Рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная" 11 класс

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

НАПРАВЛЕНИЕ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

НАИМЕНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
КЛАСС 11
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по литературе для общеобразовательной школы. Предметная
линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. (М., «Просвещение», 2016
г.) ФГОС

с. Южаково
2023

1.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности «Литературная гостиная»

Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и
закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы;
литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и
лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной
речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно
выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных
языковых и речевых задач.
Предметные результаты:

Расширение литературного образования, предусмотренного программой.

Формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с
искусством.

Формирование мировоззрения. Создание прочной базы для дальнейшего освоения
курса литературы.

Углубленное изучение основных литературоведческих терминов.

Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в
единстве формы и содержания.

Определение выразительной функции слова, его полисемантизм.

Осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами.

Удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы,
культуры речи.

Овладение приемами анализа художественных произведений.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
Метапредметные
Регулятивные:

книги;
Познавательные:
, в оглавлении, в условных обозначениях);
ересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные:
небольшого текста);
о правилах поведения и
общения и следовать им;
Воспитательные результаты
Результаты первого уровня: приобретение обучающимися социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых,
формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Формы достижения результатов: викторины, познавательные игры, познавательные
беседы, дидактический театр, общественный смотр знаний, детские исследовательские
3

проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции
учащихся, интеллектуальные марафоны)
Виды деятельности: познавательная
Результаты второго уровня: получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Формы достижения результатов: этическая беседа, дебаты, тематический диспут,
проблемно-ценностная дискуссия
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение
Результаты третьего уровня: получение обучающимися начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально
приемлемых моделей поведения.
Формы достижения результатов: литературные выставки, фестивали искусств,
спектакли в классе, школе. Социальные проекты на основе художественной деятельности
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки,
праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки
Виды деятельности: досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение),
художественное творчество.
Предполагается, что к завершению курса учащиеся будут

знать основные этапы развития русского театра;

знать художественные особенности предложенных к ознакомлению художественных
произведений;

уметь: понимать эстетическую природу художественного творчества;

владеть необходимым минимумом актерского мастерства для творческого самовыражения;

владеть языковой и стилистической грамотностью;

составлять сценарий по предложенному плану;

анализировать и выявлять авторское отношение к героям и событиям;

оценивать степень самовыражения и воплощение образа через творческую реализацию.

4

2. Содержание курса внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
Раздел 1. «Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час)
Выявление читательских интересов. Беседовать о необходимости чтения книг. Читать и
анализировать произведения как непрерывную и сложную работу восприятия, памяти,
воображения, мышления, читательских переживаний.
Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 часа)
«Говорите не столько уху, сколько глазу», - советует К.С. Станиславский. Определять
подтекст произведения через углубленный его анализ. Выяснять пути раскрытия
внутреннего содержания текста («открытость, прозрачность повествования»,
эмоциональная окраска слов, «отклоняющееся повествование», «подразумеваемый,
скрытый подтекст», «постепенное раскрытие образов»). Продолжать работу с помощью
упражнений по развитию техники дыхания, то есть выработки совокупности умений и
навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения.
Отслеживать оценку актерского и авторского чтения; наблюдения над речевыми
особенностями
речи
(логичность,
точность,
выразительность,
образность,
аргументированность, доказательность, лаконичность, ситуативность). Беседовать,
обсуждать, проводить тренинги по данным вопросам. Выразительно читать вслух тексты,
выделять паузы, определять темп, ритм речи. Выявлять особенности чтения произведений
разных жанров (пословиц, поговорок, сказок, былин, рассказов, пьес, стихотворений).
Самостоятельно писать собственные произведения разных жанров или даже стилей.
Понимать значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека, значение
их практического использования. Использовать эмоционально-образную выразительность
речи. Выполнять требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции,
орфоэпии, упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной
поэзии).
Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд. (1 час)
Обсуждать мастерство актеров в театре. Работать над мимикой и жестами.
Рассмотреть,что такое актерский этюд. Выполнять театральный этюд: одушевление
неодушевлѐнных предметов. Провести практическое занятие: этюд «Знакомство» и
«Ссора», «В театре», «Покупка театрального билета».
Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа)
Сопоставлять тексты песен народных и авторских, выразительно читать песни. Понимать,
что фольклорные произведения отражают жизнь русского народа, его надежды, мечты,
идеалы. Лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни
человечества. Понимать актуальность фольклорных произведений, мотивы народных
песен, обработанных поэтами и прозаиками, для создания худ. образа. Формировать
представления о древнерусской литературе как огромном пласте русской культуры и
менталитета. Проводить конкурсное чтение и анализ произведений: «Плач Ирины
Федосовой « у Некрасова в поэме «Кому на Руси…», стихи А.В. Кольцова. Сопоставлять с
текстами народных песен.
Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа)
«Слово о погибели Русской земли». Выявлять особенности жанра «Сказание о Борисе и
Глебе» Рассмотреть образы Бориса и Глеба как первых русских святых. Интонировать
произведения. Обучать особенностям ритмики речи в древнерусских сказаниях.
Выразительно читать.

5

Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в
авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 часа)
М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличать сказки Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от
пушкинских и лермонтовских сказок. Читать отрывки из книги Д. Николаева «Смех
Щедрина». Рассмотреть авторскую позицию, высмеивание человеческих пороков, место
гипербол и гротеска в произведениях Салтыкова-Щедрина. Читать и обсуждать сказки:
«Премудрый пескарь», «Коняга» и др. Рассмотреть отношение художников: Муратова,
Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. Беседовать, выполнять задания,
читать произведения с элементами анализа, создавать собственные иллюстрации,
декорации, инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору).
Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 часов)
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Читать и анализировать отдельные эпизоды, отбирать
материал для инсценирования. Подготовить литературный вечер, посвящѐнный
творчеству Д.И.Фонвизина. Изготовить декорации и подобрать музыкальное
сопровождение. Работать над голосом и жестами. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Изучить
особенности драматического произведения, жанр комедии. Рассмотреть историю создания
и историю постановки на сцене пьесы « Ревизор». Выразительно читать и анализировать
эпизоды, подготовить к инсценированию пьесу «К нам едет «Ревизор»»… Работать над
голосом и жестами. Рассмотреть художественные особенности диалогов, начала и
концовки рассказов А. Куприна «Извозчик Петр», Е.И. Носова «Радуга», В.Н. Мирнева
«Ночью». Размышлять по поводу героев и их поступков, манеры держаться,
разговаривать, общаться, сострадать, Подготовить вечер современной прозы,
посвященный новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов.
Подготовить сценарии и выразительное чтение отрывков. переживать за то, что
совершено. Находить художественные средства, которыми автору удаѐтся создать ясную
картину событий, переживаний и чувств героев.
Раздел 8. Поэтические страницы (5 часов)
Анализировать
поэтические
страницы,
посвященные
родной
природе.
Из
непрочитанного… А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, Ф.И.
Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Рассмотреть
образ лирического героя, настроения поэта, особенности стихосложения, строфы,
стихотворных размеров: двусложные и трехсложные стихотворные размеры; ямб и хорей.
«Проба пера» - сочинение собственных стихотворений о родном крае, природе.
Выразительно читать стихотворения, выбранные обучающимися самостоятельно;
подготовка иллюстрации и картин, связанных с изучаемыми произведениями.
Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (5 часов)
Изучить стихи и песни о войне 1941- 1945г.г. Видеть героизм русского народа,
защищавшего свою Родину.Анализировать лирические и героические песни в годы войны,
их призывно-воодушевляющий характер. Воспитывать патриотические чувства учащихся.
Отбирать материал, выразительно читать стихотворения. Организовать выступления в
литературной гостиной «Чтобы помнили»

6

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
№

Тема урока

Дата
(сроки)
план
факт

Примеча
ние

Раздел 1. «Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час)
1 неделя
Цели и задачи курса. Выявление читательских
интересов. Беседа о необходимости чтения книг.
Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 часа)
2 неделя
2. Говорите не столько уху, сколько глазу
3 неделя
3. Определение подтекста произведения через углубленный
его анализ.
4 неделя
4. Значение выразительного (художественного) чтения в
жизни человека.
5 неделя
5. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно
использование устной народной поэзии).
Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд (1 час)
6 неделя
6. Мастерство актеров в театре.
Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа)
7 неделя
7. От народной песни - к стихам поэтов.
8 неделя
8. Конкурсное чтение стихотворений-песен.
Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа)
9 неделя
9. «Слово о погибели Русской земли». Выявление
особенностей жанра «сказания».
10 неделя
10. «Сказание о Борисе и Глебе». Выразительное чтение.
Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской
сказке. Разнообразие литературных жанров (4 часа)
11 неделя
11. М.Е. Салтыков - Щедрин. Отличия сказок Салтыкова Щедрина от народных сказок, от пушкинских и
лермонтовских сказок.
12 неделя
12. Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение
сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др.
13 неделя
13. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы,
Черемных – к сказкам Салтыкова -Щедрина. Создание
иллюстраций.
14 неделя
14. Инсценирование сказок М.Е. Салтыкова -Щедрина (по
выбору).
Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18 -20 веков (10 часов)
15 неделя
15. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных
сцен, отбор материала для инсценирования.
16 неделя
16. Декорации и музыкальное сопровождение. Работа над
голосом и жестами.
17 неделя
17. Репетиция сцен из пьесы «Недоросль».
18 неделя
18. Репетиция сцен из пьесы «Недоросль».
19 неделя
19. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического
произведения, жанр комедии.
20 неделя
20. Комедия Гоголя – «смех сквозь слёзы».
1.

7

21.
22.

21 неделя
К нам едет ревизор…
22 неделя
Выразительное чтение отрывков из рассказов В.
Распутина, Б. Екимова и других современных авторов.
23 неделя
23. Выразительное чтение отрывков из рассказов В.
Распутина, Б. Екимова и других современных авторов.
24 неделя
24. Резервный урок.
Раздел 8. Поэтические страницы (5 часов)
25 неделя
25. Поэтические страницы, посвященные родной природе.
Светлые образы описаний родной природы в различные
времена года в стихотворениях поэтов А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н.А.
Некрасова.
26 неделя
26. Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А.
Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Создание
собственной иллюстрации к стихам поэтов.
27. Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности 27 неделя
стихосложения, строфы, стихотворных размеров.
28 неделя
28. Творческая мастерская.
29 неделя
29. Представление литературно - музыкальной композиции
«Тихая моя Родина».
Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (5 часов)
30 неделя
30. Лирические и героические песни в годы войны, их
призывно - воодушевляющий характер.
31 неделя
31. Отбор материала для литературной гостиной,
выразительное чтение стихотворений.
32. Репетиция литературной гостиной, выразительное чтение 32 неделя
стихотворений.
33 неделя
33. Литературная гостиная «Чтобы помнили».
34 неделя
34. Резервный урок.
ИТОГО:
34 часа

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».