Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для обучающихся с задержкой психического развития 9 КЛАСС ФГОС ООО НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ КЛАСС 9 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2; всего за год 68 УЧИТЕЛЬ Евдошенко Людмила Андреевна КАТЕГОРИЯ Первая СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы) авторской программы по биологии: В. В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З.Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2013). ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные) Биология. 9 класс.: учебник для общеобразовательных организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2019. с. Южаково 2021 1. Планируемые результаты изучения учебного курсаБиология Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности: • Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. • Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордостиза свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основкультурного наследия народов России и человечества; усвоениегуманистических, демократических и традиционных ценностеймногонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественнойпрактики, учитывающего социальное, культурное, языковое,духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способностивести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей иформ социальной жизни в группах и сообществах, включаявзрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальныхи экономических особенностей; 6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формированиенравственных чувств и нравственного поведения, осознанногои ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведенияна транспорте и на дорогах; 2 9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимостиответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества;принятие ценностисемейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследиянародов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результатыосвоения биологии в основной школе должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения,ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числеальтернативные, осознанно выбирать наиболееэффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата, определять способы действий в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятиярешений и осуществления осознанного выбора в учебной ипознавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знакии символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования. Предметными результатами программы по биологии являются: освоения выпускниками основной школы 1) формирование системы научных знаний о живой природеи закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результатедеятельности человека для создания естественно-научной картины мира; 2) формирование первоначальных систематизированныхпредставлений о биологических объектах, процессах, явлениях,закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживогов биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведениеэкологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе,влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевыеи смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознаниенеобходимости действий по сохранению биоразнообразияи природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологическихнаук в решении проблем рационального природопользования,защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножениякультурных растений и домашних животных, ухода за ними. В результате изучения курса «Общие биологические закономерности» выпускник научится: характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость; применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности; применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности; владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов; ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. 4 2. Содержание учебного предмета Биология 9 класс (68часов, 2 часа в неделю) Раздел 1. Биология в системе наук. (2ч) Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Значение биологии для понимания научной картины мира. Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками». Раздел 2. Основы цитологии – науки о клетке. (12ч) Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение. Химический состав живых организмов. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества. Роль воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в организме. Клеточное строение организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток. Вирусы. Лабораторная работа №1 «Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий». Контрольная работа №1 по теме «Основы цитологии». Раздел3. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. (5ч) Размножение, рост и развитие. Рост и развитие организмов. Размножение. Половое и бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Приспособление организмов к изменяющимся условиям среды. Раздел 4. Основы генетики. (15ч) Главные задачи современной генетики. Вклад ученых в развитие генетики как науки. Признаки живых организмов: наследственность и изменчивость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Признаки фенотипа и генотипа. Механизмы наследственности. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Хромосомная теория. Хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.Методы изучения наследственности человека. Взаимосвязь генотипа человека и его здоровья. Практические работы родословных». №1, 2 «Решение генетических задач», Лабораторные работы №2, 3«Описание фенотипов растений», модификационной изменчивости и построение вариационной кривой». «Составление «Изучение Контрольная работа №2 по теме «Основы генетики». Раздел 5. Основы селекции и биотехнологии. (3ч) Главные задачи и направления современной селекции. Основные методы селекции. Вклад отечественных и мировых ученых в развитие селекции. Этические аспекты развития некоторых направлений биотехнологии. Раздел 6. Эволюционное учение. (8ч) 5 Система и эволюция органического мира. Вид – основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Раздел 7. Возникновение и развитие жизни на Земле. (5ч) Гипотезы о происхождении жизни. Контрольная работа №3 по темам «Эволюционное учение и развитие жизни на Земле». Раздел 8. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. (16ч) Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция,хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Лабораторные работы № 4, 5, 6, 7 «Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания», «Строение растений в связи с условиями жизни», «Описание экологической ниши организма», «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме». Итоговая контрольная работа №4. 2 часа – резервное время 6 3. Тематическое планирование по биологии 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю) № уро ка Тема дата план Раздел 1. Биология в системе наук. (2ч) 1 Т/безопасности на уроках биологии. Биология как наука. 2 Методы биологических исследований. Значение биологии. Раздел 2. Основы цитологии – науки о клетке. (12ч) 3 Цитология – наука о клетке. 4 5 6 7 8 9 Примечания факт 1 нед сен 1 нед сен 2 сен Клеточная теория. 2 сен Химический состав клетки. 3 сен Строение клетки. 3 сен Особенности клеточного строения организмов. 4 сен Вирусы. 4 сен Лабораторная работа №1 «Строение 1 эукариотических клеток у растений, животных, окт грибов и прокариотических клеток у бактерий». нед нед нед нед нед нед нед 10 Обмен веществ и превращения энергии в клетке. 1 нед окт Фотосинтез. 11 Биосинтез белков. 2 нед окт 12 Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке. 2 нед окт 13 Цитология – наука о клетке. Урок-семинар. 3 нед окт Контрольная работа №1 по теме «Основы 3 нед 14 цитологии». окт Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. (5ч) 15 16 17 18 Формы размножения организмов. 4 нед окт Половое размножение. Мейоз. 4 нед окт 1 нед Индивидуальное развитие организма (онтогенез). ноя Индивидуальное развитие организма. Эмбриогенез. 1 нед Постэмбриогенез. ноя 7 19 Влияние факторов внешней среды на онтогенез. 2 нед ноя Раздел 4. Основы генетики. (15ч) 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Генетика как отрасль биологической науки. 2 нед ноя Методы исследования наследственности. Фенотип и 3 нед генотип. ноя Закономерности наследования. 3 нед ноя Практическая работа №1 «Решение генетических 4 нед ноя задач» Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Основные формы изменчивости Генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость организмов. Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа №2 «Описание фенотипов растений». Лабораторная работа №3 «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой». 4 нед ноя 1 нед дек 1 нед дек 2 нед дек 2 нед дек 3 нед дек 3 нед дек 4 нед дек Практические работы №2 «Составление 4 нед 32 родословных». дек 3 нед Генотип и здоровье человека. 33 янв Контрольная работа №2 по теме «Основы генетики». 3 нед 34 янв Раздел 5. Основы селекции и биотехнологии. (3ч) 31 Методы изучения наследственности человека. 4 нед янв Достижения мировой и отечественной селекции. 4 нед 36 янв Биотехнология: достижения и перспективы развития. 1 нед 37 Клонирование. фев Раздел 6. Эволюционное учение. (8ч) 35 38 39 40 Основы селекции. Методы селекции. Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии вида. Популяционная структура вида. 8 1 нед фев 2 нед фев 2 нед фев 3 нед 41 фев Результаты эволюции: многообразие видов, 3 нед 42 приспособленность организмов к среде обитания. фев Борьба за существование и естественный отбор – 4 нед 43 движущие силы эволюции. фев Адаптации как результат естественного отбора. 4 нед 44 фев Современные проблемы эволюции. 1 нед 45 мар Раздел 7. Возникновение и развитие жизни на Земле. (5ч) Видообразование. 46 47 48 49 50 Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. 1 нед мар Органический мир как результат эволюции. 2 нед мар История развития органического мира. 2 нед мар Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на 3 нед Земле» мар Контрольная работа №3 по темам «Эволюционное 3 нед мар учение и развитие жизни на Земле». Раздел 8. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. (18ч) 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Экология как наука. 4 нед мар «Изучение 4 нед определенной мар Лабораторная работа №4 приспособленности организмов к среде обитания». Влияние экологических факторов на организмы. Лабораторная работа №5 «Строение растений в связи с условиями жизни». Экологическая ниша. Лабораторная работа №6 «Описание экологической ниши организма». Структура популяций. Типы взаимодействия популяций разных видов. Значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. Структура экосистем. Поток энергии и пищевые цепи. Искусственные экосистемы. 9 1 нед апр 1 нед апр 2 нед апр 2 нед апр 3 нед апр 3 нед апр 4 нед апр 4 нед апр 1 нед мая 1 нед мая 2 нед мая Лабораторная работа №7 «Выделение пищевых 2 нед 64 цепей в искусственной экосистеме». мая Экологические проблемы современности. 3 нед 65 мая 3 нед Итоговая контрольная работа №4. 66 мая 67 - Резервное время 4 нед 68 мая Итого за год к.р. – 4, л.р. – 7, п.р. – 2. 68 часов 10