Адаптированная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся с ЗПР 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с задержкой психического развития
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ основы безопасности жизнедеятельности
КЛАСС

8

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1

; всего за год

34

УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ

высшая

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией А. Т. Смирнова. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. — 4-е изд. — М. : Просвещение,
2016. — 63 с. — ISBN 978-5-09-037081-3.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – 8-е изд., перераб. – М.:
Просвещение, 2018. – 255с. : ил. – ISBN 978-5-09-055106-9.

с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

В соответствии с ключевыми задачами основного общего образования
требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в
себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностные результаты
• усвоение правил индивидуального и коллективного без опасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей
соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
2

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

3

2.
Содержание учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Терроризм и экстремизм — чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму
в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и
экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по
остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой
базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и
проявлениями экстремизма. Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
4

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании
антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование
антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в
террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное
поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и
удерживание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя,
наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Семья в современном обществе.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути
передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых
поражениях.

5

3.
№

Тематическое планирование 8 класс
Тема урока

Дата
план

Примеча
ние

факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и
государства (23 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)
1. Пожарная безопасность (3 ч)

1
2
3

Пожары в жилых и общественных зданиях, их
причины и последствия.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
Права, обязанности и ответственность граждан в
области пожарной безопасности. Обеспечение личной
безопасности при пожарах

1
неделя
2
неделя
3
неделя

1.1.

4
неделя
5
неделя
6
неделя

2.1.

7
неделя
8
неделя
9
неделя

3.1.

10
неделя
11
неделя

4.1.

12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя

5.1.

17

6.1.

1.2.
1.3.

2. Безопасность на дорогах (3 ч)

4
5
6

Причины дорожно-транспортных происшествий и
травматизма людей.
Организация дорожного движения, обязанности
пешеходов и пассажиров.
Велосипедист — водитель транспортного средства

2.2.
2.3.

3. Безопасность на водоёмах (3 ч)

7

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.

8

Безопасный отдых на водоёмах.

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

3.2.
3.3.

4. Экология и безопасность (2 ч)

10

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановке

4.2.

5. Чрезвычайные ситуации техногенного
характера и их возможные последствия (5 ч)

12
13
14
15
16

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного
характера.
Аварии на радиационно опасных объектах и их
возможные последствия.
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах
экономики и их возможные последствия.
Аварии на гидротехнических сооружениях и их
последствия
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций (7 ч)

5.2.
5.3.
5.4.
5.5.

6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4
ч)

17

Обеспечение радиационной безопасности населения.
6

неделя
18

Обеспечение химической защиты населения.

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на
взрывопожароопасных объектах.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на
гидротехнических сооружениях

20

18
неделя
19
неделя
20
неделя

6.2.

21
неделя
22
неделя
23
неделя

7.1.

24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя

8.1.

32
неделя
33
неделя
34
неделя
34 часа

9.1.

6.3.
6.4.

7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера (3 ч)

21
22
23

Организация оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях техногенного характера.
Эвакуация населения.
Мероприятия по инженерной защите населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни (12 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч)

7.2.
7.3.

8. Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)

24

Здоровье как основная ценность человека.

25

29

Индивидуальное здоровье человека, его физическое,
духовное и социальное благополучие.
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья
человека и общества.
Здоровый образ жизни как необходимое условие со
хранения и укрепления здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни и профилактика основных
неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье.

30

Профилактика вредных привычек.

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

26
27
28

8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
8.6.
8.7.
8.8.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи (4 ч)
9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

32

Первая помощь пострадавшим и её значение.

33

Первая помощь при отравлениях аварийно химически
опасными веществами.
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при утоплении
Итого за год
к.р. _2__

34

7

9.2.
9.3.; 9.4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».