Адаптированная рабочая программа по обществознанию для обучающихся с ЗПР 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с задержкой психического развития
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
9 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ обществознание
КЛАСС

9

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 ; всего за год

33 (34)

УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
Л.Н.Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. –
63 с. - ISBN 978-5-09-032925-5.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.Н.Боголюбов и др.–
М.: Просвещение, 2019. – 224 с. - ISBN 978-5-09-070427-4.

с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

В соответствии с ключевыми задачами основного общего образования требования
к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с
основными направлениями личностного развития и включают в себя предметные,
метапредметные и личностные результаты.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем
в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются:
• в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста - в таблицу, из
аудиовизуального ряда - в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
2

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в следующих сферах: познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
моти-вационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой:
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества; коммуникативной:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• ознакомление с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

3

2.

Содержание учебного предмета «Обществознание» 9 класс

Значение изучения общества для человека. Как подготовить проект — 1 час
Тема 1. Политика (11 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и
внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие
демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в
РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты
выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность
политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и
движении в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль
СМИ в предвыборной борьбе.
Практикум по теме «Политика».
Тема 2. Право (22 часов)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права.
Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие
правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового
статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной
власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти в РФ. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод, обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права.
Взаимодействие международных документов по правам человека на утверждение прав и
свобод человека и гражданина РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты
прав человека и гражданина РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего
работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности
родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды
административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы
допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период
вооруженных конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
4

3.

Тематическое планирование (9 класс)

№

Тема урока

Дата
план

Примеча
ние

факт

1

Значение изучения общества для человека.
Как подготовить проект
Тема 1. Политика (9 ч.)

1
неделя

2

Политика и власть

&1

3

Государство

4

Политические режимы

5

Правовое государство

6

Гражданское общество и государство

7

Местное самоуправление

8

Участие граждан в политической жизни

9

Политические партии и движения

10

Роль политических партий в жизни общества

11

Политика и власть

12

Политика

2
неделя
3
неделя
4
неделя
5
неделя
6
неделя
7
неделя
8недел
я
9
неделя
10
неделя
11
неделя
12
неделя

13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя
20
неделя
21
неделя
22
неделя

&16

&2
&3
&4
&5
&5
&6
&7
&8
&8

Глава 2. Право (18 ч.)
13

Роль права в жизни общества и государства

14

Правоотношения и субъекты права

15

Разновидности правовых норм. Основные отрасли права.

16

Правонарушения и юридическая ответственность

17

Право и закон

18

Правоохранительные органы

19

Конституция Российской Федерации

20
21

Признаки и особенности Конституции как основного
закона страны
Основы конституционного строя РФ

22

Формы правления, государственного устройства
5

&17
&17
&18
&14
&15
&9
&9
&9
&13

23

Права и свободы человека и гражданина

24

Декларация прав человека и гражданина

25

Гражданские правоотношения

26

Право на труд. Трудовые правоотношения

27

Семейные правоотношения

28

Административные правоотношения

29

Уголовно-правовые отношения

30

Социальные права

31

Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования

32
33/
34

Политика и право
Итого за год

к.р. _2__

6

23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
нелеля
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33/34
недели
33 (34) часа

&10
&11
&19
&20
&21
&22
&23

&27
&24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».