Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с ЗПР 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для
обучающихся с задержкой психического развития
9 КЛАСС ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ
КЛАСС 9
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

в неделю 2;

всего за год 68

УЧИТЕЛЬ Евдошенко Людмила Андреевна
КАТЕГОРИЯ Первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
авторской программы по биологии: В. В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г. С. Калиновой,
З.Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни» 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Москва «Просвещение», 2013).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Биология. 9 класс.: учебник для общеобразовательных организаций/ В.В. Пасечник, А.А.
Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. 6-е изд. - М.:
Просвещение, 2019.

с. Южаково
2021

1. Планируемые результаты изучения учебного курсаБиология
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование
у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Содержание курса
направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
развитие познавательных и коммуникативных качеств личности:
•
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий,
структурировать материал и др.
•
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих
личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордостиза свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основкультурного
наследия народов России и человечества; усвоениегуманистических, демократических и
традиционных ценностеймногонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественнойпрактики, учитывающего социальное, культурное,
языковое,духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способностивести диалог с другими людьми
и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей иформ социальной жизни в
группах и сообществах, включаявзрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальныхи экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формированиенравственных чувств и нравственного поведения,
осознанногои ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведенияна транспорте и на
дорогах;

2

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимостиответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества;принятие ценностисемейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследиянародов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результатыосвоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения,ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своейпознавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числеальтернативные, осознанно выбирать наиболееэффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процесседостижения результата, определять способы
действий в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятиярешений и осуществления
осознанного выбора в учебной ипознавательной деятельности;
6)
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
дляклассификации, устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знакии символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем
и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами
программы по биологии являются:

освоения

выпускниками

основной

школы

1) формирование системы научных знаний о живой природеи закономерностях её
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результатедеятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированныхпредставлений о биологических
объектах, процессах, явлениях,закономерностях, об основных биологических теориях,
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживогов биосфере,
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведениеэкологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе,влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевыеи смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознаниенеобходимости действий по
сохранению биоразнообразияи природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологическихнаук в решении проблем
рационального природопользования,защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножениякультурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения курса «Общие биологические закономерности» выпускник
научится:
 характеризовать общие биологические закономерности, их практическую
значимость;
 применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
 применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
 владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению
общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить
доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять
отличительные признаки живых организмов; существенные признаки
биологических систем и биологических процессов;
 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

4

2. Содержание учебного предмета Биология
9 класс
(68часов, 2 часа в неделю)
Раздел 1. Биология в системе наук. (2ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания
научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь».
Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в
деятельности человека. Значение биологии для понимания научной картины мира.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Раздел 2. Основы цитологии – науки о клетке. (12ч)
Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение.
Химический состав живых организмов. Особенности химического состава живых
организмов. Неорганические и органические вещества. Роль воды, минеральных солей,
углеводов, липидов, белков в организме. Клеточное строение организмов. Клеточное
строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение
клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли,
митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток. Вирусы.
Лабораторная работа №1 «Строение эукариотических клеток у растений, животных,
грибов и прокариотических клеток у бактерий».
Контрольная работа №1 по теме «Основы цитологии».
Раздел3. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. (5ч)
Размножение, рост и развитие. Рост и развитие организмов. Размножение. Половое и
бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Влияние факторов внешней
среды на развитие зародыша. Приспособление организмов к изменяющимся условиям
среды.
Раздел 4. Основы генетики. (15ч)
Главные задачи современной генетики. Вклад ученых в развитие генетики как науки.
Признаки живых организмов: наследственность и изменчивость. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов. Признаки фенотипа и генотипа. Механизмы
наследственности. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Хромосомная
теория. Хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с
полом.Методы изучения наследственности человека. Взаимосвязь генотипа человека и его
здоровья.
Практические работы
родословных».

№1,

2

«Решение

генетических

задач»,

Лабораторные работы №2, 3«Описание фенотипов растений»,
модификационной изменчивости и построение вариационной кривой».

«Составление
«Изучение

Контрольная работа №2 по теме «Основы генетики».
Раздел 5. Основы селекции и биотехнологии. (3ч)
Главные задачи и направления современной селекции. Основные методы селекции. Вклад
отечественных и мировых ученых в развитие селекции. Этические аспекты развития
некоторых направлений биотехнологии.
Раздел 6. Эволюционное учение. (8ч)
5

Система и эволюция органического мира. Вид – основная систематическая единица.
Признаки вида. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы
эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде
обитания.
Раздел 7. Возникновение и развитие жизни на Земле. (5ч)
Гипотезы о происхождении жизни.
Контрольная работа №3 по темам «Эволюционное учение и развитие жизни на Земле».
Раздел 8. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. (16ч)
Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и
информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация
живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме
(конкуренция,хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме.
Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера – глобальная экосистема. В.И.
Вернадский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и
роль живого вещества в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности
человека в экосистемах. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых
организмов.
Лабораторные работы № 4, 5, 6, 7 «Изучение приспособленности организмов к
определенной среде обитания», «Строение растений в связи с условиями жизни»,
«Описание экологической ниши организма», «Выделение пищевых цепей в искусственной
экосистеме».
Итоговая контрольная работа №4.
2 часа – резервное время

6

3. Тематическое планирование по биологии
9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№
уро
ка

Тема

дата
план

Раздел 1. Биология в системе наук. (2ч)
1
Т/безопасности на уроках биологии. Биология как
наука.
2
Методы биологических исследований. Значение
биологии.
Раздел 2. Основы цитологии – науки о клетке. (12ч)
3
Цитология – наука о клетке.
4
5
6
7
8
9

Примечания
факт

1 нед
сен
1 нед
сен

2
сен
Клеточная теория.
2
сен
Химический состав клетки.
3
сен
Строение клетки.
3
сен
Особенности клеточного строения организмов.
4
сен
Вирусы.
4
сен
Лабораторная
работа
№1
«Строение 1
эукариотических клеток у растений, животных, окт
грибов и прокариотических клеток у бактерий».

нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед

10

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. 1 нед
окт
Фотосинтез.

11

Биосинтез белков.

2 нед
окт
12
Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.
2 нед
окт
13
Цитология – наука о клетке. Урок-семинар.
3 нед
окт
Контрольная работа №1 по теме «Основы 3 нед
14
цитологии».
окт
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. (5ч)
15
16
17
18

Формы размножения организмов.

4 нед
окт
Половое размножение. Мейоз.
4 нед
окт
1 нед
Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
ноя
Индивидуальное развитие организма. Эмбриогенез. 1 нед
Постэмбриогенез.
ноя
7

19

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

2 нед
ноя

Раздел 4. Основы генетики. (15ч)
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Генетика как отрасль биологической науки.

2 нед
ноя
Методы исследования наследственности. Фенотип и 3 нед
генотип.
ноя
Закономерности наследования.
3 нед
ноя
Практическая работа №1 «Решение генетических 4 нед
ноя
задач»
Хромосомная теория наследственности.
Генетика пола.
Основные
формы
изменчивости
Генотипическая изменчивость.
Комбинативная изменчивость

организмов.

Фенотипическая изменчивость.
Лабораторная работа №2 «Описание фенотипов
растений».
Лабораторная
работа
№3
«Изучение
модификационной изменчивости и построение
вариационной кривой».

4 нед
ноя
1 нед
дек
1 нед
дек
2 нед
дек
2 нед
дек
3 нед
дек
3 нед
дек

4 нед
дек
Практические
работы
№2
«Составление 4 нед
32
родословных».
дек
3 нед
Генотип и здоровье человека.
33
янв
Контрольная работа №2 по теме «Основы генетики». 3 нед
34
янв
Раздел 5. Основы селекции и биотехнологии. (3ч)
31

Методы изучения наследственности человека.

4 нед
янв
Достижения мировой и отечественной селекции.
4 нед
36
янв
Биотехнология: достижения и перспективы развития. 1 нед
37
Клонирование.
фев
Раздел 6. Эволюционное учение. (8ч)
35

38
39
40

Основы селекции. Методы селекции.

Учение об эволюции органического мира.
Вид. Критерии вида.
Популяционная структура вида.
8

1 нед
фев
2 нед
фев
2 нед

фев
3 нед
41
фев
Результаты
эволюции:
многообразие
видов, 3 нед
42
приспособленность организмов к среде обитания.
фев
Борьба за существование и естественный отбор – 4 нед
43
движущие силы эволюции.
фев
Адаптации как результат естественного отбора.
4 нед
44
фев
Современные проблемы эволюции.
1 нед
45
мар
Раздел 7. Возникновение и развитие жизни на Земле. (5ч)
Видообразование.

46
47
48
49
50

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. 1 нед
мар
Органический мир как результат эволюции.
2 нед
мар
История развития органического мира.
2 нед
мар
Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на 3 нед
Земле»
мар
Контрольная работа №3 по темам «Эволюционное 3 нед
мар
учение и развитие жизни на Земле».

Раздел 8. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. (18ч)
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Экология как наука.

4 нед
мар
«Изучение 4 нед
определенной мар

Лабораторная
работа
№4
приспособленности организмов к
среде обитания».
Влияние экологических факторов на организмы.

Лабораторная работа №5 «Строение растений в связи
с условиями жизни».
Экологическая ниша.
Лабораторная работа №6 «Описание экологической
ниши организма».
Структура популяций.
Типы взаимодействия популяций разных видов.
Значение
биологического
разнообразия
для
сохранения биосферы.
Экосистемная организация природы. Компоненты
экосистем.
Структура экосистем.
Поток энергии и пищевые цепи.
Искусственные экосистемы.
9

1 нед
апр
1 нед
апр
2 нед
апр
2 нед
апр
3 нед
апр
3 нед
апр
4 нед
апр
4 нед
апр
1 нед
мая
1 нед
мая
2 нед

мая
Лабораторная работа №7 «Выделение пищевых 2 нед
64
цепей в искусственной экосистеме».
мая
Экологические проблемы современности.
3 нед
65
мая
3 нед
Итоговая контрольная работа №4.
66
мая
67 - Резервное время
4 нед
68
мая
Итого за год
к.р. – 4, л.р. – 7, п.р. – 2.
68
часов

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».