РП Театральная мастерская 1-4 кл

Горноуральский городской округ
«Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ социальное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Театральная мастерская
КЛАСС 1,2,3,4
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

в неделю 1 ч.

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Программа разработана для обучающихся 1-4 классов на основе программы курса
«Театр» для начальной школы И.А. Генераловой (Образовательная система «Школа 2100»
Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией
Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

с. Кайгородское,
2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только
как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих
инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития
личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы
воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике
использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды,
включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую
историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной
деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной
среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать
в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как
синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является
театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен
помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться
своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра
есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети,
педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат.
Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации
ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически
побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте
предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко
входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю,
целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного
взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более
осмысленно;
активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он
начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления –
словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты
интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим
обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в
своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация
самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка
программы театрального кружка.
Цель программы: воспитание у детей общей художественной культуры,
способствующей развитию творческих способностей,
развитию памяти, внимания, речи, коммуникативных качеств сферы чувств, гармоничных
отношений с собой и с окружающими.
Задачи программы:
o владеть навыками общего коллективного творчества
o развивать эстетические способности
o совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа. - знакомить детей с различными видами театра
(кукольный театр, драматический, теневой, музыкальный).

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение Камерного театра, музея с
последующим обсуждением увиденного в группе. На занятиях используются как
классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение
музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов,
прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые
игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление
бутафории. Большая роль в формировании способностей школьников отводится
регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных
особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и
непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг
предполагает широкое использование элемента игры.
Основные виды театральной деятельности учащихся.
Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:
1. Театральная игра.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное
мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические
качества.
2. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания
и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
3. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
4. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы и реализует
межпредметные связи с литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
Данная программа рассчитана на 135 часов:
1 класс –33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа
с проведением занятий 1 час в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
На занятиях по театру приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт
и самостоятельное творчество. Выполняя любое упражнение, ребенок проделывает тот же
путь, что и большой актер при работе над ролью. Особенно важен сам процесс овладения
искусством, не стоит ожидать немедленного результата. Воспитание в детях
самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет
первостепенное значение.
Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для
занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при
комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического
воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социальнохудожественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральное искусство имеет огромные
возможности для социально художественного развития детей.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их
усвоении;
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников
склонностей и способностей по различным направлениям;
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает
возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в
коллективных творческих делах происходит развитие
разносторонних
способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными
особенностями
и
новизной программы
является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где
школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки
литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка,
на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников
обусловлена
их
возрастными
особенностями:
разносторонними
интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана
расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать
нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается
фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в
обществе, формируется духовность.
5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Предполагаемые умения и навыки
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных

позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения. Умеют строить диалог с партнером на заданную
тему.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов
универсальных учебных действий:
Личностные
o этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная
отзывчивость;
o эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
o умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;
o самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
o самооценка на основе критериев успешности деятельности;
o осознание ответственности человека за общее благополучие;
o уважительное отношение к чужому мнению;
Регулятивные
o определять общую цель и пути ее достижения;
o предвосхищать результат;
o выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
решения;
o использовать речь для регуляции своего действия; • вносить изменения в
способ действия, в план действия.
Познавательные
o знать театры родного города, их особенности;
o знать традиции и обычаи коренного народа;
o знать некоторые виды театров (кукольный, настольный);
o знать некоторые приѐмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах
театров;
o знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор,
режиссер, осветитель, суфлер);
o уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с
использованием кукол, элементов одежды, декораций; • чувствовать и
понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое
взаимодействие с другими персонажами;
o иметь представление о театре, о театральной культуре; • иметь
представление об устройстве театра.
Коммуникативные
o умение вступать в диалог;
o участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой
сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;
o умение договариваться и находить общее решение;
o формулировать свои затруднения;
o проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных
задач;
o договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
o строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и
обращаться за помощью.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актѐрский тренинг
экскурсия
выступление

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Тема

Количество
часов

1 класс
Роль театра в культуре:

9ч

1-2

Знакомство с новыми понятиями – театр, артист,
декорации, роль.

2

3-4

Знакомство ребѐнка в игровой форме с самим собой.
Подвижные игры на внимание.

2

5-6

Знакомство ребѐнка с окружающим миром в игровой
форме. Игра» Снежный ком».

2

7-8

Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих
целенаправленного воздействия словом.

2

9

Разыгрывание этюдов, подвижные игры.

1

Театрально-исполнительская деятельность:

10 ч

10-11

Знакомство с терминами – мимика, пантомима, этюд,
ритм.

2

12-13

Выполнение упражнений, направленных на развитие
чувства ритма. Этюды.

2

14-15

Выполнение упражнений на воплощение абстрактных
образов (блики, огонь, снег.)

2

16-17

Импровизация русской народной сказки «Колобок».
Этюды на заданную тему.

2

18-19

Импровизация русской народной сказки «Теремок».
Пантомимы на заданную тему.

2

Занятие сценическим искусством

10 ч

20-21

Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями:
рифма, ритм, интонация

2

22-23

Упражнения, игры («Волна»). Этюды.

2

24-25

Упражнения и игры («Ручеѐк»). Пантомима.

2

26-27

Упражнения и игры («Живой алфавит»).
Импровизация сказки по выбору детей.

2

28-29

Знакомство с мини-сказкой (музыкальная): «Козлик»

2

Освоение терминов.

2ч

Знакомство с терминами: спектакль, партнѐр,
премьера, театр. Пантомима, этюд по заданной теме.

2

Просмотр театрального спектакля.

2ч

Просмотр спектакля, поставленного учащимися 3
класса

2

Итого

33ч

30-31

32-33

2 класс

Дата

Роль театра в культуре:
1-2

Приобретение навыков, необходимых для
сценического искусства (темп, ритм, рифма)

2

3-4

Знакомство ребѐнка с терминами (сцена,
жестикуляция, мимика)

2

Театрально - исполнительская деятельность:
5-6

Знакомство с терминами - мимика, пантомима, этюд,
ритм. Выражение благодарности, сочувствия.

2

-7-8

Выполнение упражнений, направленных на развитие
чувства ритма. Обращение за помощью - выражение
чувств через мимику, жесты.

2

9-10

Упражнения, направленные на взаимодействие в
группах. Игра «Маски»

2

11-12

Обсуждение различных ситуаций, дискуссии.
Разыгрывание мини-сценок.

2

Импровизация русской народной сказки «Теремок»
Занятие сценическим искусством
13-14

Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями:
рифма, ритм, интонация

2

15-16

Упражнения одиночные - на выполнение простого
задания. Этюды.

2

17-18

Упражнения и игры одиночные на выполнение
задания на основе предлагаемых обстоятельств.
Пантомима.

2

19-20

Упражнения и игры по выбору детей, направленные на
выполнение предлагаемых обстоятельств. Минисценки (повадки животных)

2

21-22

Знакомство с понятием - сценическое общение. Работа
в парах (сказка на два героя)

2

23-24

Исполнение этюдов по картинкам.

2

25-26

Выполнение заданий на разыгрывание предлагаемых
обстоятельств. Введение нового понятия «обращение
к предмету» Выполнение этюдов по картинкам.

2

27

Обобщение по теме, игры по выбору детей.

1

Работа над серией мини-спектаклей.
28-29

Подборка спектаклей, выбор ролей.

2

30-31

Распределение ролей, учитывая характер и
темперамент учащихся. Читка по листу.

2

32

Умение распределяться на сцене, чтобы выделялся
главный герой.

1

33

Просмотр спектаклей

1

34

Подведение итогов за год. Игры по выбору детей.

1

Итого

34ч

3 класс
Роль театра в культуре.
Знакомство с древнегреческим, современным,
кукольным, музыкальным театрами.

1

3анятия сценическим искусством.

11 ч

2-3

Приѐмы релаксации. Пантомима. Этюды

2

4-5

Приѐмы концентрации внимания. Этюды

2

6-7

Приѐмы концентрации дыхания. Инсценирование
сказок (2 героя)

2

8-9

Приѐмы для снятия мышечных зажимов. Сказки 3-х
героев.

2

10 - 11

Повторение и закрепление изученного.

2

Театрально - исполнительская деятельность

23 ч

Работа над образами. Я -предмет.

2

14 - 15

Работа над образами. Я - стихия.

2

16-

Работа над образами. Я — животное.

2

18-19

Работа над образами. Я — фантастическое животное.

2

20-

Работа над подбором спектакля. Чтение, обсуждение.

2

Распределение ролей в спектакле

2

24 - 25

Разучивание ролей, репетиции, изготовление
костюмов.

2

26-

Разучивание ролей изготовление костюмов. Подбор
декораций.

2

Умение распределятся на сцене. Репетиция.

2

Репетиция. Подбор костюмов и декораций.

2

Показ представления учащимся нач. классов

2

1

1213

17

21
2223

27
2829
3031
32-

34

Подведение итога.
Итого

34 ч

4 класс
Роль театра в культуре.

8ч

1-2

Знакомство с создателями спектакля: писатель,
драматург, поэт.

2

3-4

Знакомство с театральными жанрами.

2

5-6

Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему.

2

7-8

Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору детей.

2

Театрально - исполнительская деятельность.

10 ч

9-11

Пантомима-средство выражения создания образа через
действия героя.

3

12-

Упражнения для развития хорошей дикции.

2

13

Диалог, монолог

14-15

Упражнения для развития интонации. Диалог, монолог

2

16-

Упражнение для развития темпа речи. Диалог,
монолог

2

Обобщение пройденного. Диалог, монолог.

1

Основы пантомимы.

12 ч.

Знакомство с основами пантомимы. Куклы марионетки.

2

21

Механические куклы, надувные игрушки как
выразительное средство пантомимы.

1

22-

Поза актѐра в пантомиме как основное средство
выражения

2

Жест и движения как основные выразительные
средства пантомимы.

2

26 - 27

Маска в пантомимном действии.

2

28-

Выразительные средства в пантомимном действии:
поза актѐра, жесты, маска.

2

Пантомима, этюд, инсценировка - виды сценической
деятельности.

1

Работа и показ театрализованного представления

4ч

Репетиция и показ спектакля по мотивам сказок Г.Х.
Андерсена.

4

Итого

34ч

17
18

1920

23
2425

29
30

3134

Образовательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми
для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими
школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему про
социальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой
общественной среде.
Форма подведения итогов
изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть
азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт
выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться
выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театральная мастерская» является участие учеников в инсценировке
прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли
режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных
праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов,
инсценированние сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для
свободного просмотра.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».