РП Я исследователь 1-4 кл

Горноуральский городской округ
«Башкарская средняя общеобразовательная школа» филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2023- 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ общеинтеллектуальное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «Я исследователь»
КЛАСС 1,2,3,4
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

в неделю 1 ч.

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Программа курса «Я - исследователь» составлена на основе авторской программы А.И.
Савенкова (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова: сборник программ /
сост. Е.Н.Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2012.), в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования 2023г.

с. Башкарка,
2023 год

Пояснительная записка
Программа курса «Я - исследователь» составлена на основе авторской программы А.И
Савенкова (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова: сборник программ
/ сост. Е.Н.Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2012.), в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования 2023г.
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого
потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских
способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
Развитие познавательных потребностей младших школьников.
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям
необходимым для проведения исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков
исследовательского поиска.
Формирование у младших школьников и педагогов представлений об
исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя,
взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
2

проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

3

Содержание тем учебного курса 1 класса
№
раздела

Наименование раздела

Содержание

Кол-во
часов

1

Тренинг
исследовательских
способностей

Что такое научные исследования?
Что такое научное открытие?
Знакомство с основными
доступными методамиисследования.
Наблюдение как метод
исследования.
Гипотеза. Классификация предметов.
Как задавать
вопросы? Что такое вывод?
Знакомство с понятиями: схема,
чертеж, рисунок, график, формула.
Правила работы с книгой. Что такое
парадокс? Что такое эксперимент и
модель? Исследование и проект. Что
такое доклад?

17

2

Самостоятельная
исследовательская
практика

Коллективная игра-исследование.
Экскурсия-исследование в природе.
Экспресс-исследование.

10

3

Мониторинг
исследовательской
деятельности
обучающихся

Мини-конференции по итогам
6
экспресс-исследований и
собственных
исследований. Участие в
защитах исследовательских работ и
творческих проектов учащихся вторыхчетвертых классов.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.
Обучающиеся должны научиться:
 слушать и читать на основе поставленной цели;
 задавать вопросы;
 делать сообщение.

4

Содержание тем учебного курса 2 класс
№
раздела

Наименование раздела

1

Тренинг
исследовательских
способностей

Содержание
Научные
открытиях,
использующиеся
в
жизни.
Методы исследования.Приборы
для
наблюдения.

Кол-во
часов
17

Планирование и проведение
экспериментов
с
доступными объектами. Что
такое гипотеза и что такое
провокационная идея. Основные
логические операции. Гипотеза.
Ассоциации и аналогии. Загадки как
определения понятий. Логика и правила
суждений, умозаключений и выводов.
План сообщения. Подготовка защиты
собственной работы.
2

3

Самостоятельная
исследовательская
практика
Мониторинг
исследовательской
деятельности
обучающихся

Коллективная игра-исследование.
Планирование
и
проведение
самостоятельных исследований.

11

Участие
в
защитах
6
исследовательских работ и творческих
проектов
учащихся.
Подготовка
собственных работ.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
Обучающиеся должны научиться:
работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с
определённой целевой установкой.
пересказывать подробно и
выборочно; выдвигать
гипотезы;
давать определение понятиям;
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах

5

Содержание курса 3 класса
№
разд.

Наименование
раздела

Содержание

Кол-во часов

I

Тренинг
исследовательских
способностей

II

Самостоятельная
исследовательская
практика

Наблюдение
и
экспериментирование. Методы исследования.
Знакомство
с понятием
«интуиция».
Как
выделить
главное
второстепенное.
Структурирование
полученной информации.
Подготовка текста доклада.
Определение проблемы и выбор темы
собственного исследования. Планирование и
проведение самостоятельных исследований.

III

Мониторинг
Участие
в
защитах
исследовательской
исследовательских работ и творческих
деятельности учащихся проектов учащихся.
Подготовка собственных работ к защите.
Собственная защита исследовательских работ и
творческих проектов
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
Обучающиеся должны научиться:
структурировать материал;
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически
законченные части;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессам

6

10

18

6

Содержание курса 4 класса
№
разд.

Наименование
раздела

Содержание

Кол-во
часов

I

Тренинг
исследовательских
способностей

Анализ
и
синтез. Методы исследования.
Исследования с помощью
новейших
информационных технологий. Что такое научная
теория. Что такое научный прогноз и чем он
отличается от предсказания. Какими бывают
научные прогнозы. Методы прогнозирования. Как
правильно проводить наблюдения и
эксперименты. Ассоциации
и аналогии в
научном поиске. Что такое проблемы и как их
выявляют. Цели и задачи исследования. Как
подготовиться к защите работы.

II

Самостоятельная
исследовательская
практика

Определение проблемы и выбор тем
собственного исследования. Индивидуальная работа
по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

16

III

Мониторинг
исследовательской
деятельности
учащихся.

Участие
в
защитах
исследовательских работ и творческих проектов
учащихся. Подготовка собственных работ к защите.
Собственная защита исследовательских работ и
творческих проектов.

8

10

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Обучающиеся должны научиться:
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
готовить тексты собственных докладов;
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами
общеразвивающего характера;
высказывать содержательно свою мысль, идею;
формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
решать самостоятельно творческие задания.

7

Календарно-тематическое планирование, 1 класс
№
занятия
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
12

Дата по
плану

Тема занятия
Что такое исследование? Кто такие
исследователи?
/Тренинг
исследовательских
способностей
Наблюдение и наблюдательность.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Наблюдение и наблюдательность.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Учимся вырабатывать гипотезы.
Учимся высказывать суждения.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Как правильно классифицировать.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Как правильно классифицировать.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Что такое определения?
Как давать определения понятиям.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Учимся делать умозаключения и выводы.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Как задавать вопросы?
/Тренинг
исследовательских
способностей
Экскурсия-исследование
«Наблюдение за воробьями».
/Самостоятельная
исследовательская практика
Мини-конференция по итогам экскурсии
/Самостоятельная
исследовательская практика
Как задавать вопросы? Учимся выделять
главное и второстепенное.
/Тренинг
8

06.09

13.09

20.09

27.09

04.10

11.10

18.10

25.10

08.11

15.11

22.11
29.11

Дата
фактическая

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23
24

исследовательских
способностей
Учимся вырабатывать гипотезы.
Учимся высказывать суждения.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Как делать схемы?
/Тренинг
исследовательских
способностей
Как работать с книгой?
/Тренинг
исследовательских
способностей
Как планировать исследования и проекты.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Тренировочное занятие по методике
проведения самостоятельных исследований
/Самостоятельная
исследовательская практика
Как сделать сообщение о результатах
исследования.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Что такое парадоксы?
/Тренинг
исследовательских
способностей
Мысленные эксперименты и
эксперименты на моделях.
/Тренинг
исследовательских
способностей
Мини-конференция по
итогам собственных
исследований.
/Мониторинг
Экспресс-исследование «Какие коллекции
собирают люди». Коллекционирование.
/Самостоятельная
исследовательская практика
Сообщения о собранных коллекциях.
/Самостоятельная
исследовательская практика
Сообщения о собранных коллекциях.
/Самостоятельная
исследовательская практика

9

06.12

13.12

20.12

27.12

10.01

17.01

24.01

31.01

07.02

14.02

28.02
06.03

25

26

27

28
29
30
31

32

33

Тренировочное занятие по методике
проведения самостоятельных исследований.
/Самостоятельная
исследовательская практика
Экспресс-исследование «Свойства снега и
воды»
/Самостоятельная
исследовательская практика
Мини-конференция по
итогам экспрессисследования.
/Мониторинг
Участие в школьной конференции «Первые
шаги в науку»
/Мониторинг
Участие в школьной конференции «Первые
шаги в науку»
/Мониторинг
Коллективная игра-исследование.
/Самостоятельная
исследовательская практика
Групповые (индивидуальные)
работы по выбранной тематике.
/Самостоятельная
исследовательская практика
Мини-конференция по
итогам собственных
исследований
/Мониторинг
Мини-конференция по
итогам собственных
исследований
/Мониторинг

10

13.03

20.03

27.03

11.04
18.04
25.04
01.05

08.05

15.05

Календарно-тематическое планирование, 2 класс
№
занятия

Дата по
плану

Тема занятия

Тренинг исследовательских способностей (первый цикл, 8 ч.)
1
Научные исследования и наша жизнь и
06.09
экспериментов.
2
Методы исследования.
13.09
3
Наблюдение и наблюдательность.
20.09
4
Эксперимент – познание в действии.
27.09
5
Гипотезы и провокационные идеи.
04.10
Анализ и синтез.
11.10
Как давать определения понятиям.
18.10
Планирование и проведение наблюдений.
25.10
Наблюдение и экспериментирование.
15.11
Основные логические операции.
22.11
Гипотезы и способы их конструирования.
29.11
Искусство задавать вопросы.
06.12
Учимся оценивать идеи, выделять главное и 13.12
второстепенное.
14
Ассоциации и аналогии.
20.12
15
Суждения, умозаключения, выводы.
27.12
16
Искусство делать сообщения.
10.01
17
Как подготовиться к защите
17.01
собственной исследовательской работы.
Самостоятельная исследовательская практика (11 ч.)
18
Как выбрать тему собственного
24.01
исследования.
19-21
Индивидуальная работа по планированию и 31.01-14.02
проведению самостоятельных исследований.
22-23
Коллективная игра- исследование
19.02-29.02
24-27
Индивидуальная консультационная
06.03-29.03
Работа по проведению
28
Семинар «Как подготовиться к защите».
03.04
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (6 ч.)
29-30
Участие в процедурах защит
08.04-19.04
исследовательских работ в качестве
зрителей.
31-32
Индивидуальная работа (подготовка к
22.04-03.05
защите результатов собственных
исследований)
33-34
Защита собственных исследований
13.05-31.05
6
7
8
9
10
11
12
13

11

Дата
фактическая

Календарно-тематическое планирование, 3 класс
№
занятия

Дата по
плану

Тема занятия

Тренинг исследовательских способностей (10 ч.)
1
Наблюдение и
06.09
экспериментирование
2
Методы исследования
13.09
3
Наблюдение и
20.09
наблюдательность
4
Совершенствование техники
27.09
Экспериментирования.
5
Интуиция и создание гипотез.
04.10
6
Правильное мышление и логика.
11.10
7
Искусство делать сообщения.
18.10
8
25.10
Искусство задавать вопросы и отвечать
на них
9-10
Семинар «Как подготовиться к
15.11-22.11
защите»
Самостоятельная исследовательская практика (18 ч.)
11
Определение проблемы и выбор темы
29.11
собственного исследования.
12-14 Индивидуальная работа по планированию
04.12-22.12
и проведению
Самостоятельных исследований.
15-16 Коллективная игра25.12-12.01
исследование
17-18 Семинар «Как подготовиться к
15.01-26.01
защите».
19-28 Индивидуальная консультационная
29.01-29.03
работа по проведению
Самостоятельных исследований
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (6 ч.)
29-30 Участие в процедурах защит
01.04-12.04
исследовательских работ в качестве
зрителей.
31-32 Индивидуальная работа (подготовка
15.04-26.04
к защите результатов
Собственных исследований).
33-34 Защита исследовательских
01.05-31.05
Работ и творческих проектов.

12

Дата
фактическая

Календарно-тематическое планирование, 4 класс
№
занятия

Дата по
плану

Тема занятия

Тренинг исследовательских способностей (10 ч.)
1
Культура мышления.
2
Методы исследования
3
Научная теория.
Научное прогнозирование.
4
Совершенствование техники
Наблюдения и
экспериментирования
6
Искусство задавать вопросы
7
Ассоциации и аналогии
8
Как правильно делать выводы из
наблюдений и экспериментов
9
Умение выявлять проблемы
10
Как подготовиться к защите
Самостоятельная исследовательская практика (16 ч.)
11
Определение проблемы и
выбор темы собственного
исследования.
12-16
Индивидуальная работа по планированию
и проведению самостоятельных
исследований.
17-24
Индивидуальная консультационная работа
по проведению самостоятельных
исследований.
25-26
Семинар «Как подготовиться к
защите».
Мониторинг исследовательской деятельности (8 ч.)
27-30
Участие в процедурах защиты
исследовательских работ в качестве
зрителей.
31-32
Подготовка к защите собственных
работ.
33-34
Защита исследовательских
Работ и творческих проектов.
5

13

06.09
13.09
20.09
27.09
04.10

11.10
18.10
25.10
15.11
22.11
27.11

04.12-10.01

15.01-08.03

11.03-22.03

25.03-26.04

29.04-17.05
20.05-31.05

Дата
фактическая

Интернет – ресурсы для реализации программы
1. Занимательные научные опыты для детей
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
2. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
3. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
4. «Жидкие» фокусыhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
5. Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
6. Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
7. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
8. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный
ресурс]http://www.booklinks.ru/
9. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова[Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/
10. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/htt
p://www.nachalka.com/proekty

14

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».