Рабочая программа по биологии 11 класс

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ФГОС СОО
НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ
КЛАСС 11
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

в неделю 1;

всего за год 34

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 10―11 классы: учеб.
пособие для общеобразовательных. организаций: базовый уровень / В. В. Пасечник, Г. Г.
Швецов, Т. М. Ефимова. ― М. : Просвещение, 2017 )
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Биология. 11 класс : учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень /
[В. В. Пасечник и др.] ; под ред. В.В. Пасечника 3-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 272 с.

с. Южаково,
2023

1. Планируемые результаты изучения учебного курса Биология
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении
биологии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и
других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью
или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и
экологической безопасностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками школы базового курса
биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения
понятиям,
классифицировать,
наблюдать,
проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса
биологии базового уровня являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная
теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей
изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных
и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов:
одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен
веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и
естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины

мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов
на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
4) приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы,
родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;
необходимости сохранения многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем
скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7) описание особей видов по морфологическому критерию;
8) выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания,
источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в
экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой
природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и
возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения,
последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической
информации, получаемой из разных источников;
2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки
биологических экспериментов и объяснения их результатов.
В сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер
профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление
алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего
общего образования выпускник на базовом уровне научится:
— раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности людей;
— понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
— понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема,
биосфера;
— использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и
явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать
выводы;

— формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации
и предлагать варианты проверки гипотез;
— сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
— обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и
окружающей среды на основе биологических теорий;
— приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
— распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
— распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
— объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
— объяснять причины наследственных заболеваний;
— выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
— выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
— составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
— приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
— оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников;
— представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
— оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека;
— объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную),
учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
— характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
— сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
— решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
— решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его
окончании (для многоклеточных организмов);
— решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;

— устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности;
— оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

2. Содержание учебного предмета Биология
11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
РАЗДЕЛ 1. Организменный уровень (11 часов).
Организменный уровень: общая характеристика. Организм - единое целое.
Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные
организмы.
Размножение организмов. Развитие половых клеток. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Биогенетический закон.
Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека.
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о
закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник
генетики.
Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, устан
овленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные
представления о гене и геноме.
Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных
генетических задач.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на
организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование
признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы
селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты
развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
РАЗДЕЛ 2. Популяционно-видовой уровень (7 часов).
Популяционно - видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции.
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б.
Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в
формировании современной естественно-научной картины мира.
Естественный отбор как фактор эволюции.
Вид, его критерии. Многообразие видов. Популяция - структурная единица
вида, единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая
теория эволюции. Результаты эволюции. Усложнение живых организмов на Земле
в процессе эволюции.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Принципы классификации. Систематика.
РАЗДЕЛ 3. Экосистемный уровень (8 часов).
Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов.
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.
Адаптация и миграции организмов.
Экологические сообщества. Естественные и искусственные экосистемы.
Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. Межвидовые отношения:
паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены
экосистем.
Экологическая сукцессия. Последствия влияния деятельности человека на
экосистемы.
Лабораторные работы:
№ 1. «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных
экологических факторов».
№ 2. «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания».
№ 3. «Методы измерения факторов среды обитания».
№ 4. «Изучение экологических ниш разных видов растений».
№ 5. «Описание экосистем своей местности».
№ 6. «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на
примере аквариума)».
№ 7. «Оценка антропогенных изменений в природе».
РАЗДЕЛ 4. Биосферный уровень (8 часов).
Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В.И. Вернадского о
биосфере.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Основные
этапы эволюции органического мира на Земле.
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с
млекопитающими животными. Отличия человека от животных.
Эволюция человека. Движущие силы антропогенеза. Формирование
человеческих рас.
Роль человека в биосфере.
Экскурсия.
«Естественные и искусственные экосистемы. Сезонные изменения в природе
(окрестности школы)».

1. Календарно-тематическое планирование по биологии
11 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№
п/п

Тема урока

Дата
План

Организменный уровень (11 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Организменный уровень: общая характеристика.
Размножение организмов.
Развитие половых клеток. Оплодотворение.
Индивидуальное
развитие
организмов.
Биогенетический закон.
Закономерности
наследования
признаков.
Моногибридное скрещивание.
Неполное
доминирование.
Анализирующее
скрещивание
Дигибридное скрещивание. Закон независимого
наследования признаков.
Хромосомная теория. Генетика пола. Наследование,
сцепленное с полом.
Составление простейших схем скрещивания. Решение
элементарных генетических задач.
Закономерности изменчивости.

Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов. Биотехнология.
11.
Повторительно-обобщающий
урок
по
разделу.
Контрольная работа № 1.
Популяционно-видовой уровень (7 часов)
10.

12.
13.

Популяционно-видовой
уровень:
характеристика. Виды и популяции.
Развитие эволюционных идей.

общая

16.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд
популяции.
Естественный
отбор
как
фактор
эволюции.
Многообразие видов.
Микроэволюция и макроэволюция.

17.

Направления эволюции.

18.

Принципы классификации. Систематика.

14.
15.

Примечание
Факт

Экосистемный уровень (8 часов)
19.

20.

21.
22.

23.

24.

Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда
обитания организмов. Экологические факторы.
Лабораторная работа № 1
«Выявление приспособлений организмов к влиянию
различных экологических факторов»
Экологические сообщества.
Лабораторная работа № 2
«Сравнение анатомического строения растений
разных мест обитания»
Лабораторная работа № 3
«Методы измерения факторов среды обитания»
Виды взаимоотношений организмов в экосистеме.
Экологическая ниша. Лабораторная работа № 4
«Изучение экологических ниш разных видов растений»
Видовая и пространственная структура экосистемы.
Лабораторная работа
№ 5 «Описание экосистем своей местности»
Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращение энергии в
экосистеме.
Лабораторная работа № 6 «Моделирование структур и
процессов, происходящих в экосистемах (на примере
аквариума)»
26.
Экологическая сукцессия. Последствия влияния
деятельности человека на экосистемы. Лабораторная
работа № 7 «Оценка антропогенных изменений в
природе»
Биосферный уровень (8 часов)
25.

28.

Биосферный уровень: общая характеристика. Учение
В.И. Вернадского о биосфере
Круговорот веществ в биосфере.

29.

Эволюция биосферы.

30.

Происхождение жизни на Земле.

31.

Основные этапы эволюции органического мира на
Земле.
Эволюция человека.

27.

32.
33.
34.

Роль человека в биосфере. Экскурсия. Естественные и
искусственные экосистемы.
Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Итого за год

к.р. – 1 , л.р. – 7 .

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».