Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с ЗПР 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для
обучающихся с задержкой психического развития
6 КЛАСС ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ
КЛАСС: 6
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

в неделю 1;

всего за год 34

УЧИТЕЛЬ Евдошенко Людмила Андреевна
КАТЕГОРИЯ Первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
авторской программы по биологии: В. В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г. С. Калиновой,
З.Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни» 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Москва «Просвещение», 2013).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Биология. 5 – 6 классы.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник,
С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – 4-е изд. Москва.: Просвещение, 2015.

с. Южаково
2021

1. Планируемые результаты освоения учебного курса Биология
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у
обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Содержание курса
направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
развитие познавательных и коммуникативных качеств личности:


Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий,
структурировать материал и др.
 Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих
личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
2

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
3

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения курса «Живые организмы» выпускник научится:
 характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
 применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и
процессы;
 владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,
выявлять взаимосвязи);
 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности
человека в природе.

4

2. Содержание учебного предмета Биология
6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Жизнедеятельность организмов (17 часов)
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена
веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и
воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез.
Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к
использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание
животных.
Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из
организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии,
освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в
растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение.
Кровеносная система животных.
Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его
значение.
Демонстрации:модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные
процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение
растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений,
передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем»
Размножение, рост и развитие организмов (7 часов)
Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности
поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое
размножение растений и животных.
Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного
размножения комнатных растений.
Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений,
его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе
исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции
органического мира
Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и
влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост
растений, их значение.
Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов.
Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений
и животных. Особенности роста растений.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов
и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и
побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Лабораторная работа№2. «Вегетативное размножение комнатных растений»
5

Лабораторная работа№3. «Определение возраста деревьев по спилу».
Регуляция жизнедеятельности организмов (10 часов)
Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на
изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизнедеятельности в любом живом
организме.
Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов. Биологически
активные вещества. Гормоны.
Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной
системы. Рефлекс - основа процессов жизнедеятельности организмов. Рефлекторный
характер деятельности нервной системы.
Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организмов. Поведение. Врождённое поведение. Инстинкты.
Условные рефлексы. Приобретённое поведение. Поведение человека. Высшая нервная
деятельность.
Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых
организмов. Передвижение одноклеточных организмов. Разнообразие способов
передвижения многоклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в
разных средах обитания.
Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов
жизнедеятельности
Лабораторная работа №4 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и
формирование у них рефлексов»
Демонстрации: модели головного мозга позвоночных; скелеты разных животных;
видеофильмы, иллюстрирующие движения у растений и животных.

6

3. Календарно-тематическое планирование по биологии
6 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№
п/п

Тема урока

Дата
План

Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (17ч)
1

Обмен веществ – главный признак жизни

2

Почвенное питание растений.

3

Удобрения

4

Фотосинтез

5

Значение фотосинтеза.

6

Питание бактерий и грибов

7

Гетеротрофное питание. Растительноядные
животные.
Плотоядные и всеядные животные. Хищные
растения.
Газообмен
между
организмом
и
окружающей средой. Дыхание животных.
Дыхание растений.

8
9
10
11
12
13

Передвижение веществ в организмах.
Передвижение веществ у растений.
Лабораторная работа № 1 «Поглощение
воды корнем»
Передвижение веществ у животных.

14

1 нед
сент
2 нед
сент
3 нед
сент
4 нед
сент
1 нед
окт
2 нед
окт
3 нед
окт
4нед
окт
1 нед
нояб
2 нед
нояб
3 нед
нояб
4 нед
нояб
1 нед
дек
2 нед
дек

Освобождение организма от вредных
продуктов жизнедеятельности. Выделение у
растений.
15
Выделение у животных.
3 нед
дек
16
Обобщающий
урок
по
теме 4 нед
«Жизнедеятельность организмов»
дек
17
Контрольная работа № 1 по теме 3 нед
«Жизнедеятельность организмов»
янв
Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов (7ч)

7

Примечания
Факт

18
19
20

Размножение организмов, его значение.
Бесполое размножение.
Лабораторная работа № 2 «Вегетативное
размножение комнатных растений».
Половое размножение.

21

4
янв
1
фев
2
фев
3
фев
4
фев
1
мар

нед
нед
нед

Рост и развитие – свойства живых
нед
организмов. Индивидуальное развитие.
22
Лабораторная работа № 3 «Определение
нед
возраста дерева по спилу»
23
Влияние
вредных
привычек
на
нед
индивидуальное развитие и здоровье
человека.
24
Обобщающий урок по теме «Размножение, 2 нед
рост и развитие организмов»
мар
25
Контрольная работа № 2 по теме 3 нед
«Размножение, рост и развитие организмов» мар
Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (10ч)
26
27
28
29
30

Способность организмов воспринимать
воздействия внешней среды и реагировать на
них
Гуморальная регуляция жизнедеятельности
организмов.
Нейрогуморальная
регуляция
жизнедеятельности
многоклеточных
животных.
Лабораторная работа № 4 «Изучение
реакции аквариумных рыб на раздражители
и формирование у них рефлексов»
Поведение организмов

4 нед
мар
1 нед
апр
2 нед
апр
3 нед
апр

4
апр
31
Движение организмов
1
мая
32
Организм – единое целое
2
мая
33
Обобщающий урок по теме «Регуляция 3
жизнедеятельности организмов»
мая
34
Контрольная работа № 3 по теме «Регуляция 4
жизнедеятельности организмов».
мая
Итого за год
к.р. – 3, л.р. – 4.

8

нед
нед
нед
нед
нед
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».