4.3.3 Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с
кодами категорий инвалидности.
4.3.3.1 администратор (сторож, вахтер):
а) по монитору системы видеонаблюдения видит посетителя с ограничением в
самообслуживании;
б) встречает инвалида на улице (на входе в здание);
в) открывает входные двери;
г) помогает войти в здание;
д) приглашает сотрудника службы помощи;
е) оказывает помощь при выходе из здания.
4.3.3.2 сотрудник службы помощи:

средняя общеобразовательная школа №2
а) помогает при одевании и раздевании;
б) сопровождает до нужного кабинета.
4.4 Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г»
4.4.1 Инвалид глухой, при формальном общении нуждается в услугах
сурдопереводчика. При отсутствии сурдопереводчика ситуационная помощь инвалиду
оказывается во всех помещениях, где отсутствует письменная информация об услугах,
предоставляемых образовательным учреждением.
4.4.2 При плановом посещении колледжа инвалиду с кодом «М» необходимо заранее
обращается в службу помощи инвалидам за сурдопереводчиком или сопровождающим лицом.
4.4.3 Во время пребывания инвалида в образовательном учреждении сурдоперевочик
сопровождает инвалида по территории образовательного учреждения, знакомит с письменной
информацией о проводимых в образовательном учреждении мероприятиях, участвует в
проведении реабилитационных мероприятий, оказывая услуги по сурдопереводу.
4.4.5 При отсутствии сурдопереводчика сотрудник службы помощи знакомит инвалида
с письменной информацией о порядке оказания образовательных услуг и другой
запрашиваемой инвалидом информации.
4.5 Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У»
4.5.1 Организационные мероприятия:
а) обеспечение доступной, понятной для усвоения информации об оказываемых услугах;
б) организация сопровождения для оказания необходимых услуг
5.5.2 Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии
с кодами категорий инвалидности
5.5.2.1 Сотрудники МБОУ СОШ №2 и филиалов:
а) разъясняют информацию о предоставлении услуг учреждением социального
обслуживания населения;
б) сопровождают до нужного кабинета учреждения социального обслуживания населения.

4.

Ответственность

6.1. МБОУ СОШ №2 несет ответственность перед инвалидом за убытки и моральный
вред, причиненные ему вследствие неоказания или ненадлежащего оказания ему услуги,
нарушения его прав и законных интересов, в том числе разглашения его персональных
данных и использования сотрудниками академии своего служебного положения в целях
несоответствующих интересам инвалида.
6.2. Для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам МБОУ СОШ №2
и филиалов сотрудникам необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от
вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья с учетом буквенного
кода и той ситуации, в которой находится инвалид.
6.3. При оказании ситуационной помощи работники МБОУ СОШ №2 и филиалов
обязаны соблюдать и защищать права и интересы инвалидов и обеспечивать
конфиденциальность персональных данных и сведений о содержании оказываемых им
услуг.

средняя общеобразовательная школа №2
Приложение А
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДАМИ
Общие правила этикета при общении с инвалидами

1. Обращение к человеку, когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь
непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые
присутствуют при разговоре.
2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку:
даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать
руку -— правую или левую, что вполне допустимо.
3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем
не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас
общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и
назвать себя.
4. Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем
спрашивайте, что и как делать.
5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с
взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.
6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске
- то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает.
Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее
использует.
7. Внимательность и
ерпливось: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим
т
трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек
сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не
притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли,
это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.
8. Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной
коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном
уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по
губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно,
постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.
9. Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо
слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и
говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по
губам.
10. Не
смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы
слышали об этом...?» тому, кто не может видеть или слышать. Также разработаны правила
этикета для лиц с разными расстройствами функций организма. Список правил достаточно
велик. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к
сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте
- и тогда оказание услуги в учреждении и общение будут эффективными.
Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при
передвижении:
• Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека.
Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать
катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без
его разрешения.

средняя общеобразовательная школа №2
• Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте
помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
• Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко
следуйте инструкциям.
• Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска
быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
• Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия.
Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно
устранить.
• Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по
плечу.
• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.
Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
• Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек
имел возможность принимать решения заранее.
• Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет
проблем со зрением, слухом и пониманием.
• Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это
трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть
люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и
могут передвигаться с помощью костылей, трости
и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими:
• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите
так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
• Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях,
лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
• Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние.
Делитесь увиденным.
• Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними
животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
• Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом.
Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не
попросят.
• Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его
потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен
подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого
человека от ответственности, обусловленной документом.
• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не
к его зрячему компаньону.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных
присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте
руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему
возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то
предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
• Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз
называть того, к кому вы обращаетесь.
• Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь,
предупредите его.

11

средняя общеобразовательная школа №2
• Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это
означает «видеть руками», осязать.
• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно
сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе».
Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».
• Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его
движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним.
Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего
человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими
нарушение слуха:
• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не
затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами.
Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
• Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует
много способов общения с людьми, которые плохо слышат.
•
Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.
• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно.
В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом
случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность
воспринимать высокие частоты.
•
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по
имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать,
особенно в ухо, тоже не надо.
• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое
предложение. Используйте жесты.
• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический
или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной
почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
• Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще
переписываться.
• Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных
помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень
тоже могут быть барьерами.
• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через
переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к
переводчику.
• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего
спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно
соблюдать несколько важных правил.
• Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
• Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать
простые фразы и избегать несущественных слов.
• Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите
подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

средняя общеобразовательная школа №2
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку
в развитии и проблемы общения, умственные нарушения:
• Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
• Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены
в том, что ваш собеседник с ними знаком.
•
Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
•
Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему
собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили
ему
• Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же
опыт, как и любой другой взрослый человек.
• Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы
повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
• Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы
обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с
другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
•
Обращайтесь непосредственно к человеку.
• Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать
документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими
психические нарушения:
•
Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии.
и люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или
замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый изменчивый взгляд на мир.
• Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются
в Д О п < ^ н ц щ ^ щ д а ц @ ^ о ^ а д ^ ^ у ^ щ ^ (^ ш д а ц ^ у111енИями как с лично
• Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с
другими людьми с такой же формой инвалидности.
• Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны
к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
• Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании
или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
• Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его
спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
• Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у
вас есть для этого основания.
Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в
речи:
• Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в
ваших интересах.
• Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в
речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
• Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком
с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше,
извинившись, договориться об общении в другое время.
•
Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
•
Отдайте этой беседе все ваше внимание.

13

средняя общеобразовательная школа №2
Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта

•
человека.
• Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка
• Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь
переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более
медленном темпе, возможно, по буквам
• Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не
перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
• Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник
использовать другой способ — написать, напечатать.

средняя общеобразовательная школа №2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЛОВ И ПОНЯТИЙ ПРИ ОБЩЕНИИ С
ИНВАЛИДАМИ
ИЗБЕГАЙТЕ
слов и понятий, создающих
стереотипы:
Человек с ограниченными возможностями,
Больной,
Искалеченный, покалеченный,
Неполноценный, калека,
с дефектом здоровья, с недостатком
здоровья

ИСПОЛЬЗУЙТЕ
слова и понятия, не создающие
стереотипы:
Человек с инвалидностью

При сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:
Не инвалид, человек без инвалидности
Человек, использующий инвалидную
коляску
Человек на коляске
Человек с парализованными ногами
«Колясочник» - приемлемо в среде
общения людей с инвалидностью
Врожденная инвалидность
Инвалид с детства
Имеет ДЦП (детский церебральный
паралич)
Человек (ребенок, дети) с ДЦП
Человек, перенесший полиомиелит /
имеет инвалидность в результате...
Человек, который перенес болезнь /
стал инвалидом в результате...
Человек с особенностями развития /
с особенностями в развитии
Человек с ментальной инвалидностью,
с особенностями ментального развития

Ребенок с особенностями развития

Дети с инвалидностью

Нормальный / здоровый
Прикованный к инвалидной коляске
Паралитик
Парализованный

Врожденный дефект (увечье) несчастье
Страдает ДЦП
Болеет ДЦП
«Дэцэпэшник»
Страдает от полиомиелита / от последствий
полиомиелита
Жертва болезни
Отсталый, умственно неполноценный,
с задержкой / отставанием в развитии,
с интеллектуальной недостаточностью,
с умственной отсталостью
Имбецил, дебил
Слабоумный, «тормоз», с задержкой /
отставанием в развитии
Дети-инвалиды

Дети с особыми образовательными
потребностями

Школьники-инвалиды

Человек с синдромом Дауна
Ребенок (дети) с синдромом Дауна

С болезнью Дауна
«Даун», «монголоид»
«Даунята» (о детях с синдромом Дауна)

Человек с эпилепсией

Эпилептик, припадочный
Страдающий эпилептическими припадками
15

средняя общеобразовательная школа №2
Человек с особенностями психического
развития
Человек с особенностями душевного
или эмоционального развития

Незрячий, слабовидящий человек,
с инвалидностью по зрению
Неслышащий / глухой слабослышащий
человек, с инвалидностью по слуху,
пользующийся жестовой речью

N

V

16

Псих, сумасшедший
Люди с психиатрическими проблемами,
Душевнобольные люди,
Люди с душевным или эмоциональным
расстройством
Слепой, совершенно слепой
Глухой как пень
Человек с нарушением слуха
Человек (ребенок) с остатками слуха
Глухонемой


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».