ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
11 КЛАСС
ФГОС СОО
НА 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Информатика
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю -1 ч ; всего за год 34 ч
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ
Информатика. 11 класс: примерная рабочая программа / Л.Л. Босова, А.Ю.
Босова
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова.
«Информатика» Базовый курс. 11 класс» – Москва, БИНОМ: Лаборатория
знаний, 2021 г.;
с. Южаково,
2023
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Ученик научится:
Метапредметные результаты
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие
нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. На
формирование, развитие и совершенствование группы познавательных
универсальных учебных действий более всего ориентированы такие тематические
разделы курса как «Информация и информационные процессы», «Современные
технологии создания и обработки информационных объектов», «Информационное
моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а также
«Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики».
При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
при изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые
информационные технологии» и «Основы социальной информатики» происходит
становление ряда коммуникативных универсальных учебных действий. А именно,
выпускники могут научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Ученик получит возможность научиться:
сформировать представления о роли информатики, информационных и
коммуникационных технологий в современном обществе;
сформировать основ логического и алгоритмического мышления;
сформировать умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы,
видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой
ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
сформировать представлений о влиянии информационных технологий на жизнь
человека в обществе;
понимать
социального,
экономического,
политического,
культурного,
юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического
контекстов информационных технологий;
ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных
систем, распространение информации.
создавать условия для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации, обучающихся к
саморазвитию.
Содержание учебного предмета
Обработка информации в электронных таблицах
Примеры использования Обработка информации в электронных таблицах
динамических
§ 1. Табличный процессор. Основные сведения
(электронных) таблиц на 1. Объекты табличного процессора и их свойства
практике (в том числе — 2. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных
3. Копирование и перемещение данных
в задачах
математического
§ 2. Редактирование и форматирование в табличном
моделирования)
процессоре
1. Редактирование книги и электронной таблицы
2. Форматирование объектов электронной таблицы
§ 3. Встроенные функции и их использование
1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных
4. Условное форматирование
5. Подбор параметра
Алгоритмы и элементы программирования
Определение
Алгоритмы и элементы программирования
возможных результатов
§ 5 Основные сведения об алгоритмах
§ 6 Алгоритмические структуры
работы простейших
§ 7(1, 2) Запись алгоритмов на языке программирования
алгоритмов управления
Паскаль
исполнителями и
§ 7 (3) Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
вычислительных
§ 7 (4) Функциональный подход к анализу программ
алгоритмов.
§ 8 Структурированные типы данных. Массивы
Определение исходных
§ 9 (1, 2) Структурное программирование
данных, при которых
§ 9 (3, 4) Рекурсивные алгоритмы
алгоритм может дать
требуемый результат.
Сложность вычисления:
количество
выполненных операций,
размер используемой
памяти;
зависимость вычислений
от размера исходных
данных
Информационное моделирование
Представление
Информационное моделирование
результатов
§ 10 Модели и моделирование
§ 11.1 Моделирование на графах
моделирования в виде,
удобном для восприятия § 11.2 Знакомство с теорией игр
человеком. Графическое § 12 (1, 2, 3) База данных как модель предметной области
§ 12.4 Реляционные базы данных
представление данных
§ 13 Системы управления базами данных
(схемы, таблицы,
§ 13 Проектирование и разработка базы данных
графики).
Практическая работа с
компьютерной моделью
по выбранной теме.
Анализ достоверности
(правдоподобия)
результатов
экспериментов.
Использование сред
имитационного
моделирования
(виртуальных
лабораторий) для
проведения
компьютерного
эксперимента в учебной
деятельности
Сетевые информационные технологии
Принципы построения
Сетевые информационные технологии
§ 14.1–14.3 Основы построения компьютерных сетей
компьютерных сетей.
§ 14.4 Как устроен Интернет
Сетевые протоколы.
§ 15 Службы Интернета
Интернет. Адресация в
сети Интернет. Система § 16 Интернет как глобальная информационная система
доменных имен.
Браузеры. Аппаратные
компоненты
компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница.
Взаимодействие вебстраницы с сервером.
Динамические
страницы. Разработка
интернет-приложений
(сайты).
Сетевое хранение
данных. Облачные
сервисы.
Деятельность в сети
Интернет Расширенный
поиск информации в
сети Интернет.
Использование языков
построения запросов.
Другие виды
деятельности в
сети Интернет.
Геолокационные
сервисы реального
времени (локация
мобильных телефонов,
определение
загруженности
автомагистралей и т. п.);
интернетторговля; бронирование
билетов и гостиниц и т.
п.
Социальные сети —
организация
коллективного
взаимодействия и
обмена данными.
Сетевой этикет:
правила поведения в
киберпространстве.
Проблема подлинности
полученной
информации.
Информационная
культура.
Государственные
электронные сервисы и
услуги. Мобильные
приложения. Открытые
образовательные
ресурсы
Средства защиты
информации в
автоматизированных
информационных
системах (АИС),
компьютерных сетях и
компьютерах. Общие
проблемы защиты
информации и
информационной
безопасности АИС.
Электронная подпись,
сертифицированные
сайты и документы.
Техногенные и
экономические угрозы,
связанные с
использованием ИКТ.
Правовое обеспечение
информационной
безопасности
Основы социальной информатики
Основы социальной информатики
§ 17 Информационное общество
§ 18.1–18.3 Информационное право
§ 18.4 Информационная безопасность
Количество контрольных и практических работ
№
п/п
Тема раздела
Количество
часов
1
Обработка
информации в
электронных
таблицах
Алгоритмы и
элементы
программирования
Информационное
моделирование
Сетевые
информационные
технологии
Основы социальной
информатики
Итоговое
тестирование
ИТОГО:
6
2
3
4
5
6
В том числе
Практические работы
Контрольные
работы
6
1
9
6
1
8
2
1
5
2
1
3
3
2
33
1
19
5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
Урока
Содержание
(разделы, темы)
Количе Даты
проведения
ство
часов
план факт
Обработка информации в электронных таблицах 6 часов
1
Табличный процессор. Основные сведения
1
2
1
3
Редактирование и форматирование в
табличном процессоре
Встроенные функции и их использование
4
Логические функции
1
5
Инструменты анализа данных
1
6
Обобщение и систематизация изученного
1
материала по теме «Обработка информации в
электронных таблицах» (урок-семинар или
проверочная работа)
Алгоритмы и элементы программирования 9 часов
7
Основные сведения об алгоритмах
1
8
Алгоритмические структуры
1
9
11
Запись алгоритмов на языке
1
программирования Паскаль
Анализ программ с помощью трассировочных 1
таблиц
Функциональный подход к анализу программ 1
12
Структурированные типы данных. Массивы
13
Структурное программирование
1
14
Рекурсивные алгоритмы
1
15
1
Обобщение и систематизация изученного
материала по теме «Алгоритмы и элементы
программирования» (урок-семинар или
проверочная работа)
Информационное моделирование 8 часов
16
Модели и моделирование
1
17
Моделирование на графах
1
18
Знакомство с теорией игр
1
19
База данных как модель предметной области
1
20
Реляционные базы данных
1
21
Системы управления базами данных
1
22
Проектирование и разработка базы данных
1
23
Обобщение и систематизация изученного
материала по теме «Информационное
моделирование» (урок-семинар или
проверочная работа)
1
10
1
Сетевые информационные технологии 5 часов
24
Основы построения компьютерных сетей
1
25
Как устроен Интернет
1
26
Службы Интернета
1
27
Интернет как глобальная информационная
1
система
1
Обобщение и систематизация изученного
материала по теме «Сетевые информационные
технологии» (урок-семинар или проверочная
работа)
Основы социальной информатики 3 часа
28
29
Информационное общество
1
30
Информационное право
1
31
Информационная безопасность
1
32
Обобщение и систематизация изученного
материала по теме «Основы социальной
информатики» (урок-семинар)
Итоговое тестирование
1
Итого
33 ч.
33
1