Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС ФГОС ООО НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ обществознание КЛАСС 9 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 ; всего за год 33 (34) УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна КАТЕГОРИЯ высшая СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы) Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 63 с. - ISBN 978-5-09-032925-5. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные) Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.Н.Боголюбов и др.– М.: Просвещение, 2019. – 224 с. - ISBN 978-5-09-070427-4. с. Южаково 2021 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) В соответствии с ключевыми задачами основного общего образования требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются: • в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: 1) на использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста - в таблицу, из аудиовизуального ряда - в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. 2 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в следующих сферах: познавательной: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной: • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в моти-вационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой: • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической: • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной: • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • ознакомление с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. 3 2. Содержание учебного предмета «Обществознание» 9 класс Значение изучения общества для человека. Как подготовить проект — 1 час Тема 1. Политика (11 часов) Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движении в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Практикум по теме «Политика». Тема 2. Право (22 часов) Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод, обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Взаимодействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере образования. 4 3. Тематическое планирование (9 класс) № Тема урока Дата план Примеча ние факт 1 Значение изучения общества для человека. Как подготовить проект Тема 1. Политика (9 ч.) 1 неделя 2 Политика и власть &1 3 Государство 4 Политические режимы 5 Правовое государство 6 Гражданское общество и государство 7 Местное самоуправление 8 Участие граждан в политической жизни 9 Политические партии и движения 10 Роль политических партий в жизни общества 11 Политика и власть 12 Политика 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8недел я 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя &16 &2 &3 &4 &5 &5 &6 &7 &8 &8 Глава 2. Право (18 ч.) 13 Роль права в жизни общества и государства 14 Правоотношения и субъекты права 15 Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. 16 Правонарушения и юридическая ответственность 17 Право и закон 18 Правоохранительные органы 19 Конституция Российской Федерации 20 21 Признаки и особенности Конституции как основного закона страны Основы конституционного строя РФ 22 Формы правления, государственного устройства 5 &17 &17 &18 &14 &15 &9 &9 &9 &13 23 Права и свободы человека и гражданина 24 Декларация прав человека и гражданина 25 Гражданские правоотношения 26 Право на труд. Трудовые правоотношения 27 Семейные правоотношения 28 Административные правоотношения 29 Уголовно-правовые отношения 30 Социальные права 31 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере образования 32 33/ 34 Политика и право Итого за год к.р. _2__ 6 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 нелеля 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33/34 недели 33 (34) часа &10 &11 &19 &20 &21 &22 &23 &27 &24