Рабочая программа по истории 11 класс

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
11 КЛАСС
ФГОС СОО
НА 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ История
КЛАСС

11

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2 ; всего за год 68
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
История. История. История России. С древнейших времён до 1914 года. Рабочая программа.

Поурочные рекомендации. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень /
Т. В. Коваль, Н. С. Борисов, А. А. Левандовский. — М. : Просвещение, 2021. — 240 с. — (МГУ –
школе) - ISBN 978-5-09-078308-8.
История. История России до 1914 года. Поурочные рекомендации. 11 класс : учеб. пособие для
общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / Т. В. Коваль, Н. С. Борисов, А. А.
Левандовский. — М. : Просвещение, 2017. — 233 с. — ISBN 978-5-09-045095-9.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
История. 11 класс. Учебное пособие. Углублённый уровень. В 2-х частях. Ч. 1 / Н.С.Борисов,
А.А.Левандовский/ Под ред. Карпова С. П. – М.: Просвещение, 2021. – 304с. - ISBN: 978-5-09-072101-3
История. 11 класс. Учебное пособие. Углублённый уровень. В 2-х частях. Ч. 1 / Н.С.Борисов,
А.А.Левандовский/ Под ред. Карпова С. П. – М.: Просвещение, 2021. – 304с. - ISBN: 978-5-09-072103-5

с. Южаково
2023

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта
главной целью школьного исторического образования является формирование у
учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь
всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире,
важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую
историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития Российского
государства и общества, а также современного образа России.
В соответствии с концепцией нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории российского исторического общества базовыми принципами
школьного исторического образования являются:
— идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов
становления и развития российской государственности, формирования государственной
территории и единого многонационального российского народа, а также его основных
символов и ценностей;
— рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического
процесса, понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в
современном мире;
— ценности гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность,
безопасность, свобода и ответственность;
— воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в
формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
— общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия
государств и народов в новейшей истории;
— познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
— формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования
на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на
следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
— принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным
результатам научных исследований;
— многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной,
отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как
совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
— многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и
общества;
— исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных
связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
— историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному
диалогу, восприятию культурного наследия и бережному отношению к нему.
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе
обучения являются:
— складывание российской идентичности, способности к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению
Отечеству, его защите;
— формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб,
флаг, гимн);
2

— формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
— воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование
следующих умений:
— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
— организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
— определять несколько путей достижения поставленной цели;
— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
— распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
— осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
— искать и находить обобщённые способы решения задач;
— приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
— анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
— развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
— представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся на
базовом уровне научатся:
— рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
— определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
— характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
— представлять культурное наследие России и других стран;
— работать с историческими документами;
— сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
— критически анализировать информацию из различных источников;
— соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
— использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
— использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
— составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет ресурсов;
— работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду
исторической карты;
— владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
— демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии на историческую тему;
— оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в.;
3

— ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Кроме того, ученики на углублённом уровне научатся:
— владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания
места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий
и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
— характеризовать особенности исторического пути России, её роль в мировом
сообществе;
— определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических
документов;
— определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между
важнейшими событиями (явлениями, процессами);
— различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
— находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции
исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
— презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
— раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять
и аргументировать своё отношение к различным версиям, оценкам исторических
событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях
историографии;
— соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной,
общероссийской и мировой истории ХХ в.;
— с опорой на факты, приведённые в учебной и научно-популярной литературе,
обосновывать собственную точку зрения на основные события истории России
Новейшего времени;
— применять приёмы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации, её систематизации и представления в различных знаковых
системах;
— на основе комплексного использования энциклопедий, справочников изучать
биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев;
— объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических
личностей и политических групп в истории;
— на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских
раскопок, самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным
результатам;
— давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией,
изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и
пространственный анализ.

4

2.

Содержание учебного предмета «История» 11 класс

Базовый уровень (70 часов)
РАЗДЕЛ I. От Древней Руси к Российскому государству
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирноисторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Источники по
российской истории. Архивы — хранилище исторической памяти. Интерпретации и
фальсификации истории России. Народы и государства на территории нашей страны
в древности.
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и
общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Народы
Сибири и Дальнего Востока.
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху
переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян1.
Расселение славян, их разделение на три ветви — восточные, западные и южные.
Славянские общности Восточной Европы. Хозяйство восточных славян, их общественный
строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные
верования. Cоседи восточных славян. Образование государства Русь. Норманнский
фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности
формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении Древнерусского
государства. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Образование
Русского государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и
внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социальноэкономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с
соседними народами и государствами. Крещение Руси: причины и значение. Зарождение,
специфика и достижения ранней русской культуры.
Русь в конце X — начале XII в. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского
государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое
развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда,
церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень
социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе.
Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.
Русская церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского
государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Начало
летописания. Нестор. Просвещение. Литература.
Русь в середине XII — начале XIII в.
Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси.
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Дискуссии о путях и
центрах объединения русских земель. Изменения в политическом строе. Эволюция
общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост
и расцвет городов. Консолидирующая роль церкви в условиях политической
децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры:
формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку
Игореве». Развитие местных художественных школ и складывание общерусского
художественного стиля.
Русские земли в середине XIII—XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Русские земли в
составе Золотой Орды. Влияние Орды на политическую традицию русских земель,
менталитет, культуру и повседневный быт населения. Золотая Орда в системе
международных связей. Русские земли в составе Литовского государства. Борьба с
экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский.
5

Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за
великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление
Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского
господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего
положения московских князей. Русская православная церковь в условиях ордынского
господства. Сергий Радонежский. Культурное пространство. Летописание. «Слово о
погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек.
Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в
русских землях.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и
Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его
влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское,
Сибирское ханства, Ногайская орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Тёмный.
Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация
зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы
единого государства. Характер экономического развития русских земель. Падение
Византии и установление автокефалии Русской православной церкви. Возникновение
ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим». Расширение международных
связей Московского государства. Культурное пространство единого Русского государства.
Повседневная жизнь.
РАЗДЕЛ II. Россия в XVI—XVII вв.: от Великого княжества к Царству
Россия в XVI в.
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV Грозный. Установление
царской власти и её сакрализация в общественном сознании. Избранная рада.
Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Земские соборы. Опричнина:
причины, сущность, последствия. Дискуссия о характере опричнины и её роли в истории
России.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Присоединение
Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская
война, её итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Царь Фёдор Иванович. Учреждение патриаршества. Дальнейшее
закрепощение крестьян.
Культура Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Начало книгопечатания
(И. Фёдоров) и его влияние на общество. Публицистика. Исторические повести. Зодчество
(шатровые храмы). Живопись (Дионисий). «Домострой»: патриархальные традиции в
быте и нравах.
Смута в России
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии
Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство.
Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъём национальноосвободительного движения. Народные ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы.
Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия в XVII в.
Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь
Михаил Фёдорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики
страны. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине
XVII в. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского
населения к посадам. Оформление сословного строя. Развитие торговых связей. Начало
складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства.
Мануфактуры. Новоторговый устав. Царь Алексей Михайлович. Начало становления
6

абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная
система. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Старообрядчество. Протопоп
Аввакум. Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские
восстания. Восстание под предводительством С. Разина.
Россия в конце XVII в. Фёдор Алексеевич. Отмена местничества. Стрелецкие восстания.
Регентство Софьи. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования
Петра I.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в.
Освободительная война 1648—1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Вхождение
Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и
русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения
Сибири. Культура России в XVII в. Обмирщение культуры. Быт и нравы допетровской
Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская
академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе.
«Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
РАЗДЕЛ III. Россия в конце XVII—XVIII веках: от Царства к Империи
Россия в эпоху преобразований Петра I
Предпосылки Петровских реформ. Особенности абсолютизма в Европе и России.
Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная
(губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената,
коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские
наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества,
учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Оппозиция реформам Петра I.
Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд.
Денежная и налоговая реформы. Подушная подать (ревизии). Российское общество
в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи. Социальные и национальные
движения в первой четверти XVIII в. Внешняя политика России в первой четверти XVIII
в. Северная война: причины, основные события, итоги. Провозглашение России
империей. Культура и нравы Петровской эпохи. Итоги, последствия и значение
петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов. Изменение места и роли России в
Европе. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление
роли гвардии. Внутренняя и внешняя политика в 1725—1762 гг. Расширение привилегий
дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая и финансовая политика.
Национальная и религиозная политика. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Россия в
Семилетней войне 1756—1762 гг. Россия в 1760—1790-х гг. Правление Екатерины II
Политика «просвещённого абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение.
Уложенная комиссия. Губернская реформа. Развитие промышленности и торговли.
Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества.
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва и его значение. Основные сословия
российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные
грамоты дворянству и городам. Россия в европейской и мировой политике во второй
половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного
Причерноморья. Г. А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи
Посполитой. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на
мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для
составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика
Павла I. Участие в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г.
7

Культурное пространство Российской империи Век Просвещения. Сословный характер
образования. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов. Основание
Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества.
Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Русские изобретатели
(И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В.
К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие
архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их
произведения). Театр (Ф. Г. Волков).
РАЗДЕЛ IV. Российская империя в XIX — начале XX в.
Российская империя в первой половине XIX в.
Россия в начале XIX в. Территория и население. Социально-экономическое развитие.
Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных
хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского.
Учреждение Государственного совета. Причины свёртывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления
внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский
мир 1807 г. и его последствия. Континентальная блокада. Присоединение к России
Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы
сторон, основные этапы и сражения. Бородинская битва. Патриотический подъём народа.
Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.).
Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны
1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о
войне 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс.
Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Изменение
внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. А. А. Аракчеев. Военные
поселения. Цензурные ограничения. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые
организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное
общество; Конституция Н. М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге
(14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. III
Отделение. Кодификация законов. Политика в области просвещения. Польское
восстание 1830—1831 гг. Социально-экономическое развитие России во второй четверти
XIX в. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д.
Киселёва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные
последствия. Первые железные дороги. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.
Общественное движение в 1830—1850-е гг. Охранительное направление. Теория
официальной народности (С. С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. П. Я.
Чаадаев. Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков,
Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, Т. Н. Грановский и
др.). Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г.
Белинский). Русский утопический социализм. Общество петрашевцев. Внешняя политика
России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Кавказская
война. Имамат; движение Шамиля. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники,
основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В.
И. Истомин). Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской
войне.
Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский,
Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции, их
участники. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Образование: расширение
сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные
влияния. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм,
ампир, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А.
8

Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Формирование русского
литературного языка. Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка,
А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры,
художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили,
зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в
мировую культуру.
Российская империя во второй половине XIX в.
Великие реформы 1860—1870-х гг. Император Александр II и его окружение.
Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка Крестьянской реформы. Основные
положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская,
городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Итоги
и следствия реформ 1860—1870-х гг. Социально-экономическое развитие пореформенной
России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права.
Развитие торговли и промышленности. Новые промышленные районы и отрасли
хозяйства. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его
последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв
населения России. Общественные движения второй половины XIX в. Подъём
общественного движения после поражения в Крымской войне. Консервативные,
либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение:
идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв), организации, тактика. «Хождение
в народ». Кризис революционного народничества. Начало рабочего движения.
«Освобождение труда». Распространение идей марксизма. Зарождение российской
социал-демократии. Внутренняя политика самодержавия в конце 1870-х —1890-е гг.
Кризис самодержавия на рубеже 70—80-х гг. XIX в. Политический террор. Политика
лавирования. Начало царствования Александра III. Манифест о незыблемости
самодержавия. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати.
Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию
промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте).
Разработка рабочего законодательства. Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Борьба за
ликвидацию последствий Крымской войны. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль
России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика
России на Дальнем Востоке. «Союз трёх императоров». Россия в международных
отношениях конца XIX в. Сближение России и Франции в 1890-х гг.
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских учёных, их вклад в
мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.).
Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры.
Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литратуры (Н. А.
Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального
искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм,
передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И.
Чайковский, «Могучая кучка»). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.
Российская империя в начале XX в.
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX—XX вв.
Политика модернизации «сверху». С. Ю. Витте. Государственный капитализм.
Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Дискуссия о месте России в
мировой экономике начала ХХ в. Аграрный вопрос. Российское общество в начале
XX в.: социальная структура, положение основных групп населения.
Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические
воззрения. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований.
Самодержавие и общество. Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон,
основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и
политическую жизнь страны. Общественное движение в России в начале XX в. Либералы
9

и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели,
тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов). Рабочее
движение. «Полицейский социализм». Первая российская революция (1905—1907 гг.):
причины, характер, участники, основные события. Кровавое воскресенье. Возникновение
Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка.
Вооружённое восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание
Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических
партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И.
Пуришкевич). Думская деятельность в 1906—1907 гг. Тактика революционных партий в
условиях формирования парламентской системы. Итоги и значение революции.
Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные
мероприятия, итоги и значение. Политическая и общественная жизнь в России
в 1912—1914 гг.
Культура России в начале XX в. Открытия российских учёных в науке и технике. Русская
философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к
модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма,
«Мир искусства», авангардизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр:
традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И.
Шаляпин). Русский балет. Русские сезоны С. П. Дягилева. Первые шаги российского
кинематографа. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры.

10

3.Тематическое планирование 11 класс
№

Тема урока

Дата
план

Примеча
ние
факт

История и мы. Защита исторической правды, сохранение
исторической памяти, преемственности в развитии
Российского государства и его исторически
сложившегося единства, противодействие фальсификации
истории.
Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э.
Образование государства Русь.

1
неделя

Чит.Введение

1
неделя

§1

3

Русь в конце Х — начале ХII в.

§2

4

Русь в конце Х — начале ХII в.

5

Культура Руси в конце Х — начале ХII в.

6

Культура Руси в конце Х — начале ХII в.

7

Русь в середине ХII — начале ХIII в.

8

Культура Руси в ХII — начале ХIII в.

9

Культура Руси в ХII — начале ХIII в.

10
11

Монгольское нашествие. Русские земли в составе Золотой
Орды.
Русские земли в середине ХIII—ХIV в.

12

Русские земли в середине ХIII—ХIV в.

13

Формирование единого Русского государства.

14

Формирование единого Русского государства.

15

Культура Руси в ХIV—ХV вв.

16

Культура Руси в ХIV—ХV вв.

17

Россия в ХVI в.: от Великого княжества к Царству.

18

Россия в ХVI в.: от Великого княжества к Царству.

19

Россия времени Ивана Грозного.

20

Россия времени Ивана Грозного.

21

Смута в России.

22

Ликвидация последствий Смуты.

2
неделя
2
неделя
3
неделя
3
неделя
4
неделя
4
неделя
5
неделя
5
неделя
6
неделя
6
неделя
7
неделя
7
неделя
8
неделя
8
неделя
9
неделя
9
неделя
10
неделя
10
неделя
11
неделя
11

1

2

11

Указ Президента РФ
от 02.07.2021 N 400"О
Стратегии
национальной
безопасности
Российской
Федерации"

§3
§4
§4
§ 5-6
§7
§7
§8
§9
§ 10
§ 11
§ 12
§ 11
§ 12
§ 14
§ 15
§ 14-15
§ 14-15
§ 17-18
§ 19

Внутренняя политика России в ХVII в.

неделя

23

Внешняя политика России в ХVII в.

§ 19

24

Культура России в ХVI—ХVII вв.

25

Культура России в ХVI—ХVII вв.

26

Начало правления Петра I. 1

27

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

28

15
неделя

§ 23,24,25

30

Конференция «Россия в эпоху преобразований Петра I»
(внутренняя политика, «культурная революция» в России
в начале XVIII в.).
Конференция «Россия в эпоху преобразований Петра I»
(внутренняя политика, «культурная революция» в России
в начале XVIII в.).
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.

12
неделя
12
неделя
13
неделя
13
неделя
14
неделя
14
неделя

§ 26

31

Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II.

32

34

Социальная политика Екатерины II. Восстание под
предводительством Е. И. Пугачёва.
Россия в европейской и мировой политике второй
половины ХVIII в.
Россия при Павле I.

35

Культурное пространство Российской империи в ХVIII в.

36

Культурное пространство Российской иперии в ХVIII в.

37

39

Социально-экономическое развитие в конце XVIII —
первой половине XIX в.
Социально-экономическое развитие в конце XVIII —
первой половине XIX в.
Реформы Александра I.

40

Россия в международных отношениях начала ХIХ в. 1

41

43

Изменение внутриполитического курса. Движение
декабристов.
Изменение внутриполитического курса. Движение
декабристов.
Внутренняя политика Николая I.

44

Внутренняя политика Николая I.

45

Внешняя политика России при Николае I. Кавказская
война
Внешняя политика России при Николае I. Кавказская
война

15
неделя
16
неделя
16
неделя
17
неделя
17
неделя
18
неделя
18
неделя
19
неделя
19
неделя
20
неделя
20
неделя
21
неделя
21
неделя
22
неделя
22
неделя
23
неделя
23
неделя

29

33

38

42

46

12

§ 16,21
§ 16,21
§ 22
§ 24
§ 23,24

§ 27,28,31
§ 27,28,31
§ 29,30
§ 30
§ 31
§ 31
§ 32
§ 32
§ 33
§ 34
§ 35
§ 35
§ 36
§ 36
§ 37
§ 37

47

Общественная жизнь в 1830—1850-х гг.

48

Начало правления Александра II.
Крестьянская реформа.
Социально-экономическое развитие пореформенной
России
Социально-экономическое развитие пореформенной
России
Великие реформы 1860—1870-х гг.

49
50
51

55

Общественная жизнь середины 1850-х — начала 1880-х
гг.
Общественная жизнь середины 1850-х — начала 1880-х
гг.
Народное самодержавие Александра III. Общественная
жизнь 1880—1890-х гг.
Внешняя политика России во второй половине XIX в.

56

Культурное пространство империи в XIX в.

57

Культурное пространство империи в XIX в.

58

62

История России с древнейших времён до конца XIX в. 1 ч
(повторительно-обобщающий)
Особенности социально-экономического развития России
на рубеже ХIХ—ХХ вв.
Внутренняя и внешняя политика самодержавия.
Российское общество.
Внутренняя и внешняя политика самодержавия.
Российское общество.
Первая российская революция 1905—1907 гг.

63

Первая российская революция 1905—1907 гг.

64

Начало российского парламентаризма.

65
66

Общество и власть после революции.
Реформы П. А. Столыпина
Серебряный век российской культуры.

67

Серебряный век российской культуры.

68

Россия накануне Великой российской революции.
(повторительно-обобщающий)
Резервное время
Резервное время
Итого за год
к.р. _2__

52
53
54

59
60
61

69
70

13

24
неделя
24
неделя
25
неделя
25
неделя
26
неделя
26
неделя
27
неделя
27
неделя
28
неделя
28
неделя
29
неделя
29
неделя
30
неделя
30
неделя
31
неделя
31
неделя
32
неделя
32
неделя
33
неделя
33
неделя
34
неделя
34
неделя
68 часов

§ 38
§ 40,41
§ 41
§ 41
§ 42
§ 43
§ 44
§ 45
§ 46
§ 39,47
§ 39,47

§ 48
§ 49
§ 50
§ 51
§ 51
§ 52
§ 53
§ 54
§ 54


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».